МАТЕРИАЛЫ К УРОКУ
8-й класс
Односоставные предложения
Урок контроля знаний
(Программа под редакцией
М.М. Разумовской и П.А. Леканта)
Изучение простого предложения в 8-м классе по
программе под редакцией М.М. Разумовской и
П.А. Леканта предусматривает знакомство
учащихся с односоставными предложениями, их
видами и обоснованиями классификации. Изучение
темы завершается на уроке контроля полученных
знаний и навыков.
Такой урок может быть построен по-разному.
Вашему вниманию предлагается один из возможных
вариантов проверки качества усвоения темы.
Урок начинается с тестирования, которое
позволяет учителю оперативно, объективно и точно
оценить уровень знаний учащихся по изученному
разделу, а также сформировать и закрепить навыки
работы с тестом в рамках подготовки к итоговой
аттестации в 9-м классе.
Вопросы теста по теме «Односоставные
предложения» предусматривают проверку знания
всех основных теоретических положений темы и ее
практической части: принцип деления простых
предложений на двусоставные и односоставные
(вопрос 1), умение определить вид односоставного
предложения по известным признакам главного
члена (вопрос 2), умение находить в тексте
односоставные предложения разных видов
(вопросы 3, 4, 5), определение способа выражения
сказуемого в безличных предложениях (вопрос 6),
определение роли назывных предложений в тексте
(вопрос 7), выделение грамматической основы в
односоставных предложениях (вопрос 8),
характеристика предложения по наличию в нем тех
или иных главных членов (вопрос 9), умение
выделять односоставные предложения в сложных
предложениях (вопрос 10).
Работа с тестом занимает примерно 20 минут
урока. В оставшееся время можно провести
частичный комплексный анализ текста, в котором
использованы односоставные предложения. Это
можно сделать на примере стихотворения
Б.Пастернака «Февраль. Достать чернил и
плакать!».
I
Тест. Односоставные предложения
Вариант I
1. Укажите верное утверждение.
1) Предложения, в которых имеются два главных
члена (подлежащее и сказуемое), являются
двусоставными.
2) Предложения, в которых имеются две основы,
являются двусоставными.
3) Предложения, в которых есть второстепенные
члены, являются двусоставными.
2. Определите вид односоставного предложения
по следующим признакам:
1) В нем нет подлежащего.
2) Основная форма сказуемого-глагола – 1-е или 2-е
лицо.
3) Действие совершается определенным лицом.
3. Определите, какие из этих предложений
обобщенно-личные.
1) От добра добра не ищут. 2) Торопимся в школу. 3)
Что посеешь, то и пожнешь. 4) В городе наконец
построили бассейн.
4. Укажите неопределенно-личные предложения.
1) Древнерусские зодчие стремились выделять
церкви среди остальных городских зданий. 2) В
северных городах на фоне серых бревенчатых домов
церкви строили белоснежными. 3) В южных оставляли
в красновато-розовой кирпичной окраске. 4) Купола
церквей делали медными и золотистыми. 5) Их часто
золотили. 6) Таким образом, церковные постройки на
перекрестках и площадях становились заметными. (По
Б.Рыбакову)
5. Найдите предложение, в котором нет и не
может быть подлежащего. Как называется это
предложение?
1) Но вот наступила осень. 2) Захолодало. 3)
Пожелтели деревья. 4) Ветер срывал с ветвей
увядшие листья и кружил над лесом. 5) Потом листья
опускались на землю. (По Г.А. Скребицкому)
6. Найдите безличное предложение и напишите,
чем выражено в нем сказуемое.
1) Дохнул холодом на лес январь. 2) Уткнулись в
сугробы и спят елочки. 3) Утонули по колено в снегу
тонконогие осинки и березки. 4) Не страшен им
мороз. 5 ) А вот большим деревьям от него плохо. 6)
Трещат они, стонут на весь лес. (Из журнала «Юный
натуралист»)
7. Найдите назывные предложения. Какую роль
они играют в тексте?
1) Весна. 2) Ночь. 3) Весь лес, и небо над ним, и все
кругом залито прозрачным лунным светом.
4) Молодой месяц тонким лимонным ломтиком
желтеет в вершинах деревьев. 5) От него разлилась
в воздухе душистая, терпкая зелень. (Г.А. Скребицкий)
8. Найдите
грамматические основы в предложениях.
1) Сорвавшееся слово не догонишь на скакуне. 2)
Сделанное утром проверяй вечером. 3) Смелость
города берет. 4) Друзья познаются в беде. 5) Небо
рогами не проткнуть.
9. Охарактеризуйте предложения из задания 8
по наличию главных членов.
10. Найдите в составе сложных предложений
односоставные и определите их вид.
1) Если заводишь друга, смотри в его сердце. (Пословица)
2) Правда – воздух, без которого дышать нельзя. (И.С. Тургенев)
3) Сидя за рулем, особенно замечаешь, что делается
вокруг. (В.Г. Лидин)
Вариант II
1. Укажите неверное утверждение.
1) Если в предложении имеется только один
главный член (подлежащее или сказуемое), то оно
является односоставным.
2) Если в предложении имеется одна основа, то оно
является односоставным.
3) Односоставные предложения с одним главным
членом подлежащим называются назывными.
2. Определите вид односоставного предложения
по следующим признакам:
1) В нем нет подлежащего.
2) Сказуемое-глагол имеет форму 3-го лица
множественного числа или форму прошедшего
времени множественного числа.
3) Глагол выражает действие, которое важно само
по себе, и не имеет значения, кто совершает это
действие.
3. Определите, какие из этих предложений
обобщенно-личные.
1) Береги платье снову, а честь смолоду.
2) Береги эту книгу. 3) На уроке математики
первоклассники считают предметы. 4) Цыплят по
осени считают.
4. Укажите неопределенно-личные предложения.
1) Как делают бумагу? 2) Спиливают обыкновенное
дерево, очищают от коры, сучков. 3) Затем
мелко-мелко рубят. 4) И варят с кислотой, очищая от
ненужных примесей. 5) При этом в раствор переходят
все составные части древесины. 6) И лишь целлюлоза
остается твердой.
5. Найдите предложение, в котором есть только
один главный член – подлежащее. Как называется
это предложение?
1) Осень. 2) Хлюпает дождик. 3) Как ему не надоест
целый день хлюпать? 4) Желтые листья все падают, и
скоро деревья будут совсем лысые. 5) А потом
пойдут туманы. (По С.Черному)
6. Найдите безличное предложение и укажите,
чем выражено в нем сказуемое.
1) Не все рады снегу. 2) Птицам трудно отыскивать
под снегом зернышко, гусеницу или жука. 3) И
голодные птицы летят поближе к жилью, к людям. 4)
Иногда им улыбается удача. 5) Они отыщут
где-нибудь птичью столовую, обрадуются, слетятся
со всех сторон. (По Н.Калининой)
7. Найдите назывные предложения. Какую роль
они играют в тексте?
1) В природе есть праздники. 2) Ледоход.
3) Первая зелень. 4) Первый снег. 5) Первые
соловьи. 6) И есть пора в году, когда земля
надевает самые дорогие наряды. 7) В эти дни
кажется, что земля начинает даже светиться. (По
В.Пескову)
8. Найдите грамматические основы в
предложениях:
1)
Клин клином вышибают. 2) Рыбе дождь не страшен. 3)
Соль едят во всем мире. 4) Огонь маслом не
заливают. 5) Два медведя в одной берлоге не
уживутся.
9. Охарактеризуйте предложения из задания 8 по
наличию главных членов.
10. Найдите в составе сложных предложений
односоставные и определите их вид.
1) У многих народов дуб считался самым красивым
деревом, и к нему относились с почтительностью и
любовью. (Н.Верзилин) 2) Когда открываешь книгу
с рисунками или фотографиями, то словно
попадаешь в другой мир. (Е.Каменева)
3) Синее-синее небо, на котором ярко блестит
солнце.
II
Анализ текста
Февраль. Достать чернил и плакать!
Писать о феврале навзрыд,
Пока грохочущая слякоть
Весною черною горит.
Достать пролетку. За шесть гривен,
Чрез благовест, чрез клик колес
Перенестись туда, где ливень
Еще шумней чернил и слез.
Где, как обугленные груши,
С деревьев тысячи грачей
Сорвутся в лужи и обрушат
Сухую грусть на дно очей.
Под ней проталины чернеют,
И ветер криками изрыт,
И чем случайней, тем вернее
Слагаются стихи навзрыд.
Учитель (здесь и далее по тексту слова
учителя набраны прямым шрифтом, слова
учащихся – курсивом).
Это стихотворение было опубликовано в 1913 году,
когда Пастернак, блестяще окончивший
университет, принял участие в издании альманаха
небольшой группы «Лирика». Среди пяти
стихотворений молодого поэта, напечатанных в
этом выпуске, первым было то, которое мы с вами
сейчас читаем. Позже Пастернак неизменно
открывал им свои сборники. Как вы думаете: почему?
Наверное, потому, что придавал этому
стихотворению особое значение.
В
чем же заключается это особое значение? О чем
стихотворение?
Первое слово – февраль. Название
последнего месяца зимы напоминает о грядущей
весне.
Какие еще приметы весны мы видим в
произведении?
Это строки «Пока грохочущая слякоть / Весною
черною горит», «….ливень / Еще шумней чернил и
слез», «…тысячи грачей / Сорвутся в лужи…»,
«…проталины чернеют».
Значит, стихотворение о весне?
Нет, не только. В нем есть и другая мысль.
Февраль, приближение весны, по мнению художника,
время поэтического творчества, позволяющее
поэту выразить самые сокровенные чувства.
В каких словах звучит эта мысль?
Февраль. Достать чернил и плакать!
Писать о феврале навзрыд…
С каким глаголом обычно употребляется наречие навзрыд?
Обычно оно употребляется с глаголом плакать.
Глагол плакать есть и у Пастернака. Но в чем
особенность его употребления поэтом?
Наречие навзрыд здесь относится не к
слову плакать, а к слову писать и в
последней строфе к словосочетанию слагаются
стихи.
Чего достигает этим поэт?
Возникает совершенно новый, до сих пор не
известный поэзии образ. Писать, слагать стихи
навзрыд – значит выражать в них все те самые
серьезные переживания и эмоции, которые обычно
заставляют нас навзрыд плакать.
Поэт не случайно так любил одно из первых своих
стихотворений. В нем, с одной стороны, выразились
особенности эстетики и поэтики раннего
Пастернака, который верил в слитность
окружающего мира и человека, в невозможность
отделить человека от природы, поэзию от жизни. С
другой стороны, это юношеское произведение с
непривычными образами воплотило в себе и
отчетливо выраженную проясненность принципов
художника, характерную для поздней лирики
Пастернака. Поэтому поэт и возвращается к нему в
каждом новом сборнике.
Для ранней лирики поэта характерен также
необычайный синтаксис. Какие особенности
синтаксического построения произведения
бросились вам в глаза?
Стихотворение насыщено односоставными
предложениями.
Найдите в тексте односоставные предложения и
определите вид каждого из них.
Февраль. Назывное.
Достать чернил и плакать! Безличное.
Писать о феврале навзрыд… Безличное в
составе сложного.
Достать пролетку. Безличное.
За шесть гривен, / Чрез благовест, чрез клик
колес / Перенестись туда… Безличное в составе
сложного.
Какова роль односоставных предложений в этом
поэтическом тексте?
Назывное предложение, как обычно, начинает
текст и тем самым вводит читателя в атмосферу
конца зимы и начала весны.
Безличные предложения сами по себе и в составе
сложных взаимосвязанно выражают внутреннее
состояние человека и состояние природы, помогают
автору создать особый эмоциональный настрой
текста, а также передать неразрывную слитность
природы, жизни, окружающего мира с поэзией.
Какие выводы мы можем сделать, подводя итоги
нашей работы?
Односоставные предложения занимают важное
место как в художественной, так и в разговорной
речи, являются ярким
изобразительно-выразительным средством языка.
ЛИТЕРАТУРА
1. Поэзия Серебряного века. 1880–1925. М.:
Художественная литература, 1991. С. 455.
2. Граник Г.Г., Бондаренко С.М.
Секреты пунктуации. М.: Просвещение, 1987. 43–45 с.
Г.Л. ГОЛУБЕВА,
СОШ № 4,
г. Нововоронеж |