Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №1/2008

ГОТОВИМСЯ К ЭКЗАМЕНАМ

 

Уважаемая редакция!

В этом году я вновь участвовала в конкурсе «Контрольные измерительные материалы и тестовые задания для Единого государственного экзамена». Это помогло мне лучше понять изменения, происходящие в ЕГЭ по русскому языку в 2007 г., а также направление, по которому будет идти работа по дальнейшему усовершенствованию материалов к ЕГЭ.

Приоритет отдается заданиям к тексту. В прошлых работах я предлагала небольшие тексты с заданиями к ним. Теперь это тексты, соответствующие последним требованиям к ЕГЭ с заданиями типа А, В, С.

Сейчас у меня в работе около пятнадцати текстов. Надеюсь, они вас заинтересуют и обязательно помогут учителям-словесникам подготовить своих учеников к Единому государственному экзамену.

Посылаю первые 5 текстов с заданиями для публикации в методической газете «Русский язык».

С уважением,
Е.В. ЖУКОВСКАЯ,
г. Калуга

Тексты с заданиями типа А, В, С

Текст I

Прочитайте текст и выполните задания к нему.

Камышовая кошка

(1) Я получил задание привезти из экспедиции, направленной в Закавказье, несколько редких животных. (2) При попытке добыть живую камышовую кошку меня упорно преследовала неудача. (3) Либо зверь не попадал в ловушку, либо не удавалось сохранить пойманное животное живым и здоровым.

(4) Однажды ранним февральским утром меня разбудили мои приятели, сельские ребята. (5) Перебивая друг друга, они спешили сообщить важную новость: «Дикий кот у дяди Прохора! В капкан попался!». (6) Я через несколько минут был уже у дяди Прохора. (7) Там стояла толпа, наблюдавшая за лежащим на земле крупным камышовым котом. (8) Лапа хищника была крепко зажата капканом. (9) Как только кто-нибудь из толпы пробовал приблизиться к нему, кот взъерошивал шерсть, шипел и прыгал навстречу. (10) Но короткая цепь капкана, прикрепленная к вбитому в землю колу, валила кота на землю. (11) Сообразив, что при таких прыжках ценное животное может сломать себе лапу, я сбросил с себя куртку и, прикрывая ею лицо, приблизился к зверю. (12) Он повторил свой маневр и опять бессильно упал на землю. (13) Тут я мигом накинул на кота свою куртку и навалился поверх нее своей тяжестью. (14) Зверь был связан. (15) Я осторожно снял с его ноги капкан, смазал йодом и перевязал рану на его ноге. (16) Потом кота посадили в клетку. (17) Он вел себя странно. (18) Он не пытался освободиться, неподвижно лежал в углу клетки, не прикасаясь к пище, предлагаемой ему, и делал вид, что не замечает окружающих его людей. (19) Так прошло три дня. (20) Опасаясь за жизнь кота, я впустил в его клетку живую курицу, любимую пищу кота на воле. (21) Вначале курица, боявшаяся опасного соседа, металась по клетке, но потом успокоилась и даже начала нахально ходить по спине лежащей кошки. (22) Хищник не обращал на нее никакого внимания. (23) Прожив еще два дня, камышовый кот погиб, а курица, обреченная на съедение, осталась невредимой и была выпущена на волю. (24) Жалко было потерять такую добычу, но что делать! (25) По-видимому, кот был слишком стар, чтобы примириться с потерей свободы!

(По Е.Спангербергу)

 

Задание 1. Какая мысль не выражена в тексте?

1) Диких животных трудно приручить.

2) Редких животных нужно беречь, охота на них запрещена.

3) Животное, выросшeе на воле, не может примириться с потерей свободы.

4) Взрослый хищник лучше погибнет, чем будет жить в неволе.

Задание 2. Определите стиль и тип речи.

1) Публицистический стиль, описание;

2) художественный стиль, повествование;

3) разговорный стиль, повествование;

4) художественный стиль, описание.

Задание 3. Какое лексическое значение имеет слово экспедиция в этом тексте (предложение 1)?

1) Ответственное задание, роль, поручение;

2) мероприятия для осуществления какой-либо важной хозяйственной задачи;

3) поиски, выслеживание зверей, птиц с целью ловли;

4) поездка, поход в отдаленную местность с исследовательской целью.

Задание 4. Из предложений 18–21 выпишите действительные причастия настоящего времени.

Задание 5. Среди предложений 18–25 найдите предложение с вводным словом. Напишите номер этого предложения.

Задание 6. Среди предложений 9–15 найдите предложение с обособленным определением. Напишите номер этого предложения.

Задание 7. Среди предложений 7–18 найдите сложноподчиненное предложение с придаточным времени. Напишите номер этого предложения.

Задание 8. Среди предложений 19–25 найдите такое, которое соединяется с предыдущими при помощи лексического повтора. Напишите номер этого предложения.

Задание 9. Прочитайте текст. Из списка терминов выберите слова, которые должны стоять на месте пропусков. Напишите номера этих терминов.

Главный герой рассказа – камышовый кот. Автор говорит о нем практически в каждом предложении, используя______. При этом эмоциональный накал рассказа передается с помощью___________.

Список терминов:

1) метафора;

2) ирония;

3) фразеологизм;

4) восклицательные предложения;

5) сравнительный оборот;

6) синонимы.

Задание 10. Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Памятка 2 3 4

Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования).

Сформулируйте позицию автора. Напишите, согласны или не согласны вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Свой ответ аргументируйте, опираясь на знания, жизненный или читательский опыт (учитываются первые два аргумента).

Объем сочинения – не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулем баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Ответы:

1. 2);

2. 2);

3. 4);

4. окружающих, лежащей;

5. 25;

6. 10;

7. 9;

8. 21;

9. 6, 4.

10. Информация о тексте:

Основные проблемы 1) диких животных очень трудно приручить;

2) животное, выросшее на воле, не может примириться с потерей свободы;

3) взрослый хищник лучше погибнет, чем будет жить в неволе

Авторская позиция 1) редкие животные нуждаются в бережном отношении;

2) взрослые хищники, выросшие в неволе, заслуживают свободы

Текст II

Прочитайте текст и выполните задание к нему.

***

(1) Солнце все выше и выше поднималось над заливом, стирая тени. (2) Егерь рассказывал:

(3) Белоснежный лебедь упал в камыши, еще не понимая, что с ним произошло, пытался взлететь в синее небо.

(4) Его правое крыло безжизненно повисло. (5) Браконьер лишил птицу самого дорогого – полета. (6) Лебедь неподвижно лежал в камышах. (7) Его подруга, белая лебедушка, волновалась. (8) Птица издавала тревожный, гортанный крик. (9) Стая уже снялась с полуостровка и полетела дальше, на север. (10) Отстать не хотелось, но ведь и друга не бросишь в беде. (11) И тогда она, приблизившись, стала заботливо обирать его перышки.

(12) Я приплыл в залив рано утром. (13) Лебедушка взлетела и стала тревожно кружиться. (14) Решил обследовать камыши. (15) Тут и нашел подбитую птицу.

(16) Оставил лебедя в безопасном месте, привез лекарство и перевязал раненое крыло. (17) На другой день я снова появился на маленьком островке. (18) Обошел его, убедился – хищников нет. (19) «Как же вас назвать? – подумал. – Лебедь будет отныне Лотос, а лебедушка – Лилия».

(20) Весь месяц плавал к лебединому острову. (21) Лотос повеселел и гортанным криком приветствовал меня. (22) Однажды, придя к шалашу, увидел: в устроенном гнезде лежало яйцо. (23) Лебедь подплыл к моей лодке и взял из рук пищу. (24) Я знал, что Лотосу никогда не придется летать, – крыло было перебито.

(25) Пришла осень. (26) Вместе с Лотосом и Лилией плавали еще два молодых лебедя. (27) А в это время начался отлет птиц. (28) В небе всю ночь слышались прощальные голоса. (29) Лилия тревожно прислушивалась к ним.

(30) На моих глазах дети Лотоса и Лилии взлетели, присоединились к стае и полетели в далекие края. (31) Лебедушка волновалась, но вскоре подплыла к Лотосу и стала прихорашивать его перья. (32) Весь вид ее говорил: «Пускай улетают наши дети зимовать в теплые края, а нам и здесь неплохо».

(33) А вскоре до меня донеслась лебединая песня. (34) Ее пел красавец Лотос. (35) Нет, это была не прощальная песня – гимн жизни!

(По К.Хромову)

Задание 1. Какой вариант заголовка наиболее полно отражает основную мысль текста?

1) Лебеди.

2) Рассказ егеря.

3) Лебединая верность.

4) Лебединая песня.

Задание 2. Какие типы речи представлены в тексте?

1) Описание;

2) повествование;

3) рассуждение;

4) повествование и рассуждение.

Задание 3. Какое лексическое значение имеет слово егерь в этом тексте (предложение 2)?

1) Лесник, лесной сторож;

2) лесничий, служащий лесничества;

3) охотовед, должностное лицо в охотничьих хозяйствах;

4) специалист по охране окружающей среды.

Задание 4. Из предложений 12–15 выпишите существительное, образованное от существительного суффиксальным способом.

Задание 5. Из предложений 1–24 выпишите деепричастия.

Задание 6. Среди предложений 6–15 найдите предложение с обособленным приложением. Напишите номер этого предложения.

Задание 7. Среди предложений 20–31 найдите сложные предложения. Напишите номера этих предложений.

Задание 8. Среди предложений 25–35 найдите такое, которое соединяется с предыдущим при помощи указательного местоимения и лексического повтора. Напишите номер этого предложения.

Задание 9. Прочитайте текст. Из списка терминов выберите слова, которые должны стоять на месте пропусков. Напишите номера этих терминов.

При описании лебедя и лебедушки автор метко использует_________ белоснежный, безжизненно, тревожный и другие. Благодаря этому небольшая по объему описательная часть дает полное представление о птицах, попавших в трудные условия.

Рассказывая о том, как егерь помогал раненому лебедю, автор (предложения 16–24) порой пропускает какой­либо подразумевающийся член предложения. Это придает высказыванию динамичность, интонацию живой речи, художественную выразительность. Такой прием называется ___________.

Доброе отношение автора к птицам и трогательные отношения между лебедем и лебедушкой в предложениях 19, 32 переданы с помощью__________. Она служит способом выражения мыслей и чувств.

В последнем абзаце автор использует__________ как средство эмоционального выражения главной мысли рассказа.

Список терминов:

1) сравнение;

2) эпитеты;

3) аллегория;

4) эллипсис;

5) риторическое обращение;

6) прямая речь;

7) инверсия;

8) восклицательное предложение.

Задание 10. Напишите сочинение по прочитанному тексту.

См. памятку к тексту I. (1)

Ответы:

1. 3);

2. 2);

3. 3);

4. лебедушка;

5. стирая, не понимая, придя;

6. 7;

7. 22, 24;

8. 35;

9. 2, 4, 6, 8.

10. Информация о тексте:

Основные проблемы 1) проблема любви и верности; 2) проблема помощи близким; 3) проблема ухода детей из родительского гнезда
Авторская позиция 1) любовь способна победить любую беду; 2) в трудных ситуациях нужно поддерживать близких; 3) лебединая верность – пример людям

Текст III

Прочитайте текст и выполните задания к нему.

Секрет гениальности и успеха

(1) У всех исследователей, первооткрывателей и изобретателей, прежде чем они предпринимали какие-либо действия и становились благодаря им знаменитыми, сначала в воображении зарождались идеи и возникали определенные представления.

(2) Альберт Эйнштейн еще мальчиком вбил себе в голову, что обязательно должно быть объяснение тому, почему Земля не сходит со своей орбиты и почему ее не уносит в космическое пространство, несмотря на то что с каждым годом на Земле появляется все больше людей, домов, машин и кораблей. (3) Он мечтал, что именно ему удастся найти это объяснение. (4) И для этого Альберт Эйнштейн, который считался ленивым учеником, не жалел времени. (5) Дни и ночи он проводил в своей лаборатории, делал многочисленные расчеты и ставил опыты.

(6) Колумб мечтал побывать в Индии и открыл Америку; Марко Поло мечтал о путешествии в Китай и в результате добрался туда пешком; Александр Грейам Белл представлял себе возможность, что люди будут когда-нибудь разговаривать друг с другом, находясь за многие километры друг от друга, и изобрел телефон; Эдисон мечтал о таком источнике света, который не был бы открытым огнем, не требовал заправки газом или керосином и в то же время горел постоянно, стоило бы нажать на выключатель. (7) Он изобрел лампу накаливания. (8) Галилео Галилей доказал, что Земля круглая, а не плоская, как считали его современники. (8) Братья Райт мечтали о том, чтобы человек мог летать, и сконструировали самолет. (9) Всем этим людям пришлось вынести насмешки окружающих, некоторые из гениальных первооткрывателей оказались в тюрьме за свое вольнодумство и были объявлены сумасшедшими.

(10) Многие в детстве мечтают о спортивных достижениях, видят себя в своих фантазиях знаменитыми спортсменами. (11) Однако неспортивный, неловкий человек не может за какие-нибудь две-три недели стать настоящим спортсменом, добивающимся блестящих результатов. (12) Какие же силу воли, терпение и твердое, непоколебимое желание нужно иметь, чтобы систематически тренироваться не один год, помня о своей мечте!

(13) Много лет назад в Америке жила маленькая девочка, которая после тяжелой болезни оказалась парализованной. (14) Она была вынуждена передвигаться в инвалидной коляске, потому что ноги не слушались ее. (15) И вот эта малышка мечтала стать когда-нибудь знаменитой спортсменкой. (16) Невероятно! (17) Каждый, с кем она делилась своей мечтой, грустно улыбался или, испытывая глубокую жалость, утешал ее. (18) Однако маленькая Вильма Рудольф не позволила сбить себя с толку. (19) И, представьте себе, Вильма Рудольф стала олимпийской чемпионкой в беге на сто метров. (20) Она стала ею! (21) И этим совершила то, что все считали невероятным. (22) Можно представить, что парализованный ребенок стал бы олимпийским чемпионом, не обладай он терпением, выдержкой и силой воли? (23) Никогда!

(24) Как много было причин сдаться и отказаться от своей мечты у Вильмы Рудольф. (25) Но она не признала ни одной из них. (26) И это очень важно. (27) Представьте себе только, как усердно пришлось потрудиться ей, чтобы помочь себе осуществить свою мечту. (28) Каждый крошечный шаг приближал ее к цели!

(29) И вот что примечательно: рано или поздно приходит момент, когда наш мозг сам начинает работать над осуществлением цели.

(30) Вот тогда и следует приложить все силы к достижению мечты. (31) Ты тоже можешь добиться того, чего хочешь.

Задание 1. В каком предложении наиболее четко выражена основная мысль текста?

1) 1;

2) 12;

3) 29;

4) 31.

Задание 2. Какие типы речи представлены в тексте?

1) Рассуждение и описание;

2) повествование и описание;

3) рассуждение и повествование;

4) описание.

Задание 3. Укажите предложение, в котором используется фразеологизм.

1) 1;

2) 2;

3) 9;

4) 12.

Задание 4. Из предложений 10–12 выпишите деепричастие.

Задание 5. Среди предложений 8–12 найдите предложение с обособленным определением, напишите номер этого предложения.

Задание 6. Среди предложений 1–5 найдите простое предложение с однородными сказуемыми. Напишите номер этого предложения.

Задание 7. Среди предложений 10–23 найдите сложноподчиненное предложение с придаточным определительным. Напишите номер этого предложения.

Задание 8. Среди предложений 24–28 найдите такое, которое соединяется с предыдущим при помощи указательного местоимения. Напишите номер этого предложения.

Задание 9. Прочитайте текст. Из списка терминов выберите слова, которые должны стоять на месте пропусков. Напишите номера этих терминов.

В первой части текста автор, опираясь на факты, доказывает, что великие ученые и путешественники делали гениальные открытия, поначалу опираясь только на мечту. В этой части текста много __________. В тексте также используется _________ лампа накаливания, опыты и т.п. Все это придает материалу достоверный характер.

Автор эмоционально доводит до читателя свою идею, используя________. В пятом абзаце с целью акцента на том, что невозможное иногда становится возможным, применяется __________.

Список терминов:

1) метафоры;

2) восклицательные предложения;

3) научная лексика;

4) имена собственные;

5) вопросно-ответная форма изложения;

6) сравнительные обороты;

7) риторическое обращение;

8) многосоюзие.

Задание 10. Напишите сочинение по прочитанному тексту.

См. памятку к тексту I. (2)

Ответы:

1. 1);

2. 3);

3. 2);

4. помня;

5. 11;

6. 5;

7. 13;

8. 26;

9. 4, 3, 2, 5.

10. Информация о тексте:

Основные проблемы 1) проблема упорства в достижении своих целей;

2) проблема силы характера в преодолении трудностей на пути к мечте

Авторская позиция 1) любой человек может добиться того, чего хочет, если у него есть сила воли, терпение и желание

Текст IV

Прочитайте текст и выполните задания к нему.

Кругом люди

(1) Она дремлет в электричке, лежа на лавке и положив руку под голову.

(2) Одета бедно, в порыжелое кургузое пальтишко и теплые не по сезону коты; на голове – серый обтерханный платок. (3) Неожиданно подхватывается:

(4) – Это еще не Рамень? – садится и, увидев, что за окном дождь, огорченно, с сердитой озабоченностью восклицает: (5) – Вот враг!.. (6) Ну надо же!

(7) – Грибной дождик – чем он вам помешал?

(8) Она смотрит недоуменно и, сообразив, что перед нею горожане, поясняет:

(9) – Для хлебов он теперь не нужон. (10) Совсем не нужон. (11) Чай, хлебом кормимся-то, а не грибами!..

(12) Невысокая, загорелая, морщинистая. (13) Старенькая-старенькая – лет восьмидесяти, но еще довольно живая. (14) И руки заскорузлые, крепкие. (15) Во рту впереди торчат два желтых зуба, тонкие и длинные.

(16) Поправляет платок и, приветливо улыбаясь, разговаривает и рассказывает о себе.

(17) Сама из-под Иркутска. (18) Сын погиб, а дочь умерла, и родных никого. (19) Ездила в Москву насчет «пензии», причем, как выясняется, и туда, и обратно – без билета.

(20) И ни багажа, ни хотя бы крохотного узелка...

(21) – Как же так, без билета? (22) И не ссадили?.. – удивляются вокруг. (23) – А контроль?.. (24) Контроль-то был?

(25) – Два раза приходил. (26) А что контроль?.. – слабо улыбается она. (27) Контроль тоже ведь люди. (28) Кругом люди!.. – убежденно и радостно сообщает она и, словно оправдываясь, добавляет: (29) – Я ведь не так, я по делу...

(30) В этом ее «кругом люди» столько веры в человека и оптимизма, что все становилось как-то лучше, светлее...

(31) Проехать без билета и без денег половину России, более пяти тысяч километров, и точно так же возвращаться – уму непостижимо. (32) Но ей верят. (33) Есть в ней что-то хорошее, душевное, мудрое: лицо, глаза и улыбка так и светятся приветливостью, и столь чистосердечна – вся наружу, – ей просто нельзя не верить.

(34) Кто-то из пассажиров угостил ее пирожком, она взяла, с достоинством поблагодарив, и охотно сосет и жамкает. Легонько жамкает своими двумя зубами.

(35) Меж тем за окном после дождя проглянуло солнышко и сверкает ослепительно миллионами росинок на траве, на листьях и на крышах.

(36) И, оставив пирожок, она, радостная, сияющая, щуря блеклые старческие глаза, смотрит как завороженная в окно и восторженно произносит:

(37) – Батюшки, красота-то какая... (38) Нет, вы поглядите...

(По В.Богомолову)

Задание 1. Какая мысль не выражена в тексте?

1) Оптимизм, умение радоваться малому помогают жить, делают человека краше.

2) Мир не без добрых людей.

3) Помогая бедным, мы делаем добро.

4) Если верить в людей, они помогут.

Задание 2. Какие типы речи представлены в тексте?

1) Повествование и описание;

2) рассуждение и описание;

3) повествование и рассуждение;

4) описание.

Задание 3. Какое лексическое значение имеет слово кургузое (пальто) во втором предложении?

1) Мешковатое, слишком широкое;

2) короткое и тесное;

3) старое, рваное;

4) линялое, выцветшее.

Задание 4. Из предложений 1–6 выпишите деепричастия.

Задание 5. Среди предложений 30–36 найдите простое односоставное неопределенно-личное предложение. Напишите его номер.

Задание 6. Среди предложений 30–36 найдите предложение с обособленным обстоятельством и обособленным определением. Напишите номер этого предложения.

Задание 7. Среди предложений 30–36 найдите сложноподчиненное предложение с придаточным изъяснительным. Напишите номер этого предложения.

Задание 8. Среди предложений 7–16 найдите такое, которое соединяется с предыдущим при помощи лексического повтора. Напишите номер этого предложения.

Задание 9. Прочитайте текст. Из списка терминов выберите слова, которые должны стоять на месте пропусков. Напишите номера этих терминов.

К героине своего рассказа В.Богомолов относится трепетно, подоброму. В ее описании в предложениях 12–15 автор использует___________, в предложении 36, кроме этого, используется_______. Характеризуют героиню__________, которые используются в описании и диалоге в предложениях 2, 9 и др.

Список терминов:

1) эпитеты;

2) аллегория;

3) гипербола;

4) сравнение;

5) просторечные слова;

6) инверсия;

7) риторические обращения.

Задание 10. Напишите сочинение по прочитанному тексту.

См. памятку к тексту I. (3)

Ответы:

1. 3);

2. 1);

3. 2);

4. лежа, положив, увидев;

5. 32;

6. 36;

7. 30;

8. 10;

9. 1, 4, 5.

10. Информация о тексте:

Основные проблемы 1) проблема веры в добрых людей;

2) проблема умения радоваться мелочам

Авторская позиция 1) мир не без добрых людей;

2) с верой в человека и оптимизмом любой становится добрее и краше, ему легче живется

Текст V

Прочитайте текст и выполните задания к нему.

Милостыня

(1) Вблизи большого города по широкой проезжей дороге шел старый, больной человек.

(2) Он шатался на ходу; его исхудалые ноги, путаясь, волочились и спотыкались, ступали тяжко и слабо, словно чужие; одежда на нем висела лохмотьями; непокрытая голова падала на грудь... (3) Он изнемогал.

(4) Он присел на придорожный камень, наклонился вперед, облокотился, закрыл лицо обеими руками, и сквозь искривленные пальцы закапали слезы на сухую седую пыль.

(5) Он вспоминал...

(6) Вспоминал он, как и он был некогда здоров и богат и как он здоровье истратил, а богатство роздал другим, друзьям и недругам... (7) И вот теперь у него нет куска хлеба, и все его покинули, друзья еще раньше врагов... (8) Неужели ж ему унизиться до того, чтобы просить милостыню? (9) И горько ему было на сердце и стыдно.

(10) А слезы все капали да капали, орошая седую пыль.

(11) Вдруг он услышал, что кто-то зовет его по имени; он поднял усталую голову и увидел перед собою незнакомца.

(12) Лицо спокойное и важное, но не строгое; глаза не лучистые, а светлые; взор пронзительный, но не злой.

(13) – Ты все свое богатство роздал, – послышался ровный голос... – Но ведь ты не жалеешь о том, что добро делал?

(14) – Не жалею, – отвечал со вздохом старик, – только вот умираю я теперь.

(15) – И не было бы на свете нищих, которые к тебе протягивали руку, – продолжал незнакомец, – не над кем было бы тебе показать свою добродетель, не мог бы ты упражняться в ней?

(16) Старик ничего не отвечал – и задумался.

(17) – Так и ты теперь не гордись, бедняк, – заговорил опять незнакомец, – ступай, протягивай руку, доставь и ты другим добрым людям возможность показать на деле, что они добры.

(18) Старик встрепенулся, вскинул глазами... но незнакомец уже исчез; а вдали на дороге показался прохожий.

(19) Старик подошел к нему и протянул руку. (20) Этот прохожий отвернулся с суровым видом и не дал ничего.

(21) Но за ним шел другой, и тот подал старику малую милостыню.

(22) И старик купил себе на данные гроши хлеба, и сладок показался ему выпрошенный кусок. (23) И не было стыда у него на сердце, а напротив: его осенила тихая радость.

(По И.С. Тургеневу)

Задание 1. Какова центральная проблема, поставленная автором в тексте?

1) Проблема нищенства;

2) проблема одинокой старости;

3) проблема добра;

4) проблема богатства и бедности.

Задание 2. Какие типы речи представлены в тексте?

1) Описание;

2) описание и рассуждение;

3) повествование и описание;

4) повествование и рассуждение.

Задание 3. Укажите предложение, в котором используются антонимы.

1) 1; 2) 7; 3) 13; 4) 17.

Задание 4. Из предложений 12–16 выпишите существительное, образованное от прилагательного приставочно-суффиксальным способом.

Задание 5. Среди предложений 9–12 найдите простое односоставное безличное предложение. Напишите его номер.

Задание 6. Среди предложений 6–12 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите номер этого предложения.

Задание 7. Среди предложений 1–7 найдите сложноподчиненное предложение с придаточным изъяснительным. Напишите номер этого предложения.

Задание 8. Среди предложений 6, 8, 9, 10 выберите такое, которое соединяется с предыдущим с помощью лексического повтора. Напишите номер этого предложения.

Задание 9. Прочитайте текст. Из списка терминов выберите слова, которые должны стоять на месте пропусков. Напишите номера этих терминов.

Главный герой рассказа И.С. Тургенева – нищий. Автор привлекает внимание к своему герою, начиная 2, 3, 4, 5е предложения с местоимения он, такой прием называется _________. В основном в этих же предложениях Тургенев описывает нищего, используя ________, __________. Основная идея рассказа раскрывается во второй его части с помощью ____________. В последних предложениях автор несколько раз повторяет союз и, такой прием называется _________ и служит для логического и интонационного подчеркивания следующих за ним слов.

Список терминов:

1) оксюморон;

2) аллегория;

3) эпитет;

4) сравнение;

5) фразеологизм;

6) диалог;

7) риторический вопрос;

8) анафора;

9) многосоюзие.

10. Напишите сочинение по прочитанному тексту.

См. памятку к тексту I. (4)

Ответы:

1. 3);

2. 3);

3. 2);

4. незнакомец (предложение 15);

5. 9;

6. 10;

7. 6;

8. 6;

9. 8, 3, 4, 6, 9 или 8, 4, 3, 6, 9.

10. Информация о тексте:

Основные проблемы 1) проблема добра и милосердия;

2) проблема стыда и гордости

Авторская позиция 1) нищий, прося милостыню, помогает людям совершать добрые поступки;

2) не нужно стыдиться своего несчастья;

3) в жизни каждого человека есть место радости

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru