Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №3/2008

МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ

 

Программа элективного курса по русскому языку


Слово: его фонетический строй
и лексическое наполнение

Пояснительная записка

Настоящий курс «Слово: его фонетический строй и лексическое наполнение» предлагается как элективный для учащихся 5-х классов гуманитарного профиля средних общеобразовательных учреждений.

Основные цели курса – образовательная, развивающая и практическая. Образовательная цель достигается при знакомстве учеников с объектом языкознания. Развивающая цель заключается в повышении интереса к языку, глубоком понимании языковых фактов, стимулировании творческой поисковой деятельности. Практическая достигается через выполнение различных заданий.

Язык является органичной частью индивидуальной культуры человека. Каждое новое поколение должно нести в себе идею сохранения и развития родного языка. Именно с помощью родного языка мы познаем мир, имеем возможность приобщиться к тому огромному опыту, который накопило человечество.

Слова русского языка – это живое свидетельство нашей истории, нашей культуры. В них прошлое и настоящее нашего народа, его традиционный и современный быт, они отражают особенности трудовой деятельности людей, природной среды их обитания, обычаев, исторических этапов развития конкретного народа, развития его искусства, словесности, народно-поэтического творчества и т.д. Слова – это памятник культуры и памятник культуре.

В школьной программе для 5-го класса более или менее удовлетворительно изучаются вопросы лексики и фонетики, однако значительный круг языковых явлений рассматривается поверхностно. Но уже с 5-го класса необходимо интенсивно развивать речь ребенка. Ведь в понятие хорошей речи, кроме правильности, включаются также богатство, точность и выразительность. Огромное влияние на развитие речи ребенка имеет художественная литература. Именно поэтому, изучая языковые понятия и явления, мы обращаемся к художественным текстам.

Программа построена на дополнении и углублении базового образования.

Учитывая важность этих вопросов, мы разработали программу по фонетике и лексике, которая предполагает подробное знакомство учащихся с этими разделами языка.

Предполагается, что в результате изучения курса учащиеся будут знать:

• историю происхождения языка;

• этапы развития письменности;

• историю русского алфавита;

• различные средства выразительности;

• различные виды словарей;

• виды тропов;

• происхождение и значение фразеологизмов.

Учащиеся, применяя полученные знания, должны уметь:

• составлять письма;

• анализировать выразительные возможности звуков;

• определять тип переносного значения;

• разграничивать паронимы;

• использовать в своей речи выразительные средства языка.

Курс состоит из трех разделов: «Рождение слова», «Слово в фонетике», «Лексика и фразеология».

В первом разделе ученики знакомятся с общими понятиями, связанными с языком человека. Практическая задача этого раздела – вызвать у ребенка интерес к языку и желание анализировать языковые явления.

Второй и третий разделы посвящены изучению двух уровней языка.

Задача этих разделов – более подробно, чем это делается в курсе русского языка, познакомить учащихся с единицами данных уровней языка на материале художественной литературы.

Программа включает в себя и практическую работу (выполнение различных упражнений, анализ текстов, составление словарных статей и др.).

ПРОГРАММА

I. «Рождение слова»

1. Язык как средство общения между людьми.

Первоначальное представление о языке как важнейшем средстве общения. Роль языка в жизни людей. Строение языка.

2. Происхождение языка.

Как появился язык? Легенда о языке (Ксанф и Эзоп).

3. Язык людей и животных.

Человеческая речь. «Языки» животных. Язык слов и язык жестов.

4. Появление письменности и этапы ее развития.

Пиктография. Идеография. Иероглифы – «священные письмена» египтян. Клинопись. Берестяные грамоты. Звуковое письмо. Буквенное письмо. Алфавитное письмо.

5. Практическое занятие. «Как писать письма».

Письмо как средство общения людей на расстоянии. Содержание писем. Смысловые части письма. Составление писем.

6. Практическое занятие. Рисуночное письмо.

Г.Лонгфелло. Песнь о Гайавате. Р.Киплинг. Как было написано первое письмо.

Написание письма с помощью картинок. Ребусы.

7. Происхождение славянской азбуки.

Создатели славянской азбуки – Кирилл и Мефодий. Школа славянского языка. «Слово о полку Игореве» – первое крупное произведение древней художественной литературы.

О.Дмитриев. Старославянский язык.

Д.Кугультинов. Ода болгарскому языку.

8. История русского алфавита.

Кириллица. Латиница. Самые молодые буквы. Гражданская азбука Петра I. Ф.Кривин. «Принцесса Грамматика, или Потомки древнего глагола.

Песенка о буквах, вышедших из употребления.

9. Практическое занятие.

Подобрать пословицы и поговорки, связанные с речевой деятельностью человека. Найти высказывание великих людей о языке, слове.

II. Слово в фонетике

10. Фонетика как наука о звуковой форме речи.

Звуки речи. Классификация звуков. Гласные и согласные звуки. Ударение. Интонация.

11. Звук и смысл.

Семантика звука, или Имеет ли звук значение. «Одежда» слов – звуки. «Характер» звуков.

12. Практическое занятие. Значение звука в поэтической речи.

Анализ текстов. Аллитерация. Ассонанс. Звукопись. А.Пушкин. Зимний вечер; Полтава. М.Лермонтов. Русалка.

Ф.Тютчев. Весенняя гроза. Сочинение стихотворения, в котором проявляются выразительные возможности звука.

13. Звуки в речевом потоке.

Изменения звуков: адаптация, уподобление.

14. Чередование звуков.

Позиционные чередования. Беглые гласные. Ь (ерь) и ъ (ер) в старославянском языке.

15. Фонетическая транскрипция.

Различие звуковой и буквенной записи слов.

16. Практическое занятие.

Скороговорки как словесные шутки, построенные на звуковых повторах.

С.Михалков. Сашина каша.

Скороговорки. Конкурс учеников по скороговорению.

III. Лексика и фразеология

17. Слово – основная единица языка.

Слово в художественном тексте. Лексическое значение слова. Способы толкования слов. Словари.

18. Лексическое значение слова.

Моносемия и полисемия. Прямое и переносное значение слов. Троп – образное употребление слова в переносном значении. Виды тропов: метафора, метонимия, олицетворение, эпитет, гипербола, сравнение, аллегория, синекдоха.

19. Омонимы. Омоформы. Омофоны. Омографы. Каламбур.

Различие многозначности и омонимии. Что лежит в основе каламбура? Я.Козловский. Вы откуда, молодцы?

20. Практическое занятие. Языковая игра в литературе для детей.

Л.Кэрролл. Приключения Алисы в Стране чудес. А.Кушнер. Мы и иностранец Билл. Б.Заходер. Не везет; и др.

Сочините шутки, основанные на одинаковом звучании слов с разным значением.

21. Синонимы.

Понятие о синонимах. Синонимический ряд. Контекстуальные синонимы. Использование синонимов. Различия по частоте их употребления. Стилевые свойства синонимов. Сочетаемость. В.Берестов. Семиглавый дракон. И.Ильф и Е.Петров. 12 стульев (разговор о смерти Клавдии Ивановны).

22. Антонимы.

Понятие об антонимах. Антонимичные пары. Разнокорневые и однокорневые антонимы. Контекстуальные антонимы. У всех ли слов есть антонимы? Антитеза и оксюморон.

Древнеегипетский миф о боге солнца Ра (антонимы в тексте).

23. Паронимы.

Понятие о паронимах. Умение различать паронимы.

24. Активная и пассивная лексика.

Общеупотребительные слова. Лексика ограниченного употребления. Термины. Арго.

25. Устаревшие слова и неологизмы.

Устаревшие слова как живые свидетели истории. Виды устаревших слов: архаизмы и историзмы. Новые слова. Ф.Тютчев. Не остывшая от зною... А.Пушкин. Руслан и Людмила.

Устаревшие слова в творчестве В.Жуковского. В.Маяковский. Военно-морская любовь.

26. Диалектные слова.

Понятие о диалектизмах. Использование диалектных слов в художественной речи. Диалектные слова в стихотворениях С.Есенина.

27. Практическое занятие. Составление словаря.

Составить словарь «Диалектные слова нашей местности».

28. Происхождение слов.

Исконная и заимствованная лексика. Причины заимствования.

29. Практическое занятие. Слово получает паспорт.

Составить паспорт для данных слов.

• Происхождение слова (исконное/заимствованное).

• Возраст (устаревшее/новое).

• Область употребления (общеупотребительное/диалектное/профессиональное).

Стилистическая окраска (разговорное/книжное).

30. Фразеологизмы.

Понятие о фразеологии. Использование фразеологизмов в речи и художественной литературе. Фразеологические единства.

Фразеологические сочетания. Фразеологические сращения.

Фразеологические выражения. Происхождение фразеологизмов.

31. Практическое занятие. Пословицы и поговорки.

Конкурс пословиц и поговорок на заданную тему. Составление рассказа по фразеологизму. Составление сказки из фразеологизмов.

32. Лексикография.

Виды словарей. Знакомство со словарями. Составление словарных статей.

33–34. Праздник «И до чего чудесны наши русские слова!».

Эпиграфом к празднику служат слова Н.В. Гоголя: «Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок; все зернисто, крупно, как сам жемчуг, и, право, иное название еще драгоценнее самой вещи».

ЛИТЕРАТУРА

1. Д.Э. Розенталь. Современный русский язык. М., 1994.

2. А.И. Горшков. Все богатство, сила и гибкость нашего языка. М., 1993.

3. В.М. Мокиенко. Почему так говорят? СПб., 2005.

4. Э.А. Вартаньян. Путешествие в слово. М., 1982.

5. Различные виды словарей.

6. В.И. Даль. Пословицы русского народа. СПб., 2002.

7. Б.В. Казанский. В мире слов. СПб., 2006.

8. Б.В. Казанский. Приключения слов. СПб., 2007.

9. В.В. Колесов. История русского языка в рассказах. СПб., 2006.

10. В.В. Колесов. Гордый наш язык. СПб., 2006.

11. А.Кондратов. Земля людей – земля языков. СПб., 2006.

12. В.М. Мокиенко. Загадки русской фразеологии. СПб., 2007.

13. В.М. Мокиенко. В глубь поговорки. СПб., 2007.

14. Р.Пересветов. Тайны выцветших строк. СПб., 2006.

И.В. ТУМАКОВА,
с. Оса,
Иркутская обл.

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru