МАТЕРИАЛЫ К УРОКУ
Повторение имени существительного
и прилагательного
Работа с текстом в 7-м классе
по системе Занкова
1. Спишите текст, вставляя буквы и расставляя
знаки препинания.
Туман на море ещ_ (не)ра_сеялся в нем гасли
оч_ртания2 огромного к_рабля. Но вот п_руса ожили и
пр_вратились в легкие алые формы. Все было белым
кроме плавно ра_кинутых п_русов цвета глубокой
радости. (Не)громкая музыка лилась с белой палубы
в огне алого ш_лка.
Ассоль бежала к пристан_ и больше всего боялась
ошибки или (не)доразумения2. Врем_нами алые паруса
скрывались от нее за крыш_й или забором тогда
сердце ее зам_рало от (не)счастья.
Толпа на берегу в_лновалась в уд_влени_
(не)нависти и страх_.
Весло Грея ре_ко пл_снуло около Ассоль. Она
смотрела на него с с_яющим лицом. Счастье с_дело в
ней пушистым котенком бе_заботно играющ_
солнечными зайчиками4.
Скрипач(?) поднял смыч_к заставил струны
заговорить пр_красным голосом и подумать о
счасть_.
(По А.Грину)
Среди учеников класса выбирается группа
экспертов, которые должны указать, над какими
орфограммами по теме «Имя существительное»
необходимо поработать в тексте. Добавить к
правилам свои примеры и примеры на отсутствующие
правила.
(Ь на конце существительных, суффиксы -ик-,
-ек-, не с существительными. Разносклоняемые
существительные и их суффиксы, падежные
окончания существительных, гласные о – е
в окончаниях и суффиксах существительных.)
Остальные являются исследователями.
Выполните задания к тексту.
1. Что общего в словах радость и музыка?
Найдите как можно больше общего. (Эти
существительные не имеют формы множественного
числа, они связаны, как правило, с положительными
эмоциями, это неодушевленные, нарицательные
существительные женского рода.)
2. Выпишите из 1-го абзаца существительные,
относящиеся к разным склонениям. В какую группу
вы выписали слово очертания? Почему?
3. Что общего и в чем различие существительных недоразумение,
несчастье? (Эти существительные можно
назвать контекстными синонимами, они имеют в
своем составе не, относятся к среднему роду;
но в слове недоразумение не является
частью приставки недо-, а в слове несчастье
не- – приставка; эти существительные
относятся к одному типу склонения, но
различаются окончаниями в предложном падеже.)
4. Найдите в этом же абзаце слово такого же рода,
как существительные с не. Чем оно
отличается от этих существительных? (Это
существительное время, оно разносклоняемое.)
5. Какое существительное третьего абзаца
является «лишним»? По какому признаку? (Существительное
берег имеет две формы числа, а все остальные
существительные этого абзаца имеют форму только
единственного числа.)
6. Какое существительное употреблено в
единственном числе, но обозначает группу,
множество? Как называется такое существительное?
(Толпа – собирательное существительное.)
7. Какой прием использует Грин, располагая
существительные удивление, ненависть, страх
именно в такой последовательности? (Это
градация. Она помогает передать растущие чувства
толпы.)
8. Какое существительное связывает два
последних абзаца? (Счастье.)
9. Выпишите из текста ассоциативный ряд слов,
создающий настроение. (Радости, музыка, алый
шелк, сияющее лицо, пушистый котенок, солнечный
зайчик, прекрасный голос, счастье.) Подчеркните
в этом ряду ключевое слово.
10. Выпишите из текста качественные и
относительные прилагательные. Каких больше? Как
вы думаете: почему?
11. Озаглавьте текст.
12. Как связаны предложения первого абзаца? (Корабль
– паруса; паруса – парусов; радость – алый шелк,
паруса – палуба. Видо-родовая связь;
лексический повтор; тематическая лексика.)
13. Из первого абзаца выпишите олицетворения,
метафоры, эпитеты.
Н.А. ЗАЙЦЕВА,
пос. Жуковка,
Смоленская обл. |