Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №24/2007

ПОДЕЛИМСЯ ОПЫТОМ

 

6-й класс

Тестирование – в разумных пределах

В области образования одной из актуальных является проблема оценки уровня знаний (подготовленности) учащихся по различным предметам. Педагоги постоянно ведут поиск новых форм, методов и средств качественного обучения. Одним из таких средств и является тестирование.

Что это такое?

Тест (англ. test) – это проба, испытание, исследование. В литературе существуют различные толкования этого термина. Тест (в психологии и педагогике) – это стандартизированные знания, по результатам выполнения которых судят о психологических и личностных характеристиках, а также о знаниях и навыках испытуемого по определенному предмету. Чаще всего тест в условиях школы целесообразнее использовать именно как набор заданий, по которым можно определить уровень знаний по тому или иному предмету. Тест состоит из задания и эталона. Эталон – образец последовательно и правильно выполненного задания.

Эталон дает возможность проверяющему оценить правильность ответа ученика. Кроме того, эталон можно использовать для самостоятельной оценки (контроля) знаний и умений учеников.

Тестовая проверка позволяет существенно увеличить объем контролируемого материала по сравнению с традиционной контрольной работой (диктантом с грамматическим заданием) и тем самым повышает информативность и объективность контроля.

Главным требованием теста является четкое определение области знаний и умений ученика, регламентированных программой по предмету; установление соответствия результатов заданному нормативу, т.е. требованиям качественной подготовки по предмету.

Результаты тестовой проверки фиксируют достижения учеников на определенном этапе обучения, поэтому они могут носить характер тематический (проверка изученной темы), промежуточный (проверка фрагментов темы) и итоговый (проверка знаний, умений и навыков учеников за определенный период обучения).

Учитель должен хорошо знать своих учеников и использовать разновариантные тесты.

Но нельзя злоупотреблять тестированием. Нельзя забывать о том, что наиболее слабое место у большинства учеников – это неумение говорить. И если мы все сведем к тестированию, то научить их этому искусству мы не сможем. Чтобы этого не произошло, каждый учитель должен использовать тестирование в разумных пределах.

Перед тем как начать работать с тестами, нужно, снабдив учеников бумагой и ручкой, посоветовать им сначала повторить соответствующие разделы в учебнике, а затем прочитать вопросы или задания. Ученик должен выбрать правильный, на его взгляд, вариант ответа и записать его. (Хорошо, если задания напечатаны и лежат на столе у каждого ученика.)

В качестве примера приведу следующий тест.

Морфология и орфография. Имя числительное

1. К какому разделу относится числительное двое (друзей)?

а) Количественные;

б) порядковые;

в) собирательные.

2. Вставьте нужную букву в числительное:

с об_ими (девочками):

а) о;

б) е.

3. Какие числительные склоняются как существительные третьего склонения?

а) Собирательные;

б) порядковые;

в) обозначающие целые числа;

г) дробные.

4. Ь в середине пишется в числительных:

а) от 30 до 40;

б) от 90 до 200;

в) от 50 до 80;

г) от 5 до 10.

5. Ь на конце пишется в числительных:

а) от 11 до 20;

б) от 50 до 80;

в) от 500 до 900.

Ответ: 1в, 2б, 3в, 4в, 5а.

Практика показывает, что тесты для учителя являются и новым видом орфографического контроля.

Например:

Вставьте нужные буквы в слова.

1. Бе_численный:

а) з;

б) с;

в) щ.

2. Сл_гаемые:

а) о;

б) а.

3. Крыж_вник:

а) о;

б) ё.

4. Ж_сткий:

а) о;

б) ё.

5. Трудящ_еся:

а) ы;

б) и.

6. Ц_ган:

а) и;

б) ы.

7. Огурц_:

а) и;

б) ы.

8. Кирпич_к:

а) и;

б) е.

9. Прот_реть:

а) и;

б) е.

10. Как написать слово чуть(чуть):

а) слитно;

б) через дефис;

в) раздельно?

Ответ: 1б, 2б, 3а, 4б, 5б, 6б, 7б, 8а, 9б, 10б.

Проверка выполненных тестов проводится по подготовленным «ключам». Имеются формы проверки тестов с помощью закладки, контрольной перфокарты, целлофановой пленки (на которую наносятся правильные ответы по типу перфокарты). Путем наложения пленки на бланк можно выявить, правильно или нет ответил ученик на каждый вопрос.

Работа над ошибками по результатам тестирования занимает не много времени, т.к. сразу же после проверки работ и оценки их учителем ученики получают «ключ», по нему выясняют свои ошибки, заостряя внимание на правильном ответе.

Быстро находят верные ответы на тестовые вопросы те дети, которые имеют глубокие, прочные знания, способность четко и правильно мыслить, рационально использовать рабочее время. А это возможно только при добросовестном отношении к учебе.

Тесты позволяют учителю быстро установить прямую и обратную связь с учениками, помогают откорректировать усвоенные знания и умения, а также помогают осуществлять дифференцированное обучение детей.

Тестирование является одним из эффективных средств качественного обучения. Оно вызывает у учеников желание приобретать знания, предоставляет учителю возможность контролировать, как усвоен материал каждым обучающимся.

Т.И. ДУБАС,
пос. Нижнесортымский,
Сургутский р-н,
Тюменская обл.

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru