Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №1/2008

ОЛИМПИАДА

 

Задания международной
интернет-олимпиады по русскому языку
«Интерактивный русский»

Международная интернет-олимпиада по русскому языку «Интерактивный русский» была организована справочно-информационным интерент-порталом «Русский язык» (Грамота.ру) в рамках Года русского языка при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям. Всего в Олимпиаде приняли участие свыше 4000 человек из 51 страны мира. Участникам Олимпиады было предложено выполнить двадцать заданий, в том числе поставить правильное ударение, расставить запятые, определить произведение по эпиграфу, указать адресата известных поэтических строк. А решающими стали результаты творческих заданий – написать триолет и сочинение.

Предлагаем нашим читателям познакомиться с заданиями Олимпиады, если у вас еще нет доступа к Интернету. Надеемся, что они могут пригодиться учителю-словеснику и на уроках русского языка, и на внеклассных мероприятиях.

ЗАДАНИЕ 1

Обозначьте прописной буквой правильное ударение в следующих словах. Укажите случаи, когда допустимы несколько вариантов постановки ударения. Назовите стилистические и смысловые различия между вариантами.

Апостроф, бутик, вальдшнеп, вероисповедание, гусеница, догмат, донельзя, древко, дремота, запасник, знамение, избалованный, клала, козлы, коклюш, лассо, насадит, новорожденный, обнаружение, оркестровый, откупорить, петля, плато, сливовый, созыв, украинский, умно, ходатайствовать, юродивый.

Источники: Н.А. Еськова. Краткий словарь трудностей русского языка. М., 2005; Русский орфографический словарь / Под ред. В.В. Лопатина. М., 2005.

ЗАДАНИЕ 2

Найдите и исправьте грамматические ошибки. Укажите случаи, когда допустимы несколько вариантов.

Олимпийское Сочи, далекое Осло, вечерние Хельсинки, загадочный Токио, густонаселенный Гродно, широкое Лимпопо, солнечный Брешиа, старинное Брюгге, забытые Заветы Ильича (колхоз), неспокойный Онего, прибрежное Турку, подмосковные Химки, красивый Шираз, мглистый Осака, независимый Гаити.

Источник: Е.А. Левашов. Географические названия: Словарь-справочник. СПб., 2000.

ЗАДАНИЕ 3

Запишите числительное 128 287 685 словами и просклоняйте его.

ЗАДАНИЕ 4

Из предложенного списка выберите слова, восходящие к именам собственным.

Кольт, комбинат, колония, кондом, гастарбайтер, гафний, дерби, детектор, иезуит, иммельман, бостон, монофтонг, панама, уотергейт, унисон, тюфяк, сэндвич, садизм, маньяк, рудбекия, рецепт, мичман, мансарда, лямблия, бойкот, бойфренд, бикини, берданка, бердыш, бедлам, батист, батик, бактриан, эрудит, эскалоп.

Источники: Л.П. Крысин. Толковый словарь иноязычных слов. М., 2005; Е.Н. Захаренко, Л.Н. Комарова, И.В. Нечаева. Новый словарь иностранных слов. М., 2003.

ЗАДАНИЕ 5

Приведите как можно больше известных вам фразеологизмов со следующими опорными словами: море, грамота, Москва, место.

ЗАДАНИЕ 6

Выберите правильные словосочетания из предложенного списка.

Заглавная роль, косный мозг, крёстный ход, маневровый тепловоз, туристское агентство, запасный выход, обидчивый человек, элитарные войска, драматургический театр, жилищный вопрос.

ЗАДАНИЕ 7

Подберите как можно больше синонимов-фразеологизмов к следующим словам: раболепствовать, побеждать, лгать, зябнуть.

ЗАДАНИЕ 8

Перед вами цитаты из произведений русских писателей. Объясните значение слов, выделенных курсивом.

• «Офицер, разгоряченный вином, игрою и смехом товарищей, почел себя жестоко обиженным и, в бешенстве схватив со стола медный шандал, пустил его в Сильвио, который едва успел отклониться от удара». А.Пушкин, «Выстрел».

• «А родитель мой, надо сказать, хотя и из ластовых был, но место имел доходное и, понятное дело, сыну тоже дал порядочного ходу». В.Короленко, «Ат-Даван».

• «В журнале "Будни морзиста" Ляписа встретили гостеприимно. “Хорошо, что вы пришли, Трубецкой. Нам как раз нужны стихи. Только – быт, быт, быт. Никакой лирики. Слышите, Трубецкой? Что-нибудь из жизни потельработников и вместе с тем, вы понимаете?..”» И.Ильф, Е.Петров, «Двенадцать стульев».

• «Может быть, он вспоминает, что сделал бы в этом случае майор, или капитан, или бригадмилец из «Дела “пестрых”». В. Высоцкий «О любителях “приключений”».

ЗАДАНИЕ 9

Дайте аргументированные ответы на следующие вопросы:

Почему слова пятерочник, троечник, двоечник пишутся через Ч, а слово колышник (тот, кто учится на колы) – через Ш?

ЗАДАНИЕ 10

В русском языке есть три исторически родственных слова. Они обозначают: горячий напиток, головной убор, католического монаха и американскую обезьяну. Назовите эти слова.

ЗАДАНИЕ 11

Исправьте все стилистические, грамматические, орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные в этом тексте.

Отправляясь в Японию, отдаешь себе, отчет, что попадаешь в иной мир. Он не экзотичный и даже не загадочный – просто, другой. Уже после приземления понимаешь, что прогресс уже не просто шагнул вперед в этой стране, она и есть сам прогресс. Но, при этом, союз традиций и новейших технологий настолько гармоничен, что люди в национальных одеждах едущие в скоростных поездах ни вызывают ни какого удивления. Не в одной стране мира я ни встречала такого прекрасного сочетания прогресс и традиция, доведенного до абсолютного совершенства.

Но вернемся к самому путешествию, в рассказе о котором, хотелось бы поделиться не сколько впечатлениями, а напутствиями для будущих путешественников. Конечно Токио, приезжая в Японию Вам рано или поздно придется в нем очутится, хотя многие Европейцы этот город боятся и предпочетают без гида по нему не перемещатся, хотя вся правда более банальна – гиды в Японии особенно двуязычные дорогое удовольствие, поэтому тур агенства и путеводители предпочетают туристов пугать, тем самым, заставляя платить. Да, кстати сказать, хороших гидов в Японии практически нет – Японца со знанием русского воспринимать будет очень тяжело, а русские в Японии это в основном либо студенты, либо журналисты международники или оставшиеся там с Советских времен дипломатические работники, а экскурсовод это профессия и ей, как и любой другой учат.

ЗАДАНИЕ 12

Перед вами фразы, ставшие эпиграфами к произведениям русских писателей. Назовите: 1) откуда заимствована фраза; 2) имя и фамилию писателя, использовавшего данную фразу в качестве эпиграфа, а также название произведения, в котором данная фраза использована как эпиграф.

• Охота пуще неволи.

• ... Жомини да Жомини, // А об водке ни полслова...

• Род проходит и род приходит, земля же вовек пребывает.

• Переходя улицу, оглянись по сторонам.

• Дуб – дерево. Роза – цветок. Олень – животное. Воробей – птица. Россия – наше Отечество. Смерть неизбежна.

• Горе тебе, Вавилон, город крепкий.

• О, Русская земля!..

• Во всех ты, Душенька, нарядах хороша.

• Пошел мелкий снег и вдруг повалил хлопьями. Ветер завыл; сделалась метель. В одно мгновение темное небо смешалось с снежным морем. Все исчезло. – Ну, барин, – закричал ямщик, – беда: буран!

• Ты камнем упала, я умер под ним.

ЗАДАНИЕ 13

Как сейчас называются эти города?

Андропов, Брежнев, Екатеринодар, Горький, Куйбышев, Ораниенбаум, Царицын, Баронск, Молотов, Арзамас-16, Калинин, Невдубстрой, Надеждинск, Свердловск, Ворошиловск, Энгельс.

ЗАДАНИЕ 14

Кому посвящены поэтические произведения, строки из которых даны ниже? Назовите авторов этих строк.

• Душе настало пробужденье: // И вот опять явилась ты, // Как мимолетное виденье, // Как гений чистой красоты.

• Шаганэ ты моя, Шаганэ! // Потому, что я с севера, что ли, // Я готов рассказать тебе поле, // Про волнистую рожь при луне...

• Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины, //Как шли бесконечные, злые дожди, // Как кринки несли нам усталые женщины, // Прижав, как детей, от дождя их к груди...

• Где Вы теперь, кто Вам целует пальцы? // Куда ушёл ваш китайчонок Ли?..

• О Александр, ты был повеса, как я сегодня хулиган…

• Куда мне до нее! Она была в Париже, // И я вчера узнал – не только в нем одном.

• Я поздравляю вас, как я отца // Поздравил бы при той же обстановке. // Жаль, что в Большом театре под сердца // Не станут стлать, как под ноги, циновки.

• Женщина, безумная гордячка! // Мне понятен каждый ваш намек, // Белая весенняя горячка // Всеми гневами звенящих строк!

ЗАДАНИЕ 15

Что объединяет все перечисленные слова: вправду, добро, зло, лето, на пригреве, обожгло, понапрасну, пятипалый, светло?

ЗАДАНИЕ 16

Перед вами фрагменты описания различных городов, взятые из произведений русской литературы XIX–XX вв. Названия городов (там, где это необходимо для составления задания) заменены многоточием. Определите, о каких городах идет речь, какие из них являются вымышленными, а какие настоящими, а также укажите название произведения и фамилию автора.

Фрагмент 1

«... – самый скверный городишко из всех приморских городов России».

Фрагмент 2

«У белых башенных ворот провинциального кремля две суровые старухи разговаривали по-французски, жаловались на советскую власть и вспоминали любимых дочерей. Из церковного подвала несло холодом, бил оттуда кислый винный запах. Там, как видно, хранился картофель».

Фрагмент 3

«Город ... – типичный, в общем-то, райцентр на пятнадцать тысяч голов населения, довольно спокойного, в основном сельского. Промышленность здесь была лесная, кудельная и сельскохозяйственная. Беспокоил порой и будоражил городок, стоявший на отшибе, текстильный техникум да межзональный дом отдыха лесозаготовительной отрасли».

Фрагмент 4

«Ближе к центру, на Екатерининской, вид города изменился. Появились дома в два и даже три этажа, совсем европейского вида. Первые этажи многих домов были заняты магазинами, витрины которых были укрыты от солнца полосатыми, с фестонами, маркизами».

Фрагмент 5

«В осажденном городе ... на бульваре, около павильона играла полковая музыка, и толпы военного народа и женщин празднично двигались по дорожкам. Светлое весеннее солнце взошло с утра над английскими работами, перешло на бастионы, потом на город – на Николаевскую казарму и, одинаково радостно светя для них, теперь спускалось к далекому синему морю, которое, мерно колыхаясь, светилось серебряным блеском».

Фрагмент 6

Алексей Толстой

Алексей Толстой

« ... жил бурливо-холодной, пресыщенной, полуночной жизнью. Фосфорические летние ночи, сумасшедшие и сладострастные, и бессонные ночи зимой, зеленые столы и шорох золота, музыка, крутящиеся пары за окнами, бешеные тройки, цыгане, дуэли на рассвете, в свисте ледяного ветра и пронзительном завывании флейт – парад войскам перед наводящим ужас взглядом византийских глаз императора».

ЗАДАНИЕ 17

Перед вами фамилии литературных персонажей – героев произведений русских писателей. Укажите их имена и отчества (если о них можно узнать из текста произведения). Как называются произведения, кто автор?

Башмачкин, Беликов, Вронский, Головин, Калитина, Костыльков, Ларина, Лужин, Мещерская, Тарасевичева, Твистер, Фандорин, Шатов, Штирлиц.

ЗАДАНИЕ 18 (триолет)

Лучшие триолеты публикованы на портале www.gramota.ru.

ЗАДАНИЕ 19

Какие из этих вопросов являются названиями литературных произведений (отечественных и зарубежных). Укажите их авторов.

Что такое счастье? Что делать? Кто виноват? Как нам обустроить Россию? Любите ли вы Брамса? Есть ли жизнь на Марсе? Почему самолеты летают, а крыльями не машут? Как украсть миллион? Кто хочет стать миллионером? А вы могли бы? Когда же придет настоящий день? Кто он? Вы слышите их? Что такое хорошо и что такое плохо?

Задание 20 (сочинение)

Лучшие сочинения опубликованы на портале www.gramota.ru.

Продолжение следует

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru