Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №23/2007

ИНФОРМАЦИЯ

 

Экзаменационная работа

для проведения государственной итоговой аттестации
выпускников 9-х классов общеобразовательных учреждений
2007 года (по новой форме) по РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Демонстрационный вариант 2007 года

Пояснения к демонстрационному варианту

В демонстрационном варианте 2007 года не отражаются все вопросы содержания, которые проверялись с помощью вариантов экзаменационной работы в 2007 году. Полный перечень вопросов, которые контролировались в процессе государственной (итоговой) аттестации в 2007 году, приведен в Кодификаторе элементов содержания экзаменационной работы для выпускников 9-х классов общеобразовательных учреждений 2007 года по русскому языку, помещенном на сайте www.fipi.ru.
Назначение демонстрационного варианта заключается в том, чтобы дать возможность любому участнику экзамена по русскому языку в 9-м классе и широкой общественности составить представление о структуре и содержании будущих вариантов экзаменационной работы, о форме предъявления материала и уровне сложности заданий. Критерии оценивания экзаменационной работы позволят составить представление о требованиях к полноте и правильности ответов.
Эти сведения дают возможность выпускникам выработать стратегию подготовки к сдаче экзамена по русскому языку.

Инструкция по выполнению работы

Эта инструкция поможет вам правильно организовать свое время и успешно справиться с работой.

На выполнение экзаменационной работы по русскому языку дается 4 часа (240 минут). Работа состоит из трех частей.

Часть 1 – подробное изложение прослушанного текста. Рекомендуем отвести на выполнение первой части экзаменационной работы 75 минут.

Часть 2 – чтение предложенного текста и выполнение заданий. Сначала вам будут розданы бланки с текстом и заданиями.

Вам предлагается сравнить содержание прослушанного и прочитанного текстов. Для этого внимательно прочитайте текст, стараясь понять его содержание. Затем приступайте к выполнению заданий с выбором ответа (таких заданий 10). Внимательно прочитайте каждое задание и предлагаемые варианты ответа. К каждому заданию дается 4 варианта ответа, только один из них правильный. Отвечайте только после того, как вы поймете вопрос и проанализируете все варианты ответа.

Обведите цифру правильного ответа кружочком. Рекомендуем отвести на выполнение второй части экзаменационной работы 45 минут.

Часть 3 – написание небольшого по объему сочинения-рассуждения на основе прослушанного и прочитанного текстов. Рекомендуем отвести на выполнение этой части работы 120 минут.

Это задание выполняется на отдельном листе.

Все три части работы нужно выполнить обязательно и в том порядке, в котором они предлагаются.

За час до окончания экзамена разрешено пользоваться толковым и орфографическим словарями, а также словарем синонимов.

Будьте внимательны! Делайте все тщательно, неторопливо. Будьте уверены в своих силах!

Приступайте к выполнению работы.

Желаем успеха!


ЧАСТЬ 1

1.1 Прослушайте текст и напишите его подробное изложение.

Текст для прослушивания

Мать родилась в сибирской деревне. С детства большой радостью стали для нее родные леса, поля и все живое в них.

Сколько нужды и горя выпало на долю матери, потерявшей семерых взрослых детей! И все же глаза ее оставались незамутненными до глубокой старости, свидетельствующими о душевной ясности, лицо свежим, свободным от морщин. Способность радоваться, чутко улавливать красоту родной земли дарована далеко не всем людям.

Лицо матери, как подсолнечник к солнцу, всегда было обращено к радости, к деянию добра. Я был убежден, что мать обладала особым талантом доброты и обостренным ощущением природы, которые она все время бессознательно пыталась привить нам, детям. Слова матери глубоко западали в память, трогали какие-то незримые струны души, оберегали нас от тысячи тысяч пагубных соблазнов, бились в наших сердцах неиссякаемым подспудным родником.

– Немало людей, дети, живут злобой, корыстью, завистью, – говорила она. – Не радуются ни весне, ни птичьему звону, и оттого глаза у них мутные, тусклые, а душа больная. Слепцы они, а со слепого какой же спрос?

А как сделать, чтобы всем жить было радостно, она не знала. И видела источник радости и исцеляющей силы в окружающей ее природе. Любовь к природе, радостное любование ею было заложено в ней от рождения, как в певчей птице. Мать не представляла иной силы, способной так чудодейственно окрылять человеческую душу, и поражалась, как другие не понимают этого.

(По Е.Пермитину)
(214 слов)

ЧАСТЬ 2

Прочитайте текст и выполните задания 2.1 – 2.10

(1) Однажды японцы привезли европейских туристов на поляну, с которой хорошо видна гора Фудзияма, и оставили их там на несколько часов. (2) А когда туристы возмутились: «Мы приехали Японию смотреть, а не сидеть без дела на одном месте», – японцы вежливо возразили и показали программу. (3) В ней было написано: с 9 до 11.30 утра – любование.

(4) Так вот – любование. (5) В этом весь секрет постижения красоты. (6) Согласитесь, что если человека привезти на берег моря, показать ему катящиеся валы прибоя, а через минуту увезти от моря подальше, – это одно. (7) Если же человек просидит на берегу несколько часов или проживет несколько дней, то это – совсем другое. (8) Все сходятся на том, что на море можно смотреть часами, как на огонь или на водопад. (9) Море с его синевой, запахом, шелестением или грохотом волн, волнующей игрой красок, шуршанием гальки, с необъятным простором, с корабликами, проплывающими вдали, с чайками и облаками – все это наполнит вас, очистит, облагородит, останется навсегда, чего не произойдет, разумеется, если взглянуть и тотчас уйти или наблюдать за этой красотой из окна поезда.

(10) Каждый раз, когда я видел что-нибудь очень красивое в природе: цветущее дерево, цветочную поляну, светлый быстрый ручей, уголок леса с ландышами в еловом сумраке, закатное небо с красивыми облаками, россыпь брусники вокруг старого пня, ночную фиалку среди берез, – у меня появлялось чувство, похожее на досаду. (11) «Господи, – говорил я, – такое мне дано, но ведь с этим же что-то тебе делать надо!»

(12) Потом я понял: нужно остановиться и смотреть. (13) Любоваться. (14) Созерцать, исцеляя душу. (15) Остановиться не на двадцать минут (которые тоже можно считать продолжительным временем), потому что если остановишься на двадцать минут – не избавишься от желания идти дальше. (16) Надо остановиться перед красотой, не думая о времени, без суеты и не меньше, чем на два часа. (17) Только тогда красота, которой конца-краю нет, пригласит тебя в собеседники, только тогда возможен с ней глубокий духовный контакт, только тогда она и принесет радость.

(По В.Солоухину)

2.1 Какая общая мысль объединяет прочитанный и прослушанный тексты?

1) Необходимо беречь природу, заботиться о ней.

2) Природа дает силу человеку и окрыляет его душу.

3) По-настоящему наслаждаться природой можно только в лесу.

4) Чем дольше наслаждаешься окружающей природой, тем больше получаешь сил и энергии.

2.2 Какое утверждение отражает позицию автора данного текста?

1) Секрет постижения красоты – в активном воздействии на нее.

2) Изучение природы – дело специалистов.

3) Любование красотами природы – бесполезное занятие.

4) Секрет постижения красоты – в способности неторопливо любоваться ею.

2.3 К какому стилю и типу речи относится текст?

1) Публицистический стиль, повествование с элементами рассуждения;

2) разговорный стиль, рассуждение с элементами описания;

3) художественный стиль, описание;

4) научно-популярный стиль, описание.

2.4 Какое из указанных предложений связано с предыдущим с помощью личного местоимения?

1) 9; 2) 2; 3) 3; 4) 16.

2.5 Какое значение имеет слово духовный в прочитанном тексте (предложение № 17)?

1) Связанный с умением правильно вести разговор, ориентируясь на душевное состояние собеседника;

2) покоряющий своей прелестью; обаятельный, очаровательный;

3) связанный с внутренним миром человека, его мироощущением, с проявлением его нравственных качеств;

4) проникнутый дружеским расположением; доброжелательный.

2.6 В каком слове букв больше, чем звуков (предложение № 2)?

1) Японцы;

2) приехали;

3) вежливо.

4) смотреть.

2.7 Каков способ образования слова любование (предложение № 3)?

1) Приставочный;

2) суффиксальный;

3) приставочно-суффиксальный;

4) бессуффиксный.

2.8 Какой частью речи является слово что в предложении № 8?

1) Местоимение;

2) союз;

3) наречие;

4) частица.

2.9 В составе какого сложного предложения есть безличное?

1) 1; 2) 2; 3) 8; 4) 10.

2.10 Какая характеристика предложения № 10 является верной?

1) Сложноподчиненное;

2) сложносочиненное;

3) простое;

4) сложное бессоюзное.

ЧАСТЬ 3

3.1 Напишите небольшое по объему сочинение-рассуждение (не менее 80 слов) на тему «Природа и внутренний мир человека». Используйте информацию из прослушанного и прочитанного текстов. Выразите свою позицию по данной теме, приведите не менее двух аргументов, подтверждающих вашу точку зрения.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст (прослушанный и/или прочитанный) без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулем баллов.

ИНСТРУКЦИЯ
по проверке и оценке работ учащихся по русскому языку

ЧАСТЬ 1

Первая часть экзаменационной работы (задание 1.1) – написание изложения (не менее 100 слов) – оценивается по следующим критериям:

Таблица 1

Критерии оценивания изложения Баллы
I Содержание изложения  
И1 Отражение в изложении содержания исходного текста  
  Содержание текста передано без искажений 2
  Допущена 1 фактическая ошибка в передаче содержания исходного текста 1
  Допущено 2 и более фактических ошибок в передаче содержания исходного текста,или содержание не передано вовсе 0
И2 Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения исходного текста  
  В работе отсутствуют логические ошибки; правильно использованы языковые средства логической связи; нет нарушений абзацного членения текста 2
  В работе допущена 1 логическая ошибка и/или 1 ошибка в использовании языковых средств логической связи; и/или имеется 1 нарушение абзацного членения текста 1
  В работе допущено более 1-й логической ошибки, и/или имеются более 1-й ошибки в использовании языковых средств логической связи; и/или имеются более 1-го нарушения абзацного членения текста 0
И3 Точность и ясность речи  
  Учащийся владеет достаточным словарным запасом и разнообразными грамматическими средствами, чтобы точно и понятно выразить свою мысль. Работа учащегося без наруше-ний передает речевые особенности исходного текста 2
  Учащийся владеет достаточным словарным запасом, однако прослеживается однообразие грамматического строя речи, что не позволяет точно и понятно выразить свою мысль. Имеются отдельные нарушения в передаче речевых особенностей исходного текста 1
  Работа отличается бедностью словаря и однообразием грамматического строя речи. Речевые особенности исходного текста в работе учащегося не переданы 0
Максимальное количество баллов за изложение по критериям И1–И3 6

ЧАСТЬ 2

За верное выполнение заданий 1–10 второй части экзаменационной работы ученик получает по 1 баллу за каждое задание. За неверный ответ или его отсутствие выставляется 0 баллов.

Максимальная сумма, которую может получить учащийся, правильно выполнивший 10 заданий второй части работы, – 10 баллов.

№ задания Ответ
2.1 2
2.2 4
2.3 1
2.4 1
2.5 3
2.6 4
2.7 2
2.8 2
2.9 3
2.10 1

ЧАСТЬ 3

Третья часть экзаменационной работы (задание 3.1) – написание небольшого по объему сочинения-рассуждения (не менее 80 слов) на основе информации, извлеченной из прослушанного и прочитанного текстов, – оценивается по следующим критериям: (см. таблицу 2, стр. 6).

Таблица 2

Критерии оценивания изложения Баллы
I Содержание сочинения  
С1 Соответствие работы учащегося предложенной теме  
  Содержание сочинения соответствует предложенной теме 2
  Содержание сочинения соответствует предложенной теме, однако в написанном тексте имеется 1 отступление от темы и/или 1 фактическая ошибка 1
  Написанный учащимся текст не соответствует заданной теме; или сочинение представляет собой пересказ исходных текстов; или в работе учащегося имеются 2 и более отступлений от темы или 2 и более фактические ошибки 0
С2 Отражение собственной позиции учащегося  
  Ученик четко выражает свою позицию, присоединяясь к позиции авторов текстов или формулируя собственное мнение 2
  Ученик нечетко выражает свою позицию, присоединяясь к позиции авторов текстов или формулируя собственное мнение 1
  "Ученик не высказывает своего мнения по поводу прочитанного и прослушанного текстов или формально заявляет о своей позиции ("я согласен / не согласен с авторами")" 0
С3 Соответствие работы учащегося заданному типу речи (рассуждение)  
  Сочинение соответствует заданному типу речи: текст подчинен основной мысли (тезису), приведено не менее 2-х аргументов (собственных и/или извлеченных из прослушанного и прочитанного текстов) 2
  Сочинение в целом соответствует заданному типу речи: текст подчинен основной мысли (тезису), однако приведен только 1 аргумент и/или имеются отдельные нарушения в типологической структуре рассуждения (аргументы не подтверждают тезис, пропущено важное звено в цепи доказательств, встречаются противоречащие друг другу утверждения и т.п.) 1
  Создан текст иного типа речи. 0
II Речевое оформление сочинения-рассуждения  
С4 Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения мыслей  
  В работе отсутствуют логические ошибки; верно использованы языковые средства логической связи; нет нарушений абзацного членения текста 2
  В работе допущена 1 логическая ошибка и/или 1 ошибка в использовании языковых средств логической связи; и/или имеется 1 нарушение абзацного членения текста 1
  В работе допущено более 1-й логической ошибки, и/или имеется более 1-й ошибки в использовании языковых средств логической связи; и/или имеется более 1-го нарушения абзацного членения текста 0
С5 Точность и ясность речи  
  Учащийся владеет достаточным словарным запасом и разнообразными грамматическими средствами, чтобы точно и понятно выразить свою мысль 2
  Учащийся владеет достаточным словарным запасом, однако прослеживается однообразие грамматического строя речи, что не позволяет точно и понятно выразить свою мысль 1
  Работа экзаменуемого отличается бедностью словаря и однообразием грамматического строя речи 0
  Максимальное количество баллов за сочинение по критериям С1–C5 10

Внимание!
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст (прослушанный и/или прочитанный) без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулем баллов.

Практическая грамотность работы учащегося оценивается на основании проверки изложения и сочинения в целом (с учетом положения о грубых и негрубых, однотипных ошибках). Критерии оценки грамотности учащегося (см. таблицу 3, стр. 7).

Таблица 3

  Критерии оценки грамотности учащегося Баллы
Г1 Соблюдение орфографических норм  
  орфографических ошибок нет или допущена 1 негрубая ошибка 3
  допущены 1–2 ошибки 2
  допущены 3–4 ошибки 1
  допущено 5 и более ошибок 0
Г2 Соблюдение пунктуационных норм  
  пунктуационных ошибок нет или допущена 1 негрубая ошибка 3
  допущены 1–2 ошибки 2
  допущены 3–4 ошибки 1
  допущено 5 и более ошибок 0
Г3 Соблюдение грамматических норм  
  грамматических ошибок нет 3
  допущены 1–2 ошибки 2
  допущены 3–4 ошибки 1
  допущено 5 и более ошибок 0
Г4 Соблюдение речевых норм  
  речевых ошибок нет или допущена 1 негрубая речевая ошибка 3
  допущены 1–2 ошибки 2
  допущены 3–4 ошибки 1
  допущено 5 и более ошибок 1
  Максимальное количество баллов за сочинение и изложение по критериям Г1–Г4 12

При оценке грамотности (Г1–Г4) следует учитывать объем изложения и сочинения.

Указанные в таблице 3 нормативы применяются для проверки и оценки изложения объемом не менее 100 слов (если в изложении менее 85 слов, то такая работа не засчитывается и оценивается нулем баллов, задание считается невыполненным) и/или сочинения объемом не менее 80 слов (если в сочинении менее 65 слов, то такая работа не засчитывается и оценивается нулем баллов, задание считается невыполненным).

При оценке изложения объемом от 85 до 100 слов и/или сочинения объемом от 65 до 80 слов число допустимых ошибок всех четырех видов (Г1–Г4) уменьшается. 2 балла по этим критериям ставятся в следующих случаях:

Г1 – орфографических ошибок нет (или допущена 1 негрубая ошибка);

Г2 – пунктуационных ошибок нет (или 1 негрубая ошибка);

ГЗ – грамматических ошибок нет;

Г4 – речевых ошибок нет.

1 балл по этим критериям ставится в следующих случаях:

Г1 – допущена 1 орфографическая ошибка;

Г2 – допущена 1 пунктуационная ошибка;

ГЗ – допущена 1 грамматическая ошибка;

Г4 – допущена 1 речевая ошибка.

3 балла по критериям Г1–Г4 за изложение объемом от 85 до 100 слов и/или сочинение объемом от 65 до 80 слов вообще не ставится.

При оценке грамотности (Г1–Г4) следует также учитывать, все ли виды письменных работ (и изложение, и сочинение) выполнил ученик.

Если выпускник не приступал к написанию изложения или сочинения, то при оценке грамотности число допустимых ошибок всех четырех видов уменьшается: 3 и 2 балла по критериям Г1–Г4 не ставятся вовсе. 1 балл выставляется в следующих случаях:

Г1 – не более двух орфографических ошибок (более двух ошибок – 0 баллов);

Г2 – не более двух пунктуационных ошибок (более двух ошибок – 0 баллов);

ГЗ – не более одной грамматической ошибки (более 1-й ошибки – 0 баллов);

Г4 – не более двух речевых ошибок (более двух ошибок – 0 баллов).

Максимальный балл, который может получить ученик за выполнение всей экзаменационной работы, – 38.

ИЗВЛЕЧЕНИЯ из спецификации экзаменационной работы
для проведения государственной итоговой аттестации выпускников
9-х классов общеобразовательных учреждений 2007 года
(по новой форме) по РУССКОМУ ЯЗЫКУ

1. Назначение экзаменационной работы – оценить подготовку выпускников 9-х классов по русскому языку с целью их итоговой аттестации за курс основной общеобразовательной школы.

2. Документы, определяющие содержание экзаменационной работы:

1. Обязательный минимум содержания основного общего образования по предмету (приложение к приказу Минобразования России «Об утверждении временных требований к обязательному минимуму содержания основного общего образования» от 19.05.1998 г. № 1236).

2. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Основное общее образование. Русский язык (приказ Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 05.03.2004 г. № 1089).

3. Примерные программы основного общего образования. М.: Дрофа, 1999.

3. Характеристика структуры и содержания экзаменационной работы.

В работу по русскому языку включены 2 задания открытого типа с развернутым ответом (изложение, сочинение) и 10 заданий с выбором ответа из 4 предложенных.

Экзаменационная работа по русскому языку состоит из трех частей, которые последовательно выполняются учениками. Выполнение трех частей обязательно для всех учащихся.

Часть 1 содержит задание открытого типа с развернутым ответом (изложение1), проверяющее умение создавать в письменной форме высказывания по заданным параметрам.

Часть 2 содержит 10 заданий с выбором ответа, проверяющих умения извлекать основную информацию из текста при аудировании и чтении, принадлежность текста к определенному стилю и функционально-смысловому типу речи, а также ряд умений, связанных с анализом языковых единиц, представленных в прочитанном тексте.

Часть 3 содержит задание открытого типа с развернутым ответом (сочинение), проверяющее умение создавать собственное речевое высказывание на заданную тему с привлечением информации, извлеченной из прослушанного и прочитанного текстов.

Значительная часть дидактических единиц содержания контрольно-измерительных материалов представлена в экзаменационной работе в рамках коммуникативно-деятельностного подхода, то есть не только в заданиях, целью которых является определение уровня сформированности аналитических языковых умений, но и в заданиях, выявляющих умения в различных видах речевой деятельности (аудировании, чтении, письме).

Варианты экзаменационной работы равноценны по трудности, одинаковы по структуре, параллельны по расположению заданий: под одним и тем же порядковым номером во всех вариантах работы находится задание, проверяющее один и тот же элемент содержания.

5. Время выполнения работы и условия ее проведения.

На выполнение экзаменационной работы отводится 4 часа (240 минут). Сначала ученики прослушивают исходный текст. После второго прочтения текста ученики подробно пересказывают его в письменной форме. Затем знакомятся с текстом для чтения, который предъявляется каждому из них в распечатанном виде. Учащимся предлагается определить мысль, объединяющую прослушанный и прочитанный тексты, а также выполнить задания, связанные с анализом языковых единиц. После этого ученики приступают к написанию небольшого по объему сочинения-рассуждения на заданную тему с привлечением информации, извлеченной из прослушанного и прочитанного текстов.

Организатором в аудитории во время проведения экзаменационной работы по русскому языку должен быть учитель-словесник, не работающий в данном классе.

На экзамене учащимся разрешается пользоваться лингвистическими словарями.

Дополнительное оборудование на экзамене по русскому языку не используется.

6. Система оценивания отдельных заданий и работы в целом.

Максимальная сумма баллов, которую может получить учащийся, правильно выполнивший задание первой части экзаменационной работы по критериям И1–И3, – 6.

За верное выполнение каждого задания части 2 экзаменационной работы учащийся получает по 1 баллу. За неверный ответ или его отсутствие выставляется 0 баллов. Максимальная сумма – 10 баллов.

Максимальная сумма баллов, которую может получить учащийся, правильно выполнивший задание третьей части работы по критериям С1–С5, – 10.

Практическая грамотность работы учащегося оценивается на основании проверки изложения и сочинения в целом (с учетом положения о грубых и негрубых, однотипных ошибках). Максимальная сумма, которую может получить учащийся за соблюдение языковых и речевых норм, – 12 баллов.

Максимальная сумма, которую может получить учащийся, правильно выполнивший экзаменационную работу, – 38 баллов.

7. Рекомендации по подготовке к экзамену.

При подготовке к экзамену рекомендуется использовать учебники, имеющие гриф Министерства образования РФ:

1. Ладыженская  Т.А., Баранов  М.Т., Тростенцова  Л.А. и др. Русский язык: учебники для 5-, 6-, 7-х классов общеобразовательных учреждений; Научн. ред. акад. РАО Н.М. Шанский. М.: Просвещение.

2. Тростенцова  Л.А., Ладыженская  Т.А. и др. Русский язык: учебники для 8–9-х классов общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение.

3. Разумовская  М.М., Львова  С.И., Капинос  В.И. и др. Русский язык: Учебники для 5-, 6-, 7-, 8-, 9-х классов общеобразовательных учреждений / Под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта. М.: Дрофа.

4. Львова С.И., Львов В.В. Русский язык: Учебники для 5-, 6-, 7-, 8-х классов общеобразовательных учреждений. М.: Мнемозина.

5. Бабайцева В.В., Чеснокова  Л.Д. Русский язык. Теория. Учебник для 5–9-х классов общеобразовательных учреждений. М.: Дрофа.

6. В.В.  Бабайцева, А.П.  Еремеева, А.Ю.  Купалова, Г.К.  Лидман-Орлова и др. Русский язык. Практика. Учебники для 5-, 6-, 7-, 8-, 9-х классов общеобразовательных учреждений. М.: Дрофа; Никитина   Е.И. Русская речь. 5–9-е классы. М.: Дрофа.

7. Бархударов  С.Г., Крючков  С.Е., Максимов  А.Ю. и др. Русский язык: Учебники для 8–9-х классов общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение.

К экзамену можно готовиться также по другим учебникам, включенным в «Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях». Перечень учебников размещен на сайте Министерства образования и науки Российской Федерации (www.edu.ru) в разделе «Документы министерства».

8. Изменения в контрольных измерительных материалах по русскому языку 2007 года по сравнению с 2006 годом.

Все основные характеристики работы в целом сохраняются.

Изменено количество заданий во второй части работы (вместо 4 дается 10 заданий).

Изменены критерии оценивания выполнения заданий с развернутым ответом (части 1 и 3).

№ п/п Действия организатора Действия учащихся Рекомендуемое время
1-я часть работы 75 мин.
1. Первое чтение текста Слушание текста 5 мин.
    Осмысление прослушанного текста 5 мин.
2. Второе чтение текста Слушание текста 5 мин.
    Написание подробного изложения прослушанного текста 60 мин.
2-я часть работы  
3.   Чтение текста и решение тестовых заданий 45 мин.
3-я часть работы  
4.   Написание сочинения 120 мин.

 


1 Тексты для изложений отобраны из учебного пособия «Русский язык: Сборник текстов для проведения письменного экзамена по русскому языку за курс основной школы. 9-й класс»
(Авт.-сост.: Л.М. Рыбченкова, В.Л. Склярова. М.: Дрофа, 2005) и представлены отдельными фрагментами.

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru