Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №5/2008

Я ИДУ НА УРОК

 

10–11-е классы

Языковые особенности
публицистического стиля

В последнее время методика обучения русскому языку претерпевает значительные изменения. Большей частью это обусловлено введением новой формы итоговой аттестации – егэ. В текстах егэ для анализа и для выполнения открытого задания с развернутым ответом в части С (написания сочинения-рассуждения) предлагаются чаще всего тексты публицистического стиля, поэтому на уроках русского языка в 9–11-х классах я посвящаю ряд уроков тщательному изучению особенностей публицистического стиля.

Все записи на уроках развития речи в 10–11-х классах производятся учащимися в рабочих картах, которые распечатываются на каждого. Такие карты хранятся в отдельной папке, активно используются при написании сочинения-рассуждения, так как позволяют зафиксировать на уроке большую часть изучаемого материала (что значительно экономит время урока и сохраняет логику изучения темы). Рабочая карта для урока по данной теме показана в Приложении 1.

Тексты для работы на уроке подбираются так, чтобы, с одной стороны, они стимулировали обсуждение какой-то проблемы, с другой – предоставляли необходимый фактический и языковой материал для создания собственного речевого высказывания.

Все задания и упражнения для уроков развития речи я объединяю одной темой, что помогает мне полностью погрузить ребят в рассматриваемую на уроке проблему.

ХОД УРОКА

I. Сообщение темы. Постановка цели урока.

Мы продолжаем с вами изучать публицистический стиль речи, и сегодняшний урок посвятим наблюдению над языковыми средствами публицистического стиля. Итак, тема урока: «Языковые особенности публицистического стиля». Запишите, пожалуйста, тему урока в свою рабочую карту.

Зачем нам необходимо знать языковые особенности публицистического стиля?

(Для того чтобы научиться распознавать тексты публицистического стиля.)

А зачем нам нужно это умение?

(Для создания собственных полноценных текстов публицистического стиля и для составления удачных выступлений в будущем.)

Хорошо, теперь можно сформулировать цель сегодняшнего урока.

(Учиться использовать выявленные языковые средства публицистического стиля в своей речи.)

Запишите цель урока в своих рабочих картах.

II. Словарная работа.

1. Словарный диктант.

Деструктивный, парламент, аплодисменты, цивилизация, консенсус, полемизировать, дискуссия, оппонент, оратор, мировоззрение, прогресс, симпатия, коммуникативный, публицистика.

Слова даны в рабочих картах с пропусками, учащиеся заполняют их, определяют, в каком из записанных на доске столбиков верно указаны пропущенные буквы.

2. Работа над лексическим значением незнакомых слов (проверка индивидуального домашнего задания).

Уточним значение малознакомых слов:

Консенсус – принятие решения по спорным вопросам на основе общего согласия.

Деструктивный – разрушительный, неплодотворный.

Коммуникативный – относящийся к коммуникации (общению) людей друг с другом.

Оппонент – лицо, выступающее с возражениями кому-нибудь в публичной беседе, диспуте.

Задания:

• Подберите однокоренные слова к слову публицистика.

(Публицист, публицистический.)

• Составьте словосочетание со словом публицистический.

(Публицистический стиль.)

• Какие стили еще вы знаете? К какому стилю принадлежат слова из словарного диктанта?

III. Повторение изученного материала. Особенности публицистического стиля.

Учащиеся работают с таблицей «Особенности публицистического стиля», которая также имеется у каждого и хранится в папке. Работа в таблице осуществляется на протяжении всего учебного времени, посвященного изучению темы «Публицистический стиль» (см. Приложение 2).

Давайте вспомним уже изученные нами особенности публицистического стиля. Для этого обратимся к таблице, которую мы с вами начали заполнять на прошлом уроке.

Назовите сферу употребления публицистического стиля.

(Общественно-экономические, политические, культурные отношения.)

Какие задачи выполняет публицистический стиль?

(Информировать, одновременно воздействовать на читателя или слушателя, убеждать его в чем-то, внушать ему определенные идеи, взгляды, побуждать его к определенным поступкам, действиям.)

Назовите приметы стиля.

(Логичность, образность, эмоциональность, оценочность, призывность, страстность, общедоступность.)

Назовите известные вам проблемы, рассматриваемые в публицистике.

(Проблемы семьи, роли детства в жизни человека, проблемы развития и сохранения русского языка, проблема влияния человека на природу, проблема свободы личности и др.)

Публицистику называют летописью современности, так как она во всей полноте отражает текущую историю, обращена к злободневным проблемам общества – политическим, социальным, бытовым, философским и т.д. Так же как и беллетристика, публицистика тематически неисчерпаема.

IV. Работа с мини-текстами.

Однажды в английском парламенте один оратор устроил членам парламента своеобразную остроумную ловушку. Обсуждался один очень важный вопрос. Оратор огласил с трибуны четыре высказывания разных людей. Послушаем.

(Выступление специально подготовленного учащегося.)

1) Наша молодежь любит роскошь, она дурно воспитана, она насмехается над начальством и нисколько не уважает стариков. Наши нынешние дети стали тиранами, они не встают, когда в комнату входит пожилой человек, перечат своим родителям. Попросту говоря, они очень плохие.

2) Я утратил всякие надежды относительно будущего нашей страны, если сегодняшняя молодежь возьмет в свои руки бразды правления, ибо эта молодежь невыносима, невыдержанна, просто ужасна.

3) Наш мир достиг критической стадии. Дети больше не слушаются своих родителей. Видимо, конец мира уже не очень далек.

4) Эта молодежь растлена до глубины души. Молодые люди злокозненны и нерадивы. Они никогда не будут походить на молодежь былых времен. Молодое поколение сегодняшнего дня не сумеет сохранить нашу культуру.

Беседа по прослушанным текстам.

Все эти высказывания были встречены в парламенте аплодисментами. Однако вы, я вижу, и не думаете аплодировать. Согласны ли вы с прозвучавшими мнениями?

(«Я не согласна с прозвучавшими высказываниями, потому что, думаю, не все молодые люди такие плохие, есть в наше время нормальная молодежь, которая стремится к чему-то хорошему».

«Не согласен. Это слова людей, которые видят в молодых только плохое и не замечают хорошего».

«Я тоже не согласен. Это слова пессимистов, видящих все в черном свете и пытающихся навязать слушателям свое черное мнение».)

Какой стиль вы использовали, высказывая свое мнение?

(При ответе мы использовали публицистический стиль, так как нам необходимо было выразить свое мнение, проявив эмоциональность, дать оценку высказываниям.)

Какова тема всех высказываний? (Молодежь.)

Какова основная мысль? (Авторы текстов пытаются доказать, что молодежь плохая, ужасная; не сумеет прдолжить дело отцов, погубит страну, не сохранит культуру.)

Как вы думаете, кто мог быть авторами этих слов?

(«Какие-то политики»; «Люди старой закалки»; «Пожилые люди»; «Люди, которые не общаются с молодежью и не знают, какая она на самом деле».)

Кто же действительно автор каждого из четырех высказываний?

...Итак, в парламенте звучат аплодисменты. Блестящее выступление. Тогда оратор раскрыл карты. Он объявил, что...

(Продолжение выступления подготовленного учащегося.)

Оказывается, первое изречение принадлежит Сократу (470–399 гг. до нашей эры), второе – Гесиоду (720 год до нашей эры), третье – египетскому жрецу (2000 лет до нашей эры), а четвертое найдено в глиняном горшке в развалинах Вавилона, а возраст горшка – 3000 лет.

Получилось очень эффектно и даже смешно. Как вы думаете: какую цель преследовал выступавший в парламенте?

(Показать, что и в давние времена, и в сегодняшние старшее поколение оценивало молодежь одинаково, тем не менее человечество продолжало развиваться и процветать; проблема «ужасной молодежи» не нова.)

Какая проблема была поднята выступавшим?

(Проблема отцов и детей.)

Запишите авторов высказываний в своих рабочих картах, оформляя как прямую речь. I вариант оформляет 1-, 4-е высказывания согласно данным на доске схемам, а II вариант оформляет 2-, 3-е высказывания согласно этим же схемам. Тексты в ваших рабочих картах есть, вам необходимо правильно расставить знаки препинания, добавить глаголы говорения и указать авторов.

Схемы на доске: «П», – а. А: «П».

Какие у вас получились предложения?

(Предложения с прямой речью.)

По вашему мнению, добился выступивший цели?

(Добился. Слушатели наверняка задумались. Это было эффектно.)

Какое средство сделало выступление успешным?

(Цитирование, использование высказываний известных людей.)

Сформулируйте вывод относительно использования цитат в публичном выступлении и занесите вывод в свои рабочие карты.

(Цитирование является одним из эффективных средств воздействия на аудиторию.)

А к какому стилю принадлежат все высказывания?

(К публицистическому, так как в каждом из них можно увидеть признаки публицистического стиля: оценочность, страстность, призывность.)

Какой вывод можно сделать из всего вышесказанного?

(Публицистический стиль возник очень давно. Необходимость поделиться наболевшим, воздействовать на слушателей, очевидно, возникла, как только человек научился говорить.)

Работа над языковыми средствами.

Давайте посмотрим, какие языковые средства использованы авторами в этих небольших, но глубоких высказываниях. Результаты будем фиксировать в рабочих картах.

(В данных высказываниях мы выделяем экспрессивную лексику: дурно воспитана, молодежь невыносима, невыдержанна, просто ужасна, молодые люди злокозненны и нерадивы, создающие эмоциональный фон; вводное слово видимо, указывающее на субъективность мнения; метафора молодежь растлена до глубины души, использованная с целью выражения своего негативного отношения к молодежи; устойчивые словосочетания: бразды правления, критическая стадия. Градация (молодежь невыносима, невыдержанна, просто ужасна, молодежь любит роскошь, она дурно воспитана, она насмехается над начальством и нисколько не уважает стариков) используется для того, чтобы подчеркнуть отрицательные черты, присущие молодежи, заострить на них внимание, показать ужас ситуации).

V. Работа с текстом публицистического стиля.

Чтение текста.

Щемит сердце, хоть кричи... Сева – наш сын, единственный сын в благополучной семье. Я держу в руках фотографию, которую сделал несколько лет назад на нашей даче: там ему двенадцать, у него светлые волосы, аккуратная челка, открытый, ясный взгляд. Милый, ласковый, домашний мальчик, послушный, почти отличник. Нам было так хорошо вместе в то лето!

Но для подростка наступает такое время, когда каждая семья начинает казаться ему неблагополучной. Каждая, даже самая идеальная! В ее рамках становится тесно, внешний мир манит к себе, опека матери и отца угнетает, хочется свободы и самостоятельности. Становление человека неизбежно создает этот неисключительный кризис, у одних он проходит незаметно, у других перерастает в трагедию. Сева стал чаще пропадать из дома...

Он отпустил волосы, наотрез отказался стричься, сразу утратил ухоженный, домашний вид. В какой-то женской кофте с бубенчиками, в потертых, с бахромой внизу джинсах, с неопрятными жиденькими косицами, падающими на плечи, – странная, однако, забота о собственной внешности: стараться не нравиться другим, походить на огородное пугало. Наш сын...

Вряд ли он ждал, что мы станем умиляться, но наше недоумение, досаду, презрительность воспринимал болезненно, стал повышенно раздражительным. Теперь любая мелочь выводила его из себя: неодобрительный взгляд, горькая ухмылка на моем лице, просьба матери вынести мусорное ведро – все воспринималось как посягательство на его достоинство. И самые простенькие вопросы для него вырастали в мучительнейшие проблемы – праздновать или не праздновать дома день рождения, ехать ли вместе с классом на экскурсию в Коломенское, просить ли у матери денег на покупку новой пластинки?

Сакраментальный конфликт отцов и детей родился не вчера. «Я утратил всякие надежды относительно будущего нашей страны, если сегодняшняя молодежь возьмет в свои руки бразды правления, ибо эта молодежь невыносима, невыдержанна, просто ужасна». Эти слова произнес Гесиод еще в VII веке до нашей эры. Но отцам последующих поколений от столь древнего признания легче не становилось.

(По В.Тендрякову)

Какую проблему поднимает автор в своем тексте? (Проблему отцов и детей.)

Каким эпитетом обозначает автор поднятую тему? (Сакраментальный.)

Давайте выясним значение слова.

(Индивидуальное домашнее задание.)

Сакраментальный – 1) Связанный с религиозным обрядом, ритуальный. 2) Перен. Закрепившийся в традиции, ставший обычным.

Сделаем заметку на полях в картах.

В каком из этих значений употреблено слово в тексте? (В переносном, то есть в значении «традиционный».)

Назовите основные мысли.

(Проблема отцов и детей – вечная, автору больно сознавать, что эта проблема коснулась и его семьи; автор не знает, как поступить в данной ситуации, он находится в растерянности; автора совсем не утешает тот факт, что Гесиод согласился с ним еще в VII веке до нашей эры.)

Запишем основные мысли в рабочую карту.

Определите тип данного текста. Аргументируйте свой ответ.

Определите его стиль. Аргументируйте свой ответ.

Самостоятельная работа. Подчеркните карандашом в тексте средства выразительности, затем выпишите в свои рабочие карты. Постарайтесь также установить, с какой целью используются найденные тропы и фигуры.

Работаем по вариантам:

I вариант – ищут и выписывают тропы (то есть лексические средства).

II вариант – фигуры (то есть синтаксические средства). Не забудьте указать, с какой целью используются данные средства выразительности.

Проверим, что вы записали.

(Эпитеты милый, ласковый, домашний мальчик, странная забота, горькая ухмылка; фразеологизм каждая мелочь выводила из себя; лексический повтор сын, единственный сын создает эмоциональный фон текста.

Риторические восклицания, умолчания передают растерянность родителей; цитирование помогает автору обратить внимание читателя на то, что проблема, поднятая автором, – вечная. Ряды однородных членов отпустил волосы; наотрез отказался стричься; сразу утратил ухоженный, домашний вид; в какой-то женской кофте с бубенчиками; в потертых, с бахромой внизу джинсах; с неопрятными жиденькими косицами, падающими на плечи позволяют читателю увидеть произошедшие с Севой перемены. Умолчание автор использует, чтобы читатель сам мог поразмышлять над тем, какие чувства испытывают «отцы» в подобных ситуациях).

VI. Выберите нужный фразеологизм.

Задание. В ваших рабочих картах дана группа фразеологизмов, подчеркните те из них, которые можно использовать в публицистическом стиле и при помощи которых можно выразить свое мнение на тему отношений отцов и детей.

Сыграть (свою) роль, носиться в воздухе, ахиллесова пята, бить в набат, боже упаси, втирать очки, пустить корни, душа нараспашку, взять на заметку, у разбитого корыта, на каждом шагу, вилять хвостом, сплошь и рядом, с точки зрения, скрещивать шпаги, вносить свой вклад, вчера родился, жребий брошен, задирать нос, иметь значение, развесить уши.

VII. В рабочих картах выразите свое мнение по затронутой автором проблеме, используя те языковые средства, о которых мы сегодня говорили. Не забывайте, пожалуйста, указывать имя автора.

(Слушаем 1–2 сочинения.)

VIII. Проверка индивидуального домашнего задания, приготовленного заранее.

IX. Рефлексия.

Предлагаю вам вернуться к цели, которую мы поставили в начале урока и оценить свою деятельность на уроке: насколько результативно вы сегодня поработали? Оценку занесите в рабочую карту. Также отметьте, интересно ли вам было на уроке, заинтересовала ли вас проблема отцов и детей, актуальна ли она для вас.

X. Домашнее задание.

• Напишите сочинение-размышление о проблеме отцов и детей. В своем сочинении вы можете использовать материалы урока, сделанные выводы, а также любое из понравившихся высказываний царя Соломона. Дело в том, что у Соломона был сын и... мудрейшего из царей не обошла стороной проблема отцов и детей. Об этом свидетельствуют его обращения к сыну:

Перестань, сын мой, слушать внушения об уклонении от изречений разума (19, 27).

Глупый сын – досада отцу своему и огорчение для матери своей (17, 25).

Венец стариков – сыновья сыновей, и слава детей – родители их (17, 6).

Кто злословит отца своего и мать свою, того светильник погаснет среди глубокой тьмы (светильник у древних израильтян означал вечную жизнь, а потухший светильник являл собой символ страшнейшего наказания).

• Заполните в таблице «Особенности публицистического стиля» графу «Языковые средства».


ПРИЛОЖЕНИЕ 1

 

Рабочая карта урока русского языка

Дата: ___________________________________

Тема: ___________________________________

Цель: ___________________________________

1. Словарный диктант.

Д_структивный, п_рламент, _пл_д_сменты, ц_в_л_зация, к_нсенсус, п_л_м_зировать, д_(с,сс)ку(с,сс)ия, _(п,пп)_нент, _ратор, мирово(з,зз)рение, пр_гре(с,сс), (с,сс) _мпатия, к_(м,мм)уникативный, публ_ц_стика.

2. Работа с мини-текстами.

1) Наша молодежь любит роскошь, она дурно воспитана, она насмехается над начальством и нисколько не уважает стариков. Наши нынешние дети стали тиранами, они не встают, когда в комнату входит пожилой человек, перечат своим родителям. Попросту говоря, они очень плохие.

2) Я утратил всякие надежды относительно будущего нашей страны, если сегодняшняя молодежь возьмет в свои руки бразды правления, ибо эта молодежь невыносима, невыдержанна, просто ужасна.

3) Наш мир достиг критической стадии. Дети больше не слушаются своих родителей. Видимо, конец мира уже не очень далек.

4) Эта молодежь растлена до глубины души. Молодые люди злокозненны и нерадивы. Они никогда не будут походить на молодежь былых времен. Молодое поколение сегодняшнего дня не сумеет сохранить нашу культуру.

Тема всех высказываний: __________________

Основная мысль: _________________________

Вывод: __________________________________

Языковые средства: _______________________

3. Анализ текста. (Текст получает каждый ученик.)

Заметка на полях:

Сакраментальный

Тема: ____________________________________

Основные мысли: _________________________

Тип и стиль: ______________________________

Языковые средства: _______________________

Тропы ___________________________________;

Фигуры __________________________________ .

4. Выберите нужный фразеологизм. Сыграть (свою) роль, носиться в воздухе, ахиллесова пята, бить в набат, боже упаси, втирать очки, пустить корни, душа нараспашку, взять на заметку, у разбитого корыта, на каждом шагу, вилять хвостом, сплошь и рядом, с точки зрения, скрещивать шпаги, вносить свой вклад, вчера родился, жребий брошен, задирать нос, иметь значение, развесить уши.

Мое мнение: _____________________________

Я оцениваю себя: _________________________

Домашнее задание: _______________________

Заметка на полях: подобрать афоризм об отношениях отцов и детей из Библии, Корана и др.


ПРИЛОЖЕНИЕ 2

В таблицу «Особенности публицистического стиля включены следующие графы:

Сфера употребления

Задачи речи

Приметы стиля

Рассматриваемые проблемы

Композиция статьи

Языковые средства

Жанры публицистики

И.В. МОТОРКОВА,
победитель областного конкурса
«Учитель года Забайкалья-2007»,
школа № 1,
г. Краснокаменск,
Читинская обл.

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru