ГОТОВИМСЯ К ЭКЗАМЕНАМ
Материалы для подготовки к ЕГЭ
В первые дни лицейской жизни юноша
Пушкин не отличался усидчивостью, хотя и поражал
многих своей феноменальной памятью и
талантливостью. Он «всегда находился в числе
последних воспитанников второго разряда, –
вспоминал о нем его однокашник С.Д. Комовский,
– и при выпуске из Лицея он получил чин 10-го
класса... Ученые подвиги его были не очень
блистательны».
Но уже в то время многие товарищи, учителя
отмечали его необыкновенную начитанность. «Все
мы видели, – писал И.И. Пущин, – что Пушкин нас
опередил, многое прочел, о чем мы и не слыхали,
все, что читал, помнил...»
А под конец своей жизни Пушкин стал одним из
самых образованных людей в России и поражал уже
всех своими разносторонними знаниями. «...Хотя в
юности учился небрежно и посему в выпуске не
попал в число первых учеников, – пишет в своих
“Памятных записках” Н.М. Смирнов, – но он умел
приобрести впоследствии обширные познания в
литературе и истории. Он читал очень много и,
одаренный необыкновенной памятью, сохранял все
сокровища, собранные им в книгах». Гений Пушкина
возрос и окреп под благотворными лучами этих
книжных сокровищ.
(В.А. Матусевич)
I. Прочитайте задания 1–4 и подготовьтесь к
прослушиванию текста.
II. После повторного прочтения текста учителем
выполните задания:
1. В каком из перечисленных предложений
содержится главная мысль текста?
1) Учебные подвиги Пушкина были не очень
блистательны.
2) Пушкин стал одним из самых образованных людей
в России.
3) Пушкин читал очень много и, одаренный
необыкновенной памятью, сохранял все сокровища,
собранные им в книгах.
4) Гений Пушкина возрос и окреп под
благотворными лучами этих книжных сокровищ.
2. Какая характеристика соответствует
прослушанному вами тексту?
1) Художественный текст, повествование;
2) научно-популярный стиль, рассуждение;
3) публицистический стиль, рассуждение;
4) разговорная речь, повествование.
3. Какие особенности нехарактерны для
данного текста?
1) Употребление слов в переносном значении;
2) употребление сложных предложений;
3) употребление фразеологических оборотов и
устойчивых сочетаний;
4) употребление разговорной лексики.
|
|
Рисунки Нади Рушевой
|
4. Каково контекстуальное значение
слова благотворный?
1) Безвозмездный и направленный на общественную
пользу;
2) направленный на оказание материальной помощи
неимущим;
3) оказывающий хорошее действие, пользу;
4) приятный, умиротворяющий, приносящий благо.
***
В третий раз прослушайте текст. Напишите его
сжатое изложение.
***
Прочитайте текст.
Страстным собирателем книг и читателем был
А.Пушкин. По воспоминаниям современников, умирая,
он обратил последние слова к книгам своей
библиотеки: «Прощайте, друзья!».
По подсчетам ученых, в библиотеке поэта было не
менее 10 тысяч книг. Какие книги собирал Пушкин?
Во-первых, те, которые связаны с русской историей
и литературой. Во-вторых, словари и энциклопедии,
справочники и грамматики разных языков.
Пушкин в совершенстве владел французским,
читал по-английски, по-итальянски,
самостоятельно выучился читать по-испански.
Поэтому, естественно, в библиотеке были
произведения всех выдающихся писателей Западной
Европы, произведения античных авторов в
переводах и оригиналах. Здесь же, наконец,
прочное место занимали произведения восточных
литератур на французском языке: арабской,
индийской, китайской.
***
На основе прослушанного и прочитанного
текстов напишите сочинение по теме «Книги в
жизни Пушкина».
(А) Язык, слово объединяют многие
поколения людей в их историческом процессе,
сплачивают нацию, питают ее самосознание и
суверенность в кругу других наций и народностей.
(Б) «Вначале было слово», – сказано в Священном
Писании.
(В) Слово соединяет в себе все, чем памятно для
нас прошлое народа, чем дорого и свято его
настоящее и чем отрадно ожидаемое будущее.
(Г) И, значит, Слово недаром дано человеку.
1. Запишите предложения в такой
последовательности, чтобы получился текст.
Выберите вариант ответа:
1) БГАВ;
2) ГАВБ;
3) АВБГ;
4) ВБГА.
2. Укажите лишнее слово в ряду синонимов:
1) суверенность;
2) независимость;
3) разъединенность;
4) автономность.
3. Какое слово неправильно разбито на морфемы?
1) Сказан-о;
2) свят-о;
3) процесс-е;
4) с-плач-ива-ют?
4. В каком слове на месте пропуска пишется е?
1) В Писани_;
2) в обител_;
3) на площад_;
4) на площадк_?
5. Какой частью речи являются слова прошлое,
настоящее, будущее в предложении В?
1)
Именами существительными;
2) именами прилагательными;
3) причастиями;
4) словами категории состояния.
6. Какие предложения простые?
1) 1;
2) 2;
3) 3;
4) 4.
(1) Всегда, когда речь заходит о красоте,
о прекрасном, мы прежде всего обращаемся к
искусству.
(2) Говорим ли мы о красоте природы – лучше всего
ее сумело передать искусство; пытаемся ли мы
определить представления о человеческой красоте
– мы опять ссылаемся на произведение искусства;
заходит ли речь о способности выявить духовную
красоту человека – и опять к нам на помощь
приходит искусство.
(3) Случайно ли это?
(4) Конечно, нет.
(5) Может быть, это происходит потому, что
искусство воспроизводит только красивое, только
прекрасные явления жизни удостаиваются того,
чтобы попасть в искусство.
Прочитайте текст ученого-искусствоведа
Эренгросса.
1. Какая мысль в большей степени отражает
содержание текста?
1) Прекрасное в искусстве.
2) Искусство воссоздает только прекрасное.
3) Красота и прекрасное существуют лишь в
искусстве.
2. Какой из перечисленных глаголов не является
синонимом слова воспроизводит?
1) Воссоздает;
2) повторяет;
3) рисует;
4) изображает.
3. В каком слове все согласные твердые?
1) Красота;
2) происходит;
3) речь;
4) человек.
4. В каком предложении встречается
прилагательное в сравнительной степени?
1) 1;
2) 2;
3) 3;
4) 4;
5) 5.
5. В каких предложениях есть вводные слова и
словосочетания?
1) 1;
2) 2;
3) 3;
4) 4;
5) 5.
(А) Образцом просторечия Пушкин
считал язык московских просвирен,
старомосковского городского люда.
(Б) Оно сильно отличалось от архаизированного
книжного языка и от офранцуженной речи светского
круга.
(В) Просторечие – разговорная речь
преимущественно городского населения: части
дворянства, духовенства, разночинной
интеллигенции, мещанства.
(Г) На народных диалектах говорили
преимущественно крестьяне разных областей
России, ремесленники, дворня, вообще классы, не
затронутые просвещением.
Запишите предложения в такой
последовательности, чтобы получился текст
Е.А. Земской.
Задания с выбором ответа
1. Выберите правильный вариант ответа.
1) БАВГ;
2) ВБГА;
3) АГБВ;
4) ГВБА.
2. Какого стиля этот текст?
1) Официально-делового;
2) художественного;
3) публицистического;
4) научно-популярного.
3. В каком слове все согласные звонкие?
1) Круга;
2) дворня;
3) разных;
4) среднего.
4. Какое существительное является «лишним» в
ряду синонимов?
1) Незнание;
2) обучение;
3) образование;
4) просвещение.
5. В каком предложении сказуемое –
словосочетание, где главное слово –
существительное?
1) А;
2) Б;
3) В;
4) Г.
(А) Нужно располагать и огромной
внеязыковой информацией.
(Б) Чтобы полностью понять истинный смысл
предложения, тем более целого текста, мало знать
язык, на котором он написан или произнесен.
(В) Например, необходимо знать намерения и
характер автора текста, детали конкретной
обстановки и общее физическое устройство мира,
историю и культуру человечества, законы
мышления.
(Г) Семантикой называется наука о значениях
единиц языка – слов, морфем, синтаксических
конструкций, интонаций – и о законах, по которым
из значений этих относительно простых единиц
складывается смысл предложений и цельных
связных текстов.
Запишите предложения в такой
последовательности, чтобы получился текст
известного языковеда Ю.Д. Апресяна.
Задания с выбором ответа
1. Выберите правильный вариант ответа.
1) БВАГ;
2) ВАГБ;
3) ГБАВ;
4) АБГВ.
2. Какого стиля этот текст?
1) Официально-делового;
2) художественного;
3) публицистического;
4) научно-популярного.
3. В каком слове все согласные глухие?
1) Общее;
2) простых;
3) семантика;
4) текст.
4. Какое существительное является «лишним» в
ряду синонимов?
1) Истинный;
2) оригинальный;
3) подлинный;
4) настоящий.
5. Какое слово правильно разбито на морфемы?
1) О-гром-ной;
2) физич-еск-ое;
3) ист-инн-ый;
4) склад-ыва-ет-ся.
6. В корне какого слова пишется гласная о?
1) Распол_гать;
2) предпол_гать;
3) прил_гательное;
4) предл_жение.
7. Какое предложение двусоставное?
1) А;
2) Б;
3) В;
4) Г.
(А) Но у нее есть два недостатка: она
плохо преодолевает пространство – даже сильного
крика не хватит, чтобы докричаться до человека,
скажем, на другом берегу большой реки.
(Б) И еще хуже звуковая форма языка преодолевает
время.
(В) Звуковая форма языка – самая главная,
естественная и первейшая.
(Г) Правда, издавна люди умели эти недостатки
смягчать: фольклорные сказания преодолевают
время, передача новостей из уст в уста
преодолевает пространство.
Запишите предложения в такой
последовательности, чтобы получился текст
филолога В.В. Михайлова.
Задание с выбором ответа
1. Выберите правильный вариант ответа:
1) ВАБГ;
2) АГБВ;
3) БГВА;
4) ГВАБ.
2. Какого стиля этот текст?
1) Официально-делового;
2) художественного;
3) публицистического;
4) научно-популярного.
3. В каком слове все согласные мягкие?
1) Недостаток;
2) реки;
3) передача;
4) уста.
4. Какое прилагательное употреблено в
превосходной степени?
1) Главная;
2) естественная;
3) первейшая;
4) сильного.
5. В приставке какого слова пишется гласная е?
1) Пр_одолевает;
2) пр_мерный;
3) пр_шить;
4) пр_брежный.
6. Какие предложения простые?
1) А;
2) Б;
3) В;
4) Г.
Задания с развернутым ответом
1. Выпишите слова, употребленные в превосходной
степени.
2. Найдите устойчивое словосочетание и
придумайте с ним предложение.
3. Выпишите глагол, который встречается в тексте
4 раза. Разберите его по составу.
(А) Эмблема сама по себе статична.
(Б) Поэтому в ХVIII веке неоднократно создавались
словари эмблем: как надо изображать те или иные
отвлеченные понятия.
(В) Эмблема – это сравнение, но особое: дано
отвлеченное понятие; ему в соответствие ставится
конкретный, вещный образ.
(Г) Она опирается на твердую традицию, на
привычку.
(Д) Надо изобразить доблесть русского войска –
изображается гордо парящий орел; орел как
выражение доблести – это эмблема.
Запишите предложения в такой
последовательности, чтобы получился текст
В.В. Михайлова.
Задания с выбором ответа
1. Выберите правильный вариант ответа.
1) АГБВД;
2) ВДАГБ;
3) ГБАВД;
4) ДАВГБ.
2. Какого стиля этот текст?
1) Официально-делового;
2) художественного;
3) публицистического;
4) научно-популярного.
3. В каком слове все согласные звонкие?
1) Гордо;
2) привычка;
3) доблесть;
4) войска.
4. Какое существительное является «лишним» в
ряду синонимов?
1) Главенствовала;
2) господствовала;
3) преувеличивала;
4) царила.
5. В каком слове на месте пропуска пишется
гласная о?
1) Изобр_жать;
2) обог_щать;
3) прин_длежать;
4) вып_лнять.
6. Укажите предложение, в котором есть
однородные определения.
1) А;
2) Б;
3) В;
4) Г;
5) Д.
Задание с развернутым ответом
1. Подберите пароним к прилагательному вещный.
2. Выпишите имена прилагательные,
иллюстрирующие орфограмму «Н и нн
в суффиксах имен прилагательных».
3. Выпишите два словосочетания с разными видами
связи. Выполните их разбор.
(1) Спасибо музыке!
(2) Она помогла мне – не вдруг! – но услышать
прежде не веданную музыку жизни.
(3) Поневоле внимаешь грозе, шумному ливню,
могучему ледоходу, морскому шторму.
(4) Но понемногу словно отворяется слух.
(5) От грома и молний переходишь к простому,
будничному, но не менее прекрасному.
(6) И оно всегда рядом, возле старого дома, в
нашем дворе.
Прочитайте текст писателя Б.П. Екимова.
1. Какая мысль в большей степени отражает
содержание текста?
1) Прекрасное всегда рядом.
2) Классическая музыка помогала услышать
музыку жизни.
3) Слух отворяется понемногу.
4) Будничное тоже прекрасно.
2. Какое сочетание слов является грамматической
основой предложения (6)?
1) Оно рядом;
2) оно всегда рядом;
3) оно в нашем дворе;
4) оно возле дома.
3. Какие предложения однородные?
1) 2;
2) 3;
3) 4;
4) 5.
4. Укажите, какое из перечисленных предложений
связано с предыдущим с помощью личного
местоимения.
1) 1;
2) 2;
3) 3;
4) 4;
5) 5.
5. Какое из перечисленных прилагательных не
является качественным?
1) Могучий;
2) простой;
3) морской;
4) прекрасный.
(А) Вот прекрасное изображение поэта,
которого вся жизнь должна приготовлять
несколько плодотворных минут: все предметы, все
чувства, все зримое и незримое должно распалять
его душу и медленно приближать сии ясные минуты
деятельности, в которые столь легко изображать
всю историю наших впечатлений, чувств и страстей.
(Б) Некто сравнивал душу поэта в минуту
вдохновения с растопленным в горниле металлом: в
сильном и постоянном пламени он долго остается в
первобытном положении, долго недвижим; но
раскаленный – рдеется, закипает и клокочет;
снятый с огня, в одну минуту успокаивается и
упадает.
(В) Плодотворная минута поэзии! Ты быстро
исчезаешь, но оставляешь вечные следы у людей,
владеющих языком богов.
Познакомьтесь с отрывком из статьи поэта ХIХ
века Константина Николаевича Батюшкова «Нечто о
поэте и поэзии».
Определите его тему и основные мысли.
Запишите предложения в такой
последовательности, чтобы получился текст.
1. Выберите правильный вариант ответа.
1) АБВ;
2) БВА;
3) ВАБ;
4) БАВ.
2. Определите стиль текста и тип речи.
1) Художественный, повествование и рассуждение;
2) публицистический, рассуждение;
3) деловой, рассуждение;
4) научный, рассуждение.
3. Из предложений Б и В выпишите слова,
образованные суффиксальным способом
словообразования.
4. В каком слове на месте пропуска пишется н?
1) Раскале_ый добела;
2) люди, счастливо рожде_ые;
3) краше_ый платок;
4) растопле_ый металл.
5. Какие из перечисленных слов сложные?
1) Первобытный;
2) впечатление;
3) изображение;
4) плодотворный.
6. Какая характеристика соответствует
предложению В?
1) Простое, осложнено причастным оборотом;
2) сложносочиненное, включает две
грамматические основы;
3) сложное с сочинительной и подчинительной
связями;
4) сложносочиненное, включает три
грамматические основы.
Д.А. ХАУСТОВА,
г. Москва |