Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №5/2008

МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ

 

9–10-е классы

Факультатив

Несколько занятий
на пути к возрождению эпистолярного жанра

Каковы правила написания писем? Какой стиль изложения избрать в той или иной ситуации?

Предлагаю обратиться к богатому эпистолярному наследию наших соотечественников, наблюдая – учиться, вспоминая традиции эпистолярного жанра – пробовать самому.

Думаю, подходя к этому творчески, учитель выберет для факультативных занятий нужное, изменит ход подготовки и поможет ученикам освоить этот жанр.

ЗАНЯТИЕ 1

Экскурс в историю письма

Рассказ учителя или учеников с использованием текста.

1) Древнерусская литература. Частные письма на берестяных грамотах (более 2/3 всех найденных берестяных грамот).

2) Переписка Ивана Грозного с Андреем Курбским. XVI век.

Руководство для написания писем «Письмовник».

1708 г. «Приклады, како пишутся комплименты разные».

1881 г. «Хороший тон. Сборник правил и советов на все случаи жизни общественной и семейной».

Эпистолярный жанр (греч. эпистола = послание) развился из бытовой переписки.

 

ЗАНЯТИЕ 2

Работа со стендом «Традиции эпистолярного жанра».

Основные компоненты письма

1. Начало (дата, место, обращение к адресату).

2. Основная часть:

– деловая или личная информация;

– предмет разговора, его связь с предыдущим письмом;

– просьбы, пожелания, предложения, приветы родным и знакомым и т.д.

3. Конец (пожелания адресату, подпись: дата и местонахождение отправителя, если не указаны в самом начале).

Языковое оформление письма

1. Принятые условные эпистолярные формулы – обращения, приветствия:

– непринужденная форма обращения (между знакомыми или близкими): – Мой дорогой мальчик! – Дорогой Александр Степанович! – Милый дружище Александр – Дорогой друг;

– официальные формы обращения: Господин редактор! – Глубокоуважаемый Александр Степанович!

2. Этикетные формулы, клише:

– Я знаю, какую смелость беру на себя, обращаясь к Вам... – Не откажите в любезности... – Если у Вас хватит времени и терпения прочесть это письмо... – Смотрел спектакль и хочу выразить Вам свое восхищение... – Давненько мы с Вами не виделись... – Спешу тебя поздравить... – Ты, мой друг, высказал мнение... – Как-то ты утверждал ... – Не знаю, может быть, дорогой друг, у тебя возникнет иное мнение, но я думаю...

3. Типичные разговорные обороты, краткие конструкции, вопросительные, восклицательные предложения:

– Какое ты мне хорошее письмо написал(а)! – Как ты учишься? – Как вы живете? – Ах, да. Забыл написать... – Представляешь?

4. Типичные обороты конца письма:

– Искренне Ваш... – С уважением... – С глубоким уважением... – До свидания... – До скорого... – Ваш Виталий. – Я надеюсь, мой друг, что, прочитав мое письмо, ты... – На этом я заканчиваю писать. До свидания. С уважением, Михаил. Дата, место. – P.S. – Vale!

Словарь

Адресат – кому пишут; адресант – кто пишет, пишущий;

клише – словесная формула, шаблонная фраза, речевой штамп.

P.S. – постскриптум (лат.), после написанного;

Vale – будь здоров (лат.), прощай!

ЗАНЯТИЕ 3, 4.

Особенности эпистолярных произведений

Знакомство с особенностями эпистолярных произведений. (По выбору учителя или самостоятельно учащиеся готовят примеры текстов произведений, писем авторов.)

I. Письмо как жанр публицистики

Задание. Какие черты эпистолярного жанра сохраняются в данном публицистическом тексте?

Д.С. Лихачев. Письма о добром и прекрасном

«А в чем самая большая цель в жизни? Я думаю: увеличивать добро в окружающем нас. А добро – это прежде всего счастье всех людей. Оно слагается из многого, и каждый раз жизнь ставит перед человеком задачу, которую важно уметь решать. Можно и в мелочи сделать добро человеку, можно и о крупном думать, но мелочь и крупное нельзя разделять. Многое, как я уже говорил, начинается с мелочей, зарождается в детстве и в близком.

Ребенок любит свою мать и своего отца, братьев и сестер, свою семью, свой дом. Постепенно расширяясь, его привязанности распространяются на школу, село, город, всю страну. А это уже совсем большое и глубокое чувство, хотя и на этом нельзя останавливаться и надо любить в человеке человека.

Надо быть патриотом, а не националистом. Нет необходимости ненавидеть каждую чужую семью, потому что любишь свою. Нет необходимости ненавидеть другие народы, потому что ты патриот. Между патриотизмом и национализмом глубокие различия. В первом – любовь к своей стране, во втором – ненависть ко всем другим.

Большая цель добра начинается с малого – с желания добра своим близким, но, расширяясь, она захватывает все более широкий круг вопросов.

Это как круги на воде. Но круги на воде, расширяясь, становятся все слабее. Любовь же и дружба, разрастаясь и распространяясь на многое, обретает новые силы, становясь все выше, а человек, их центр, мудрее».

См. также: Д.И. Фонвизин Письма из Франции; Н.М. Карамзин. Письма русского путешественника; Ф.Н. Глинка. Письма к другу; В.А. Сухомлинский. Письма к сыну; Е.П. Леонов. Письмо к сыну; и др.

Учебник Е.И. Никитиной «Русская речь». 8–9-е классы. М.: Просвещение, 1995. С 12. «Совет академика Д.С. Лихачева». С. 13. «Человек должен быть интеллигентен».

II. Письма писателей

Задание. Понаблюдайте над текстом письма Л.Н. Толстого (стилем, интонацией). Какие приметы эпистолярного жанра можно в нем отметить?

Письмо Л.Н. Толстого жене, 1867 год, июнь.

«Сижу один в комнате во всем верху; читал сейчас твое письмо и не могу описать всю нежность, до слез нежность, которую к тебе чувствую, и не только теперь, но всякую минуту дня. Душенька моя, самая лучшая на свете! Ради Бога, не переставай писать письма мне каждый день до субботы... Без тебя мне не то что грустно, страшно, хотя и это бывает, но главное – я мертвый, не живой человек. И слишком уж тебя люблю в твоем отсутствии. Так, что глупо. Прощай, милая, голубчик».

См. также письмо А.П. Чехова брату Николаю о воспитанных людях (учебник Ю.В. Лебедева. 10-й класс, 2-я часть. М.: Просвещение, 2002. С. 282.)

ЗАНЯТИЕ 5

III. Письмо в художественном произведении

Задание 1. В каких известных вам произведениях русской литературы приводятся письма героев? Приведите примеры.Зачем это нужно писателям?

Определим функции письма в художественном произведении:

1) позволяет герою художественного произведения в непринужденной форме, в доверительной беседе раскрыть свой внутренний мир;

2) создает эффект документальности, подлинности сообщения;

3) обладает особой убедительностью.

Работа по карточкам

Задание 2. Назовите автора и произведение. Кто и кому пишет письмо? Определите общие черты жанра и особенности стиля.

1. «Стыдно тебе, старый пес, что ты, невзирая на мои строгие приказания, мне не донес о сыне моем Петре Андреевиче...» (Капитанская дочка)

2. «Государь Андрей Петрович, отец наш милостивый! Милостивое послание ваше я получил...» (Капитанская дочка)

3. «Государь ты наш Владимир Алексеевич, – я, твоя старая нянька, решилась тебе доложить...» (Дубровский)

4. «Спешу уведомить тебя, душа Тряпичкин, какие со мной чудеса...» (Ревизор)

5. «Спешу между прочим уведомить тебя, что приехал чиновник с предписанием осмотреть всю губернию...» (Ревизор)

6. «Предвижу все: вас оскорбит печальной тайны объясненье...» (Евгений Онегин)

7. «Кто ты, мой ангел ли хранитель, Или коварный искуситель?» (Евгений Онегин)

8. «Я пишу к тебе в полной уверенности, что мы никогда более не увидимся». (Герой нашего времени)

9. «Все устроено как можно лучше: тело привезено обезображенное, пуля из груди вынута...» (Герой нашего времени)

10. «Письмо начиналось очень решительно, именно так: “Нет, я должна к тебе писать!”». (Мертвые души)

11. «Весьма радостное в сей момент известие получил через курьера, если не вранье...» (Война и мир)

12. «“Мне слишком тяжело было думать, что я могу быть причиной горя или раздора в семействе, которое меня облагодетельствовало”, – писала она...» (Война и мир)

13. «Вот уже два месяца с лишком, как я не беседовала с тобой письменно, отчего сама страдала...» (Преступление и наказание)

14. «Вы, бабушка, больше нам ни индюшек, ни кур не посылайте». (Господа Головлевы)

15. «Дорогой соседушка! Максим... (забыл, как по батюшке, извините великодушно...)». (Письмо к ученому соседу)

Задание 3. Напишите письмо от имени литературного героя, соблюдая стиль, язык, особенности выбранного произведения.

ЗАНЯТИЕ 6

Урок написания письма

На уроке используются стенд «Традиции эпистолярного жанра», учебник русского языка (темы «Обращение», «Прямая и косвенная речь», «Цитирование»).

Памятка

1. Сформулируйте тему.

2. Определите «героев», авторов переписки (письмо или письма одного вымышленного или реального лица).

3. Ведите повествование от имени персонажа (автора письма), выражая его мысли, взгляды, впечатления.

4. Выберите стиль изложения (в зависимости от содержания и образа автора письма).

В.Г. СТРЕЛЬЧЕНКО,
вечерняя (сменная) школа № 1,
г. Железнодорожный,
Московская обл.

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru