УЧЕНИЕ С УВЛЕЧЕНИЕМ
«Про мамонтов» и не только...
Всякий предмет может быть занимательным, если
объектом его изучения становится ряд самых
разнообразных явлений. У преподавателя
словесности в этом смысле самые широкие
возможности, т.к. вся человеческая
действительность запечатлевается в форме слова.
Помня об этом, процесс обучения языку и
литературе можно построить на использовании
самых разнообразных текстов, например, текста
про мамонтов.
С помощью стихотворения Михаила Яснова «Про
мамонтов» можно обучать чтению дошколят и
закреплять полученные знания в старших классах
школы.
Система вопросов к одному и тому же тексту
продемонстрирует этот способ работы, который
позволяет учителю за один урок поставить и
решить учебные задачи, как обучающие, так и
развивающие.
Вот сам текст:
Мамонт
и папонт
Гуляли вдоль речки.
Бабонт и дедонт
Лежали на печке.
А внучонт
Сидел на крылечке
И свертывал хобот
В колечки.
Пыхтел,
И вытягивал губки,
И очень хотел,
Чтобы эти колечки
Летели вдоль поля,
Летели вдоль речки,
Как те
Голубые колечки –
Из папиной трубки.
Сначала стихотворение нужно прочитать.
Для дошколят это еще сложная работа. После
чтения они пытаются ответить на предлагаемые
вопросы, имея перед глазами сам текст. Начинающий
читатель в процессе этой работы осознает очень
важный культурологический факт: текст содержит
ответы на многие вопросы.
А вот и сами вопросы:
1) Из кого состоит семья мамонтов?
2) Что делали родители мамонтенка?
3) Что делали бабушка и дедушка?
4) Чем занимался в это время мамонтенок?
5) Почему свои колечки он пытался делать не в
доме, а на крылечке?
6) По каким словам можно понять, что заниматься
этим делом ему непросто?
7) О чем он мечтал?
8) Чем занимался папа, гуляя вдоль речки?
9) Увенчаются ли старания мамонтенка успехом?
10) Случались ли в вашей жизни такие безуспешные
старания?
Если для начинающих читателей важно понять, что
текст является кладовой ответов на многие
вопросы, то для старшеклассников уже очевидно то,
что текст – хранилище несметного количества
вопросов и статус опытного читателя
определяется количеством извлекаемых из текста
вопросов.
А вот вопросы для старшеклассников. Им
предлагается отвечать на вопросы письменно, в
свободной форме.
1) Можно ли сказать, что проблематика этого
произведения касается тлетворного влияния
старшего поколения на сознание юных существ?
2) Приведите примеры пустого
времяпрепровождения, упоминающегося в тексте.
3) Сколько мест действия упоминается в
стихотворении?
Какое из них можно назвать главным?
4) В каких словах сформулирована тема
произведения?
5) Почему главным героем стихотворения является
юный представитель мамонтов?
6) Вопросы от Лексики:
• Сколько неологизмов использовано в
стихотворении?
Назовите их.
• Какое слово употреблено в этом тексте в двух
своих значениях? Назовите способ образования
переносного значения в этом случае.
7) Вопрос от Фонетики:
• Найдите три примера ассимиляции по
глухости – звонкости.
• В каких трех словах все три согласных мягкие?
• Назовите слово, представляющее собой
прикрытый – закрытый слог?
8) Вопрос от Орфографии:
• Какое слово написано вопреки существующему
правилу орфографии?
9) Вопросы от Словообразования:
• Чем морфемный состав слова мамонт
отличается от морфемного состава использованных
в тексте неологизмов?
• Слова мамонт, папонт, бабонт, дедонт и внучонт
относятся к одному словообразовательному типу?
Приведите свои примеры подобного
словообразовательного типа.
10) Вопросы от Морфологии:
• Какие слова среди этих неологизмов
противоречат грамматике имен существительных?
• Найдите примеры глаголов прошедшего времени,
использованных в значении будущего времени.
• Какой падеж с предлогами встречается в
тексте чаще?
11) Вопрос от Синтаксиса:
• Найдите пример обособленного определения.
• Сколько простых предложений в этом тексте?
• Сколько здесь сложных предложений?
А.Ш. ШАХМАМЕТОВА,
школа № 57,
г. Москва |