МАТЕРИАЛЫ К УРОКУ
Как отграничить односоставные предложения
от внешне сходных конструкций
Трудным грамматическим вопросом для анализа в
школе является разграничение односоставных
предложений и внешне похожих на них конструкций
– двусоставных неполных предложений, обращений
и именительного представления.
Сначала отработаем навыки определения типов
односоставных предложений. Они различаются
прежде всего грамматической формой, то есть
способом выражения главного члена, а также
грамматическим значением. Следовательно,
сначала надо определить способ выражения
главного члена, а затем – грамматическое
значение предложения.
Например, определенно-личные предложения имеют
главный член сказуемое, выраженное глаголом в
форме 1-го или 2-го лица ед. или множ. числа
настоящего или будущего времени изъявительного
наклонения, а также глаголом в форме 2-го лица ед.
или множ. числа повелительного наклонения.
Личные окончания данных глагольных форм
указывают на определенное лицо (я, мы, ты, вы), то
есть грамматическое значение определенно-личных
предложений – отношение к определенному лицу.
Как различить полные и неполные предложения?
Надо ориентироваться на то, что неполнота – это
структурное понятие. Основной особенностью
неполных предложений является наличие
незамещенных синтаксических позиций. Так, во
второй части предложения Я иду на футбол, ты –
в театр есть незамещенная синтаксическая
позиция сказуемого, о чем говорит обстоятельство
в театр, входящее в состав сказуемого. Значит,
второе предложение в нашем примере неполное
двусоставное. Подчеркнем, что отсутствие второго
главного члена в односоставных предложениях не
является признаком неполноты, так как в
структуре односоставных предложений для второго
главного члена нет синтаксической позиции.
Односоставные предложения являются неполными
в тех случаях, когда имеют незамещенные
синтаксические позиции единственного главного
члена или какого-либо обязательного
второстепенного члена, на что указывают те или
иные сигналы. Приведем пример:
– Куда идешь?
– На футбол.
Во втором предложении диалога есть лишь
обстоятельство – показатель незамещенной
синтаксической позиции сказуемого, которая
может быть замещена глаголом иду (см.
предыдущий пример). Глагол в форме 1-го лица ед.
числа настоящего времени изъявительного
наклонения может быть главным членом
односоставного определенно-личного предложения,
о грамматическом значении которого мы уже знаем:
отношение к определенному лицу. Следовательно,
предложение На футбол – односоставное
определенно-личное, неполное.
Еще пример:
– Идешь на футбол?
– Иду.
Второе предложение из этого диалога также
односоставное, определенно-личное, неполное.
Почему односоставное определенно-личное, уже
выяснили. Почему неполное? Потому что сказуемое
выражено глаголом движения, всегда требующим
обстоятельства со значением направления
движения (идти – куда?). В анализируемом
предложении синтаксическая позиция
обстоятельства есть, но она не замещена.
С назывными, или номинативными, предложениями
сходны по форме обращения и именительный темы: их
форма – именительный падеж имени
существительного. Различаются они следующими
признаками:
1) грамматическое значение назывных
предложений – утверждение бытия, существования
явления, предмета. Обращения же называют лицо,
предмет, к которым обращаются с речью. А
именительный темы называет тему последующего
сообщения;
2) обращения отличаются от именительного темы. С
обращениями в последующем контексте
«соотносятся» личные местоимения второго лица ты,
вы или/и употребляются глаголы в форме второго
лица. Именительный же темы в последующем
контексте «подхватывается» личным местоимением
3-го лица, указательным местоимением или
сочетанием существительного с местоимением;
глагол употребляется также в форме 3-го лица. Ср.:
1) Музыка, ты облагораживаешь человека (музыка
– обращение); 2) Музыка, она облагораживает человека;
3) Музыка, это искусство облагораживает человека
(музыка – именительный темы).
Обратим внимание на то, что тип конструкций
нельзя определять по знакам препинания. И
обращение, и именительный темы нередко
отделяются от последующего контекста
одинаковыми знаками: запятой, как в приведенных
выше примерах (1–3), восклицательным знаком, ср.: Музыка!
Ты облагораживаешь человека и Музыка! Она
облагораживает человека; Музыка! Это искусство
облагораживает человека. Они могут отделяться
от последующего контекста различными знаками:
так, после именительного темы часто ставят
многоточие, что нехарактерно для обращения: Музыка...
Она облагораживает человека.
Предлагаем дидактический материал для работы
по данной проблеме. В текстах упражнений
встречаются как простые, так и сложные
предложения. В последнем случае необходимо
анализировать каждую часть сложного
предложения…
Задание 1. Найдите односоставные
предложения. К каким типам относятся другие
предложения? Ответ аргументируйте.
1)
Они много читают, потому что знают: чтение –
лучшее учение. 2) Давно считают, что чтение –
лучшее учение. 3) Давно считается, что чтение –
лучшее учение. 4) Всем известно, что чтение –
лучшее учение.
Задание 2. Выпишите односоставные
предложения. Определите их грамматическую форму
и грамматическое значение. Назовите их типы.
Весна. Солнышко. Птички поют.
Иду, витрины разглядываю, во весь голос песни
пою. Попробуй в классе запой – сразу выгонят. А
тут пой, сколько твоей душе угодно. Так до конца
проспекта дошел. Потом обратно. Хорошо ходить!
Ходи себе и ходи.
Смотрю – машина стоит, шофер что-то в машине
смотрит. Я его спрашиваю:
– Поломалась?
– Угадал, – говорит, – поломалась. Помочь
хочешь? Ну, давай чинить вместе.
– Да я... я не умею.
– Раз не умеешь, не надо. Я уж как-нибудь сам.
Что мне оставалось делать? Вздохнул и дальше
пошел...
Эх, чем бы заняться?.. Ходить по улицам скучно.
Ребят никого не видно...
Место совсем незнакомое. Никогда я в этом
районе не был. С одной стороны дома стоят. С
другой стороны нет домов, пять экскаваторов
землю роют... Зачерпывают ковшами землю и в
сторону сыплют. Один экскаватор остановился.
Экскаваторщик слез на землю и говорит мне:
– В ковш хочешь попасть?
Я обиделся:
– Зачем мне ковш? Я в кабину хочу. На
экскаваторе покатайте меня.
– Это тебе не троллейбус. Это машина рабочая. На
ней люди работают.
Я говорю:
– Я тоже хочу на нем работать.
(В.Голявкин)
Задание 3. Найдите и выпишите неполные
предложения. Какими по грамматическому составу
являются другие предложения с одним главным
членом? Ответ аргументируйте.
Приезжаем на аэродром. Нас шефы-летчики
пригласили.
Весь класс наш в один самолет уместился. Хочешь
– сиди, хочешь – стой. Валерка петь стал. Только
когда загудел самолет, он почему-то вдруг
перестал петь.
– Летим уже? – спрашивает.
Вдруг выходит к нам летчик. Улыбается,
спрашивает:
– Ну как?
Валерка как заорет:
– Ой, идите за руль! Самолет упадет! – И
заплакал.
Летчик смеется:
– Не беспокойся. Там ведь еще летчик есть.
(В.Голявкин)
Задание 4. Сколько типов односоставных
предложений в данном упражнении? Назовите их.
1) Только уважая учителя, можешь сам стать
учителем. 2) Узнать можно лишь тогда, когда
учишься; дойти можно лишь тогда, когда идешь. (Пословица)
3) Когда вы глядите на цветок в природе, то
думаете: не может такого живого прекрасного
цветка создать человек.
Задание 5. Определите функцию инфинитива в
следующих предложениях. Какие это предложения по
грамматическому составу и по наличию –
отсутствию незамещенных синтаксических позиций?
1) И
я перед сном забыл песню спеть. (В.Голявкин) 2)
Сел на трамвай, до кольца доехал. Все равно идти
некуда. Лучше буду кататься. Устал ходить. (В.Голявкин)
3) Иду в школу учиться. 4) Стремление учиться
похвально.
Задание 6. Выпишите последовательно
предложения в зависимости от синтаксической
функции именительного падежа существительного:
а) подлежащее или сказуемое двусоставного
неполного предложения; б) главный член назывного
предложения; в) именительный темы; г) обращение.
1) Ярмарка! В Симбирске ярмарка! (Е.Евтушенко)
2) Лето... Оно дарит каникулы, отдых на море. 3) Лето,
ты даришь каникулы, отдых на море. 4) Лето – это
каникулы. 5) Лето. Каникулы. Отдых на море.
Задание 7. Охарактеризуйте по
грамматическому составу каждое предложение из
рассказа В.Голявкина «Как я помогал маме мыть
пол». Выпишите неполные предложения.
Я давно собирался пол вымыть. Только мама не
разрешала мне. «Не получится, – говорит, – у
тебя...»
Посмотрим, как не получится!
...Опрокинул я ведро и пролил всю воду. Так
гораздо удобней мыть пол. Воды маловато, правда.
Комната-то у нас большая. Придется еще одно ведро
на пол вылить. Вылил еще ведро – вот теперь
красота! Тру тряпкой, тру – ничего не выходит.
Куда же воду девать, чтобы пол был сухой? Без
насоса тут ничего не придумать. Велосипедный
насос нужно взять. Перекачать воду обратно в
ведро.
Но когда спешишь, все плохо выходит. Воды на
полу не убавилось, и в ведре пусто. Наверно, насос
испортился. Тут мама в комнату входит.
– Что такое, – кричит, – почему вода?
– Не беспокойся, мама, все будет в порядке. Надо
только насос починить.
– Какой насос?
– Чтобы воду качать...
Мама взяла тряпку, смочила в воде, потом выжала
тряпку в ведро, потом снова смочила, опять в ведро
выжала. И воды на полу не стало.
Все оказалось так просто. Как я до этого не
додумался! А мама мне говорит:
– Ничего. Ты мне все же помог.
О.М. ЧУПАШЕВА,
г. Мурманск |