Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №3/2008

Я ИДУ НА УРОК

 

7-й класс

Конспекты уроков по теме «Наречие»

Тема урока: «Контрольная работа по теме «Наречие».

Цели урока:

• повторить тему «Наречие»;

• закрепить у учеников навык правописания наречий;

• воспитывать у учеников интерес к изучению русского языка.

Тип урока: урок проверки знаний, умений, навыков учащихся.

Оборудование:

1) карточки с индивидуальными заданиями;

2) тесты.

Межпредметные связи: связь с информатикой, историей, литературой.

Тема высказывания урока: «Люби и знай русский язык».

ХОД УРОКА

I. Сообщение темы, целей урока.

1. Лингвистическая разминка.

Задание. Отметьте те предложения, в которых выделенные слова являются наречиями.

1) Я отроду не видела таких красивых мест.

2) Еще все впереди, ведь тебе только пятнадцать лет от роду.

3) Слишком много впечатлений для первого дня поездки.

4) Какая глубокая пропасть! Наверное, метров двадцать с лишком.

Ответ: 1-е и 3-е предложения.

2. Повторяем правила.

Задание. Вспомните, с какими орфограммами мы познакомились, изучая тему «Наречие». Запишите примеры.

1) Не с наречиями на (-е) – … .

2) Приставки не- – ни- в отрицательных наречиях – … .

3) Н и нн в наречиях на (-е) – … .

4) О и а на конце наречий – … .

5) Дефис в наречиях – … .

6) Слитное и раздельное написание наречий, образованных от существительных – … .

7) Мягкий знак после шипящих на конце наречий – … .

II. Контрольная работа.

1. Составляем предложения.

Задание. Составьте с каждой парой слов предложения. Запишите сначала предложения, где эти слова выступают в качестве наречий.

Навыпуск – на выпуск.

Наперерыв – на перерыв.

Например – на пример.

Наудачу – на удачу.

Сплеча – с плеча.

2. Подбираем синонимы.

Задание. Подберите к данным наречиям наречия-синонимы.

Подряд – … .

Навыворот – … .

Наперебой – … .

Открыто – … .

Честно – … .

Ответ:

Подряд кряду
Навыворот наизнанку
Наперебой вперебой
Открыто нараспашку
Честно начистоту

3. Антонимы и синонимы.

Задание. Запишите к каждому наречию сначала наречие-синоним с приставкой не-, а затем наречие-антоним.

Близко – … (недалеко далеко).

Низко – … (невысоко высоко).

Тихо – … (негромко громко).

Плохо – … (нехорошо хорошо).

Медленно – … (небыстро быстро).

Мало – … (немало много).

4. Не или ни?

Задание. Выберите правильную букву в словах: е или и?

Н_где н_ встретились, н_как н_ мог понять, н_чуть н_ волновался, н_сколько удивился, н_мало н_ сожалел, н_когда н_откуда н_ получал информацию, торопиться н_куда, н_откуда н_чего н_ слышно.

Ответ. Нигде не встретились, никак не мог понять, ничуть не волновался, несколько удивился, нимало не сожалел, никогда ниоткуда не получал информацию, торопиться некуда, ниоткуда ничего не слышно.

5. Правописание наречий.

Задание. Выберите правильный вариант написания слов.

От каждого горизонта уходили (вдаль, в даль) дороги. И по ним то (водиночку, в одиночку), то (небольшими, не большими) колоннами ползли груженые самосвалы. Машины (с трудом, струдом) выбирались из котлована. Моторы надсадно гудели и ревели (в разнобой, вразнобой).

Стрела экскаватора поплыла (вправо, в право), (вверх, в верх), и наблюдать стало еще удобнее. Вскоре гул лебедки нашего экскаватора остался (гдето, где-то) позади, а снизу, с земли, все нарастая и множась, уже неслись новые звуки.

(В.Степаненко)

6. Тест по теме «Наречие».

1) Наречие – самостоятельная часть речи, которая обозначает:

а) признак предмета;

б) признак предмета по действию;

в) признак действия;

г) признак другого признака.

2) Наречия:

а) изменяются по числам;

б) изменяются по лицам;

в) не изменяются.

3) С наречиями на (-е) не пишется слитно, если:

а) в предложении есть противопоставление;

б) у наречия есть зависимое слово;

в) наречие можно заменить синонимом без не или близким по значению выражением;

г) к наречиям относятся слова далеко не, вовсе не, отнюдь не, ничуть не, никогда не.

4) В приставках не- и -ни- отрицательных наречий пишется буква е, если она находится:

а) под ударением;

б) без ударения.

5) После букв ш, ч на конце наречий мягкий знак:

а) пишется;

б) не пишется.

6) Наречия от прилагательных образуются:

а) с помощью приставок;

б) с помощью суффиксов;

в) с помощью соединительных гласных.

7) В каком ряду все слова пишутся через дефис:

а) (по)лисьи, кто(то), (во)первых;

б) (по)братски, буд(то), (в)двое;

в) (по)немногу, где(нибудь), (кто)либо;

г) какой(то), черно(белый), (по)этому.

III. Диктанты по теме «Наречие».

Диктант 1 по теме «Не с наречиями»

Мы продвигаемся медленно поперек лесной речонки. Мне немножко жутко, так как я ничего, даже воды, не вижу, но все же я ничем не выдаю своего страха. Наконец мы выходим на песчаный берег рядом с небольшой полянкой. Только теперь замечаю, что ночь несколько посветлела.

От земли поднялся туман. На его седом фоне неясно вырисовываются ближайшие сосны. В их неподвижности чувствуется что-то суровое. Я не знаю, много ли проходит времени. Внезапно мой слух поражается странными звуками так, что я невольно вздрагиваю от неожиданности. Что бы это могло быть? Я никак не могу определить, что это за звуки. Они торопятся, будто вторя друг другу, и лес немедленно откликается на них звонким и чистым отзвуком.

(111 слов)

Диктант 2

Туман совершенно рассеялся, воздух стал прозрачнее и несколько мягче. На севере из-за гребня холмов, покрытых черною массой лесов, слабо мерцая, подымались какие-то белесоватые облака, быстро пробегающие по небу. Казалось, кто-то тихо вздыхал среди глубокой холодной ночи, и клубы пара, вылетавшие из гигантской груди, бесшумно проносились по небу от края и до края и затем тихо угасали в глубокой синеве. Это играло слабое северное сияние.

Поддавшись какому-то грустному обаянию, я стоял на крыше, задумчиво следя за слабыми переливами сполоха. Ночь развернулась во всей своей холодной и унылой красе. На небе мигали звезды, внизу снега уходили вдаль ровною пеленой, чернела гребнем тайга, синели дальние горы. И ото всей этой молчаливой, объятой холодом картины веяло в душу снисходительною грустью.

(116 слов)
(В.Короленко)

Диктант 3

Пеликаний пассажир

Друзья живут в заповеднике «Аскания-Нова». Огромный пеликан и… котенок. Обычно они встречаются после рыбной ловли. Пока пеликан ловит рыбу, котенок сидит на берегу.

Но вот птица с добычей выбралась на сушу. Раскрыла свой клюв и широко растянула кожаный мешок под ним. Тут уж котенок не теряется. Он быстро забирается в клюв и начинает там лакомиться рыбными остатками.

Как-то по берегу озера проходил научный сотрудник института. Он неожиданно подошел к пеликану, когда котенок был у него в клюве. Пеликан затолкал котенка в глоточный мешок, сомкнул клюв и затем взмыл в воздух.

На высоте двухсот метров птица делала над озером круг за кругом и, только когда человек спрятался в кустах, спустилась на землю. Разжала клюв, а оттуда как ни в чем не бывало важно вышел путешественник-котенок.

(127 слов)
(А.Мозгов)

IV. Подведение итогов урока.

А.И. ГРИЩЕНКО,
г. Москва

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru