УЧЕНИЕ С УВЛЕЧЕНИЕМ
От игры – к исследованию
При обучении детей технологии исследования в
методической копилке учителя должен быть набор
интересных игр для развития интеллектуального
потенциала, исследовательских способностей
учащихся. Предложенные ниже игры можно проводить
и с учениками начальной школы, и со
старшеклассниками.
1. Игра «Новый взгляд, или Старым сказкам –
новые названия».
Сказки придуманы, названия им даны. Но если
посмотреть на происходящее в сказках другими
глазами, то все можно увидеть в новом свете.
Предложите участникам игры придумать новые
названия любимым старым сказкам. Например, для
сказки «Колобок»:
* «Сказка о том, как хитрой лисе удалось
бесплатно попробовать говорящий десерт».
* «Приключения блудного сына».
* «Повествование о том, как притупление
бдительности ведет к трагедии».
* «Сказка о бегстве из дома, веселом путешествии
и его печальном завершении».
И т.д.
Для сказки «Курочка Ряба»:
* «Сказка о стрессонеустойчивых стариках и
говорящей курице».
* «Сказка о благородной курочке и глупом
мышонке».
* «Тайна золотого яйца».
* «Сказка о том, что не в богатстве (т.е. золоте)
счастье».
И т.д.
2. Игра «Поиск темы».
Исследовать можно все! Предложите ученикам
поискать темы для исследований в самых разных
областях. Дети предлагают темы, а затем жюри или
сами участники определяют самую интересную из
них. Для начала учитель может сам предложить
несколько тем.
Например, темы сказок:
* «Трудные подростки» («Колобок», «Метелица»,
«Снежная королева», «Красная Шапочка»).
* Преступление и наказание в сказках («Сказка о
царе Салтане...», «Конек-горбунок», «Руслан и
Людмила» и т.д.)
* Воспитание детей («Гуси-лебеди», «Снежная
королева», «Золушка»).
* Экономические проблемы героев сказок
(«Муха-Цокотуха», «Золотой ключик» и др.).
* Дружба людей и животных («Иван-царевич и Серый
волк», «Конек-горбунок»).
* Превращение людей в животных и животных в
людей («Царевна-лягушка»; «Сказка о царе
Салтане...», «Русалочка», «Аленький цветочек»).
3. Ищем цитаты, или «Составление инструкций».
При написании исследовательских работ ученики
используют высказывания известных ученых.
Находить нужные высказывания на заданную тему
поможет задание: составить инструкцию или
памятку. Тема – любая, например, «Как дружить»,
«Как относиться к математике», «Как стать
исследователем» («Как сделать открытие») и др.
Инструкция, или памятка, должна состоять из
высказываний великих людей, пословиц, крылатых
выражений с указанием источника. Памятку для
начинающего исследователя можно назвать
«Кладезь мудрости», ее можно вручать новым
членам школьного научного общества на
посвящении.
Кладезь мудрости
Есть у мудрейших обильный запас изречений.
Много для жизни полезных советов может в них
каждый найти.
(Феокрит)
Три пути ведут к знанию: путь размышления – это
путь самый благородный, путь подражания – это
путь самый легкий, и путь опыта – это путь самый
горький. (Конфуций) [1]
Знание некоторых принципов легко возмещает
незнание некоторых фактов. (К.Гельвеций) [1]
Новая идея появляется в результате сравнения
двух вещей, которые еще не сравнивали. (К.Гельвеций)
[1]
Следует стремиться увидеть в каждой вещи то,
чего еще никто не видел и над чем еще никто не
думал. (Г.Лихтенберг) [2]
Исследуй все, пусть для тебя на первом месте
будет разум; предоставь ему руководить собой! (Пифагор)
[3]
В науке все важно. (Гейне) [3]
Плохая голова, обладая вспомогательными
преимуществами и упражняя их, может перещеголять
самую лучшую, подобно тому как ребенок может
провести по линейке линию лучше, чем величайший
мастер от руки. (Лейбниц) [2]
Целью научных знаний должно быть направление
ума таким образом, чтобы он выносил прочные и
истинные суждения о всех встречающихся
предметах. (Р.Декарт) [2]
Литература
1. Борохов Э. Энциклопедия афоризмов:
Мысль в слове / Э.Борохов. М.: АСТ, 2003. С. 714.
2. Великие мысли великих людей. Антология
афоризма: В 3 томах. Том 2. От Средневековья до
Просвещения // Сост. И.И. Комарова,
А.П. Кондрашов. М.: Рипол классик, 2000. C. 736.
3. Слово о науке. Афоризмы. Изречения.
Литературные цитаты // Сост. Е.С. Лихтенштейн.
Изд.
2-е, испр. и доп. М.: Знание, 1978. C. 272.
4. Сравниваем.
Очень важно для исследователя умение
сравнивать и делать выводы. Предложим как пример
для сравнения двух персонажей, известных всем.
Сравнительная характеристика
Деда Мороза и Санта-Клауса
(Коллективная работа)
Новый год, как и любой другой праздник, – это
история народа, его культурное наследие,
традиция, которую необходимо изучать и беречь.
После изучения исторических сведений о
появлении Санта-Клауса и Деда Мороза (например,
по книге: Энциклопедия зимних праздников. СПб.:
Респекс, 1995. С. 464.), современных открыток,
мультфильмов, сообщений в радио- и телепередачах
составьте сравнительную характеристику этих
персонажей, которая может носить описательный
характер или быть выполнена в виде схемы, коллажа
и т.д.
Предложите ученикам выяснить, чем различаются
Дед Мороз и Санта-Клаус и что у них общего.
Начните с внешнего вида. Путешествуют сказочные
дедушки по территориям с разными климатическими
условиями, поэтому одеты по-разному: Дед Мороз –
в длинный теплый тулуп, валенки, теплую круглую
шапку и рукавицы, подпоясан, а Санта-Клаус – в
короткой легкой куртке, с ремнем, в штанах и
ботинках. Оба – с мешком подарков.
Дед Мороз – краснощекий, красноносый, жилистый,
крепкий, довольно подтянутый, а Санта-Клаус –
румяный здоровяк с круглым животиком.
Дед Мороз хотя и ходит с посохом, но занимается
спортом, в частности, лыжным, а Санта-Клаус, в
прошлом злостный курильщик, ведет малоподвижный
образ жизни.
Дед Мороз был женат, у него есть внучка, а
Санта-Клаус – холостяк.
Санта-Клаус предпочитает передвигаться на
оленях, а русский Дед Мороз на открытках
изображается и в самолете, и в поезде, и на лыжах,
и на тройке лошадей, и на оленях, и пешком, и на
дельтаплане, и на воздушном шаре – ни один вид
передвижения его не пугает.
Можно предположить, что Дед Мороз – очень
волевая личность. Ведь, в отличие от добряка
Санта-Клауса, в молодости он был злющим и
сердитым, но поработал над своим характером и
теперь всеобщий любимец. И Дед Мороз, и
Санта-Клаус – оптимисты, весельчаки, очень
коммуникабельные, имеют много друзей среди детей
и зверей, птиц. Оба ведут переписку с детьми, но
подарки Санта-Клаус покупает в магазинах, а Дед
Мороз со своими помощниками готовит сам в
течение всего года. И способы вручения подарков
разные.
Дед Мороз старается приобщить детей к труду.
Издавна дети перед Новым годом мастерят игрушки,
во многих школах открыты Мастерские Деда Мороза.
У
Санта-Клауса и Деда Мороза много различий, но
независимо от места жительства, происхождения и
даже имени у них есть два неоценимых качества –
доброта и внимательность к людям, которые
помогают внести сказку в нашу реальную жизнь.
Конечно же, сравнительную характеристику Деда
Мороза и Санта-Клауса лучше проводить в декабре,
когда интерес к этим персонажам повышен. Хотя в
любое время года можно сравнивать все, что
угодно, и кого угодно. Можно найти общее у самых
разных объектов и различия у совершенно на
первый взгляд одинаковых вещей...
Предложенные игры развивают способности детей,
вносят разнообразие в проведение занятий с
членами школьного научного общества, а также
готовят учеников к осознанию того, какую важную
роль в жизни и учебе играет творчество.
Родить идею – тяжкий труд...
И воплотить ее непросто...
Но коль ступеньки все пройдешь,
Как будто станешь выше ростом!
Е.А. ГАЙДАЕНКО,
школа № 43,
г. Улан-Удэ |