Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №6/2008

УЧЕНИЕ С УВЛЕЧЕНИЕМ

 

«Про мамонтов» и не только...

Всякий предмет может быть занимательным, если объектом его изучения становится ряд самых разнообразных явлений. У преподавателя словесности в этом смысле самые широкие возможности, т.к. вся человеческая действительность запечатлевается в форме слова. Помня об этом, процесс обучения языку и литературе можно построить на использовании самых разнообразных текстов, например, текста про мамонтов.

С помощью стихотворения Михаила Яснова «Про мамонтов» можно обучать чтению дошколят и закреплять полученные знания в старших классах школы.

Система вопросов к одному и тому же тексту продемонстрирует этот способ работы, который позволяет учителю за один урок поставить и решить учебные задачи, как обучающие, так и развивающие.

Вот сам текст:

Мамонт и папонт
Гуляли вдоль речки.
Бабонт и дедонт
Лежали на печке.
А внучонт
Сидел на крылечке
И свертывал хобот
В колечки.
Пыхтел,
И вытягивал губки,
И очень хотел,
Чтобы эти колечки
Летели вдоль поля,
Летели вдоль речки,
Как те
Голубые колечки –
Из папиной трубки.

Сначала стихотворение нужно прочитать.

Для дошколят это еще сложная работа. После чтения они пытаются ответить на предлагаемые вопросы, имея перед глазами сам текст. Начинающий читатель в процессе этой работы осознает очень важный культурологический факт: текст содержит ответы на многие вопросы.

А вот и сами вопросы:

1) Из кого состоит семья мамонтов?

2) Что делали родители мамонтенка?

3) Что делали бабушка и дедушка?

4) Чем занимался в это время мамонтенок?

5) Почему свои колечки он пытался делать не в доме, а на крылечке?

6) По каким словам можно понять, что заниматься этим делом ему непросто?

7) О чем он мечтал?

8) Чем занимался папа, гуляя вдоль речки?

9) Увенчаются ли старания мамонтенка успехом?

10) Случались ли в вашей жизни такие безуспешные старания?

Если для начинающих читателей важно понять, что текст является кладовой ответов на многие вопросы, то для старшеклассников уже очевидно то, что текст – хранилище несметного количества вопросов и статус опытного читателя определяется количеством извлекаемых из текста вопросов.

А вот вопросы для старшеклассников. Им предлагается отвечать на вопросы письменно, в свободной форме.

1) Можно ли сказать, что проблематика этого произведения касается тлетворного влияния старшего поколения на сознание юных существ?

2) Приведите примеры пустого времяпрепровождения, упоминающегося в тексте.

3) Сколько мест действия упоминается в стихотворении?

Какое из них можно назвать главным?

4) В каких словах сформулирована тема произведения?

5) Почему главным героем стихотворения является юный представитель мамонтов?

6) Вопросы от Лексики:

• Сколько неологизмов использовано в стихотворении?

Назовите их.

• Какое слово употреблено в этом тексте в двух своих значениях? Назовите способ образования переносного значения в этом случае.

7) Вопрос от Фонетики:

• Найдите три примера ассимиляции по глухости – звонкости.

• В каких трех словах все три согласных мягкие?

• Назовите слово, представляющее собой прикрытый – закрытый слог?

8) Вопрос от Орфографии:

• Какое слово написано вопреки существующему правилу орфографии?

9) Вопросы от Словообразования:

• Чем морфемный состав слова мамонт отличается от морфемного состава использованных в тексте неологизмов?

• Слова мамонт, папонт, бабонт, дедонт и внучонт относятся к одному словообразовательному типу?

Приведите свои примеры подобного словообразовательного типа.

10) Вопросы от Морфологии:

• Какие слова среди этих неологизмов противоречат грамматике имен существительных?

• Найдите примеры глаголов прошедшего времени, использованных в значении будущего времени.

• Какой падеж с предлогами встречается в тексте чаще?

11) Вопрос от Синтаксиса:

• Найдите пример обособленного определения.

• Сколько простых предложений в этом тексте?

• Сколько здесь сложных предложений?

А.Ш. ШАХМАМЕТОВА,
школа № 57,
г. Москва

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru