Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №24/2007

УЧЕНИЕ С УВЛЕЧЕНИЕМ

 

От игры – к исследованию

При обучении детей технологии исследования в методической копилке учителя должен быть набор интересных игр для развития интеллектуального потенциала, исследовательских способностей учащихся. Предложенные ниже игры можно проводить и с учениками начальной школы, и со старшеклассниками.

1. Игра «Новый взгляд, или Старым сказкам – новые названия».

Сказки придуманы, названия им даны. Но если посмотреть на происходящее в сказках другими глазами, то все можно увидеть в новом свете. Предложите участникам игры придумать новые названия любимым старым сказкам. Например, для сказки «Колобок»:

* «Сказка о том, как хитрой лисе удалось бесплатно попробовать говорящий десерт».

* «Приключения блудного сына».

* «Повествование о том, как притупление бдительности ведет к трагедии».

* «Сказка о бегстве из дома, веселом путешествии и его печальном завершении».

И т.д.

Для сказки «Курочка Ряба»:

* «Сказка о стрессонеустойчивых стариках и говорящей курице».

* «Сказка о благородной курочке и глупом мышонке».

* «Тайна золотого яйца».

* «Сказка о том, что не в богатстве (т.е. золоте) счастье».

И т.д.

2. Игра «Поиск темы».

Исследовать можно все! Предложите ученикам поискать темы для исследований в самых разных областях. Дети предлагают темы, а затем жюри или сами участники определяют самую интересную из них. Для начала учитель может сам предложить несколько тем.

Например, темы сказок:

* «Трудные подростки» («Колобок», «Метелица», «Снежная королева», «Красная Шапочка»).

* Преступление и наказание в сказках («Сказка о царе Салтане...», «Конек-горбунок», «Руслан и Людмила» и т.д.)

* Воспитание детей («Гуси-лебеди», «Снежная королева», «Золушка»).

* Экономические проблемы героев сказок («Муха-Цокотуха», «Золотой ключик» и др.).

* Дружба людей и животных («Иван-царевич и Серый волк», «Конек-горбунок»).

* Превращение людей в животных и животных в людей («Царевна-лягушка»; «Сказка о царе Салтане...», «Русалочка», «Аленький цветочек»).

3. Ищем цитаты, или «Составление инструкций».

При написании исследовательских работ ученики используют высказывания известных ученых. Находить нужные высказывания на заданную тему поможет задание: составить инструкцию или памятку. Тема – любая, например, «Как дружить», «Как относиться к математике», «Как стать исследователем» («Как сделать открытие») и др. Инструкция, или памятка, должна состоять из высказываний великих людей, пословиц, крылатых выражений с указанием источника. Памятку для начинающего исследователя можно назвать «Кладезь мудрости», ее можно вручать новым членам школьного научного общества на посвящении.

Кладезь мудрости

Есть у мудрейших обильный запас изречений.

Много для жизни полезных советов может в них каждый найти.

(Феокрит)

Три пути ведут к знанию: путь размышления – это путь самый благородный, путь подражания – это путь самый легкий, и путь опыта – это путь самый горький. (Конфуций) [1]

Знание некоторых принципов легко возмещает незнание некоторых фактов. (К.Гельвеций) [1]

Новая идея появляется в результате сравнения двух вещей, которые еще не сравнивали. (К.Гельвеций) [1]

Следует стремиться увидеть в каждой вещи то, чего еще никто не видел и над чем еще никто не думал. (Г.Лихтенберг) [2]

Исследуй все, пусть для тебя на первом месте будет разум; предоставь ему руководить собой! (Пифагор) [3]

В науке все важно. (Гейне) [3]

Плохая голова, обладая вспомогательными преимуществами и упражняя их, может перещеголять самую лучшую, подобно тому как ребенок может провести по линейке линию лучше, чем величайший мастер от руки. (Лейбниц) [2]

Целью научных знаний должно быть направление ума таким образом, чтобы он выносил прочные и истинные суждения о всех встречающихся предметах. (Р.Декарт) [2]

Литература

1. Борохов  Э. Энциклопедия афоризмов: Мысль в слове / Э.Борохов. М.: АСТ, 2003. С. 714.

2. Великие мысли великих людей. Антология афоризма: В 3 томах. Том 2. От Средневековья до Просвещения // Сост. И.И. Комарова, А.П. Кондрашов. М.: Рипол классик, 2000. C. 736.

3. Слово о науке. Афоризмы. Изречения. Литературные цитаты // Сост. Е.С. Лихтенштейн. Изд.
2-е, испр. и доп. М.: Знание, 1978. C. 272.

4. Сравниваем.

Очень важно для исследователя умение сравнивать и делать выводы. Предложим как пример для сравнения двух персонажей, известных всем.

Сравнительная характеристика
Деда Мороза и Санта-Клауса

(Коллективная работа)

Новый год, как и любой другой праздник, – это история народа, его культурное наследие, традиция, которую необходимо изучать и беречь.

После изучения исторических сведений о появлении Санта-Клауса и Деда Мороза (например, по книге: Энциклопедия зимних праздников. СПб.: Респекс, 1995. С. 464.), современных открыток, мультфильмов, сообщений в радио- и телепередачах составьте сравнительную характеристику этих персонажей, которая может носить описательный характер или быть выполнена в виде схемы, коллажа и т.д.

Предложите ученикам выяснить, чем различаются Дед Мороз и Санта-Клаус и что у них общего. Начните с внешнего вида. Путешествуют сказочные дедушки по территориям с разными климатическими условиями, поэтому одеты по-разному: Дед Мороз – в длинный теплый тулуп, валенки, теплую круглую шапку и рукавицы, подпоясан, а Санта-Клаус – в короткой легкой куртке, с ремнем, в штанах и ботинках. Оба – с мешком подарков.

Дед Мороз – краснощекий, красноносый, жилистый, крепкий, довольно подтянутый, а Санта-Клаус – румяный здоровяк с круглым животиком.

Дед Мороз хотя и ходит с посохом, но занимается спортом, в частности, лыжным, а Санта-Клаус, в прошлом злостный курильщик, ведет малоподвижный образ жизни.

Дед Мороз был женат, у него есть внучка, а Санта-Клаус – холостяк.

Санта-Клаус предпочитает передвигаться на оленях, а русский Дед Мороз на открытках изображается и в самолете, и в поезде, и на лыжах, и на тройке лошадей, и на оленях, и пешком, и на дельтаплане, и на воздушном шаре – ни один вид передвижения его не пугает.

Можно предположить, что Дед Мороз – очень волевая личность. Ведь, в отличие от добряка Санта-Клауса, в молодости он был злющим и сердитым, но поработал над своим характером и теперь всеобщий любимец. И Дед Мороз, и Санта-Клаус – оптимисты, весельчаки, очень коммуникабельные, имеют много друзей среди детей и зверей, птиц. Оба ведут переписку с детьми, но подарки Санта-Клаус покупает в магазинах, а Дед Мороз со своими помощниками готовит сам в течение всего года. И способы вручения подарков разные.

Дед Мороз старается приобщить детей к труду. Издавна дети перед Новым годом мастерят игрушки, во многих школах открыты Мастерские Деда Мороза.

У Санта-Клауса и Деда Мороза много различий, но независимо от места жительства, происхождения и даже имени у них есть два неоценимых качества – доброта и внимательность к людям, которые помогают внести сказку в нашу реальную жизнь.

Конечно же, сравнительную характеристику Деда Мороза и Санта-Клауса лучше проводить в декабре, когда интерес к этим персонажам повышен. Хотя в любое время года можно сравнивать все, что угодно, и кого угодно. Можно найти общее у самых разных объектов и различия у совершенно на первый взгляд одинаковых вещей...

Предложенные игры развивают способности детей, вносят разнообразие в проведение занятий с членами школьного научного общества, а также готовят учеников к осознанию того, какую важную роль в жизни и учебе играет творчество.

Родить идею – тяжкий труд...
И воплотить ее непросто...
Но коль ступеньки все пройдешь,
Как будто станешь выше ростом!

Е.А. ГАЙДАЕНКО,
школа № 43,
г.  Улан-Удэ

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru