РАЗВИТИЕ РЕЧИ
Разработка системы
лингвистических заданий к тексту
Подготовка к проведению изложения в 9-м
классе
Выбор предлагаемого для изложения фрагмента
текста не случаен. Работа с ним и календарно, и
тематически связана с уроками литературы. Именно
в конце января – начале февраля изучают в полном
объеме биографию и творчество А.С. Пушкина.
К этому тексту предлагается система
лингвистических заданий.
ПРОЩАНИЕ С ПУШКИНЫМ
Набережная Мойки… Дом Пушкина… Едва весть о
смертельном ранении поэта распространилась по
Петербургу, сюда двинулись люди разных сословий.
Кто не знал адреса, тот шел за другими. Шли пешком,
ехали на извозчиках со всех концов города. У дома
росла встревоженная, молчаливая, ожидающая
толпа.
Знакомые и незнакомые поэту люди поднимались
по лестнице и звонили. К полудню 28 января
посетителей было столько, что входная дверь
открывалась непрестанно. Тогда-то и вывесил на
дверях квартиры свой бюллетень Жуковский. Но
люди на набережной не расходились, а с затаенной
надеждой ждали добрых вестей. Но Пушкин таял на
глазах. Его одолевали боли, пульс был едва уловим.
Жуковский вывешивает новый бюллетень, звучащий
как погребальный звон: «Больной находится в
весьма опасном положении».
Было около трех часов дня, когда стало ясно, что
жизнь поэта надо считать минутами. Все близкие
собрались в кабинете. Жуковский не переставал
беззвучно рыдать. Наталью Николаевну под
каким-то предлогом увели. Друзья приблизились к
дивану вплотную.
Вдруг Пушкин широко раскрыл глаза. Лицо его
прояснилось, и он внятным голосом произнес:
«Кончена жизнь». Только мгновение в глазах его
сиял лучистый свет, потом веки дрогнули и
закрылись навсегда.
Жуковский, опустившись на колени, положил
голову на ноги Пушкина и долго оставался
недвижим. Потом близко склонился над его лицом,
всматриваясь в него с изумлением. На лице Пушкина
застыло торжественное спокойствие, будто поэт
постиг еще никем не разгаданную тайну.
Когда Жуковский показался вновь перед толпой,
по его лицу все поняли, что он сообщит сейчас
страшную весть. Толпа замерла.
– Александр Сергеевич Пушкин скончался, –
снимая шапку, сдавленным голосом проговорил
Жуковский.
И люди в скорбном молчании обнажили головы.
Пошел густой мягкий снег. Сумерки переходили в
ночь… А у серого дома на Мойке народу все
прибывало и прибывало.
(272 слова)
(По А.Новикову)
Этапы работы с текстом
Работа традиционно начинается с прочтения
текста, за которым следует беседа по его
идейно-тематическому содержанию.
I. Определяем тему текста.
Учащиеся предлагают несколько вариантов, так
или иначе связанных с названием: «Скорбный день»,
«У серого дома на Мойке», «Последние слова
поэта», «Общее горе» и так далее. Путем
комментированного отбора выявляется одно
название, наиболее полно выражающее тему, и
записывается на доске и в тетрадях.
II. Определяем идею.
Какова основная мысль текста, или что автор
хочет доказать в своем сочинении?
Путем размышлений и сопоставлений различных
вариантов вновь называется и записывается на
доске и в тетрадях тот ответ, который наиболее
точно выражает идею текста. Возможные ответы:
«Горе сближает людей», «Гибель великого поэта –
наше общее горе», «Смерть Поэта – огромность
потери», «Кончена жизнь».
III. Составляем план текста (как правило,
тезисный). В результате беседы со всем классом
получаем следующий план:
1. Весть о смертельном ранении.
2. Ожидание добрых вестей.
3. Новый бюллетень Жуковского.
4. Близкие у постели поэта.
5. «Кончена жизнь».
6. Торжественное спокойствие.
7. Страшная весть.
8. В скорбном молчании.
9. У серого дома на Мойке.
IV. Определяем ключевые (опорные) слова и
словосочетания. После составления плана
текста – выявления его логических компонентов –
ученикам предлагается такое задание:
Найдите в каждой части ключевые слова и
расположите их в смысловой и логической
последовательности.
Каковы ключевые слова и словосочетания
первой части текста (исходя из первого пункта
плана)?
Получив ответы: люди разных сословий, со всех
концов города, встревоженная толпа – и
зафиксировав их на доске и в тетрадях, учащиеся
переходят ко второму пункту нашего плана и так
далее до конца текста проделывают аналогичную
работу. Работа ведется совместно с учителем.
В результате выстраивается следующая
логическая цепочка:
люди разных сословий
со всех концов города
встревоженная толпа
знакомые и незнакомые поэту люди открывалась непрестанно с затаенной надеждой таял на глазах как погребальный звон считать минутами
близкие внятным голосом лучистый свет оставался недвижим всматриваясь с изумлением никем не разгаданная тайна Жуковский перед толпой сдавленным голосом в скорбном молчании густой мягкий снег у серого дома.
Таким образом, мы получили основу нашего
изложения – закрепили в сознании ключевые слова
и словосочетания.
V. Продолжаем анализ текста на грамматическом
уровне.
Задание. Выпишите из текста все глаголы. В
каком времени употреблены глаголы? Какой суффикс
указывает на время глагола? (Распространилась,
двинулись, шли, ехали, росла, поднимались,
звонили, открывалась.)
Этот вид работы позволяет избежать часто
встречающейся грамматической ошибки, когда дети
в процессе написания сочинения или изложения
«прыгают» от одной к другой временной категории.
Далее ученикам предлагается найти в тексте
один глагол в форме настоящего времени и один
глагол в форме будущего времени.
Это глаголы вывешивает (настоящее время) и сообщит
(будущее время). Ученики выписывают глаголы в
тетради с указанием категории времени. Теперь мы
рассуждаем о том, почему данные глаголы
употреблены в этих временных категориях.
Девятиклассники вновь обращаются к содержанию
и говорят о том, что глагол вывешивает
употреблен в настоящем продолженном времени и
замедляет, даже приостанавливает действие,
подчеркивает особую напряженность момента и безнадежность
последней надежды собравшихся.
Обращаясь к контексту, в котором употреблен
глагол сообщит, ученики делают вывод, что
будущее время глагола подготавливает читателя к
трагической развязке.
VI. Работа над синтаксисом текста.
В это время по программе девятиклассники
заканчивают изучение сложноподчиненных
предложений с разными типами придаточных и
сложноподчиненных конструкций с разными видами
подчинения.
Задание. Найдите в тексте все
сложноподчиненные предложения, определите тип
придаточной части и вид подчинения. (Сами
предложения не выписываются, но называются, а на
доске и в тетради составляется схема и
определяется тип и вид.)
1) Едва весть о смертельном ранении поэта
распространилась по Петербургу, сюда двинулись
люди разных сословий.
Схема на доске: (Едва …), […]. –
сложноподчиненное предложение с придаточным
обстоятельственным со значением времени;
средство связи – союз едва.
2) Кто не знал адреса, тот шел за другими.
Схема на доске: (Кто …), [тот…]. –
сложноподчиненное предложение с придаточным
местоименно-определительным; средство связи –
союзное слово кто.
3) К полудню 28 января посетителей было столько,
что входная дверь открывалась непрестанно.
Схема на доске: [… столько…], (что …).
– сложноподчиненное предложение с придаточным
обстоятельственным со значением степени;
средство связи – союз что.
4) Было около трех часов дня, когда стало ясно,
что жизнь поэта надо считать минутами.
Схема на доске: […], (когда… ), (что…). –
сложноподчиненное предложение с придаточными 1)
обстоятельственным со значением времени, 2)
изъяснительным; вид подчинения –
последовательное; средства связи – союзы когда,
что.
5) На лице Пушкина застыло торжественное
спокойствие, будто поэт постиг еще никем не
разгаданную тайну.
Схема на доске: […], (будто…). –
сложноподчиненное предложение с придаточным
обстоятельственным со значением сравнения;
средство связи – союз будто.
6) Когда Жуковский показался вновь перед
толпой, по его лицу все поняли, что сообщит он
сейчас страшную весть.
Схема на доске: (Когда…), […], (что…).
– сложноподчиненное предложение с 1) придаточным
обстоятельственным со значением времени, 2)
изъяснительным; вид подчинения – параллельное;
средства связи – союзы когда, что.
Такой вид подготовительной работы позволяет
учащимся на практике применить умение различать
типы сложноподчиненных предложений, виды
подчинения и использовать их в письменной речи,
что, с одной стороны, обогащает речь учащихся, а с
другой – закрепляет представление о
синтаксической организации именно этого текста.
Задание. Найдите в тексте односоставные
предложения, определите их тип и роль в тексте.
(1. Набережная Мойки… . 2. Дом Пушкина… –
односоставные номинативные предложения, при
помощи которых автор определяет место, где будут
происходить дальнейшие события. 3. К полудню
посетителей было столько… и стало ясно –
(в составе сложных), односоставные безличные
предложения, акцентирующие внимание на общем
состоянии и количестве собравшихся. 4. Наталью
Николаевну под каким-то предлогом увели –
односоставное неопределенно-личное переносит
акцент с деятеля (он здесь не важен) на само
действие: подчеркивает заботу друзей Пушкина о
жене поэта. 5. А у серого дома на Мойке народу все
прибывало и прибывало – в этом односоставном
безличном предложении та же функциональная
направленность, что и в примере 3, которую
усиливает речевой повтор глагола прибывало,
употребленного в безличной форме.)
VII. Лексическая и лексико-орфографическая
работа.
На доске и в тетрадях выписываются слова: сословие,
бюллетень, извозчик. Учащиеся по словарю
определяют их лексическое значение,
подчеркивают (если есть) орфограммы.
Сословие – группа лиц, объединенных по
какому-либо признаку. Дворянское сословие.
Духовенство. Крестьяне. Мещане.
Бюллетень – краткое извещение о
событии, имеющем общественный интерес.
Извозчик – 1. Кучер наемного
экипажа, повозки. 2. Крестьянин, промышляющий
извозом (устар.).
Ученики вспоминают орфограмму «Буквы щ–ч
в суффиксах -чик-, -щик- имен
существительных».
(Суффикс -чик- пишется в именах
существительных с основой на д, т, з, с, ж. Как
и в нашем случае: извозчик.
Суффикс -щик- пишется в именах
существительных с основой на другие согласные.)
Теперь мы предлагаем классу найти в тексте
имена существительные с орфограммой
«Правописание падежных окончаний
существительных на -ия, -ий, -ие». В нашем
тексте это такие слова, как о ранении, в опасном
положении, в молчании. Все это существительные
на -ие среднего рода, в форме п.п. имеющие
окончание -и.
Обратим внимание учащихся на распространенное
определение никем не разгаданную тайну и,
предупреждая возможные ошибки, попросим их
прокомментировать три орфограммы: «Правописание
не и ни с отрицательными
местоимениями и наречиями», «Правописание не
с полными причастиями», «Правописание н и
нн в суффиксах полных страдательных
причастий прошедшего времени».
Задание. Найдите в тексте и другие
причастия (полные и краткие) и определите их
стилистическую роль.
Последний бюллетень о состоянии
здоровья А.С. Пушкина,
написанный В.А. Жуковским
(Встревоженная, ожидающая (толпа) с
затаенной (надеждой) – подчеркивают состояние
собравшихся людей.)
Задание. Выпишите из текста
словосочетания, соответствующие схеме «гл. +
нар.». Вспоминаем типы связи слов в
словосочетаниях (согласование, управление,
примыкание), определяем тип связи слов в
конструкциях, соответствующих данной схеме, и
делаем запись на доске и в тетрадях:
открывалась непрестанно, рыдать беззвучно,
приблизились вплотную, закрылись навсегда.
Учащиеся, проанализировав употребление в
тексте слов различных частей речи, делают вывод о
явном преобладании глаголов, что и позволяет
сказать о том, что тип данного текста –
повествование, а его «глагольность» передает
напряженную динамику происходящих событий и их
трагический исход.
Задание. Найдите в тексте эпитеты,
метафоры, сравнения, определите их роль.
|
Ул. Мойка, 12. Кабинет, где скончался
А.С. Пушкин
|
(Эпитеты: лучистый свет в глазах, добрых
вестей, погребальный звон, в скорбном молчании.
Метафоры: Пушкин таял на глазах (+
фразеологизм). Лицо его прояснилось. В
глазах его сиял лучистый свет.
Сравнительный оборот: … бюллетень, звучащий
как погребальный звон.)
Задание. Найдите в тексте прием
умолчания, определите его роль.
(Набережная Мойки… Дом Пушкина… Сумерки
переходили в ночь… Прием позволяет замедлить
темп повествования, сделать паузу, оставив
невыразимые чувства невыраженными, скрытыми за
строчками текста.)
VIII. Краткая историко-биографическая справка.
Жуковский Василий Андреевич (1783–1852) – поэт,
создатель новой русской поэзии, открывший
«Америку романтизма» (В.Белинский), переводчик,
критик и издатель. Пушкина и Жуковского
связывали и отношения учителя – ученика, и
подлинно дружеские чувства.
Гончарова Наталья Николаевна (1812–1863) –
жена поэта.
IX. В заключение работы, если позволяет
время, можно обратить внимание учащихся на
наличие в тексте разных способов передачи
чужой речи: прямую речь и диалог.
Каждая реплика диалога начинается с новой
строки, перед репликой ставится тире, а кавычки
не ставятся; в нашем случае это выглядит так:
– Александр Сергеевич Пушкин скончался, –
снимая шапку, сдавленным голосом проговорил
Жуковский.
А в предложениях с прямой речью напоминаем
учащимся о постановке кавычек и (в нашем случае)
двоеточия; на доске рисуем схему: А: «П».
Лицо его прояснилось, он внятным голосом
произнес: «Кончена жизнь».
Жуковский вывешивает новый бюллетень, звучащий
как погребальный колокол: «Больной находится в
весьма опасном положении».
В заключение (чтобы дети «не потеряли»
настроение текста) отметим роль последних
предложений в очерке А.Новикова.
Пошел густой мягкий снег. Сумерки переходили
в ночь… Возникает образ погребального одеяния
по контрасту с наступлением ночи – эта картина
придает происходящему значительность, усиливает
чувство скорби.
После проделанной работы учитель читает текст
второй раз, ученики приступают к написанию
изложения.
Подготовительная работа с текстом направлена
на осмысление текста девятиклассниками,
позволяя в то же время решить целый ряд
специальных задач – научить выделять главное в
тексте (составление плана и выявление опорных
слов и словосочетаний), расширить словарный
запас учеников, повторить синтаксис, понять
образную систему художественного текста.
Предложенная работа была проведена с
девятиклассниками как гуманитарных, так и
негуманитарных классов.
ЛИТЕРАТУРА
1. Богданова Г.А. Уроки русского языка в 9-м
классе. М.: Просвещение, 2005.
2. Энциклопедия для детей. Русская
литература. М.: Аванта+, 1998.
3. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь
русского языка. М.: РАН, 1994.
4. Баранов М.Т., Ладыженская Т.А. и др. Русский
язык; учебник для 9-го класса общеобразовательных
учреждений. М.: Просвещение, 2006.
5. Голуб И.Б. Русский язык без репетитора. М.:
Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2002.
Н.Ю. ФЕДОРОВА,
школа № 654,
Центральный округ,
г. Москва
На смерть А.С. Пушкина
Он лежал без движенья, как будто по тяжкой
работе
Руки свои опустив. Голову тихо склоня,
Долго стоял я над ним, один, смотря со вниманьем
Мертвому прямо в глаза; были закрыты глаза,
Было лицо его мне так знакомо, и было заметно,
Что выражалось на нем, – в жизни такого
Мы не видали на этом лице. Не горел вдохновенья
Пламень на нем; не сиял острый ум;
Нет! Но какою-то мыслью, глубокой, высокою мыслью
Было объято оно: мнилося мне, что ему
В этот миг предстояло как будто какое виденье,
Что-то сбывалось над ним, и спросить мне хотелось:
что видишь?
1837
В.А. Жуковский
|