Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №6/2008

УЧЕНИЕ С УВЛЕЧЕНИЕМ

 

5–6-е классы

Игра-путешествие «В мире слов»

Уважаемая редакция газеты «Русский язык»! В ноябре в нашей школе (средняя общеобразовательная школа № 26 г. Калуги) проводилась неделя русского языка. Для каждой параллели классов (с 5-го по 11-й) было разработано и проведено по нескольку мероприятий. Мне же хочется представить вам игру-путешествие по станциям «В мире слов», которая проводилась для учащихся 5–6-х классов. Буду рада, если этот материал окажется кому-то полезен.

Комментарий. Каждый класс делился на три группы, т.к. учеников много, а участвовать хочется всем. Одна группа бегала по станциям с маршрутным листом, куда заносились набранные баллы (маршрутный лист прилагается), вторая группа разгадывала кроссворд, где собраны словарные слова (кроссворд прилагается), а третья группа составляла рассказ, в котором все слова начинались на букву п. Охвачены были все учащиеся параллели 5–6-х классов. Общее количество баллов складывалось из набранных за рассказ, за кроссворд и из полученных на станциях.

Станция «В компании со словарем» (на станции команда получает орфографический словарь, за определенное время надо правильно вставить пропущенные буквы).

Инт_ллект, опт_мизм, в_теран, ман_фест, ор_гинальный, ун_в_рситет, ф_нтазия, акв_рель, апл_дисменты, ант_гонизм, к_нфликт, атр_бут, д_летант, абон_мент, прив_легия, д_ликатес, пр_оритет, тр_диция, к_мпаньон, иде_логия, п_триотизм, пр_паганда, пл_гиат, п_тух, к_сель, м_теж, кл_вета, п_сец (пушной зверь), к_лея, подч_нить, к_пыто, исц_лить, п_явка, к_стыль, п_ломник, соз_рцать, д_ректива, х_реографический.

Станция «Крылатые слова» (на станции команда должна составить крылатые выражения, используя части выражений из первой и второй колонок).

1. Взялся за гуж 1) ничего не сделать
2. Делу время 2) и весна не красна
3. Гром не грянет 3) в лес не ходить
4. Чем дальше в лес 4) мужик не перекрестится
5. За все браться 5) что топор неточеный
6. Скучен день до вечера 6) не говори, что не дюж
7. Маленькое дело 7) коли делать нечего
8. Волков бояться 8) потехе час
9. Человек неученый 9) тем больше дров
10. На чужой стороне 10) лучше большого безделья

Станция «Исправление ошибок».

Найдите и зачеркните лишние слова в предложениях.

1. Мы вновь возобновили с ним переписку.

2. Я не успел закончить до конца эту работу.

3. Всадники уже приближались ближе к деревне.

4. На Камчатке много горячих гейзеров.

5. Она сидела, облокотившись локтями о стол.

6. Наша деревня находится приблизительно километрах в десяти от райцентра.

7. У ворот стоял пожилой старик и смотрел вдоль улицы.

8. Он бросил камень, но промахнулся мимо.

9. Подруга долго не возвращала мне книгу обратно.

10. Мы заранее предвидели все трудности похода.

11. Например, приведем такой пример.

12. Новые туфли оказались ей немного великоваты.

13. Мой дедушка – старый ветеран войны и труда.

Станция «Велосипед» (на станции команда должна вспомнить, из каких частей состоит велосипед, и правильно вписать слова в клетки; это слова: звонок, колесо, руль, тормоз, насос, спица, цепь, педаль, седло).

Станция «Кто больше?» (на станции команда из букв одного слова должна составить как можно больше слов; например, можно дать слово постановка или перестройка).

Станция «Чей хвост длиннее?» (на станции команда получает слово из трех букв, заменяя одну букву в каждом последующем слове, выстраивает цепочку; например, бок – ком – мак и т.д.).

Станция «Ступеньки» (на станции команда делится на три группы, каждая группа вписывает в кружки слова на заданную букву, состоящие из трех, четырех и т.д. букв).

КРОССВОРД

По горизонтали: 1. Родственное малине растение, но только с черными ягодами. 2. Он часто в салате с огурцом. 3. Без окон, без дверей полна горница людей. 4. Кустарник со съедобными кисловато-сладкими ягодами. Бывает белая, красная, черная. 5. Бывает грецкий и кедровый. 6. У него острый вкус и резкий запах, а луковица состоит из долек. 7. Ее любит колорадский жук. 8. Огородное растение с продолговатым овальным плодом.

По вертикали: 1. Овощное растение с плодами в виде стручков. Бывает сладкий, бывает острый. 2. Есть почти у каждого на даче. Цветет с конца мая крупными белыми, розовыми, малиново-красными цветками. 3. Огородное растение с продолговатым, обычно темно-фиолетовым плодом. 4. Семеро из одного стручка. 5. Практически первое, что вырастает весной на грядке. Овощ с небольшим округлым или продолговатым корнем, покрытым тонкой белой, розовой или яркой красной кожицей. 6. Цветущее растение с высоким стеблем и крупными яркими цветками по стеблю. 7. Сто одежек – и все без застежек. 8. Сидит девица в темнице, а коса на улице.

Маршрутный лист 5-го «Б» класса

 

№ п/п Название станции Кабинет Кол-во баллов Подпись
1 Ступеньки      
2 Кто больше?      
3 Исправление ошибок      
4 В компании со словарем      
5 Велосипед      
6 Крылатые слова      
7 Чей хвост длиннее?      
      Итого:  

ЛИТЕРАТУРА

1. Арсирий А.Т. Занимательные материалы по русскому языку. М., 1995.

2. Водолазькая С.В. Предметная неделя русского языка в школе. Конкурсы, викторины, олимпиады. Р./Д, 2005.

Ю.В. СИНИЦЫНА,
школа № 26,
г. Калуга

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru