ОЛИМПИАДА
Продолжение. См. №2, 3/2008
Ломоносовский турнир
Конкурс по литературе
ЗАДАНИЯ, ОТВЕТЫ И КОММЕНТАРИИ
3
Ниже приведены два стихотворения, написанных в
середине XIX века. Их авторы – поэты А.Фет и
Н.Некрасов. Как можно полнее ответьте, чем похожи
эти стихотворения (обратите внимание и на
содержание, и на форму) и в чем основные различия
между ними. Определите автора каждого
стихотворения и аргументируйте свой ответ.
|
|
Н.А. Некрасов
|
А.А. Фет
|
Ласточки пропали,
А вчера зарей
Все грачи летали
Да как сеть мелькали
Вон над той горой.
С вечера все спится.
На дворе темно.
Лист сухой валится,
Ночью ветер злится
Да стучит в окно.
Лучше б снег да вьюгу
Встретить грудью рад!
Словно как с испугу
Раскричавшись, к югу
Журавли летят.
Выйдешь – поневоле
Тяжело – хоть плачь!
Смотришь – через поле
Перекати-поле
Прыгает как мяч.
1854
Перед дождем
Заунывный ветер гонит
Стаю туч на край небес,
Ель надломленная стонет,
Глухо шепчет темный лес.
На ручей, рябой и пестрый,
За листком летит листок,
И струей сухой и острой
Набегает холодок.
Полумрак на все ложится;
Налетев со всех сторон,
С криком в воздухе кружится
Стая галок и ворон.
Над проезжей таратайкой
Спущен верх, перед закрыт;
И «пошел!» – привстав с нагайкой,
Ямщику жандарм кричит…
1846
«Ласточки пропали…» – стихотворение А.Фета,
«Перед дождем» – Н.Некрасова.
Многие участники конкурса красиво и точно
сформулировали, чем похожи рассматриваемые
стихотворения.
Темы обоих стихотворений схожи. Неприглядная
осенняя погода, дождливая, навевающая тоску,
создает общее настроение и определяет их
одинаковый мрачноватый колорит. Ключевые слова
– ветер (у Некрасова заунывный, у Фета – злой);
сухой лист, грачи, галки и вороны, журавли создают
наглядную картину, графическое оформление
стихотворений. Звуковой фон – стоны и шепот, стук
ветра, шорох листа и крики птиц. И даже конечная
безысходность и опустошенность – в одном и
другом стихотворениях. Одинаково количество
строф, схожи эпитеты и олицетворения, природа не
только оживает, но принимает реальные зловещие
черты.
Полина Богачева,
11-й класс, СУНЦ МГУ, г. Москва
Стихотворения одинаково движутся: в обоих
сначала взгляд обращается в небо («А вчера зарей
// Все грачи летали // Да как сеть мелькали // Вон
над той горой» – «Заунывный ветер гонит // Стаю
туч на край небес»); затем опускается ниже –
вторая строфа в обоих стихотворениях описывает
падающие листья и холодный ветер. Затем снова
вверх («Журавли летят» – «С криком в воздухе
кружится // Стая галок и ворон»). Последняя строфа
– взгляд вперед и скорее всего вдаль: лирический
герой одного стихотворения смотрит на поле,
другой – на проезжую таратайку.
Мария Шапиро,
11-й класс, школа № 57, г. Москва
Иногда начинает казаться, что они видят одну и
ту же картину: «Лист сухой валится» – «За
листком летит листок», «На дворе
темно» – «Полумрак на все ложится», «Ночью
ветер злится» – «Заунывный ветер гонит». Да,
образы, казалось бы, одни и те же, но герои видят
их по-разному.
Павел Говоров,
10-й класс, лицей № 1, г. Брянск
Но, наверное, еще интереснее различия. Юные
авторы справедливо увидели разницу прежде всего
в движении настроения. Другое отмеченное многими
различие – в том, что стихи Фета кажутся более
субъективными, чем некрасовские.
Главное различие состоит в том, что
стихотворение Некрасова более взрослое и
мрачное, чем стихотворение Фета.
Фет открыто говорит нам о своих чувствах –
грусти, отчаянии, душевной тяжести, – и мы
соглашаемся с ним, но, созерцая его печаль, не
испытываем столь же сильных чувств. Некрасов же
сразу рисует унылую, холодную картину –
заунывный ветер, надломленную ель, крик воронья,
бессердечный голос жандарма. Сам же автор
прячется, скрывается, одновременно как бы
подталкивая нас к тому, что он хотел показать.
Ольга Федотова,
8-й класс, школа № 654, г. Москва
Фет: описание природы, одноминутные,
мгновенные впечатления: «Смотришь – через
поле…». Главная тема – человек наедине с
природой, взаимоотношения личных человеческих
переживаний и состояния мира в этот момент.
Некрасов: язык жестче, немного грубее, резче.
Описывается все та же природа, но со стороны, нет
отношения автора к происходящему. Появляются
другие персонажи (ямщик и жандарм), чего у Фета
быть не может, т.к. пропадет личное,
индивидуальное единение с природой.
Вера Байковская,
10-й класс, школа № 1199, г. Москва
У Некрасова стихотворение живое, даже если
начало грустноватое, скучное, использованы слова
заунывный, надломленная, стонет, глухо и
темный, то ко второму четверостишию оно
начинает меняться, еле заметно, но уже
проглядываются слова пестрый и рябой. Это
четверостишие заканчивается оксюмороном сухой
струей и набором довольно «прохладных»
прилагательных и существительных. Дальше
стихотворение только разовьется в «прохладную»,
«темную» сторону. «Полумрак на все ложится», «со
всех сторон» в воздухе кружатся только крикливые
сороки, галки да вороны, и только в последнем
четверостишии появляется слабый всплеск эмоций
– это крик жандарма ямщику.
В стихотворении Фета в 1-м пятистишии идут
воспоминания, автору грустно без ласточек,
грачей и солнечных дней.
Екатерина Нестерова,
7-й класс, школа № 1564, г. Москва
В 3-й строфе у Фета появляется надежда: «Лучше
б снег да вьюгу // Встретить грудью рад!». Но
заканчивается оно антитезой к этим строкам, и от
этого безысходность в нем страшнее, чем в
некрасовском.
Полина Богачева
Чувство безысходности создает глагол кружится,
будто бессмысленно метаться по кругу, не находя
выхода. Автор первого стихотворения использует
метонимию: «Лист сухой валится». Лирическому
герою тяжело сознавать, что от жизнерадостной,
яркой зелени деревьев остался только ворох
мертвых листьев. Лирический герой второго
стихотворения также видит осенние листья, но они
вызывают у него ощущение не только грусти, но и
красоты: «На ручей, рябой и пестрый, // За листком
летит листок..». Противоречивость душевного
состояния героя подчеркнута аллитерацией:
повторением р и мягкого л.
Лилия Айрапетян,
11-й класс, школа № 654, г. Москва
Некрасов узнается очень легко – только у
него, никак уж не у Фета, пейзаж может закончиться
упоминанием жандарма с нагайкой.
Но при этом у Фета есть лирический герой,
наблюдающий природу, испытывающий грусть из-за
прихода осени, т.е. человек наедине с природой – и
больше ничего. Почти все действие стихотворения
происходит над землей: «ласточки пропали» (т.е.
пропали в небе), «грачи летали // Да как сеть
мелькали // вон над той горой», «Лист сухой
валится» (это тоже движение сверху вниз), «Ночью
ветер злится», «Журавли летят», «Перекати-поле //
Прыгает как мяч». Из-за такого обилия движения
возникает чувство быстрых перемен – и
действительно, ведь стихотворение о приходе
осени, причем сначала есть напоминание о лете
(«Ласточки пропали» – значит, были), а затем –
желание зимы: «Лучше б снег да вьюгу // Встретить
грудью рад», т.е. есть начальная и конечная точки
этого движения. Лирическому герою «тяжело – хоть
плачь!» – и эта грусть передается всему видимому:
журавли летят «словно как с испугу», «ветер
злится». Все куда-то быстро уходит: а герой как
будто остается на месте и провожает, смотрит
вслед – «с вечера все спится», но если даже
«выйдешь» – увидишь прыгающее прочь
перекати-поле (и это ведь тоже примета осени). И
хочется, чтобы уже скорее кончился этот переход:
«Лучше б снег да вьюгу…» – т.е. стабильное
состояние, зиму.
Стихотворение Некрасова с самого начала
настраивает на другое – своим названием «Перед
дождем». «Перед дождем» – значит не процесс, не
движение времени, но зарисовка конкретного
момента. Действительно, пейзаж Некрасова более
образный, заставляет нарисовать вполне
определенную картинку: «Ель надломленная
стонет», «На ручей, рябой и пестрый, // За листком
летит листок», не просто холодает или «ветер
злится» – а «струей сухой и острой набегает
холодок». Нет лирического героя, оценивающего
происходящее, – есть беспристрастный
наблюдатель, который видит к тому же не только
природу и, очевидно, интересуется не столько ею,
сколько сценкой, происходящей на ее фоне: «И
“пошел!”» – привстав с нагайкой, // Ямщику
жандарм кричит…». Сценка поставлена в сильное
место – последнее четверостишие стихотворения.
В принципе пейзажи в стихотворениях Некрасова
никогда не встречаются сами по себе, но всегда
связаны с размышлениями о народе и каких-либо
социальных проблемах.
Виктория Данилова
Некрасов вводит в стихотворение просторечные
выражения («таратайкой», «перед»), сближая поэзию
с простым народным языком. Некрасов таким
образом пытается найти и воссоздать поэзию в
непоэтичную эпоху, поэтично описать
«непоэтичный» «материал» («стая галок», «ямщику
жандарм кричит»).
Антон Скулачев,
11-й класс, школа № 1514, г. Москва
В первом стихотворении гораздо больше
образов и сравнений («как сеть мелькали», «словно
как с испугу», «прыгает как мяч»). Скорее всего
это связано с тем, что все описанное в
стихотворении мы видим глазами лирического
героя. Перед нами субъективная картина. Поэтому и
больше эмоциональная наполненность… Это
лирический герой сравнивает стаю грачей с сетью,
это он видит гору, благодаря ему возникают
олицетворения вроде «ветер злится»; «с вечера
все спится» – тоже его ощущения, и в его окно
стучит ветер. Получается, что в целом
стихотворение посвящено человеку, его чувствам и
ожиданиям, а природа показана через его
восприятие. Это позволяет предположить, что
стихотворение принадлежит Фету, в лирике
которого на первом месте стоит впечатление – оно
чаще всего и является предметом изображения.
В стихотворении «Перед дождем» картина в
высшей степени объективна. Правда, здесь есть
некоторые олицетворения (ель стонет, лес шепчет),
но они, как и эпитеты (темный лес), воспринимаются
как постоянные.
Мария Шапиро
Участники конкурса не ограничились передачей
впечатлений, в их работах есть серьезные
наблюдения и над лексикой, и над синтаксисом, и
над ритмикой и строфической организацией
стихотворений.
В стихотворении Фета первая и вторая строфы
отличаются относительно ровной и спокойной
интонацией, отсутствуют восклицательные
предложения и резкие синтаксические переносы
(анжабеманы). Во второй части мы сталкиваемся с
резкими анжабеманами («Словно как с испугу //
Раскричавшись…»; «Выйдешь – поневоле //
Тяжело…»; «Перекати-поле // Прыгает как мяч»). Все
это – в совокупности с использованием
синтаксического параллелизма («Выйдешь…»,
«Смотришь…»), а также повтора, нарочитость
которого подчеркнута и усилена рифмой («поле» –
«перекати-поле»), делает концовку исключительно
выразительной. В образе перекати-поля воплощено
переживание жизни как бесконечного и
бесцельного блуждания по земле. Перекати-поле,
как и лист, – это мертвые подобия птиц.
Свободному, стремительному полету, символом
которого является слово ласточки,
противопоставляется пародия полета: «Прыгает
как мяч». За образами снега и вьюги встает образ
погибели, смерти: жизнь кажется неволей,
принуждением, освобождение от которого чается в
смерти, причем смерти добровольной.
Елена Ерзунова,
11-й класс, гимназия № 2, г. Саров
Стихотворения написаны одним размером –
хореем, а строфическая организация у них разная:
четверостишия у Некрасова и пятистишия у Фета. У
Фета само звучание более музыкально: «через поле
// перекати-поле // прыгает как мяч» – аллитерация,
обилие п создает ощущение прыгающего мяча.
Виктория Данилова
В основном использованы простые глагольные
рифмы, однако заметно, что в первом интереснее
строфика – строфа содержит 5 строк, что создает
необычное звучание. Мы ожидаем перекрестной
рифмы, кажется, что окончание четвертой строфы
совпадет со второй, и каждый раз этого не
происходит. Можно предположить, что таким
образом передано напряженное ожидание зимы,
которая никак не наступает («Лучше б снег да
вьюгу встретить грудью рад…») – через
создание этого напряжения у читателя. .
Мария Шапиро
Жесткий, почти маршевый некрасовский хорей,
четкие, правильные строфы – и фетовский
смешанный, сложный размер со спондеями и
нарушениями ритма.
Вера Байковская
Художественное пространство стихотворения
Некрасова, несмотря на его законченность и
цельность, открыто – в сердце читателя, в
огромное пространство огромной страны, в
перспективу судеб жандарма и ямщика, что
выражено многоточием, венчающим стихотворение.
Стихотворение Фета «заражает» читателя своим
настроением – и также оставляет перспективу и,
несмотря на, казалось бы, четкую и законченную
обрисовку чувств лирического героя, –
музыкальную перспективу в его сердце.
Антон Скулачев,
11-й класс, школа № 1514, г. Москва
Продолжение следует
Н.А. ШАПИРО,
школа № 57
г. Москва |