МАТЕРИАЛЫ К УРОКУ
6-й класс
Словообразование частей речи
Дидактический материал
Предлагаемые задания составлены на основе
учебника «Русский язык. 6-й класс» под ред.
Разумовской М.М. и Леканта П.А., но могут быть
использованы учителями, работающими по другим
школьным пособиям. Задания представляют собой
тесты в двух вариантах, творческие упражнения по
трем темам: «Словообразование имен
существительных», «Словообразование имен
прилагательных», «Словообразование глаголов».
Каждая из четырех работ рассчитана на 1–2 урока.
Три работы являются тренировочными, одна –
контрольной и зачетной. В классах со слабой
подготовкой один вариант выполняется под
руководством учителя-консультанта или в группах
по 5–6 человек, другой – без посторонней помощи,
самостоятельно.
Словообразование существительных
ВАРИАНТ 1
1. В каком ряду все слова однокоренные?
1) Бот, ботик, ботинок, ботиночек;
2) бочок, бочка, бочонок, бочар, обочина;
3) вербочка, верба, вербняк, вербовщица;
4) гусь, гусак, гусыня, гусеница, гусенок.
2. В каком ряду все слова образованы
приставочно-суффиксальным способом?
1) Собеседник, отпускник, искренность;
2) подшерсток, побережье, сокурсник;
3) перемирие, соперник, пригород;
4) соучастник, сокурсница, безрассудство.
3. В какой словообразовательной цепочке
нарушена последовательность?
1) Кровь, кровинка, кровиночка;
2) кастрюля, кастрюлька, кастрюлечка;
3) торопить, торопиться, торопливый,
торопливость, неторопливость;
4) крупа, крупяной, крупчатый, крупица.
4. В каком ряду все слова образованы сложением
основ и прибавлением суффикса?
1) Черноморец, пароходик, скалолазка;
2) соковыжималка, садоводы, стеклокерамика;
3) звездолетчик, горнолыжница, солнцепек;
4) чаепитие, кофемолка, хлебопашец.
5. Какие словообразовательные пропорции
составлены неверно?
1) Амбар : амбарчик = сарай : сарайчик;
2) слон : слониха = трус : трусиха;
3) парашют : парашютист = паспорт : паспортист;
4) гусь : гусята = ботинок : ботинята.
6. В какой строке значение слова истолковано
неверно?
1) Тигролов – тот, кто ловит тигров.
2) Черноглазка – та, у которой черные глаза.
3) Радиореклама – реклама, передаваемая по
радио.
4) Телебашня – башня с телевизорами.
7. Придумайте сложные слова вместо данных: звонок,
арбуз, нос.
8. Выпишите из стихотворения 3–4
непроизводных существительных.
В
жару растенья никнут,
Бегут от солнца в тень.
Одна лишь чушка-тыква
На солнце целый день.
Лежит рядочком с брюквой,
И кажется – вот-вот
От счастья громко хрюкнет
И хвостиком махнет.
(Сергей Орлов)
9. Известно, что от слова ягода образовано
слово ягодник, от слова вишня – вишенник.
Какие слова со значением «место, где растет...»
можно образовать от данных: малина, орех?
Почему? Напишите небольшое
сочинение-объяснение.
ВАРИАНТ 2
1. В каких двух рядах все слова однокоренные?
1) Ложь, сложный, сложность, сложение;
2) беда, бедняжка, ябеда, ябедник;
3) выговор, говорун, заговаривание,
говорливость;
4) бедность, беднота, бедняга, беднячество.
2. В каком ряду все слова образованы
приставочно-суффиксальным способом?
1) Нашейник, подсвечник, подбородок;
2) сдувание, задушевность, обогреватель;
3) загривок, задымленность, запевала;
4) наконечник, опенок, зайчонок, детство.
3. В какой словообразовательной цепочке
нарушена последовательность?
1) Роза розовый розовость порозоветь;
2) семья семейство семейственный семейственность;
3) роза розовый розарий;
4) разряд разрядник разрядница.
4. В каком ряду все существительные образованы
только словосложением?
1) Платье-костюм, кофемолка, самолет;
2) землепроходец, бетономешалка, вагон-ресторан;
3) паровоз, плащ-палатка, канатоходец;
4) хлебопродукт, диван-кровать, птицефабрика.
5. Какие словообразовательные пропорции
составлены неверно?
1) Выезжать : выезд = выходить : выход;
2) сад : садовник = ель : ельник;
3) верблюд : верблюжонок = собака : собачонок;
4) грести : гребец = петь: певец.
6. Отметьте примеры детского словотворчества.
1) Грушонок – это росток груши.
2) Журчей, потому что он журчит.
3) Гусар – это не тот, кто пасет гусей, а кто
служил в царской армии.
4) Варюля – в ней варят суп.
7. Придумайте сложные слова вместо данных: сырость,
дыня, калоши.
8. Выпишите из стихотворения В.Ермакова 3–4
непроизводных существительных.
Свежая вырубка, дом лесника.
Низко над домом летят облака.
Ветер лютует... Но в доме тепло.
Листья, как бабочки, бьются в стекло.
В новой кадушке капуста сопит.
Внуки уснули, и дедушка спит.
Спит и спокоен заботливый дед:
Дом он построил на тысячу лет.
9. Дан ряд слов: виноградник, осинник,
ежевичник. Можно ли в этот ряд включить слово подсолнечник?
Почему? Напишите небольшое
сочинение-объяснение.
Словообразование имен прилагательных
ВАРИАНТ 1
1. В каком ряду все прилагательные образованы
приставочным способом?
1) Предостойный, недовольный, сверхглубокий;
2) беспорядочный, беспамятный, беседочный;
3) предпраздничный, приличный, путепроводный;
4) некрепкий, необычный, нейтральный.
2. В каком ряду все прилагательные образованы
суффиксальным способом?
1) Вагонный, влажный, важный;
2) беседочный, беловатый, бледный;
3) брезентовый, безволосый, бревенчатый;
4) ветеранский, вещественный, вишневый.
3. В каком ряду от всех существительных можно
образовать прилагательные с суффиксом -ов-?
1) Персик, стекло, ухаб;
2) родник, пробка, остановка;
3) лозняк, кустарник, подорожник;
4) калина, леденец, хвала.
4. В каких двух рядах все прилагательные
образованы приставочно-суффиксальным способом?
1) Безвинный, предвечерний, безветренный;
2) поверхностный, довоенный, безвластный;
3) прибрежный, надомный, беззаботный;
4) загородный, застенчивый, заводской.
5. В каком ряду все прилагательные образованы
сложением с одновременным присоединением
суффикса?
1) Дружелюбный, хлебобулочный, автозаводской;
2) дальневосточный, глинобитный, ледокольный;
3) железнодорожный, геологоразведочный,
самоварный;
4) кисломолочный, сельскохозяйственный,
западноевропейский.
6. В каком ряду все прилагательные
непроизводные?
1) Неизгладимый, неожиданный, необычный;
2) дорожный, путевой, детский;
3) общий, сильный случайный;
4) свежий, яркий, сухой.
7. Восстановите словообразовательные цепочки.
1) Цирк ... циркаческий;
2) широтный ... широкий;
3) хитрый ... бесхитростный;
4) пережиточный ... пережить...
8. К данным прилагательным подберите
подходящие по смыслу существительные.
1) Еловый;
2) елочный;
3) запасной;
4) запасливый.
9. Напишите мини-сочинение о других деревьях
или кустарниках.
Хороша
развесистая, белоствольная, светло-зеленая,
веселая береза, но еще лучше стройная, кудрявая,
круглолистная, сладкодушистая во время цветения,
но не ярко-зеленая, а мягко-зеленая липа.
Коренаст, крепок, высок и могуч многолетний дуб.
Трепетнолистая осина красива и заметна осенью,
когда золотом и багрянцем покрываются ее листья.
Много прелести и разнообразия придает она лесу
во время осеннего листопада.
(По С.Т. Аксакову)
ВАРИАНТ 2
1. В каком ряду все прилагательные
образованы приставочным способом?
1) Подгорный, перегорелый, подготовочный;
2) пригородный, раздражительный, закарпатский;
3) прегорький, негромкий, сверхзвуковой;
4) разгрузочный, распределительный,
растительный.
2. В каком ряду все прилагательные образованы
суффиксальным способом?
1) Паровозный, лимонный, асфальтный;
2) барский, бархатистый, двухведерный;
3) венный, вельветовый, великодушный;
4) говорливый, голубоглазый, гниловатый.
3. В каком ряду от всех существительных можно
образовать прилагательные с суффиксом -ян-?
1) Кость, ветер, пар, время;
2) изба, глина, печь, путь;
3) волос, нефть, клад, чай;
4) крупа, дрова, лед, овес.
4. В каком ряду все прилагательные образованы
приставочно-суффиксальным способом?
1) Настенный, безграмотный, запасливый;
2) подшефный, нагрудный, поштучный;
3) послеобеденный, безграничный, пречестный;
4) довоенный, бессердечный, распрекрасный.
5. В каком ряду все прилагательные образованы
сложением с одновременным присоединением
суффикса?
1) Североморский, многодетный, морозобойный;
2) хлебородный, теплопроводный,
морозоустойчивый;
3) краснолицый, теплостойкий, засухоустойчивый;
4) многопартийный, теплозащитный, лесостепной.
6. В каком ряду все прилагательные
непроизводные?
1) Белый, тюлевый, баскетбольный;
2) твердый, честный, талантливый;
3) свирепый, рыжий, плоский;
4) тесный, выносливый, мышиный.
7. Восстановите словообразовательные цепочки.
1) мерить... примерка ...;
2) опасный ...
безопасность;
3) писать – письмо ...
письменно;
4) тепло … теплица ….
8. К данным прилагательным подберите
подходящие по смыслу существительные.
1) Невинный;
2) невиновный;
3) высокий;
4) высотный.
9. Напишите мини-сочинение о другой птице.
Летом сороки собирают на деревьях гусениц
хвоегрызущих и листогрызущих насекомых.
Сороки приносят большую пользу лесам,
лесопосадкам и лесополосам. Осенью и в
малоснежные зимы сороки рыхлят подстилку в
лесополосах. Оставленные ими старые гнезда
используют мышевидные грызуны.
(По И.Заячниковскому)
Словообразование глаголов
ВАРИАНТ 1
1. Выпишите из текста бесприставочный глагол.
Все пассажиры повскакивали со своих мест.
Вскочила и Алиса. Лошадь высунулась из окна,
после чего снова уселась на место и спокойно
сказала:
– Ничего страшного. Сейчас поезд будет прыгать
через ручей.
Все сразу успокоились.
(Пересказ с английского В.Орла)
2. Какой бесприставочный глагол-синоним можно
подобрать к данному ряду слов?
Отдавать, передавать, вручать, выдавать,
представлять, приносить, давать.
3. В каком ряду все глаголы образованы
приставочным способом?
1) Принарядиться, присутствовать,
приветствовать;
2) сдать, восстановиться, обжигаться;
3) закатиться, занозить, заземлить;
4) подыскать, сыграть, поинтересоваться.
4. В каком ряду все глаголы образованы
суффиксальным способом?
1) Ограничивать, обедать, огорчить;
2) запереться, собирать, достроить;
3) соперничать, шуметь, глохнуть;
4) воспитывать, рассмеяться, спилить.
5. В каком ряду все глаголы образованы
приставочно-суффиксальным способом?
1) Разбежаться, обезуметь, постукивать;
2) очиститься, участвовать, перевоспитать;
3) переписываться, прибраться, приглашать;
4) соразмерять, примечать, переносить.
6. В какой цепочке нарушена
последовательность образования слов?
1) Полоть – выполоть – выпалывать –
выпалываться;
2) приутихнуть – утихнуть – тихнуть – тихий;
3) чистый – чистить – расчистить – расчистка;
4) получить – недополучить – недополучать –
недополучение.
7. Напишите рассуждение о другой птичке.
К зяблику его имя не подходит совсем. Зяблик –
значит, должен зябнуть, мерзнуть. А эта птичка
прилетает к нам одной из первых, когда на улице
еще слякоть и нередки морозы и метели. Зяблик
бойко прыгает по совсем еще голым веткам, и никто
не видел, что он хоть немножко мерзнет.
(По Ю.Дмитриеву)
ВАРИАНТ 2
1. Найдите и выпишите бесприставочный
глагол.
Но борода растаяла и исчезла, как только Алиса
за нее схватилась, и в тот же миг Алиса очутилась
на траве, под деревом, а Комар (потому что именно
он разговаривал с Алисой тоненьким голоском)
уселся на ветке у нее над головой и обмахивал
Алису своими крыльями.
(Пересказ с английского В.Орла)
2. Какой бесприставочный глагол можно подобрать
к данному синонимическому ряду?
Пропадать, провалиться, теряться, сгинуть,
улетучиться, след простыл, в воду кануть, был
таков.
3. В каком ряду все глаголы образованы
приставочным способом?
1) Подобреть, продудеть, оживить;
2) сдублировать, изъездить, воссоединить;
3) пожалеть, отдышаться, вдуматься;
4) запереться, собирать, спилить.
4. В каком ряду все глаголы образованы
суффиксальным способом?
1) Стукнуть, достигать, умыться;
2) подчеркивать, пошутить, достраиваться;
3) приглашать, перегородить, заживлять;
4) рассмешить, развивать, сшить.
5. В каком ряду все глаголы образованы
приставочно-суффиксальным способом?
1) Рассыпаться, отлавливать, истереть;
2) просушиться, посуроветь, присудить;
3) расступиться, обездолить, удлинить;
4) пообедать, засобираться, подыскать.
6. В какой цепочке нарушена
последовательность словообразования?
1) Играть – выиграть – выигрыш – выигрышный;
2) бежать – пробежать – пробег – велопробег;
3) варить – выварить – вываривание –
вываривать;
4) гореть – догореть – догорать – догорание.
7. Напишите рассуждение о другом растении,
предсказывающем погоду.
Я срываю коленчатый стебель хвоща. На сломе
выступила капелька – быть дождю. И вдруг за
высокими кустами на реке что-то зашуршало,
зеркальная поверхность омута запузырилась,
посыпал мелкий теплый дождь.
(По А.Куликову)
Зачетная (контрольная) работа
по словообразованию
ВАРИАНТ 1
1. Допишите ряды родственных слов. Обозначьте
корни.
1) Песок, песчаный…;
2) далекий, далеко…;
3) интересоваться, интересно….
2. Продолжите цепочки слов. Обозначьте
словообразовательные морфемы.
1) Суперзвезда, суперкласс…;
2) одесский, белорусский, матросский…;
3) придумывал, рассказывал, обманывал….
3. Какими частями речи являются выделенные
слова? Определите их морфемный состав.
В полях, не кошенных косой,
Все утро дождик лил косой.
4. Отгадайте загадку. Выпишите слова с одним и
тем же морфемным составом. По какой
словообразовательной модели они образованы?
Зреют на зеленых ветках
Детки лысые в беретках.
Без боязни спрыгнут с веток,
Очутятся без береток.
У кудрявого их папы
Ни беретки нет, ни шляпы.
(Желуди)
5. Выпишите из текста сложные слова.
Определите их словообразовательные модели.
Чудеса в луже
По поверхности лужи скользят презабавные
длинноногие водомерки. Они не тонут, потому что
их лапки смазаны жиром. Вот из глубины
поднимается большой черный жук-водолюб, набирает
в свои воздушные мешки запас свежего воздуха.
Водолюб – миролюбивое существо. Он питается
мелкими подводными растениями. У
паука-серебрянки среди водорослей имеется
воздушный колокол, как у настоящего водолаза. В
нем он спасается от врагов.
(По Г.Скребицкому)
6. Придумайте сложное существительное,
называющее данное приспособление.
Уборка картофеля
7. Напишите рассказ «В огороде», включив в него
придуманное вами сложное существительное.
ВАРИАНТ 2
1. Допишите ряды родственных слов. Обозначьте
корни.
1) Гость, гостиница…;
2) впечатлительный, впечатление...;
3) изображать, изобразительный....
2. Продолжите цепочки слов. Обозначьте
словообразовательные морфемы.
1) Экс-президент, экс-министр...;
2) утренний, соломенный...;
3) требовал, советовал, оборудовал....
3. Какими частями речи являются выделенные
слова? Определите их морфемный состав.
Скользнув с небесного стекла,
В ладонь цветка она (капля) стекла.
4. Отгадайте загадку. Выпишите слова с одним и
тем же морфемным составом. По какой
словообразовательной модели они образованы?
Этой бабке сотня лет,
А горба у ней все нет!
Высоконько торчит,
Далеконько ворчит.
Смерть придет за старушкой –
Станет бабка избушкой.
(Сосна)
5. Выпишите из текста сложные слова.
Определите их словообразовательные модели.
Ярки опушки лесов в летнее время! Здесь веселый
цветочный хоровод. Но вы всегда обратите
внимание на травянистого великана. Это кипрей,
или иван-чай. Кипрей в большом почете у
пчеловодов. Это чемпион травянистых медоносов.
Кипрей щедро угощает пчел сладким нектаром и
дает им цветочную пыльцу и клей. Цветоводы
московского парка «Сокольники» пересадили к
себе кипрей, и он отлично украсил поляну.
(По Н.Сладкову)
6. Придумайте сложное существительное,
называющее данное приспособление.
На садовом участке
7. Напишите рассказ «В саду», включив в него
придуманное вами сложное существительное.
Ответы
Словообразование существительных
Вариант 1 1 - 1;
2 - 4;
3 - 4;
4 - 4;
5 - 4;
6 - 4; |
Вариант 2 1 - 3, 4;
2 - 1;
3 - 3;
4 - 4;
5 - 2, 3;
6 - 1, 2, 4. |
Словообразование прилагательных
Вариант 1 1 - 1;
2 - 4;
3 - 3;
4 - 1, 3;
5 - 4;
6 - 4;
7 - циркач;
широта;
хитрость;
хитростный;
пережиток;
жить. |
Вариант 2 1 - 3;
2 - 1;
3 - 4;
4 - 2;
5 -1;
6 - 3;
7 - примерить;
примерочный;
безопасный;
письменный;
теплый;
тепличный. |
Словообразование глаголов
Вариант 1 1 - прыгать (сказала);
2 - жаловать;
3 - 4;
4 - 3;
5 - 1;
6 - 4 |
Вариант 2 1 - исчезла
(очутилась);
2 - исчезать;
3 - 2;
4 - 1;
5 - 3;
6 - 3. |
Т.В. СЕНЮШКИНА,
МОУ «Лицей “Сигма”»,
г. Барнаул |