Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №5/2008

МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ

 

Прогнозирование содержания
воспринимаемого текста

Обучающее изложение в 8-м классе

 

…Понимание текста есть в той или иной мере
понимание индивидом самого себя.

А.А. Брудный

Одним из эффективных приемов обучения пониманию текста является вероятностное прогнозирование содержания текста по заголовку (ключевым словам). В сознании читателя смысл прочитанного (прослушанного) постоянно обновляется и меняется в ходе восприятия речи. При этом конечный результат зависит не только от характеристики самого текста, но и от психики воспринимающего текст человека и его прошлого опыта.

Покажем использование приема прогнозирования содержания текста на примере урока обучающего изложения с творческим заданием для учащихся 8-го класса.

Приведем фрагменты беседы по содержанию текста на предтекстовом этапе работы и после ознакомления с текстом.

Предлагая восьмиклассникам для анализа текст Е.Каменевой, мы сначала сообщаем лишь название текста.

– Текст, с которым мы будем работать сегодня, называется «Подвиг художника». Как вы думаете, что отразилось в заглавии текста – тема или основная мысль? (Заглавие позволяет предположить, что в тексте пойдет речь о каком-то поступке художника (тема): очевидно, автор оценивает его как подвиг (основная мысль).)

– Как вы понимаете значение слова подвиг? (Самоотверженный, героический поступок, совершенный в опасных условиях, связанный с риском. Самоотверженный, тяжелый труд.)

– Предположите, о чем автор мог бы сообщить в тексте с таким заглавием? (Имя художника, возможно, биографические сведения о нем, его словесный портрет, внутренний мир творческой личности, рассказ о его работах. Текст может включать сведения об эпохе, в которую художник творил, о взаимоотношениях с современниками. Кроме того, в тексте должны содержаться сведения о поступке художника, который оценивается автором текста как подвиг: когда, при каких обстоятельствах, как был совершен этот поступок, оценка действий художника современниками и потомками.)

– Отобразим наши предположения в виде схемы. (Все полученные ответы фиксируются).

– Давайте познакомимся с текстом и проследим, все ли наши смысловые ожидания – предположения о теме, идее, содержании текста – оправдались.

Слушая текст, ученики записывают в черновике ключевые слова темы и идеи, выделяют смысловые части текста, отмечают важные факты, имена собственные (см. таблицу на стр. 26). Часть этой работы осуществляется с помощью учителя.

Подвиг художника

В 1508 г. Микеланджело Буонарроти подписал договор с папой Юлием II. Итальянский скульптор и художник обязывался расписать плафон (потолок) Сикстинской капеллы. Так называется длинная и высокая зала в папском дворце в Ватикане.

Чтобы расписать потолок (высота зала – 18 метров), по указанию художника поставили леса. Работать на них он мог только лежа. В течение четырех лет художник в таком положении расписывал плафон. Краски капали ему на лицо, тело ныло, но, увлеченный работой, он ничего не замечал. Микеланджело работал с неистовством, забывая о сне и еде. Работая лежа, великий мастер испортил себе зрение. Долгие годы спустя он мог рассматривать предметы, лишь подняв их над головой.

Сколько технических трудностей преодолел Микеланджело! Только что закончил он одну фреску (роспись водяными красками по сырой штукатурке), как эта часть потолка стала покрываться плесенью, испортившей написанное. Пришлось всю работу начинать сначала.

Микеланджело один расписал плафон площадью более 600 квадратных метров. Лишь его ученик Кондиви помогал ему. Это был труд титана, это был подвиг художника.

За что бы ни брался Микеланджело, он всегда работал с горячностью, увлеченно, с головой погружаясь в свои грандиозные замыслы. Когда ему нужен был мрамор для статуй, он вместе с рабочими спускался в каменоломню и там в течение многих месяцев добывал его.

Может быть, ты спросишь: ради чего Микеланджело все дни своей жизни отдавал такой неистовой, такой всепоглощающей работе?

Представь себе, что мы задали бы такой вопрос самому Микеланджело. Вероятно, он просто не понял бы нас.

Он не мог жить иначе. Смысл всей его жизни был в этом непрерывном творческом труде. Он стремился раскрыть самого себя, свои думы, свои чувства в произведениях искусства, и была еще в этом исступленном труде огромная радость для мастера – радость созидания, счастье творить.

И вот прошло пять веков, как умер художник, а творения его живы. И, как пять веков назад, люди и сейчас не перестают любоваться и сикстинским плафоном, и скульптурами Микеланджело. Через века дошли до нас мысли и чувства художника. Когда мы смотрим на юного смелого Давида, вставшего на защиту своей страны, мы чувствуем, как горячо любил родину сам Микеланджело, также с оружием в руках защищавший родную Флоренцию.

Мы любуемся величественной росписью Сикстинской капеллы, и мысли художника о красоте и совершенстве человека становятся нам так же близки и дороги, как и ему.

И мы благодарны художнику за его колоссальный труд, за его подвижническую жизнь, за прекрасные создания, которые приносят нам глубокую радость.

(384 слова)
(Е.О. Каменева. Твоя палитра)

Записи учащихся выглядят приблизительно так):

Ключевые слова, раскрывающие
тему идею замысел автора
Микеланджело Буонарроти, итальянский скульптор и художник (XVI в.);

договор с папой Юлием II; расписать плафон (потолок) Сикстинской капеллы; фрески (роспись водяными красками по сырой штукатурке);

скульптура юного Давида, вставшего на защиту своей страны

Работал, лежа на высоте 18 м, в течение 4 лет;

увлеченный, ничего не замечал;

забывал о сне и еде;

испортил зрение;

технические трудности;

из-за плесени начинал все сначала;

площадью более 600 кв. м;

труд титана, подвиг художника;

работал с горячностью, увлеченно, с головой погружаясь в свои грандиозные замыслы;

добывал мрамор для статуй вместе с рабочими;

неистовая, всепоглощающая работа

Не мог жить иначе, смысл всей его жизни был в непрерывном творческом труде; стремился раскрыть самого себя, свои думы, свои чувства в произведениях искусства; радость созидания, счастье творить;

спустя пять веков творения его живы; не перестают любоваться; через века дошли до нас мысли и чувства художника о красоте и совершенстве человека; они нам близки и дороги; мы благодарны художнику за его колоссальный труд, подвижническую жизнь, прекрасные создания; глубокую радость

– Посмотрим, какие из наших предположений оправдались. Что мы узнали о художнике? (Автор сообщил имя мастера – художника и скульптора – и рассказал о создании им шедевра росписи плафона Сикстинской капеллы. В то же время в тексте нет биографических сведений, портрета мастера).

– Что мы узнали о работах художника, об эпохе, в которую он творил? (Подробно рассказано только о росписи плафона Сикстинской капеллы, упоминается скульптура Давида. Автор не сообщил, что Микеланджело Буонарроти был еще и выдающимся поэтом. В тексте не приводятся сведения об эпохе.)

– Почему автор ничего об этом не сказал? (Для автора было не важно, как выглядел и когда родился Микеланджело. У него была другая цель – показать грандиозность замыслов художника, его титанический труд.)

– В какой части текста дана оценка труда Микеланджело? (В первой части: труд титана, подвиг художника; а также в конце: мы благодарны художнику за его колоссальный труд, за его подвижническую жизнь…)

– А сам Микеланджело как оценивал свой труд? Считал ли он, что совершает подвиг? (Нет, для него такая всепоглощающая работа была естественной, он не мог жить иначе.)

– Давайте внесем поправки в нашу схему.

– Рассказывая о творческой деятельности Микеланджело, автор приводит нас к размышлению над философской проблемой, которой мы в тексте не ожидали. Что это за проблема? (Автор задается вопросом о смысле творчества: ради чего Микеланджело все дни своей жизни отдавал такой неистовой, такой всепоглощающей работе?)

– Отвечает ли автор на поставленный вопрос? Как бы вы ответили на него?

– Опираясь на схему и ваши записи, напишите подробное изложение текста с творческим заданием и попытайтесь высказать собственное мнение по поставленной проблеме. Для обоснования своей точки зрения вы можете привлечь дополнительный фактический материал.

Использование приема прогнозирования содержания воспринимаемого текста по заголовку (или ключевым словам) способствует концентрации внимания учащихся на содержании речевого сообщения, позволяет опираться на прогноз при восприятии текста, проверять правильность предвосхищения результата и, таким образом, сделать процесс восприятия управляемым и сознательно контролируемым.

И.А. СОТОВА,
г. Иваново

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru