ИНФОРМАЦИЯ
Экзаменационная работа
для проведения государственной
итоговой аттестации
выпускников 9-х классов общеобразовательных
учреждений
2007 года (по новой форме) по РУССКОМУ ЯЗЫКУ
Демонстрационный вариант 2007 года
Пояснения к демонстрационному
варианту
В демонстрационном варианте 2007 года не
отражаются все вопросы содержания, которые
проверялись с помощью вариантов экзаменационной
работы в 2007 году. Полный перечень вопросов,
которые контролировались в процессе
государственной (итоговой) аттестации в 2007 году,
приведен в Кодификаторе элементов содержания
экзаменационной работы для выпускников 9-х
классов общеобразовательных учреждений 2007 года
по русскому языку, помещенном на сайте www.fipi.ru.
Назначение демонстрационного варианта
заключается в том, чтобы дать возможность любому
участнику экзамена по русскому языку в 9-м классе
и широкой общественности составить
представление о структуре и содержании будущих
вариантов экзаменационной работы, о форме
предъявления материала и уровне сложности
заданий. Критерии оценивания экзаменационной
работы позволят составить представление о
требованиях к полноте и правильности ответов.
Эти сведения дают возможность выпускникам
выработать стратегию подготовки к сдаче
экзамена по русскому языку.
Инструкция по выполнению работы
Эта инструкция поможет вам правильно
организовать свое время и успешно справиться с
работой.
На выполнение экзаменационной работы по
русскому языку дается 4 часа (240 минут). Работа
состоит из трех частей.
Часть 1 – подробное изложение прослушанного
текста. Рекомендуем отвести на выполнение первой
части экзаменационной работы 75 минут.
Часть 2 – чтение предложенного текста и
выполнение заданий. Сначала вам будут розданы
бланки с текстом и заданиями.
Вам предлагается сравнить содержание
прослушанного и прочитанного текстов. Для этого
внимательно прочитайте текст, стараясь понять
его содержание. Затем приступайте к выполнению
заданий с выбором ответа (таких заданий 10).
Внимательно прочитайте каждое задание и
предлагаемые варианты ответа. К каждому заданию
дается 4 варианта ответа, только один из них
правильный. Отвечайте только после того, как вы
поймете вопрос и проанализируете все варианты
ответа.
Обведите цифру правильного ответа кружочком. Рекомендуем
отвести на выполнение второй части
экзаменационной работы 45 минут.
Часть 3 – написание небольшого по объему
сочинения-рассуждения на основе прослушанного
и прочитанного текстов. Рекомендуем отвести на
выполнение этой части работы 120 минут.
Это задание выполняется на отдельном листе.
Все три части работы нужно выполнить
обязательно и в том порядке, в котором они
предлагаются.
За час до окончания экзамена разрешено
пользоваться толковым и орфографическим
словарями, а также словарем синонимов.
Будьте внимательны! Делайте все тщательно,
неторопливо. Будьте уверены в своих силах!
Приступайте к выполнению работы.
Желаем успеха!
ЧАСТЬ 1
1.1 Прослушайте текст и напишите его подробное
изложение.
Текст для прослушивания
Мать родилась в сибирской деревне. С детства
большой радостью стали для нее родные леса, поля
и все живое в них.
Сколько нужды и горя выпало на долю матери,
потерявшей семерых взрослых детей! И все же глаза
ее оставались незамутненными до глубокой
старости, свидетельствующими о душевной ясности,
лицо свежим, свободным от морщин. Способность
радоваться, чутко улавливать красоту родной
земли дарована далеко не всем людям.
Лицо
матери, как подсолнечник к солнцу, всегда было
обращено к радости, к деянию добра. Я был убежден,
что мать обладала особым талантом доброты и
обостренным ощущением природы, которые она все
время бессознательно пыталась привить нам,
детям. Слова матери глубоко западали в память,
трогали какие-то незримые струны души, оберегали
нас от тысячи тысяч пагубных соблазнов, бились в
наших сердцах неиссякаемым подспудным родником.
– Немало людей, дети, живут злобой, корыстью,
завистью, – говорила она. – Не радуются ни весне,
ни птичьему звону, и оттого глаза у них мутные,
тусклые, а душа больная. Слепцы они, а со слепого
какой же спрос?
А как сделать, чтобы всем жить было радостно,
она не знала. И видела источник радости и
исцеляющей силы в окружающей ее природе. Любовь к
природе, радостное любование ею было заложено в
ней от рождения, как в певчей птице. Мать не
представляла иной силы, способной так
чудодейственно окрылять человеческую душу, и
поражалась, как другие не понимают этого.
(По Е.Пермитину)
(214 слов)
ЧАСТЬ 2
Прочитайте текст и выполните задания 2.1 – 2.10
(1) Однажды японцы привезли европейских
туристов на поляну, с которой хорошо видна гора
Фудзияма, и оставили их там на несколько часов. (2)
А когда туристы возмутились: «Мы приехали Японию
смотреть, а не сидеть без дела на одном месте», –
японцы вежливо возразили и показали программу. (3)
В ней было написано: с 9 до 11.30 утра – любование.
(4) Так вот – любование. (5) В этом весь секрет
постижения красоты. (6) Согласитесь, что если
человека привезти на берег моря, показать ему
катящиеся валы прибоя, а через минуту увезти от
моря подальше, – это одно. (7) Если же человек
просидит на берегу несколько часов или проживет
несколько дней, то это – совсем другое. (8) Все
сходятся на том, что на море можно смотреть
часами, как на огонь или на водопад. (9) Море с его
синевой, запахом, шелестением или грохотом волн,
волнующей игрой красок, шуршанием гальки, с
необъятным простором, с корабликами,
проплывающими вдали, с чайками и облаками – все
это наполнит вас, очистит, облагородит, останется
навсегда, чего не произойдет, разумеется, если
взглянуть и тотчас уйти или наблюдать за этой
красотой из окна поезда.
(10) Каждый раз, когда я видел что-нибудь очень
красивое в природе: цветущее дерево, цветочную
поляну, светлый быстрый ручей, уголок леса с
ландышами в еловом сумраке, закатное небо с
красивыми облаками, россыпь брусники вокруг
старого пня, ночную фиалку среди берез, – у меня
появлялось чувство, похожее на досаду. (11)
«Господи, – говорил я, – такое мне дано, но ведь с
этим же что-то тебе делать надо!»
(12) Потом я понял: нужно остановиться и смотреть.
(13) Любоваться. (14) Созерцать, исцеляя душу. (15)
Остановиться не на двадцать минут (которые тоже
можно считать продолжительным временем), потому
что если остановишься на двадцать минут – не
избавишься от желания идти дальше. (16) Надо
остановиться перед красотой, не думая о времени,
без суеты и не меньше, чем на два часа. (17) Только
тогда красота, которой конца-краю нет, пригласит
тебя в собеседники, только тогда возможен с ней
глубокий духовный контакт, только тогда она и
принесет радость.
(По В.Солоухину)
2.1 Какая общая мысль объединяет прочитанный
и прослушанный тексты?
1) Необходимо беречь природу, заботиться о ней.
2) Природа дает силу человеку и окрыляет его
душу.
3) По-настоящему наслаждаться природой можно
только в лесу.
4) Чем дольше наслаждаешься окружающей
природой, тем больше получаешь сил и энергии.
2.2 Какое утверждение отражает позицию
автора данного текста?
1) Секрет постижения красоты – в активном
воздействии на нее.
2) Изучение природы – дело специалистов.
3) Любование красотами природы – бесполезное
занятие.
4) Секрет постижения красоты – в способности
неторопливо любоваться ею.
2.3 К какому стилю и типу речи относится
текст?
1) Публицистический стиль, повествование с
элементами рассуждения;
2) разговорный стиль, рассуждение с элементами
описания;
3) художественный стиль, описание;
4) научно-популярный стиль, описание.
2.4 Какое из указанных предложений связано с
предыдущим с помощью личного местоимения?
1) 9; 2) 2; 3) 3; 4) 16.
2.5 Какое значение имеет слово духовный в
прочитанном тексте (предложение № 17)?
1) Связанный с умением правильно вести разговор,
ориентируясь на душевное состояние собеседника;
2) покоряющий своей прелестью; обаятельный,
очаровательный;
3) связанный с внутренним миром человека, его
мироощущением, с проявлением его нравственных
качеств;
4) проникнутый дружеским расположением;
доброжелательный.
2.6 В каком слове букв больше, чем звуков
(предложение № 2)?
1) Японцы;
2) приехали;
3) вежливо.
4) смотреть.
2.7 Каков способ образования слова любование
(предложение № 3)?
1) Приставочный;
2) суффиксальный;
3) приставочно-суффиксальный;
4) бессуффиксный.
2.8 Какой частью речи является слово что в
предложении № 8?
1) Местоимение;
2) союз;
3) наречие;
4) частица.
2.9 В составе какого сложного предложения
есть безличное?
1) 1; 2) 2; 3) 8; 4) 10.
2.10 Какая характеристика предложения № 10
является верной?
1) Сложноподчиненное;
2) сложносочиненное;
3) простое;
4) сложное бессоюзное.
ЧАСТЬ 3
3.1 Напишите небольшое по объему
сочинение-рассуждение (не менее 80 слов) на тему
«Природа и внутренний мир человека». Используйте
информацию из прослушанного и прочитанного
текстов. Выразите свою позицию по данной теме,
приведите не менее двух аргументов,
подтверждающих вашу точку зрения.
Если сочинение представляет собой
пересказанный или полностью переписанный
исходный текст (прослушанный и/или прочитанный)
без каких бы то ни было комментариев, то такая
работа оценивается нулем баллов.
ИНСТРУКЦИЯ
по проверке и оценке работ учащихся по русскому
языку
ЧАСТЬ 1
Первая часть экзаменационной работы
(задание 1.1) – написание изложения (не менее 100
слов) – оценивается по следующим критериям:
Таблица 1
№ |
Критерии оценивания изложения |
Баллы |
I |
Содержание изложения |
|
И1 |
Отражение в изложении содержания
исходного текста |
|
|
Содержание текста передано без искажений |
2 |
|
Допущена 1 фактическая ошибка в передаче
содержания исходного текста |
1 |
|
Допущено 2 и более фактических ошибок в
передаче содержания исходного текста,или
содержание не передано вовсе |
0 |
И2 |
Смысловая цельность, речевая связность и
последовательность изложения исходного текста |
|
|
В работе отсутствуют логические ошибки;
правильно использованы языковые средства
логической связи; нет нарушений абзацного
членения текста |
2 |
|
В работе допущена 1 логическая ошибка и/или 1
ошибка в использовании языковых средств
логической связи; и/или имеется 1 нарушение
абзацного членения текста |
1 |
|
В работе допущено более 1-й логической ошибки,
и/или имеются более 1-й ошибки в использовании
языковых средств логической связи; и/или имеются
более 1-го нарушения абзацного членения текста |
0 |
И3 |
Точность и ясность речи |
|
|
Учащийся владеет достаточным словарным
запасом и разнообразными грамматическими
средствами, чтобы точно и понятно выразить свою
мысль. Работа учащегося без наруше-ний передает
речевые особенности исходного текста |
2 |
|
Учащийся владеет достаточным словарным
запасом, однако прослеживается однообразие
грамматического строя речи, что не позволяет
точно и понятно выразить свою мысль. Имеются
отдельные нарушения в передаче речевых
особенностей исходного текста |
1 |
|
Работа отличается бедностью словаря и
однообразием грамматического строя речи.
Речевые особенности исходного текста в работе
учащегося не переданы |
0 |
Максимальное количество баллов
за изложение по критериям И1–И3 |
6 |
ЧАСТЬ 2
За верное выполнение заданий 1–10 второй
части экзаменационной работы ученик
получает по 1 баллу за каждое задание. За неверный
ответ или его отсутствие выставляется 0 баллов.
Максимальная сумма, которую может получить
учащийся, правильно выполнивший 10 заданий второй
части работы, – 10 баллов.
№ задания |
Ответ |
2.1 |
2 |
2.2 |
4 |
2.3 |
1 |
2.4 |
1 |
2.5 |
3 |
2.6 |
4 |
2.7 |
2 |
2.8 |
2 |
2.9 |
3 |
2.10 |
1 |
ЧАСТЬ 3
Третья часть экзаменационной работы
(задание 3.1) – написание небольшого по объему
сочинения-рассуждения (не менее 80 слов) на основе
информации, извлеченной из прослушанного и
прочитанного текстов, – оценивается по
следующим критериям: (см. таблицу 2, стр. 6).
Таблица 2
№ |
Критерии оценивания изложения |
Баллы |
I |
Содержание сочинения |
|
С1 |
Соответствие работы учащегося
предложенной теме |
|
|
Содержание сочинения соответствует
предложенной теме |
2 |
|
Содержание сочинения соответствует
предложенной теме, однако в написанном тексте
имеется 1 отступление от темы и/или 1 фактическая
ошибка |
1 |
|
Написанный учащимся текст не соответствует
заданной теме; или сочинение представляет собой
пересказ исходных текстов; или в работе
учащегося имеются 2 и более отступлений от темы
или 2 и более фактические ошибки |
0 |
С2 |
Отражение собственной позиции учащегося |
|
|
Ученик четко выражает свою позицию,
присоединяясь к позиции авторов текстов или
формулируя собственное мнение |
2 |
|
Ученик нечетко выражает свою позицию,
присоединяясь к позиции авторов текстов или
формулируя собственное мнение |
1 |
|
"Ученик не высказывает своего мнения по
поводу прочитанного и прослушанного текстов или
формально заявляет о своей позиции ("я
согласен / не согласен с авторами")" |
0 |
С3 |
Соответствие работы учащегося заданному
типу речи (рассуждение) |
|
|
Сочинение соответствует заданному типу речи:
текст подчинен основной мысли (тезису), приведено
не менее 2-х аргументов (собственных и/или
извлеченных из прослушанного и прочитанного
текстов) |
2 |
|
Сочинение в целом соответствует заданному
типу речи: текст подчинен основной мысли (тезису),
однако приведен только 1 аргумент и/или имеются
отдельные нарушения в типологической структуре
рассуждения (аргументы не подтверждают тезис,
пропущено важное звено в цепи доказательств,
встречаются противоречащие друг другу
утверждения и т.п.) |
1 |
|
Создан текст иного типа речи. |
0 |
II |
Речевое оформление
сочинения-рассуждения |
|
С4 |
Смысловая цельность, речевая связность и
последовательность изложения мыслей |
|
|
В работе отсутствуют логические ошибки; верно
использованы языковые средства логической
связи; нет нарушений абзацного членения текста |
2 |
|
В работе допущена 1 логическая ошибка и/или 1
ошибка в использовании языковых средств
логической связи; и/или имеется 1 нарушение
абзацного членения текста |
1 |
|
В работе допущено более 1-й логической ошибки,
и/или имеется более 1-й ошибки в использовании
языковых средств логической связи; и/или имеется
более 1-го нарушения абзацного членения текста |
0 |
С5 |
Точность и ясность речи |
|
|
Учащийся владеет достаточным словарным
запасом и разнообразными грамматическими
средствами, чтобы точно и понятно выразить свою
мысль |
2 |
|
Учащийся владеет достаточным словарным
запасом, однако прослеживается однообразие
грамматического строя речи, что не позволяет
точно и понятно выразить свою мысль |
1 |
|
Работа экзаменуемого отличается бедностью
словаря и однообразием грамматического строя
речи |
0 |
|
Максимальное количество баллов за
сочинение по критериям С1–C5 |
10 |
Внимание!
Если сочинение представляет собой пересказанный
или полностью переписанный исходный текст
(прослушанный и/или прочитанный) без каких бы то
ни было комментариев, то такая работа
оценивается нулем баллов.
Практическая грамотность работы учащегося
оценивается на основании проверки изложения и
сочинения в целом (с учетом положения о грубых и
негрубых, однотипных ошибках). Критерии оценки
грамотности учащегося (см. таблицу 3, стр. 7).
Таблица 3
|
Критерии оценки грамотности
учащегося |
Баллы |
Г1 |
Соблюдение орфографических норм |
|
|
орфографических ошибок нет или допущена 1
негрубая ошибка |
3 |
|
допущены 1–2 ошибки |
2 |
|
допущены 3–4 ошибки |
1 |
|
допущено 5 и более ошибок |
0 |
Г2 |
Соблюдение пунктуационных норм |
|
|
пунктуационных ошибок нет или допущена 1
негрубая ошибка |
3 |
|
допущены 1–2 ошибки |
2 |
|
допущены 3–4 ошибки |
1 |
|
допущено 5 и более ошибок |
0 |
Г3 |
Соблюдение грамматических норм |
|
|
грамматических ошибок нет |
3 |
|
допущены 1–2 ошибки |
2 |
|
допущены 3–4 ошибки |
1 |
|
допущено 5 и более ошибок |
0 |
Г4 |
Соблюдение речевых норм |
|
|
речевых ошибок нет или допущена 1 негрубая
речевая ошибка |
3 |
|
допущены 1–2 ошибки |
2 |
|
допущены 3–4 ошибки |
1 |
|
допущено 5 и более ошибок |
1 |
|
Максимальное количество баллов за сочинение и
изложение по критериям Г1–Г4 |
12 |
При оценке грамотности (Г1–Г4) следует
учитывать объем изложения и сочинения.
Указанные в таблице 3 нормативы применяются для
проверки и оценки изложения объемом не менее 100
слов (если в изложении менее 85 слов, то такая
работа не засчитывается и оценивается нулем
баллов, задание считается невыполненным) и/или
сочинения объемом не менее 80 слов (если в
сочинении менее 65 слов, то такая работа не
засчитывается и оценивается нулем баллов,
задание считается невыполненным).
При оценке изложения объемом от 85 до 100 слов
и/или сочинения объемом от 65 до 80 слов число
допустимых ошибок всех четырех видов (Г1–Г4)
уменьшается. 2 балла по этим критериям ставятся в
следующих случаях:
Г1 – орфографических ошибок нет (или допущена 1
негрубая ошибка);
Г2 – пунктуационных ошибок нет (или 1 негрубая
ошибка);
ГЗ – грамматических ошибок нет;
Г4 – речевых ошибок нет.
1 балл по этим критериям ставится в следующих
случаях:
Г1 – допущена 1 орфографическая ошибка;
Г2 – допущена 1 пунктуационная ошибка;
ГЗ – допущена 1 грамматическая ошибка;
Г4 – допущена 1 речевая ошибка.
3 балла по критериям Г1–Г4 за изложение объемом
от 85 до 100 слов и/или сочинение объемом от 65 до 80
слов вообще не ставится.
При оценке грамотности (Г1–Г4) следует также
учитывать, все ли виды письменных работ (и
изложение, и сочинение) выполнил ученик.
Если выпускник не приступал к написанию
изложения или сочинения, то при оценке
грамотности число допустимых ошибок всех
четырех видов уменьшается: 3 и 2 балла по
критериям Г1–Г4 не ставятся вовсе. 1 балл
выставляется в следующих случаях:
Г1 – не более двух орфографических ошибок
(более двух ошибок – 0 баллов);
Г2 – не более двух пунктуационных ошибок (более
двух ошибок – 0 баллов);
ГЗ – не более одной грамматической ошибки
(более 1-й ошибки – 0 баллов);
Г4 – не более двух речевых ошибок (более двух
ошибок – 0 баллов).
Максимальный балл, который может получить
ученик за выполнение всей экзаменационной
работы, – 38.
ИЗВЛЕЧЕНИЯ из спецификации
экзаменационной работы
для проведения государственной итоговой
аттестации выпускников
9-х классов общеобразовательных учреждений 2007
года
(по новой форме) по РУССКОМУ ЯЗЫКУ
1. Назначение экзаменационной работы –
оценить подготовку выпускников 9-х классов по
русскому языку с целью их итоговой аттестации за
курс основной общеобразовательной школы.
2. Документы, определяющие содержание
экзаменационной работы:
1. Обязательный минимум содержания основного
общего образования по предмету (приложение к
приказу Минобразования России «Об утверждении
временных требований к обязательному минимуму
содержания основного общего образования» от
19.05.1998 г. № 1236).
2. Федеральный компонент государственного
стандарта общего образования. Основное общее
образование. Русский язык (приказ Минобразования
России «Об утверждении федерального компонента
государственных стандартов начального общего,
основного общего и среднего (полного) общего
образования» от 05.03.2004 г. № 1089).
3. Примерные программы основного общего
образования. М.: Дрофа, 1999.
3. Характеристика структуры и содержания
экзаменационной работы.
В работу по русскому языку включены 2 задания
открытого типа с развернутым ответом (изложение,
сочинение) и 10 заданий с выбором ответа из 4
предложенных.
Экзаменационная работа по русскому языку
состоит из трех частей, которые последовательно
выполняются учениками. Выполнение трех частей
обязательно для всех учащихся.
Часть 1 содержит задание открытого типа с
развернутым ответом (изложение1),
проверяющее умение создавать в письменной форме
высказывания по заданным параметрам.
Часть 2 содержит 10 заданий с выбором ответа,
проверяющих умения извлекать основную
информацию из текста при аудировании и чтении,
принадлежность текста к определенному стилю и
функционально-смысловому типу речи, а также ряд
умений, связанных с анализом языковых единиц,
представленных в прочитанном тексте.
Часть 3 содержит задание открытого типа с
развернутым ответом (сочинение), проверяющее
умение создавать собственное речевое
высказывание на заданную тему с привлечением
информации, извлеченной из прослушанного и
прочитанного текстов.
Значительная часть дидактических единиц
содержания контрольно-измерительных материалов
представлена в экзаменационной работе в рамках
коммуникативно-деятельностного подхода, то есть
не только в заданиях, целью которых является
определение уровня сформированности
аналитических языковых умений, но и в заданиях,
выявляющих умения в различных видах речевой
деятельности (аудировании, чтении, письме).
Варианты экзаменационной работы равноценны по
трудности, одинаковы по структуре, параллельны
по расположению заданий: под одним и тем же
порядковым номером во всех вариантах работы
находится задание, проверяющее один и тот же
элемент содержания.
5. Время выполнения работы и условия ее
проведения.
На выполнение экзаменационной работы
отводится 4 часа (240 минут). Сначала ученики
прослушивают исходный текст. После второго
прочтения текста ученики подробно пересказывают
его в письменной форме. Затем знакомятся с
текстом для чтения, который предъявляется
каждому из них в распечатанном виде. Учащимся
предлагается определить мысль, объединяющую
прослушанный и прочитанный тексты, а также
выполнить задания, связанные с анализом языковых
единиц. После этого ученики приступают к
написанию небольшого по объему
сочинения-рассуждения на заданную тему с
привлечением информации, извлеченной из
прослушанного и прочитанного текстов.
Организатором в аудитории во время проведения
экзаменационной работы по русскому языку должен
быть учитель-словесник, не работающий в данном
классе.
На экзамене учащимся разрешается пользоваться
лингвистическими словарями.
Дополнительное оборудование на экзамене по
русскому языку не используется.
6. Система оценивания отдельных заданий и
работы в целом.
Максимальная сумма баллов, которую может
получить учащийся, правильно выполнивший
задание первой части экзаменационной работы по
критериям И1–И3, – 6.
За верное выполнение каждого задания части 2
экзаменационной работы учащийся получает по 1
баллу. За неверный ответ или его отсутствие
выставляется 0 баллов. Максимальная сумма – 10
баллов.
Максимальная сумма баллов, которую может
получить учащийся, правильно выполнивший
задание третьей части работы по критериям С1–С5,
– 10.
Практическая грамотность работы учащегося
оценивается на основании проверки изложения и
сочинения в целом (с учетом положения о грубых
и негрубых, однотипных ошибках). Максимальная
сумма, которую может получить учащийся за
соблюдение языковых и речевых норм, – 12 баллов.
Максимальная сумма, которую может получить
учащийся, правильно выполнивший экзаменационную
работу, – 38 баллов.
7. Рекомендации по подготовке к экзамену.
При подготовке к экзамену рекомендуется
использовать учебники, имеющие гриф
Министерства образования РФ:
1. Ладыженская Т.А., Баранов М.Т.,
Тростенцова Л.А. и др. Русский язык: учебники
для 5-, 6-, 7-х классов общеобразовательных
учреждений; Научн. ред. акад. РАО Н.М. Шанский.
М.: Просвещение.
2. Тростенцова Л.А., Ладыженская Т.А. и др.
Русский язык: учебники для 8–9-х классов
общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение.
3. Разумовская М.М., Львова С.И.,
Капинос В.И. и др. Русский язык: Учебники для
5-, 6-, 7-, 8-, 9-х классов общеобразовательных
учреждений / Под ред. М.М. Разумовской,
П.А. Леканта. М.: Дрофа.
4. Львова С.И., Львов В.В. Русский язык:
Учебники для 5-, 6-, 7-, 8-х
классов общеобразовательных учреждений. М.:
Мнемозина.
5. Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д. Русский
язык. Теория. Учебник для 5–9-х классов
общеобразовательных учреждений. М.: Дрофа.
6. В.В. Бабайцева, А.П. Еремеева, А.Ю.
Купалова, Г.К. Лидман-Орлова и др. Русский
язык. Практика. Учебники для 5-, 6-, 7-, 8-, 9-х классов
общеобразовательных учреждений. М.: Дрофа; Никитина
Е.И. Русская речь. 5–9-е классы. М.: Дрофа.
7. Бархударов С.Г., Крючков С.Е., Максимов
А.Ю. и др. Русский язык: Учебники для 8–9-х
классов общеобразовательных учреждений. М.:
Просвещение.
К экзамену можно готовиться также по другим
учебникам, включенным в «Федеральный перечень
учебников, рекомендованных (допущенных)
Министерством образования и науки Российской
Федерации к использованию в образовательном
процессе в общеобразовательных учреждениях».
Перечень учебников размещен на сайте
Министерства образования и науки Российской
Федерации (www.edu.ru) в разделе «Документы
министерства».
8. Изменения в контрольных измерительных
материалах по русскому языку 2007 года по
сравнению с 2006 годом.
Все основные характеристики работы в целом
сохраняются.
Изменено количество заданий во второй части
работы (вместо 4 дается 10 заданий).
Изменены критерии оценивания выполнения
заданий с развернутым ответом (части 1 и 3).
№ п/п |
Действия организатора |
Действия учащихся |
Рекомендуемое время |
1-я часть работы |
75 мин. |
1. |
Первое чтение текста |
Слушание текста |
5 мин. |
|
|
Осмысление прослушанного текста |
5 мин. |
2. |
Второе чтение текста |
Слушание текста |
5 мин. |
|
|
Написание подробного изложения прослушанного
текста |
60 мин. |
2-я часть работы |
|
3. |
|
Чтение текста и решение тестовых заданий |
45 мин. |
3-я часть работы |
|
4. |
|
Написание сочинения |
120 мин. |
1 Тексты для изложений
отобраны из учебного пособия «Русский язык:
Сборник текстов для проведения письменного
экзамена по русскому языку за курс основной
школы. 9-й класс»
(Авт.-сост.: Л.М. Рыбченкова, В.Л. Склярова.
М.: Дрофа, 2005) и представлены отдельными
фрагментами. |