Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №5/2008

ШКОЛА – УЧИТЕЛЬ – УЧЕНИК

 

6–7-е классы

Интердом – Ивановская интернациональная школа-интернат им. Е.Д. Стасовой, уникальное учебное заведение с богатой и интереснейшей историей – был открыт в 1933 г. по решению МОПРа. Подробнее о школе можно прочитать в книгах: Томин В. Дом на Красной Талке (М., 1980); Романов А., Харитонов Г. Подари солнце (Ярославль, 1989).

Сейчас в нем воспитываются дети-сироты, дети, лишенные попечения родителей, дети из зон экологических бедствий и межнациональных конфликтов.

1–3 мая 2008 года в Иванове состоятся юбилейные мероприятия, посвященные 75-летию этого учебного заведения.

Как соединить обучение и воспитание?

Никто не будет спорить, что роль школы не сводится только к передаче какого-то количества знаний. Школа помогает воспитаннику обрести себя как личность, найти свой путь в жизни. Для детей, воспитывающихся в интернате, в большей степени, чем для других детей, необходим нравственный ориентир. В воспитании их важны любые мелочи. Учителя и педагоги школы-интерната постоянно себя спрашивают: как соединить обучение и воспитание? Где содержится ответ на этот вопрос – в учебниках, методических пособиях или еще где-то?

В нашей школе издается газета «Интердом», в которой есть постоянная рубрика «Они учились в нашей школе». Это рассказы об учениках, которые сумели стать строителями своей собственной судьбы, примером для подражания новому поколению. Учащиеся читают газету, но вчитываются ли, вдумываются ли они в прочитанное?

Мы решили использовать материалы этой газеты на уроке «Анализ текста».

Начинаем урок с постановки целей и задач. Вспоминаем, что такое текст, тема, идея, тип текста, стиль текста. Для всех вас, продолжает учитель, скоро очень важными станут вопросы: «Каким я буду, с кого взять пример, есть ли среди нас люди, нашедшие свое место в жизни?». Сегодня мы познакомимся с рассказами о наших выпускниках, опубликованными в школьной газете.

ТЕКСТ 1

Все начиналось с Интердома

Он обладает блестящей памятью. Его называют ходячей энциклопедией Интердома. Он помнит всех и все: имена интердомовцев, их адреса, телефоны, биографии, всегда готов предложить помощь. А все, кто знает его, отвечают вниманием, душевным теплом, любовью, доброй памятью.

Сабир Керимов, выпускник 1966 года, окончил Ивановский медицинский институт. Хирург. Живет и работает в Швеции.

«Себя я помню с трех лет. Моя жизнь очень похожа на жизнь многих интердомовцев. Отец, руководитель Народной партии Ирана, в семье бывал редко: опасная, ответственная работа требовала полной самоотдачи. Моя мама вместе с женами других лидеров партии, изменив фамилию, вынуждена была скрываться от властей. Главное – спасти детей. Переход границы в районе Асара – нелегально, пешком – прошел удачно. Но советские пограничники заметили голодный, сопровождаемый детским плачем караван и… задержали, отвели в помещение для нарушителей границы. Никто из нас не знал русского языка, и поэтому все решили, что попали в тюрьму: нас поместили в большой зал с решетками на окнах. Все ждали страшного конца – и вдруг в зал вошли военные и улыбаясь объявили: «Дети и жены декабристов, на выход». О женах декабристов я узнал на уроках литературы через несколько лет.

Нас переправили в город Кировабад. Через три года семью разыскал отец. Я вырос без него и даже спросил маму: «Кто это?». Однажды отец пришел с новостью: «Один из вас поедет учиться в Иваново. Кто – решайте сами». Все замерли, испугавшись новой разлуки. Неожиданно для самого себя я сказал: «Я хочу». «Хочу», – повторил я, и стало легко от того, что взял на себя тревогу всей семьи.

И вот я в Интердоме. После южного Кировабада в Иванове сплошные дожди, холодно, ветрено. Тоска, как кокон, окружила меня, слезы заливали лицо. Вдруг слышу тихий голос: «Будешь плакать – глаза станут как у меня». Я взглянул на луноподобное лицо, кнопочку-нос и узенькие, как две черточки, глазки… Вот тут я напугался по-настоящему и перестал плакать. А с девочкой-кореянкой очень подружился.

С этого дня я быстро освоился в интердомовской семье. Легко учился, увлекся спортом. Но совершенно покорили меня занятия пением. Педагог Собецкая Юлия Николаевна нашла у меня способности, и уже через год я мог играть на фортепиано. А как я пел! На концертах зал кричал: «Бис!». Я чувствовал себя счастливым. Интердом всегда славился своими концертами. Я пел даже на ивановском радио, где мне посчастливилось спеть с ансамблем советской песни. Такие возможности для развития детей давал Интердом. А моя певческая карьера закончилась с ломкой голоса: я сорвал голос. И... с головой ушел в общественную работу, к которой относился очень серьезно, считая себя соратником отца, продолжателем его борьбы за справедливость, интернационализм, мир.

До сих пор во мне живет дух Интердома тех лет: стремиться быть лучше, уметь дружить по-настоящему, помогать слабому, уметь отстаивать честность, добро, справедливость.

Я окончил школу с золотой медалью, долго учился, чтобы стать хирургом, работать в Швеции, я и сейчас продолжаю учиться. Выбрав профессию врача, стараюсь помочь каждому и испытываю радость от выздоровления больного. Моя судьба началась в Интердоме с заботы наших педагогов, и нет для меня на земле места роднее. И воздух соснового бора, и воспоминания о школьном детстве, и новая интердомовская ребятня притягивают меня. И так хочется верить, что это навсегда…»

Такими интердомовцами, как Сабир, мы гордимся. На них держится слава Интердома.

(По С.И Кузнецовой, 2007)

Беседуем с ребятами по тексту:

– Какова тема текста?

– Насколько удачен заголовок? Тема или идея отражены в заголовке? Как бы вы озаглавили текст?

– Что нового вы узнали об Интердоме?

– Как вы понимаете выражение дух Интердома?

– В каких ситуациях проявлялся характер Сабира?

Уточняем у ребят, что такое общественная работа. (Работа по желанию, для других.)

– Какие качества характера помогли герою статьи добиться профессионального успеха?

– Подумаем: что такое упрямство, в чем разница между упрямством и упорством, что значит упрямство «по-хорошему»?

Заметим, что Сабир приехал из Ирана, не зная русского языка, и это еще одна трудность, которую ему пришлось преодолеть.

Какие уроки можно извлечь из этой статьи? (Нужно заставлять себя преодолевать трудности, уметь быть благодарным, на добро отвечать добром, постоянно ставить новые цели и не опускать руки, если что-то не получается.)

Прочитайте второй текст, озаглавьте его, ответьте на вопросы.

ТЕКСТ 2

«Вспоминаю свой первый день в Интердоме. Я впервые стал дежурным. Дома все делала няня, а тут приходится мыть пол в классе. Вода холодная. Тряпка огромная. Я маленький. А парты – огромные монстры. Ползаю, тру, плачу – и вдруг вижу: капелька-слезка упала на меловую полоску и сделала в ней рисунок – кратер вулкана, а другая слезинка изобразила пушистый шарик, а еще – звездочку фейерверка... Я стал выжимать слезы покрупнее и разглядывать их следы на полу. Слезы превратились в утешение. С годами я понял, что так бывает. А тогда горе ушло куда-то, пол оттерся, а я чуть-чуть повзрослел». Так рассказывал Борис Тен о своих первых интердомовских впечатлениях.

«В большой детской семье, чтобы тебя уважали, нужно иметь характер, волю, быть добрым, но и уметь дать отпор негодяям. Иногда отстаивать честь и достоинство приходилось и кулаками, но первый удар никогда не был моим, моим был ответный, убедительный. Я не мог видеть обмана, издевок над слабыми.

В 1964 году окончил 10 классов и, конечно, поехал в Москву поступать в институт. Не поступил, получил три по химии. Для меня это была трагедия. Вяткин Михаил Александрович, тогдашний директор Интердома, не дал впасть в отчаяние. Я работал в Интердоме лаборантом и учился в Энергетическом институте. Первый семестр сдал на одни пятерки и перевелся на очное отделение. Через 2 года с пятерочной зачеткой перебрался в Москву. Мое упорство победило.

После института распределился в город Электросталь на металлургический комбинат, работал инженером. Очень хотелось учиться дальше, вернулся на кафедру, окончил аспирантуру, защитил диссертацию. Заболел наукой, прав был отец: «Знания делают человека изнутри».

Борис Яковлевич Тен, ученый, кандидат технических наук, долгое время работал в Москве, в Институте стекла. Его открытия получили известность, статьи публиковались в международном журнале «Стекло и керамика». Как-то в разговоре с друзьями Тен сказал: «Моя научная работа очень интересная и нужная. Этим горжусь. И еще огромное мое приобретение в жизни – друзья, особенно те, с которыми подружился в Интердоме. Это – удивительное братство по духу».

(По С.И. Кузнецовой)

Вопросы к классу:

– Чем судьба Бориса похожа на судьбу Сабира?

– Что помогло ему «завести» характер?

– Как вы понимаете слова: Слезы превращались в утешение?

– Как бы вы озаглавили этот текст и почему?

– Какая мысль объединяет эти тексты? Выберите (или предложите свой) верный ответ:

1. Что дает Интердом.

2. Не отступать от поставленной цели.

3. Как исполнилась мечта.

4. Никогда не опускать руки.

5. Все получится благодаря упорству.

6. Человек делает себя сам.

Дети обсуждают предложенные варианты и приходят к выводу, что главная мысль обоих текстов – «Человек делает себя сам».

Далее предлагается задание: «Согласны ли вы с тем, что человек делает себя сам? Выскажите свое мнение».

Вот некоторые ответы:

«Если человек не опускает руки, он набирается опыта, проявляет еще больше упорства, чтобы достичь того, что еще недавно казалось невозможным и удивительно трудным».

«Я не со всем согласен. Многое зависит и от того, какие люди окружают тебя в детстве и юности. Человек может к чему-то стремиться, но под дурным влиянием он портится и уходит от поставленной цели».

«Я полностью согласен с тем, что человек делает себя сам. Если у нас нет родителей, то мы должны всего добиться сами, чтобы нашим детям жилось легче, чем нам».

«Я согласна с тем, что человек делает сам себя, потому что каждый человек отвечает за себя сам. За тебя никто не пойдет работать, и кормить и одевать тебя никто не будет».

Эти ответы очень порадовали меня как педагога.

В каждом городе есть областные СМИ, есть районные и городские газеты, публикующие статьи о людях, которые живут рядом с нами, но о которых мы и наши дети знаем очень мало или ничего не знаем. Может быть, стоит привлекать на урок такой фактический материал?

Е.Л. ПАРФЕНОВА,
г. Иваново

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru