МАТЕРИАЛЫ К УРОКУ
Имя существительное.
Правописание окончаний
и суффиксов существительных
1
Вставьте пропущенные буквы. Рядом с
отмеченными существительными укажите склонение
и падеж. Образец: без крышки (1, Р).
На в_йне нет места богатству и нажив_ ( ).
Чтобы спартанцы не к_пили богатств, в Спарт_ ( )
деньгами служили железные прутья. Железные
деньги громоздки: для неб_льшой покупк_ ( ) их
надо ве_ти целый воз. Железные деньги бесп_лезны:
их нарочно закаливали в уксус_ ( ), чтобы
железо стало хру_ким и его нельзя было ни во что
перек_вать. Спартанцы не к_пили денег.
(М.Гаспаров)
2
Вставьте пропущенные буквы.
Антиох, царь Сири_, вел войну с племенем галатов.
Войска пр_тивников сошлись во Фриги_. Галаты были
лучше вооружены. Царь уже подумывал об
отступлени_, когда его п_мощник пос_ветовал ему
пр_бегнуть к хитрост_: пустить на врага слонов,
спрятанных в отдалени_. Шеренги сирийц_в
расступились, осв_б_ждая дорогу для слонов,
покрытых медными щ_тами. Кони галатов в смятени_
бросились прочь, и победа в сражени_ досталась
Антиоху. Но, когда царю сообщили о поражени_
галатов, он не зах_тел уча_твовать в общем
ликовани_. «Можно ли горди_я победой, если ее
од_ржали животные, а не мои воины?» – сказал он.
3
Вставьте пропущенные буквы. Найдите в каждом
предложении разносклоняемые существительные.
Запишите их в той форме, в какой они стоят в
предложении.
1) Соседи рады были угождать малейш_м его
прихотям; губернские ч_новники тр_петали при его
имен_; Кирила Петрович пр_нимал знаки
подобострастия как надлежащ_ дань.
2) Он написал довольно дельную бумагу, но
впоследствии времен_ оказавшуюся недостаточной.
Дело стало тяну_я. Уверенный в своей пр_воте
Андрей Гаврилович мало о нем беспокоился. И хоть
он, бывало, всегда первый трунил над продажной
совест_ю ч_рнильного племен_, но мысль содела_я
жертвой ябеды не пр_ходила ему в голову. С своей
стороны Троекуров столь же мало заботился о
выигрыш_ им затеянного дела – Шабашкин за него
хлопотал, действуя от его имен_, стращая и
подкупая судей.
3) Кузнец уш_л, пожар св_репствовал еще несколько
времен_. Наконец унялся, и груды углей без пламен_
ярко г_рели в темноте ноч_, и около них бр_дили
пог_релые жители Кистеневк_.
(А.Пушкин)
4
Вставьте пропущенные буквы.
Историческая наука нач_на_тся с хронологи_. Это,
может быть, самая ску_ная часть истори_, но и самая
необходимая. Если не знать, что было в прошлом
раньше и что потом, то все ост_льные знания т_ряют
всякий смысл. Греки это пон_мали и заучивали
хронологию ст_рательно. На остров_ Паросе
ст_рание дошло до того, что большая
хронологическая таблица по греческой истори_
была выр_зана на мрамор_ и выст_влена на площад_,
чтобы прохожие см_трели и просв_щались.
(М.Гаспаров)
5
Вставьте пропущенные буквы.
После убийства Цезаря Брут скрывался в
восточной провинци_ Рима. Здесь он соб_рал войско
и г_товился к схватк_ с цезарианцами – Антонием,
Октавианом и Лепидом.
Чтобы запл_тить солдатам, Брут пр_казал ч_канить
новые золотые и серебр_ые монеты, которые
напом_нали бы о побед_ во имя свободы и изб_вления
от тирани_. Вот почему на монет_ Брута изобр_жены
два кинжала, а между ними – шапка, так называ_мый
«фригийский к_лпак». Этот г_ловной убор н_сили
жители одной из стран Малой Ази_ – фригийц_. В Рим_
он стал символом св_боды: если раба отпускали на
волю, то во время ц_ремони_ «осв_бождения» ему на
г_лову над_вали войлочную шапку красного цвета. В
эпоху Великой францу_кой революци_ красный
фригийский к_лпак был признан главной _мблемой
республик_. На картин_ Эжена Делакруа «Свобода,
ведущая народ», посв_щенной Париж_ому восстанию
1830 года, женщина, с_мволизирующая свободу, – в
красном фригийск_м к_лпаке.
(По Книге для чтения по истории
Древнего мира)
6
Вставьте пропущенные буквы. Впишите на месте
пропусков подходящие по смыслу существительные
из списка: венгерка, голландка, испанка,
полька.
1) При Петр_ Первом в Росси_ по_вились
голландские мастера, которые изготавливали
комнатные печи, украшая их гладк_ расписными
кафельными плитками – изразцами, привозимыми из
Голланди_ . Речь идет о _.
2) После Польского восстания 1831 года в Праг_
по_вился быстрый легкий танец, названный в знак
сол_дарност_ с угнетенным польск_ народом. В 1840-х
годах он стал особенно популярен в Росси_. Речь
идет о _.
3) Отставные офицеры, осевшие в провинци_, часто
н_сили расшитую спереди шнурами, зауженную в
тали_ и отделанную мехом куртку, заимствованную у
венгерских гусар. Такую куртку надева_т, пр_ехав
из арми_ в отпуск в Москву, Николай Ростов в
«Войне и мире». Речь идет о _.
4) В 1918–1919 годах эта особо тяж_лая форма гриппа
охватила весь мир: от Аляск_ до Южной Африк_.
Наибольший процент пострадавших насчитывался в
Испани_, откуда вирус и получил свое название. Речь
идет об _.
7
Вставьте пропущенные буквы.
а) В 1810 году в Санкт-Петербург_ на стрелк_
Васильевского острова по сторонам полукруглой
площад_ перед зданием бирж_ были установлены две
колонны, которые служили маяками для кораблей,
идущих к торговой пристан_: в чашу на вершин_
каждой из колонн наливали смолу и подж_гали ее. По
замыслу арх_тектора Тома де Томона, колонны
должны были напом_нать о морском могуществ_
Российской импери_, поэтому они были украшены
мета_ическими изобр_жениями ростр – носовых
частей кораблей. Отсюда и название – р_стральные.
Традиц_я сооружения таких пам_тников возникла в
Древн_м Рим_: первая р_стральная колонна была
поставлена на римск_м форум_ в 260 году до н.э. после
пор_жения Карфагена в морском сражени_ при Милах.
б) Интересно, что в том же 1810 году в мир_
появилась еще одна колонна, св_детельствующая о
мощ_ и величи_ еще одной импери_ – Францу_кой.
Выиграв битву под Аустерлицем в 1805 году, Наполеон
пр_казал возвести на Вандомской площад_ в Париж_
мраморный столп в честь Франци_ и украсить его
фигурами прославле_ых францу_ких героев нач_ная с
Карла Великого. Однако скоро замысел изм_нился, и
в 1810 году на площад_ была уст_новлена каме_ая
колонна, покрытая барел_ефами, отлитыми из бронзы
тр_фейных пушек и изобр_жавш_ победы великой арми_
над войсками Росси_ и Австри_. В_нчала сооружение
бронз_вая статуя самого императора в вид_
римского цезаря. В руке Наполеон д_ржал крылатую
Нику.
Правописание суффиксов
1
Вставьте пропущенные буквы. Укажите, в какой
строчке на месте всех пропусков пишется одна и та
же буква.
1) Вот и чайн_к за кофейн_ком б_жит, таратор_т,
таратор_т, др_безжит.
2) Вдруг из мам_ной из спальн_, кр_воногий и
хромой, выбега_т умывальн_к и кача_т головой.
3) Я усадил стар_ка на д_ванч_к, дал ему сладкого
чаю стаканч_к.
4) Вот и стал Таракан поб_дит_лем и л_сов и полей
пов_лит_лем.
5) В Африк_ разбойн_к, в Африк_ злодей, в Африк_
ужасный Бармалей!
(К.Чуковский)
2
Вставьте пропущенные буквы.
1) Вдруг откуда-то л_тит мал_нький комар_к, и в
рук_ его горит мал_нький фонар_к.
2) А кузнеч_к, а кузнеч_к, ну совсем как ч_ловеч_к,
скок, скок, скок, скок – за кусток, под мосток и
молч_к!
3) Взял бараш_к карандаш_к, взял и нап_сал: «Я –
Бебека, Я – Мемека, Я м_дведя забодал!».
4) И выв_хнуто плеч_ко у бедного кузнеч_ка. Не
прыга_т, не скач_т он, а горько-горько плач_т он.
5) Он на мор_ из Африк_ без отдыха гл_дит: не ед_т
ли в корабл_к_ доктор Айболит?
6) И б_жит Айболит к б_г_мот_кам, и хлопа_т их по
ж_вот_кам, и всем по порядку дает ш_коладку, и
став_т и став_т им градусн_ки!
(К.Чуковский)
3
Вставьте пропущенные буквы.
1) И сказал Крокодил: «Ты меня поб_дил! Не губи
меня, Ваня Васильч_ков! Пожалей ты моих
крокодильч_ков! Крокодильч_ки в Нил_ пл_скаются,
со слезами меня дож_даются. Отпусти меня к
дет_чкам, Ван_чка, я за то подарю тебе прян_чка».
2) Прыгнул в Нил Крокодил, прямо в ил уг_дил, где
жила его жена Крокодил_ца, его детуш_к
кормил_ца-поил_ца.
3) Таракан, таракан, таракаш_чка, жидконогая
козяв_чка-букаш_чка.
4) Только за_нька был па_нька: не м_укал и не
хрюкал – под капустою л_жал, по-заячьи лоп_тал и
зверюш_к неразумных уг_варивал.
5) Наступила темн_та. Не х_ди за ворота: кто на
ул_цу попал – заблудился и пропал.
6) Марьюшка, Марус_нька, Маш_нька и Ман_чка
зах_тели сладкого сахарного прян_чка. Бабушка по
ул_ц_? стар_нькая шла, дев_чкам по денежк_ бабушка
дала.
7) Но пап_чка и мам_чка уснули в_ч_рком, а Тан_чка и
Ван_чка – в Африку бегом.
(К.Чуковский)
4
Вставьте пропущенные буквы.
Наш дом – тоже большой п_р_ход. Папин врачебный
каб_нет – кап_танский мост_к. Гост_ная – рубка
первого класса. Кухня – третий класс, машинное
отд_ление.
Кухня – главный и_юминатор нашего п_р_хода. Туда
вечно заходят люди, про которых нам раз и
навсегда сказано, что это – неподх_дящее
зн_комство. Неподх_дящим зн_комством называются:
старьевщ_ки, точильщ_ки, шарманщ_ки, разно_ики,
черкесы-слес_ри, стекольщ_ки, почтальоны,
дворн_ки, соседские кухарки, угольщ_ки,
цыганки-гадалки, ломовые изво_ики, бонд_ри,
кучера, дровоколы. Все это – па_ажиры третьего
класса. Вероятно, они – самые лучшие, самые
инт_ресные люди в мире. Но нас ув_ряют, что вокруг
них так и реют, так и к_шат всякие м_кробы и
зловредные баци_ы.
(Л.Кассиль)
5
Вставьте пропущенные буквы.
Гришка Федоров, воспита_ик Второй гимнази_,
лучший уче_ик класса, племя_ик управляющего
городской гости_цы, в которой однажды
останавливался следовавший к месту службы
иностра_ый посла_ик, сидит с утра за поле_ицей
дров, прячась от назойливого вн_мания
многочисле_ых родстве_иков, приехавших на дачу,
чтобы поздравить дес_тилетнего имени_ика с
первым юбилеем.
Гришка занят важным делом – он рисует. В
альбом_, купле_ом вчера за гриве_ик в Гости_ом
Дворе, один за другим появляются герои учебника
по русской истори_, лучшей, по мнению Гришки,
книги на свет_: дружи_ики в остроконеч_ых шлемах, с
дли_ыми пиками в руках, разб_гающиеся перед
л_тящей ко_ицей усатые половецкие ханы, пле_ики,
м_лящие о пощад_ воинов с т_желыми м_чами,
поверже_ые знамена, сундуки, кубки, шубы – добыча,
захваче_ая в бою.
Гришка слюнявит карандаш и рядом с фигурой
Великого князя пишет слова – предупреждение,
которое чес_ый вождь посылает врагам: «Злодеи!
Моше_ики! Иду на вас!».
Анна ВОЛКОВА,
школа № 57,
г. Москва |