Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №5/2008

ОЛИМПИАДА

 

 

Продолжение. См. №2, 3, 4/2008

Ломоносовский турнир

Конкурс по литературе

ЗАДАНИЯ, ОТВЕТЫ И КОММЕНТАРИИ

4

Прочтите слова трех персонажей из трех разных произведений русской классической литературы (все имена собственные заменены одним и тем же значком «**»).

1) Будь я, так скажу, равный вам, будь я какой барин или купец, я бы то есть с вами, **, и ни в жизнь мою не расстался. Ну а так сами вы посудите, что я за человек при вас есть?

Видючи теперь, как возьмут вас за белые ручки и поведут в опочивальню, должен я все это переносить в моем сердце и, может, даже сам для себя чрез то на целый век презренным человеком сделаться. **! Я ведь не как другие прочие, для которого все равно, абы ему от женчины только радость получить. Я чувствую, какова есть любовь и как она черной змеею сосет мое сердце...

2) Как же не тужить-то? Вдруг в голову взойдут такие мысли: что я такое за человек на свете есть? Теперь родительница у меня в старости да бедности находится, ее должен содержать, а чем? Жалованье маленькое, от ** все обида да брань, да все бедностью попрекает, точно я виноват... а жалованья не прибавляет.

Никто мне не поможет. Пропала моя голова! Полюбилась мне больно **... Знамши я все это, не могу своего сердца сообразить. «Любить друга можно, нельзя позабыть!..»

3) Несомненно, может, вы и правы. Но, конечно, если взглянуть с точки зрения, то вы, позволю себе так выразиться, извините за откровенность, совершенно привели меня в состояние духа. Я знаю свою фортуну, каждый день со мной случается какое-нибудь несчастье, и к этому я давно уже привык, так что с улыбкой гляжу на свою судьбу.

Если можете, назовите произведения, авторов и героев.

Чем похожи речи разных персонажей, в чем существенные различия между ними? Какому из них, по-вашему, принадлежит следующая реплика и почему вы так считаете?

Песня поется: «Без мила дружка обуяла грусть-тоска», и эта тоска, доложу вам, **, собственному моему сердцу столь, могу сказать, чувствительна, что вот взял бы я его, вырезал булатным ножом из моей груди и бросил бы к вашим ножкам. И легче, сто раз легче бы мне тогда было...

Припомните как можно больше произведений, в которых приводятся слова героев об их любви. Зачем, как вы думаете, это нужно писателям? (Рассмотрите каждый случай отдельно.)

Были участники конкурса, определившие, персонажам из каких произведений принадлежат три приведенные реплики.

1. Эту фразу говорит Сергей из произведения Н.С. Лескова «Леди Макбет Мценского уезда» Катерине Львовне, которая изменяет с ним мужу.

2. Фраза Мити из пьесы А.Островского «Бедность не порок». Он жалуется на бедную жизнь, на то, что его обижает Гордей Карпыч Торцов, у которого Митя работает. Митя влюбился в дочь Гордея Карпыча – Любовь. Она очень милая, умная и добрая, в отличие от отца. К счастью, к концу произведения Гордей Карпыч разрешает молодым влюбленным пожениться.

3. Фраза Епиходова из произведения А.Чехова «Вишневый сад». Епиходов – неудачник, он вечно что-нибудь ломает. Персонаж весьма комичный. Все над ним смеются, и он давно к этому привык. Все персонажи небогаты.

Сергей говорит о своей любви много, красиво. Митя же просто говорит, что любит Любовь Гордеевну. И мы верим ему, потому что он говорит об этом честно, открыто. Он не пытается строить какие-то красивые фразы, как делал это Сергей. Сергей сравнивает себя с другими, говорит, что он лучше их. Его слова настораживают.

Реплика «Песня поется: “Без мила дружка...”» принадлежит, бесспорно, Сергею. Опять мы видим красивую шаблонную фразу. Опять Сергей говорит о своей боли, как и в первой реплике.

Ольга Луговская,
11-й класс, школа № 1434, г. Москва

Речь всех трех персонажей представляет собой монологи-рассуждения о своей любви, точнее, о невозможности своей любви. Различие же заключается в разных причинах невозможности этой самой любви. В произведении Лескова Сергей говорит о невозможности своей любви из-за того, что любовь эта порочна, не скреплена узами брака и не может быть ими скреплена, так как Катерина Львовна имеет мужа. В «Вишневом саде» Епиходов просто видит, что Дуняша его не любит, что почитает его не больше, чем «насекомое какое», он сам сознает свою ничтожность, что за ним только одни несчастья. А в пьесе Островского «Бедность не порок» Митя говорит о своем горе, так как любовь его невозможна из-за разного социального положения его и полюбившейся ему Любови Гордеевны.

Я считаю, что эти слова принадлежат Сергею из произведения Лескова «Леди Макбет Мценского уезда», потому что Сергей – единственный из всех трех героев, кто на самом-то деле не любил того человека, которому произносил эти слова. Для Сергея песни – мелкая разменная монета, которой он привычно пользуется в корыстных целях, для Катерины Львовны – выражение тайных, неосознанных влечений.

Елена Ерзунова,
11-й класс; интернет-конкурс

Но и те, кто не узнал героев и произведения, могли выполнить задания, сделав наблюдения над особенностями речи – лексикой, построением фраз – и предположив, какие ситуации и характеры стоят за произнесенными словами.

Первые два персонажа говорят схоже. У них общая тема – любовь, которая приносит героям лишь страдание и мучение. Речи персонажей очень эмоциональны: они восклицают, умалчивают, спрашивают – и через это проглядывают их переживания. Можно заметить и еще одно важное сходство: употребление слов просторечных, что может говорить о равном, но невысоком статусе героев (жалованье, брань, бедность, что я за человек при вас есть?).

Стелла Михайлова,
10-й класс, школа «Интеллектуал», г. Москва

Речи персонажей похожи тем, что в них присутствует комический эффект из-за того, что слова, присущие высокому стилю, соседствуют с просторечиями. Все герои, по-видимому, не занимают высокого социального положения и, наверно, не обладают выдающимися качествами характера... но любовь их изменяет, они считают, что о ней нужно говорить какими-то особенными, нехарактерными для их привычной речи словами.

Приведенная реплика принадлежит первому персонажу, потому что в ней говорится о любви к той, к кому обращается персонаж, причем о чувстве говорится открыто; к тому же такое обилие вставных конструкций есть только в первом тексте.

Вера Кичанова,
11-й класс, школа № 1551, г. Москва

В последней речи нет простонародных слов и выражений, но видно, что говорящий только претендует на красноречие, на деле громоздя друг на друга неуместные и часто противоречащие друг другу слова и речевые обороты.

Татьяна Пирусская,
10-й класс, УНА

В первом отрывке сразу видно, что герой обращается непосредственно к своей возлюбленной, и в неизвестном отрывке герой убеждает, уверяет кого-то в силе своей любви. Герой 3, по моему мнению, не мог произнести этот отрывок признания, так как в его собственных словах сильнее слышится чувство собственного достоинства. Герой же 1, как и герой отрывка, прямо-таки стелется по земле для того, чтобы угодить, убедить возлюбленную в искренности своих чувств.

Ольга Федотова,
8-й класс, школа № 654, г. Москва

Реплика принадлежит № 1: стилистическое единство, фольклорные формулы (черною змеею сосет мое сердце, вырезал булатным ножом из моей груди и бросил бы к вашим ножкам), обращение к своей возлюбленной – это не № 3, т.к. не совпадает по стилю (несравнимо меньше вводных слов), и не № 2, т.к. там нет обращения (не говоря уже о стиле). Вводные слова одни и те же: доложу вам, так скажу, могу сказать. Певучая интонация, одна тема – не о проблемах с деньгами, не о несчастьях, а о своей черной змеелюбви-тоске. Сочетание просторечного видючи со своеобразным высоким стилем (фольклорными формулами).

Речь Мити тоже полна вводных слов и просторечных форм (тужить, взойдут, попрекает), но у него нет такой фольклорной певучести, даже песня иная, стилистически ему современная: «Любить друга можно, нельзя позабыть».

Виктория Данилова,
11-й класс, школа № 57, г. Москва

Первая и вторая речи насыщены простонародной, устаревшей лексикой, архаичными оборотами видючи, знамши, в речи часто встречается инверсия, что еще больше роднит их с народным слогом; в первой встречаются постоянные эпитеты (белые ручки, черною змеею), а во второй  – цитата из народной песенки. Но во второй отсутствуют «слова-паразиты», которые есть в первой (так скажу), а уж особенно в третьей. Нагромождение их в последней делает речь героя даже комической. А неизвестную реплику я бы отнесла к первому персонажу из-за постоянных эпитетов, которыми отличается только его речь (булатный нож), а этот персонаж обращается к предмету любви (вариант 2 отпадает); воспевание ножек наводит на мысль о соотнесении их с белыми ручками.

Полина Богачева,
11-й класс, СУНЦ МГУ, г. Москва

 

Н.А. ШАПИРО,
г. Москва

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru