МАТЕРИАЛЫ К УРОКУ
5–6-е классы
Правописание глаголов
ГЛАСНЫЕ В ПРОШЕДШЕМ ВРЕМЕНИ
И НЕОПРЕДЕЛЕННОЙ ФОРМЕ
1. Вставьте пропущенные буквы.
• Постав_л вазу на стол, расправ_л скатерть,
• поправ_л цветы, замет_л, как празднично стало
в комнате;
• увид_ли щенка, отброс_ли игрушки,
• поглад_ли короткий хвостик,
• щенок зала_л, вытащ_л ведерко из песочницы,
• попят_лся и брос_лся бежать,
• но запут_лся в траве и вырон_л ведерко.
2. Вставьте пропущенные буквы
• Наконец законч_лась долгая зима.
• Снег раста_л, пове_ло теплом,
• световой день прибав_лся,
• но земля не подсохла, се_ть еще рано.
• На пастбище поднялся переполох:
• испуганно бле_ли овцы, ла_ли сторожевые псы;
• пастух сначала наде_лся быстро навести
порядок и пытался всех успоко_ть, но потом
отча_лся.
3. Вставьте пропущенные буквы.
На детской площадке зате_ли серьезное дело –
сооружение железной дороги. Одни стро_ли из
кубиков во_зал, другие пытались прикле_ть к
пластмассовым рельсам деревянные шпалы, третьи
сочиняли объ_вление о том, сколько будут сто_ть
билеты, четвертые обсуждали, какой флажок должен
ре_ть над во_зальным зданием. И только Петя,
который наде_лся стать начальником станции,
когда все будет готово, пока ма_лся, не находя
себе достойного занятия.
4. Впишите подходящие по смыслу слова из
списка, вставьте пропущенную букву.
Обессилил, обезлюдил, обессилел, обезлюдел,
обезглав_л.
Подсказка.
Различаются переходные и непереходные
глаголы с приставкой обез(с)-: Батальон
перешел в наступление и обескровил (кого? –
переходный глагол) противника. Противник
обескровел (сам – непереходный глагол).
Ужасный трехголовый змей прилетел в тридевятое
царство и почти ______ его: бежали прочь и стар и
млад, целые деревни _________. Иван крестьянский
сын долго бился с трехглавым змеем и, казалось,
совсем ______ и изнемог, но в конце концов он _______, а
потом и ________ страшное чудовище.
ТСЯ и ТЬСЯ В ГЛАГОЛАХ
5. Вставьте пропущенные т или ть.
• Хочет научи_ся и обязательно научи_ся;
• гвоздь нам пригоди_ся, не может не пригоди_ся;
• будем ката_ся на санках, брат на коньках
катае_ся;
• один не справи_ся; одному не справи_ся;
• он со всеми ссори_ся, а мы ссори_ся не будем;
• старае_ся понрави_ся одноклассникам;
• бои_ся заблуди_ся в дремучем лесу;
• некогда печали_ся, вот она и не печали_ся.
6. Впишите подходящие по смыслу и форме слова,
выбрав из списка: поправится, прославится,
получится, поправиться, прославиться,
получиться.
Таня заболела, а у нее в нашем спектакле главная
роль. Правда, она обещала к субботе _______. Если не
________, спектакль приде_ся отменить. А как не
хоче_ся! Мы мечтали ________, как настоящие актеры.
Думали, что Таня ________ на всю школу как лучшая
Баба-яга среди пятых классов. Может, все еще ________
хорошо? Должно ________, как вы считаете?
7. Вставьте пропущенные т или ть.
Море живет и непрерывно изменяе_ся. Вот оно
затихло, убаюканное штилем, искри_ся в лучах
солнца, и каже_ся, что можно отправи_ся в плавание
на легкой байдарке. Но откуда-то надвигае_ся
ураган, яростный ветер рвет из рук парус и теснит
дыхание, море встает на дыбы в схватке с ветром, и
огромные водяные валы с неистовой силой
обрушиваю_ся на застигнутые в пути корабли.
Теперь каже_ся, что вот-вот разверзну_ся
бездонные глубины и поглотят все.
8. Вставьте пропущенные т или ть.
Борей
– северный и северо-восточный порывистый,
холодный ветер – обычно скрывае_ся за горными
хребтами, собирае_ся с силами и обрушивае_ся
ураганом на прибрежные города и стоящие в
гаванях корабли, вырывает с корнем деревья,
бросает на камни застигнутые врасплох суда. Он
дует несколько дней и может внезапно стихнуть,
затаи_ся для следующей атаки. Для спасения надо
срочно снима_ся с якоря и уходить в открытое море.
9. Вставьте пропущенные т или ть.
Как только берега скрываю_ся за горизонтом,
корабль и его экипаж остаю_ся во власти океана.
Многие поколения моряков плавали вдоль берегов,
запоминая контуры мысов и прибрежных гор.
Конечно, есть утесы и вершины, которые
запоминаю_ся с первого раза и надолго, например,
Гибралтарская скала, словно отрубленная от
берегового массива. Но много есть мысов, похожих
друг на друга, и, ориентируясь на них, легко
очути_ся на острых скалах и песчаных отмелях.
ГЛАСНЫЕ В ЛИЧНЫХ ОКОНЧАНИЯХ ГЛАГОЛА
10. Вставьте пропущенные буквы.
Выйд_шь на крыльцо, услыш_шь чириканье воробьев,
спуст_шься по ступенькам, посмотр_шь на небо.
Ветер гон_т облака, солнце свет_т ярко, дыш_тся
легко. Брод_т по двору пес, ищ_т тень, пряч_тся в
траве цыплята, хлопоч_т, пересчитывая своих
деток, курица.
Если вы не догон_те этих непослушных козлят и не
скаж_те, что хозяйка прос_т их вернуться, мне
ничего не остан_тся, как самой отправи_ся на
поиски.
11. Вставьте пропущенные буквы.
Все ближе подход_т корабль, все ближе, и вид_т
кот, что там на капитанском мостике стоит
женщина. На плечах у нее белая куртка, а на голове
капитанская фуражка.
– Что это на встречном корабле женщина дела_т?
– спрашива_т кот у своего друга – капитана.
А капитан и не слыш_т, схватил из ящичка
маленькие флажки и стал их то опускать, то
подымать... То правую руку вытян_т, а левую опуст_т,
то левую подым_т, а правую вытян_т, то скрестит
руки. Флажки так и мелькают.
(Е.Шварц)
12. Вставьте пропущенные буквы.
Жил-был на свете один ученый, наст_ящий добрый
волшебник, по имени Иван Иванович Сидоров. Между
делом, шутя, постро_л он для дома своего чудес_ые
машины, легкие, как перышки. А любимая его машинка
была велич_ной с кошку, бегала за хозяином, как
собака, а разговаривала, как человек. Уйдет Иван
Иванович из дому, а машинка эта и на т_лефонные
звонки отвеча_т, и обед готов_т, и двери открыва_т.
Хорошего человека она пуст_т в дом, а плохого
прогон_т, да еще зала_т ему вслед, как наст_ящий
цепной пес.
Иван Иванович был хороший человек, но очень
ра_еянный. То выйд_т на улицу в двух шляпах разом,
то забуд_т, что вечером у него заседание. И
машинка ему тут очень помогала: когда нужно –
напомн_т, когда нужно – поправ_т.
(Е.Шварц)
Ь В ГЛАГОЛАХ ПОВЕЛИТЕЛЬНОГО
НАКЛОНЕНИЯ
13. Поставьте глаголы, данные в скобках, в форму
множественного числа повелительного наклонения.
(Поздравить)
_____ маму с днем рождения как-нибудь необычно.
(Приготовить) _____ ей сюрприз. Например, (раздобыть)
_____ побольше цветной бумаги, (нарезать) _____ ее
тоненькими полосками и (разбросать) _____ по полу.
Или (намазать) _____ специальным клеем дно маминой
любимой чашки, чтобы ее нельзя было оторвать от
стола. Или, уходя в школу, (оставить) _____ на видном
месте записку: «Я ухожу навсегда». (Представить)
_____ мамину радость, когда вы все же вернетесь
домой, да еще и с цветами!
Н.ШАПИРО,
г. Москва |