КОНФЕРЕНЦ-ЗАЛ
Словесники об экзамене
по русскому языку в 9-м класcе
Редакция решила соединить в одном материале
отзывы о новой форме аттестации в
9-м классе, полученные от сочинских учителей и от
их коллег из других регионов.
Мнения, кажется, совпадают. |
Подготовка к ЕГЭ
проходила трудно. Ребята не могут выразить
правильно свою мысль, не говорю об ошибках, т.к. 90%
учащихся не русские, хотя и ребята из русских
семей пишут и говорят с ошибками.
Подготовка трудна тем,
что мы до конца не знали, какой окончательный вид
(бланк задания) будет на ЕМЭ.
Мы писали пробный
экзамен. Из 27 учащихся 25 написали на «2».
Масса текста в изложении
и сочинении, и сделать не более 5 ошибок в них
нереально для среднестатистического троечника.
Тексты для чтения и анализа
трудно воспринимаются современными школьниками.
Написать сочинение на
тему «Что такое интеллигентность?». Тема вводит
детей в ступор.
Есть ведь отличные
тексты, легкие для восприятия.
При проверке
экзаменационных работ в 9-м классе возникли
разногласия: правильно ли написано
сочинение-рассуждение? Одни доказывали, что
достаточно, чтобы аргументы были из литературных
источников или из жизненного опыта. Другие
утверждали, что доказательства должны быть из
предложенных текстов, и если нет опоры на текст,
то выставляется 0 баллов.
Проверять
экзаменационные работы по большому количеству
критериев достаточно тяжело.
Я не сталкивалась с
ЕМЭ, но я считаю, что такая форма экзамена для
учащихся 9-х классов сложна, не все могут
справиться с заданием. Я за старую форму
экзамена. Если в классе большая часть учеников –
армяне, которые дома говорят только на своем
языке, как эти дети смогут написать ЕМЭ? Мне
кажется, им легче будет написать изложение, и
учителю проще с такой работой.
Своих детей к ЕМЭ я
готовлю только в этом году. Считаю этот экзамен
сложным. В нашей сельской школе дети читают очень
мало. Думаю, что на выпускных экзаменах и в 9-м, и в
11-м классе должны быть варианты для детей,
имеющих проблемы со здоровьем, неразвитых по
медицинским или социальным показателям,
необучаемых. Пусть будет экзамен в форме
диктанта, изложения, сочинения – выпускник
выберет сам, но право поступления в вуз имеет
только тот, кто сдал ЕГЭ.
Та же схема и в 9-м классе.
Не все способны сделать за 4 часа три вида работы
– сочинение, изложение, тест. Проверяем 9-й класс
– работы правим синей пастой, так как ошибок –
море. Но дело не в них даже. Речь не развита. Дети
не умеют размышлять над проблемой, высказывать
свое мнение. Нельзя уравнивать всех детей.
Сборник Рыбченковой давно
устарел. Навяз в зубах.
Меня тревожит и
трехбалльная система оценивания в школе. Оценка
«1» не разрешена, не узаконена. «2» мы не ставим
(«Не хотите проблем? Не ставьте! Будете
доказывать, чем занимались в четверти, в году;
почему все-таки выходит «2»? – такая установка).
Остается «3», «4», «5». С «5» – понятно. «4» и «3» –
тому, кто недоучил, и тому, кто больше не может. «3»
– тому, кто не тянет дальше, и тому, кому «нельзя»
ставить «2».
ЕГЭ сдавал очень слабый
класс с низкой мотивацией к обучению. Результаты:
«4» – 23, «3» – 9. Хорошо? Да! Но...
Учащиеся умудрились
списать друг у друга сочинения, но переделывая
предложения и сохраняя смысл текста. Получились
разные работы. Очень жаль, что мало творческих
детей.
Трудность в
сопоставлении двух текстов. Трудность в
определении основной мысли. Трудность в
изложении собственной позиции.
Учащимся сложно
сравнивать тексты, выражая при этом свое мнение.
Думаю, более удачна была мысль писать изложение с
элементами сочинения; при этом задание для
сочинения должно быть четко сформулировано.
При современных
средствах связи экзамен как в 9-м, так и в 11-м
классе становится фикцией. Сюжет. Мальчик пришел
на ЕМЭ по русскому языку в 9-м классе. В руке зажат
мобильный телефон. Попробуете отыскать? Не
имеете права. Отберете? А он скажет, что у него нет
телефона.
Наушник мальчик вставляет в
ухо. Диктует сестре, «сидящей» на другом конце
провода, тест (или устный билет, как на экзамене
по литературе; это только в фильме про Шурика
смешно: «Билет номер девять, прием!». Сейчас это
реальность).
Другая ситуация: девочка
во время экзамена просится в туалет, дескать, у
нее болит живот. Выходит вместе с телефоном и
черновиком. Кто-то (скажем, ее репетитор)
надиктовывает ей все, что нужно, вплоть до
сочинения. Я уже не говорю о телефонах с
встроенной орфографией.
Учителя-предметники
обложены во время экзаменов десятком телефонов.
«Смольный на проводе». Ведь их дети сдают ЕГЭ!
Никакой честности в современных экзаменах нет.
Это государственные деньги; это утопия, которой
лет через десять точно не будет.
Идейные вдохновители
ЕГЭ ничего, кроме презрения, не вызывают. Что они
вещают с экрана телевизора? О каком непредвзятом
подходе говорят? |