Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №2/2008

ПРЕДСТАВЛЯЕМ КНИГУ

 

Продолжение. См. № 1/2008

Почему так не говорят по-русски

ЧАСТЬ II
ЧТО НАПИСАНО ПЕРОМ... ЕЩЕ МОЖНО ИСПРАВИТЬ

Ошибки, устраняемые при саморедактировании. Наша задача – показать типичные речевые ошибки, которые можно обнаружить лишь на стадии редактирования готового текста. Как уже говорилось в предисловии, общий принцип проверки заключается в том, чтобы сменить роль – из Автора стать Читателем будто бы незнакомого вам текста. Необходимо взглянуть на него заново – как будто его написал кто-то другой, не вы. И это новое восприятие текста может дать неожиданные эффекты: в некоторых случаях обнаружится, что хотели сказать одно, а получилось другое. Часто нестыковки в толковании текста Читателем и Автором возникают в результате речевых ошибок. Их можно классифицировать по-разному, но лингвистическая точность классификации далеко не всегда обладает очевидной объяснительной силой. Мы предлагаем другой путь – «инструктивный». Это означает, что мы дадим вам несколько советов-инструкций по редактированию текста. Следуя им, вы сможете избежать наиболее частотных недочетов при работе над любым текстом, и сочинением в частности.

Глава 1
Здравый смысл как руководство к действию.
Логические ошибки

А какое это имеет отношение к делу?

Этот вопрос часто возникает при отсутствии логической связи между фрагментами текста (иногда частями сложного предложения, иногда – между отдельными предложениями, стоящими рядом). Выражение «В огороде бузина, а в Киеве дядька» как нельзя лучше иллюстрирует этот тип повествования.

Базаров нигилист, а его отец Павел Кирсанов.

Союз а предполагает противопоставление по какому-то одному основанию (например, Татьяну и Ольгу из романа Пушкина «Евгений Онегин» можно сравнить по красоте, по склонности к уединению и т.п.). Сообщение о взглядах Базарова (нигилист) и непосредственно за этим упоминание о его отце подготавливает читателя к тому, что будет сообщено и о его взглядах. Ан нет! Эта логическая ошибка обыгрывается Н.В. Гоголем в известной повести: «Иван Иванович несколько боязливого характера. У Ивана Никифоровича, напротив того, шаровары в таких широких складках, что если бы раздуть их, то в них можно было бы поместить весь двор с амбарами и строением».

Бывают и менее заметные логические нестыковки.

В восемнадцать лет Онегин познал светскую жизнь. Печорину тоже наскучила светская жизнь.

Но ведь о том, что эта самая светская жизнь наскучила Онегину, автор не сказал ни слова! Познать – еще не значит пресытиться. Чтобы устранить смысловой разрыв, необходимо вставить хотя бы одну переходную фразу (типа Но она недолго увлекала его).

Этого не может быть!

Именно эти слова хочется сказать при тении некоторых высказываний, не укладывающихся в сознании здравомыслящего человека. Остается загадкой, как рождаются под пером фразы типа:

Епиходов глуп, и эта глупость действует облагораживающе на окружающих.

Катерина ушла из жизни, оправдала доверие, оказанное ей Богом и самой любовью. (Бог оказал ей доверие, позволив ей покончить жизнь самоубийством?!)

Многие писатели, которые попадали в лагерь специально (?), чтобы описать лагерную жизнь, так и не вернулись оттуда.

Удивительно, но факт: самые нелепые высказывания чаще всего затрагивают тему смерти и мучений.

Только после того, как Печорин все-таки застрелил Грушницкого, он успокаивается и прощает его.

Ниловна не видела в жизни счастья, кроме побоев мужа.

Классическая музыка связана с важнейшими событиями нашей жизни. К таким событиям относятся свадьба и похороны.

Спокойная смерть несколько скрасила неприятное впечатление, оставшееся от Базарова.

А.Блок вспоминает лучшие минуты своей жизни. Среди этих минут была и смерть его жены.

Отец Чацкого умер в детстве.

Но не будем о грустном! Тем более что в подобных случаях наши рекомендации, пожалуй, бесполезны.

Кстати, к парадоксам здравого (или не здравого?) смысла можно отнести и неточное цитирование. Характерной особенностью приведенных ниже цитат является то, что пишущий нисколько не задумывается, какой смысл обретает то, что он заключил в кавычки, – как будто само по себе включение цитаты является доблестью, снимающей все вопросы о смысле сказанного.

Когда твое лицо в простой оправе Передо мной лежало на столе. (А.Блок)

Он застрелился, слава богу. Попробовать не захотел. (А.Пушкин)

Пора, мой друг, пора! Какое сердце просит... (А.Пушкин)

Задание для знатоков: а как должно быть на самом деле?

Можно ли быть честным и нечестным в одно и то же время?

Интуитивно мы с вами хорошо знаем закон, который в логике называется законом противоречия и звучит так: «Две противоположные мысли об одном и том же предмете, взятом в одно и то же время в одном и том же отношении не могут быть одновременно истинными». То есть если мы утверждаем, что на диване сидит кошка, было бы весьма неожиданным через несколько минут заявить, что это животное не кошка. По этому поводу, как говорит Михаил Жванецкий, один восточный мудрец, живший в Одессе, сказал: «Нельзя быть честным и нечестным в одно и то же время, даже если это происходит в разных местах». Однако в сочинениях приходится встречаться с подобными парадоксами обыденного сознания.

Но затем Настена себя одергивала, находила оправдание, которое приписывало и ей вину: «А может, я тоже повинна в том, что он здесь?».

Трудно предположить, что автор не знает значения слова оправдание. Но тогда что же чувствовала несчастная Настена? Оправдывала она себя или винила?

Хотя этим фильмам уделяют немало времени, но их показ бывает очень редко.

Когда все низко сложили голову перед судьбой, Лермонтов белел одиноким парусом среди людей, жадно толпившихся у трона.

Оставим для другой главы изысканную метафору «парус... у трона» и зададимся вопросом: так все-таки сложили голову все или кто-то остался и толпился у трона? Аналогичный вопрос возникает и при чтении фразы Поэт остался в гордом одиночестве, но рядом с ним были его друзья и близкие.

Увы, но эти вопросы часто остаются без ответов.

Мнимые противоречия

Рассмотрим несколько высказываний из сочинений абитуриентов.

Хотя историки называют войну Гражданской, но я считаю, что она братоубийственная.

Хотя это произведение относится к военной тематике, но тема дружбы здесь тоже присутствует.

Хотя Соня является лишь героем романа, но ее судьба – это призыв быть мужественными.

Татьяна много читала романов, но это не помешало ее любви к русской природе.

Думаем, что не составит особого труда путем несложных операций, доступных и не посвященным в правила умозаключений, обнаружить логику авторов.

Братоубийственная и гражданская войны – это «две большие разницы».

В произведениях военной тематики обычно отсутствует тема дружбы. (Вероятно, описываются исключительно батальные сцены.)

Герои художественных произведений не могут воздействовать на нас в качестве примеров для подражания.

Чтение романов в общем-то не способствует пробуждению любви к природе.

Комментарии здесь, вероятно, излишни, а вот совет возможен.

Будьте внимательны к хотя, но, все же, однако, которые выражают отношения противопоставления либо уступки. Задумайтесь: а нужно ли вам противопоставление (или уступительное значение)? Может быть, вы хотели передать совсем иной смысл – следствия, уточнения? Но для этого необходимы иные лексические единицы.

«Что в образе тебе моем?».
Мир героев и мир образов

В одном из сочинений автор пишет:

В основном все женские образы, которыми наполнены пушкинские произведения, воплощены в виде молоденькой девушки, очень романтичной, утонченной.

Могут ли быть «образы... воплощены в виде девушки»? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно разобраться в том, что же такое образ и как это понятие соотносится с понятиями «герой» и «автор».

Образ – одно из основных понятий литературы. Оно связано с изображением в художественном произведении человеческой жизни – во всем ее многообразии. В частности, мы употребляем понятие образа применительно к человеческим типам – героям того или иного произведения. Образ определенного человека, с одной стороны, имеет обобщенный характер: писатель отбрасывает случайные подробности, добавляет важные, по его мнению, черты, проясняющие тип героя. С другой стороны, образ отличается индивидуальностью, он не схема: чтобы мы поверили писателю, образы героев должны быть похожи на реальных людей. Из этого следует, что образ – это результат творческой фантазии автора, художественный вымысел. Поэтому, употребляя слово образ, мы акцентируем внимание на авторском замысле, пытаемся проникнуть в его творческую мастерскую. И здесь уместны высказывания следующего типа: в образе Татьяны автор хотел показать..., образ Наташи противопоставлен образу Элен и т.п. Образ – как художественный вымысел – можно создать, противопоставить, наделить какими-либо чертами, в нем можно отразить какие-то особенности реальной жизни.

Но как только мы опускаем слово образ и начинаем говорить о героях (Татьяне или Онегине, Наташе Ростовой или Раскольникове), мы ведем речь как бы о реальной жизни, известной нам в чьем-то пересказе. Мы в эту жизнь поверили: герои любят друг друга, вступают в споры, женятся и ссорятся. И в эту «вторую реальность» мы не можем допустить автора с его творческим «инструментарием» (если, конечно, в произведении он не создал образ Автора, как в «Евгении Онегине»).

В Татьяну Пушкин вложил самое сокровенное представление о женской красоте.

В Татьяну? Нет, по образу Татьяны мы можем судить (не вложил он все-таки), каким было представление поэта о женской красоте.

Взаимодействие автора и героев (своего рода социальное сотрудничество!) – типичная логическая ошибка многих пишущих. Вот еще подобные примеры.

После отъезда Онегина из деревни поэт поручает Татьяне одно из важнейших дел разгадку того, что же представляет собой Евгений.

Толстой жалеет Анну Каренину, но ничем не может ей помочь.

Блок вводит в поэму старушку, не понимающую смысла лозунга.

Салтыков-Щедрин одному градоначальнику голову набил бифштексами. (Какую неожиданную жестокость проявил Михаил Евграфович!)

Итак, практический совет для тех, кто понимает, что мир героев и наш реальный мир – это не совсем одно и то же.

Во-первых, описывая происходящие в произведении события, используйте имена героев либо слова-заменители (герой, героиня).

Образ Мастера, свободного человека, погибает. (Мастер погибает – мы ведь поверили, что так было.)

Образ Половцева оглянулся по сторонам. (Оглядывается герой, а не его образ. Это все равно что сказать: «Вымысел Шолохова оглянулся по сторонам».)

В его творчестве мы находим романтические и пылкие образы, обладающие сильным характером. (Характером обладает герой, но не образ).

Во-вторых, анализируя художественное произведение, его систему образов, используйте словосочетание образ героя.

От одного помещика к другому углубляется процесс оскудения человеческой личности. (Процесс можно наблюдать не от помещика к помещику, а от образа к образу.)

В своем романе Гоголь ярко рисует Коробочку, в которой отражен процесс распада помещичье-крестьянской России. (Опять же процесс отражен не в гоголевской героине, а в ее образе).

Вернемся к предложению в начале параграфа и поможем автору выразить мысль. Большинство женских образов у Пушкина это молоденькие девушки, либо Чаще всего героини Пушкина – это молоденькие девушки, либо Любимый тип героини у Пушкина – это молоденькая девушка. Кажется, именно это хотел сказать автор неудачного высказывания.

Люди ли женщины?
Однородные члены в зеркале логики

Несколько лет назад пассажиры Московского метрополитена на каждой остановке слышали фразу-намек: «Уважаемые товарищи! У нас принято уступать место женщинам и лицам пожилого возраста». Остается лишь догадываться, предполагали ли авторы изысканного призыва, что среди лиц пожилого возраста тоже встречаются женщины... Смысл приведенной выше реплики примерно такой же, как в словосочетании люди и женщины.

В подобных примерах мы имеем дело не с чем иным, как с классификацией. Что же такое классификация и какое она имеет отношение к культуре речи? Это одна из обычных операций нашего мышления, по сути – частный случай деления на группы какого-нибудь исходного понятия. При этом необходимо учитывать основание деления: в зависимости от того, по какому признаку мы делим, группы (или классификации) могут различаться. Эту особенность обыгрывает польский юморист С.Лец в своих «Непричесанных мыслях»: «Людей можно делить по-разному! Это известно всем. Можно на людей и нелюдей. И сказал удивленный палач: “А я их делю на головы и туловища!”».

Для чего нам понадобился этот экскурс в логику? Дело в том, что к операции деления приходится прибегать едва ли не в каждом рассуждении. Чаще всего ошибки обнаруживаются при построении ряда однородных членов (недаром их называют однородными: они по определению должны быть одного рода).

Рассмотрим несколько примеров.

Марья Болконская – женщина с русской душой и западным акцентом.

Взобравшись на курган, Пьер увидел свиту Кутузова и красоту зрелища.

Фамусову свойственны медлительность, невежество, вальяжность.

Его маленький рост компенсируют большие усы и талант.

Можно ли отнести к одному типу понятий русскую душу и западный акцент (даже если автор имеет в виду не особенности речи, а особенности воспитания княжны)? Свиту и красоту? Медлительность и невежество? Рост, усы и талант?! С точки зрения здравого смысла нельзя. И с точки зрения грамматики – тоже нельзя. В противном случае может возникнуть непрогнозируемый комический эффект: У него были большие руки, мировоззрение, светлые широкие брови...

Существует элементарное логическое правило: деление должно производиться по одному основанию.

 

Неверным является деление людей на мужчин, женщин и детей, обуви – на мужскую, женскую и резиновую и т.д. Соединение в одном ряду несопоставимых понятий – излюбленный прием сатириков и юмористов. Его, например, использует Н.В. Гоголь: Прочие тоже были люди просвещенные: кто читал Карамзина, кто «Московские ведомости», кто даже и совсем ничего не читал. Ср. у А.П. Чехова: Как только я выдержала экзамены, то сейчас же поехала с мамой, мебелью и братом на дачу.

Кстати, нарушение принципа соединения логически однородных понятий нередко обыгрывается в шутках, анекдотах, а также в рекламе.

Я потерял на этой неделе жену и зонтик.

Сержанту Иванову удалось объединить категории пространства и времени: он приказал копать от забора до обеда.

Весна... Тают лед и цены.

Разновидностью этой логической ошибки является объединение слов, обозначающих род (более общее) и вид (частное).

В восстановлении разрушенного хозяйства больших успехов добились рабочие фабрик, заводов и промышленных предприятий. (Но фабрики и заводы – это и есть промышленные предприятия.)

Горький написал ряд произведений, которые посвятил революционерам, в частности человеку. (Что является более общим понятием: революционер или человек?)

Сопоставление несопоставимого можно обнаружить не только в рядах однородных членов – эта ошибка встречается и в более крупных фрагментах текста. У всех на слуху «крылатая фраза» лидера ЛДПР В.Жириновского, у которого «мать русская, а отец – юрист». Приведем еще несколько аналогичных примеров.

У него была сильная воля, которую он выработал. Была у него и девушка.

Вышло так, что в один год пала корова, а затем лошадь. В этом же году умер отец.

У Морозки тогда не было идеала в жизни. У Морозки была жена Вера.

Во всех случаях пишущие не заметили, что рядом стоящие предложения независимо от авторского замысла выстраиваются в один смысловой ряд: была воля и девушка, пала корова, лошадь... и отец, не было идеала – (зато?) была жена. Сравните также с примером выше: маленький рост компенсировался талантом и усами.

Логические ошибки, непосредственно связанные с проблемой однородности (что с чем можно сопоставлять), встречаем и в конструкциях с союзами не только..., но и; как..., так и.

Не только героизм Корчагина проявляется во время войны, в бою, но и в мирные дни.

В ряду однородных оказались члены предложения не только героизм..., но и в мирные дни. Невооруженным глазом видно, что это не однородные члены. Проявить можно не только героизм, но и терпение, например. А если автор хочет сделать акцент на том, когда этот героизм проявился, то следует сказать: ...не только на войне, но и в мирные дни.

Аналогично строятся конструкции с союзом как..., так и.

Имя Александра Сергеевича Пушкина как для нас, живущих в конце XX века, так имело значение и для его современников.

Однородными являются дополнения: (для кого? чего?) как для нас, так и для современников, а в приведенной выше фразе получилось: как для нас, так имело значение.

Отметим еще одну логическую тонкость. При помощи союза не только..., но и соединяются неравноправные понятия: первое (после не только) – главное; второе (после но и) – дополнительное, второстепенное.

В творчестве Пушкина меня привлекают не только крупные произведения (например, «Евгений Онегин»), но и небольшие лирические стихотворения, сказки.

Неправильными являются предложения, где после первой части союза стоит второстепенное понятие, не главное.

Пушкин посвящал свои стихотворения не только Анне Керн, но и своей жене – Наталье Гончаровой, которую он очень любил. (Погиб поэт, и некому заступиться за честь его любимой жены!)

Итак, сформулируем важное правило для однородных членов. Проверьте, являются ли они действительно однородными, то есть можно ли их с точки зрения здравого смысла объединить в один понятийный ряд.

Не забудьте также еще два правила для однородных членов: о проверке всех однородных членов на сочетаемость с управляющим словом по смыслу и с точки зрения грамматических норм (см. часть I, гл. 2).

УПРАЖНЕНИЯ К ГЛАВЕ 1

ЧАСТЬ II

1. Найдите предложения, в которых в ряду однородных членов объединены понятия, не сопоставимые с точки зрения логики. Исправьте те предложения, в которых обнаружите недочеты.

1. У каждого ребенка было увлекательное занятие по дому: уход за цветами, за яблонями, за садом. 2. В камышовых джунглях обитает до пятидесяти видов птиц. Здесь можно встретить и лебедя, и пеликана, и даже индийский лотос. 3. Сначала, до поселения жильцов, необходимо выяснить, имеется ли сырость, водопровод, канализация и другие условия для проживания. 4. Срочно продается кухонный стол, холодильник и другая мебель из гарнитура. 5. Прически создаются с помощью рук и других предметов повседневного пользования. 6. У каждого народа есть свои черты. Наш народ дорожит своей выносливостью, красотой, родной природой. 7. Бэла – очень нежное и в то же время дикое создание. 8. Еще в период становления литературы славяне любили и уважали остроумную шутку, бани. 9. Клещ теряет инструменты и последнюю надежду на хорошую жизнь. 10. На тему войны созданы не только кинофильмы, но и поставлены замечательные спектакли. 11. Мне очень нравятся произведения Пушкина, особенно тема любви, природы. 12. Паратов красив, умен, богат, имеет много друзей, с особой симпатией к нему относились цыгане. 13. Раскольников целые дни проводит, бродя по городу, задумавшись или лежа у себя на кровати. 14. У Раскольникова на каторге появились новые черты: похудел, стал задумчив. 15. Шукшин отражает неграмотность и социальную жизнь советской деревни.

2. Найдите логические ошибки, укажите их разновидности и исправьте.

1. Наибольший интерес для нас представляет образ Раскольникова. Не менее интересен и образ его антипода – Свидригайлова. 2. Несмотря на недостатки, Дикой жесток. 3. Лучше один раз прожить стоя, чем всю жизнь на коленях. 4. Наташу Ростову я люблю за ее близость к народу, за ее прямоту и доброту, поэтому я не мог пройти мимо такой девушки. 5. На бал были приглашены чиновники, офицеры и дворяне. 6. Когда Игорь увидел, что войско его разбито, и он в том числе, он решил бежать из плена. 7. По степи с конским ржанием несутся всадники. 8. Ведя праздную жизнь, Ноздрев готов проиграть все свое состояние. Поэтому у него иногда даже бакенбарда одна меньше другой. Дойти до такой жизни мог человек только легкомысленный, у которого ничтожные интересы. 9. Народу нужен такой руководитель, который отдаст за него не только жизнь, но и самое дорогое, что у него есть. 10. Одним из представителей критического реализма является роман Тургенева «Отцы и дети». 11. Некоторые приезжали для того, чтобы поглядеть на их дочку, Марью Гавриловну, стройную, бледную и семнадцатилетнюю девицу.

3. Покажите, в чем заключается логическая ошибка в следующих высказываниях. Исправьте все замеченные вами речевые недочеты.

1. Раскольников надеется, что, убив старуху, он изменится, ведь старуха была отрицательным героем. 2. Печорин – эгоист, хотя смог хладнокровно застрелить человека и искренне рыдать над умершим конем. 3. В отместку за свою свободу и гордость он убил свою возлюбленную. 4. Базаров – выходец из бедной семьи, но он начитан и чрезвычайно занимательный молодой человек. 5. Ради цели человек делает много ошибок и жертв. Иногда даже во вред самому себе. 6. Произведения А.П. Чехова полны юмора, но в то же время настораживают своей точностью. 7. В основе чувства Онегина лежат свободолюбие, эгоизм. 8. «Что это там?» – затаив дыхание, удивленно спрашивали собравшиеся. 9. За последнее время у нас увеличилось количество автопроисшествий по вине владельцев частных машин, что свидетельствует о росте нашего благосостояния. 10. У Наташи Ростовой все события отражаются в душе, поэтому она непредсказуема. 11. Дружба, друзья, подруги... Это неотъемлемые части нашей жизни. 12. В пьесе не существует конфликта. Есть несколько, но ни один не существует как главный. 13. Природа стала для него художественным образом, который помог написать множество стихотворений. 14. Пуаро всегда с палочкой и хитрым взглядом. 15. Каждое слово в строке – это образ, обладающий своими мыслями и чувствами. 16. Что нужно сделать, чтобы человек стал свободным? На этот вопрос отвечает образ Клеща.

4. Кто найдет больше ошибок в предложенном ниже фрагменте текста?

В подразделениях указанных организаций требуются рабочие всех строительных специальностей, не имеющие специальность могут получить на месте.

А также переселяет семьи в сельские районы, которые получают единовременное денежное пособие, бесплатное денежное пособие, жилплощадь и место в общежитии.

5. В предложенных фрагментах текста имеются смысловые разрывы. Сконструируйте переходные фразы, чтобы устранить их.

1. В семье Татьяну Ларину не понимали. Она часто сидела у окна, любила «предупреждать зари восход». 2. Роман «Война и мир» отразил нравственные искания Л.Толстого 60-х годов. В романе «Воскресение» еще более резко обличается фальшь и бездушие светского общества. 3. Роман Достоевского «Преступление и наказание» занимает центральное место в творчестве этого писателя. В «Униженных и оскорбленных» тоже рассматривается образ маленького человека. 4. Антонина Петровна пользуется заслуженным уважением в своем коллективе: ее ценят коллеги за умение организовать работу, наладить отношения с цехами и сторонними организациями. Особенно хорошо она печет пирожки. 5. Люди во время праздников никогда не видели хорошего стола. От тоталитарной системы люди доходили до отчаяния. 6. Вдруг Германн услыхал скрип рессор. Это была старая княгиня.

6. В чем состоит неудача автора? Какая логическая ошибка допущена? Помогите автору точнее выразить мысль.

1. Прототипом Базарову служит Печорин. 2. Мать в стихах Есенина – это не только дорогой человек, но и светлый образ. 3. В роли нового образа изображен представитель нарождающегося класса, интеллигенции (о Чацком). 4. Поэт наделил Татьяну стихией народности. 5. Во втором томе Пьер разводится с Элен. 6. Рисуя сражение, Толстой вводит в действие различные рода войск: артиллерию, кавалерию, пехоту. 7. Автор наделяет Кутузова редкими душевными качествами: справедливостью, благоодством, щедростью. 8. Каждому герою автор привил те черты, которые характеризуют все дворянское общество. 9. На средства от потерь, которые несут старые комбайны, можно обновить весь технический парк.

О.С. ИCCЕРС,
Н.А. КУЗЬМИНА,
г. Омск

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru