Я ИДУ НА УРОК
10-й класс
«Досадное недоразумение»,
или Междометия
Цели урока: пробудить у учащихся интерес к
междометиям, учить уместному использованию
междометий в речи, формировать внимательное и
вдумчивое отношение к происходящим языковым
процессам, умение анализировать языковые
явления.
ХОД УРОКА
Вступительное слово учителя.
Междометия – это наименее изученный класс слов
в современном русском языке. Академик
Л.В. Щерба назвал междометие «неясной и
туманной категорией», «досадным
недоразумением», имея в виду путаницу взглядов
на эту часть речи. В истории изучения междометий
можно выделить две противоположные концепции.
Первая концепция связана с именем
М.В. Ломоносова. Это она положила начало
научной трактовке междометий. В этом направлении
впоследствии работали А.Х. Востоков,
Ф.И. Буслаев, А.А. Шахматов,
В.В. Виноградов. Эти ученые считают междометия
словами, признают данные слова частью речи,
изучают их структуру, функции в речи, историю
образования. Большой вклад в изучение междометий
внес академик В.В. Виноградов. Он считал, что
изучение междометий важно в плане исследования
синтаксиса живой устной речи. Своеобразие
междометий В.В. Виноградов видел в том, что они
служат субъективным средством выражения эмоций,
чувств и функционально сближаются с разными
классами слов, занимая в системе частей речи
особое место: это и не знаменательная, и не
служебная часть речи.
Н.И. Греч, Д.Н. Кудрявский,
Д.Н. Овсянико-Куликовский, А.М. Пешковский –
это сторонники противоположной концепции, не
считающие междометия словами и исключающие их из
состава частей речи.
В школьном курсе русского языка междометия
рассматриваются как особая часть речи.
Актуализация опорных знаний.
– Как называется раздел грамматики, в котором
изучаются слова как части речи? (Морфология.)
– Что значит понятие части речи? (Части
речи – это основные лексико-грамматические
разряды, по которым распределяются слова языка
на основании определенных признаков.)
– Что это за признаки? (Во-первых, это
семантический признак (обобщенное значение
предмета, действия, состояния, признака и т.д.);
во-вторых, морфологические признаки
(морфологические категории слова); в-третьих,
синтаксические признаки (синтаксические функции
слова).)
– На какие две группы делятся части речи? (Части
речи делятся на самостоятельные (знаменательные)
и служебные.)
– Какая часть речи занимает особое место, не
относясь ни к самостоятельным частям речи, ни к
служебным? (Это – междометие. Междометия не
называют ни предметов, ни признаков, ни действий
и не служат для связи слов. Они передают наши
чувства.)
Изучение темы урока.
– Итак, что же такое междометие? (Междометие –
это часть речи, включающая в свой состав звуковые
комплексы, которые служат для выражения чувств и
волевых побуждений. Междометия находятся на
периферии грамматической и лексической систем
языка и существенно отличаются как от
самостоятельных, так и от служебных частей речи
по своим семантическим, морфологическим и
синтаксическим признакам.)
– Как вы понимаете выражение звуковые
комплексы? (Междометие – это класс
грамматически не изменяемых слов и
словосочетаний, вот почему в понятии
употребляется выражение звуковые комплексы.)
– Итак, междометия лишены номинативного
значения. Однако академик В.В. Виноградов
отмечал, что междометия «имеют осознанное
коллективом смысловое содержание». Как вы
понимаете слова В.В. Виноградова? (Это значит,
что каждое междометие выражает определенные
чувства и эмоции, которые при поддержке
интонации, мимики и жестов понятны как
говорящему, так и слушающему. Например,
междометие фи выражает презрение, отвращение
(Фи, какая гадость!), междометие фу
выражает укоризну, досаду, презрение, отвращение (Фу,
надоел!), междометие хы выражает недоверие,
насмешку (Хы, как ты надоел!).)
– Верно. Закрепленность за тем или
иным междометием определенного содержания
убедительно выражена в стихотворении
М.Цветаевой «Молвь»:
Емче органа и звонче бубна
Молвь – и одна для всех:
Ох – когда трудно и ах – когда чудно,
А не дается – эх!
А в чем отличие междометий от служебных частей
речи? (В отличие от союзов, междометия не
выполняют функцию связи членов предложения или
частей сложного предложения. В отличие от
предлогов, не выражают зависимость одного слова
от другого. В отличие от частиц, не придают
дополнительных смысловых оттенков словам или
предложениям.)
– Назовите морфологические и
синтаксические особенности междометий. (С
точки зрения морфологической междометия
представляют собой лексические единицы, не
имеющие форм словоизменения. Основная
синтаксическая особенность междометий состоит в
том, что они не вступают в связь с другими словами
в предложении, но могут выступать в роли
самостоятельных предложений. В составе
предложения междометия всегда держатся
обособленно, что подчеркивается постановкой
запятой или восклицательного знака на письме.)
– Проанализируйте следующие две
группы междометий: ай, эх, о, ха; батюшки, то-то,
однако же. Как вы думаете: в чем их различие? (Первая
группа междометий – это лексемы непроизводные, а
вторая – производные, т.е. образованные на базе
других частей речи.)
– Дайте лингвистический комментарий
следующим примерам:
1) ой, ой, ой; ну-ну;
2) ого-го, эге-ге;
3) ох-хо-хо;
4) ахти, нуте, ну-ка.
1) Повторы являются важным грамматическим
средством образования междометий.
2) Повтор может быть неполным.
3) В первой части междометия может иметь место
перестановка гласного и согласного.
4) Отдельные междометия способны соединяться с
местоименным ти, окончанием множественного
числа повелительного наклонения те, с
приглагольной частицей -ка.)
– О каких фонетических особенностях
междометий свидетельствуют следующие примеры: ага,
ого, кыш, кыс-кыс, гм, тсс, тпру. (В междометиях ага,
ого произносится чуждый литературному языку [] фрикативный. В
междометиях кыш, кыс-кыс имеет место
чуждое русскому языку сочетание кы. В
междометиях гм, тсс отсутствуют гласные
звуки. В междометии тпру наблюдается
сочетание трех согласных.)
– Хотя междометия и занимают обособленное
положение в системе языка, они сохраняют связь с
другими элементами этой системы. В чем это
проявляется? Приведите примеры. (Междометия
могут возникнуть на базе знаменательных и
служебных слов. А на базе междометий могут быть
образованы знаменательные слова: ахнуть,
аканье, аховый, нукать, нуканье и т.д.)
– По семантике ученые выделяют два разряда
междометий. Приведенные ниже междометия
попробуйте разделить на две группы и установить
определенную закономерность: бис, о, ах, черт,
ба, ой, ого, долой, браво, брр, марш, айда, тьфу, ура,
батюшки, алло, господи, тсс, фи, прочь. (Междометия о,
ах, ой, ого, ай, тьфу, батюшки, господи, фи, черт,
браво, ура, брр, ба выражают различные эмоции,
как положительные, так и отрицательные, служат
для выявления отношения человека к
действительности, к речи собеседника.
Междометия бис, долой, марш, айда, алло, тсс,
прочь выражают различные типы и оттенки
побуждения к действию.)
– Верно. Междометия, относящиеся к первой
группе, – это эмоциональные междометия, ко
второй группе, – это побудительные междометия.
Побудительные междометия имеют и другие
названия: императивные, повелительные.
Попробуйте сравнить два эмоциональных
междометия: ой и ба. (Междометие ба
однозначное, а междометие ой многозначное. В
зависимости от ситуации речи и интонации
междометие ой может выражать сложную гамму
чувств: боль, испуг, удивление, восхищение,
сожаление, предостережение, огорчение, радость.
Междометие ба выражает удивление.)
– Определите, к какому разряду относятся
следующие междометия: полно, ну, айда, марш. (Это
побудительные междометия.)
– Попробуйте предположить, может ли одно и то
же междометие выражать и эмоции, и побуждение.
Попробуйте включить в различные речевые
ситуации междометие ну. (Да, может. Ну,
пошел отсюда! Ну, цветы! В первом примере
междометие выражает побуждение, во втором –
удивление, восхищение.)
– Некоторые ученые-лингвисты в качестве
особого разряда междометий – этикетных –
выделяют всем известные звуковые комплексы: здравствуйте,
до свидания, спасибо, прощайте, спокойной ночи, с
праздником, на здоровье, всего хорошего и др.
Основной аргумент этих ученых: эти звуковые
комплексы передают соответствующее содержание в
самом общем, нерасчлененном виде. Попробуем
оспорить эту точку зрения. Начнем с того, что
подумаем, обладают ли данные выражения
семантикой, присущей междометиям. (Эти звуковые
комплексы не выражают чувств и побуждений,
значит, у них нет присущей междометиям семантики.
Основной признак междометий – отсутствие
номинативного значения. Выражения же типа до
встречи, всего хорошего, спокойной ночи, доброе
утро сохраняют прямые номинативные значения
своих компонентов.
Выражения прощай(те), прости(те), извини(те),
здравствуй(те) являются глаголами в форме
повелительного наклонения. Только в особых
случаях, например, слово здравствуйте
выражает удивление, недовольство:
– Я не пойду сегодня в кино.
– Здравствуй, ты же обещал.
Возьмем слово извини(те). Это слово может
выражать протест, несогласие: Опять мне идти в
магазин? Нет уж, извини.)
– Молодцы! А сейчас я назову несколько
словесных комплексов. Вы их, безусловно, слышали: господи
боже мой, матушка царица небесная, скажи-ка на
милость... Что они выражают? (Чувства и эмоции.)
– Ученые отмечают их структурную
расчлененность, фразеологичность, семантическую
целостность. Попробуйте этот ряд примеров
продолжить. (Батюшки мои, боже мой, черт знает
что, вот как, пустое дело, вот чудо-то, фу ты
пропасть, скажите на милость, вот так фунт и др.)
– Составьте предложения, включив в них данные
примеры.
Докажите, что междометия служат целям экономии
языковых средств. (К примеру, вы не ожидали
увидеть, встретить в каком-то месте своего
знакомого. Удивление по этому поводу можно
выразить предложениями: И ты здесь?, Как ты
здесь оказался? Ведь ты не собирался сюда
приходить. Кого я вижу?!, а можно одним
междометием: Ба!
Призвать замолчать, успокоиться можно
предложениями: Тише, пожалуйста, ничего не
слышно, а можно одним междометием: Ш-ш!)
Практическая часть урока.
Задание 1. Словарный диктант-кроссворд
на тему «Чувства». Учитель читает лексическое
значение слова, учащиеся записывают слово,
соответствующее данному лексическому значению.
Высшее
удовлетворение, восторг. – Восхищение.
Чувство сильного возмущения, негодования. – Гнев.
Впечатление от чего-нибудь неожиданного и
странного, непонятного. – Удивление.
Состояние сомнения, колебания вследствие
невозможности понять, в чем дело. – Недоумение.
Чувство раздражения, неудовольствия
вследствие неудачи, обиды. – Досада.
Чувство досады, вызванное благополучием,
успехом другого. – Зависть.
Чувство радости от приятных ощущений,
переживаний, мыслей. – Удовольствие.
Решительное возражение против
чего-нибудь. – Протест.
Выражение неодобрения, осуждения. – Порицание.
Задание 2. Вставьте в таблицу напротив
указанных значений подходящие междометия.
Учащимся розданы листки с таблицей, в которой не
заполнены вторая и четвертая графы. Междометия
для выбора: эхма, чур, у, фу, уф, ох, ша, чу, ух, э,
хы, цыц, эх. Придумайте примеры употребления
междометий в речи.
По завершении работы таблица будет иметь
следующий вид.
№ п/п |
Междометие |
Выражаемое
междометием значение |
Примеры
употребления
в речи |
1 |
Ша |
Возглас в значении «пора
кончать, хватит» |
Побегали – и ша! |
2 |
Хы |
Выражает недоверие, насмешку |
Хы, чего захотел! |
3 |
Чу |
Выражает призыв обратить
внимание на негромкий, неясный или далекий звук |
Чу! Что-то затрещало в саду. |
4 |
Э |
Выражает недоумение, удивление,
недоверие и другие самые разные чувства |
Э, а как ты здесь оказался? Э, а я
не согласен. |
5 |
Ух |
Выражает удивление, высокую
оценку, восхищение и другие подобные чувства |
Ух, егоза! Ух, достанется тебе
от бабушки! |
6 |
Чур |
1. Возглас, которым требуют
соблюдать какое-нибудь условие. 2. Возглас (обычно
в детских играх), которым запрещают касаться
чего-нибудь, переходить за какой-нибудь предел |
Только чур меня не трогать! Чур
не я! |
7 |
У |
Выражает укоризну или угрозу, а
также удивление, страх и другие эмоции |
У, как ты загорел! У, бесстыдник! |
8 |
Цыц |
Окрик, выражающий запрет,
приказание прекратить что-нибудь или замолчать |
Цыц, Валентин! |
9 |
Эх |
Выражает сожаление, упрек,
озабоченность |
Эх, что тебе после всего
сказать! |
10 |
Уф |
Выражает усталость, утомление
или облегчение |
Уф, как тяжко! |
11 |
Эхма |
Выражает сожаление, удивление,
решимость и другие подобные чувства |
Эхма, не ожидал я этого. |
12 |
Фу |
Выражает укоризну, досаду,
презрение, отвращение |
Фу, надоел! |
13 |
Ох |
Выражает сожаление, печаль, боль
и другие чувства |
Ох, нет сил больше терпеть! |
Задание 3. Определите
частеречную принадлежность выделенных слов.
Ответ обоснуйте.
1) И копейки не дам. 2) И, полно! 3)
Появились надежды, и он вновь стал весел.
1) Пиши ручкой, а не карандашом. 2) А,
попался! 3) Пойдем гулять, а?
Задание 4. В предложение Больно!
попробуйте вставить различные междометия.
(Ай, больно! Ой, больно! У, больно! Ох, больно! А,
больно!)
Задание 5. Сделайте лингвистический
комментарий к следующим примерам: полноте,
на-ка, ну тебя, айда на речку, марш в комнату.
Многие побудительные междометия близки к
формам повелительного наклонения, эта близость
подтверждается тем, что междометия могут
приобретать показатель множественного числа -те
(полноте). Междометия могут соединяться с
частицей -ка (на-ка), способны управлять
другими словами (ну тебя, айда на речку, марш в
комнату).
Задание 6. Вспомните пословицы, в состав
которых входят междометия.
Чур
одному – не давать никому.
Ай-ай, месяц май, тепел, да холоден.
Ах, ах, а пособить нечем.
Ах, какая тоска! Не выпустил бы из рук куска, все
бы ел да песни пел.
Ох-хо-хо-хо-хонюшки, плохо жить Афонюшке.
Задание 7. Определите, какие
синтаксические функции выполняют междометия в
следующих предложениях. Свой ответ
прокомментируйте.
1) Подымается окошко, и шамкающий голос: «Брысь
вы, пострелята!». (А.Серафимович)
2) Если парень в горах не ах, если сразу
раскис и вниз, шаг ступил на ледник и сник... (В.Высоцкий)
3) Все эти хи-хи, ха-ха, пенье, трусливые
разговоры – мерзость! (А.Толстой)
4) Он не мог молчать, не мог снисходительно
улыбаться или отделаться своим противным «А!» –
он должен был сказать что-то. (Ю.Казаков)
5) Что народу легло – ай-ай! (Д.Фурманов)
Ответ. Междометие синтаксически не
связано с другими элементами предложения. Но в
данных примерах междометия выступают в функции
различных членов предложения. Примеры 1, 2 –
сказуемое, пример 3 – подлежащее, пример 4 –
дополнение, пример 5 – обстоятельство. Если
междометие выступает в функции подлежащего и
дополнения (примеры 3, 4), то оно получает
способность иметь при себе определение.
Задание 8. Ученые-лингвисты среди
эмоциональных выделяют три группы междометий:
а) междометия, выражающие удовлетворение –
одобрение, удовольствие, радость, восхищение и
т.п., положительную оценку фактов
действительности;
б) междометия, выражающие неудовлетворение –
упрек, порицание, протест, досаду, злость, гнев и
т.п., отрицательную оценку фактов
действительности;
в) междометия, выражающие удивление,
недоумение, испуг, сомнение и т.п.
Постарайтесь привести как можно больше
примеров на каждую группу междометий.
а) Ага!, ай!, ах!, браво!, о!, ура! и т.д.;
б) а!, ах!, вот еще!, брр!, тьфу!, фу!, эх! и т.д.;
в) ба!, батюшки!, матушки!, ну и ну!, вот так
клюква!, подумать только!, увы!, хм! и т.д.
Одни и те же междометия в зависимости от
выражения эмоций входят в разные группы. Таковы
междометия а!, ах!, ай!, о!, ой!, фу!, эх! и др.
Найдите междометия в следующих предложениях и
определите их принадлежность к той или иной
группе.
1) Кто-то, перегоняя, проговорил ей над ухом: «Ай
да глазки!». (А.Толстой)
2) Ах, да воротите же их! – застонала нервная
дама. – Фу, как вы все бестолковы! (А.Куприн)
3) Батюшки! – изумился тонкий. – Миша! Друг
детства! (А.Чехов)
4) Пантелей Прокофьевич деловито оглядел
чернявую головку, торчавшую из вороха пеленок, и
не без гордости удостоверил: «Наших кровей...
Эк-гм. Ишь ты!». (М.Шолохов)
5) – Вот так так! – Ромашов вытаращил глаза и
слегка присел. (А.Куприн)
Предложения 1, 4 – междометия ай, эк-гм
выражают удовлетворение (восхищение,
удовольствие) – значит, относятся к первой
группе.
Предложение 2 – междометия ах, фу выражают
неудовлетворение (досаду, злость, гнев) –
следовательно, относятся ко второй группе.
Предложения 3, 5 – междометия батюшки, вот так
так выражают удивление и недоумение, поэтому
относятся к третьей группе.
Задание 9. Прочитайте междометия: ау!,
айда!, брысь!, алло!, эй!, гоп!, вон!, но!, караул!, тсс!,
ну!, цыц!, чу!, ш-ш! Какие это междометия?
Попробуйте их сгруппировать. Как вы думаете: это
возможно?
Побудительные
(императивные). Данные междометия можно
объединить в две группы: междометия, выражающие
повеление, приказ, призыв к какому-либо действию
и т.п. (айда!, брысь!, гоп!, вон!, но!, тсс!, ну!, цыц!,
чу!, ш-ш!), и междометия, выражающие призыв
откликнуться, служащие средством привлечь
внимание и т.п. (ау!, алло!, караул!, эй!).
Определите, что выражают междометия в
следующих предложениях.
1) – Не играйте! – замахали старшины музыкантам.
– Тсс... Егор Нилыч спит. (А.Чехов)
2) – Караул! Режут! – закричал он. (А.Чехов)
3) Ребята! Теплынь-то какая, айда купаться. (Вс.
Иванов)
4) – Э-ей! – закричал, замахал Григорьев. Повозка
свернула в хлеба на полевую дорогу и вскоре
подкатила. (В.Кетлинская)
5) – Ну, – сказал я, – выкладывай, что тебе нужно?
(К.Паустовский)
В примерах 2, 4 междометия выражают призыв
откликнуться, служат средством привлечь
внимание. В примерах 1, 3, 5 междометия выражают
призыв к какому-либо действию.
Задание 10. Сопоставьте следующие
примеры: Ну, бал! Ну, Фамусов! Умел гостей
назвать. (А.Грибоедов). Переписывай! Быстро,
ну! (Вс. Иванов)
Ответ. В первом примере междометие ну!
является эмоциональным, во втором –
побудительным.
Задание 11. Поделитесь своими
наблюдениями об использовании междометий.
Ответ. Междометия широко используются в
разговорной и художественной речи. Они служат
средством передачи разнообразных чувств
человека, его отношения к фактам
действительности. Кроме этого, в произведениях
художественной литературы они усиливают
эмоциональность высказывания. Нередко
междометия как бы вбирают в себя значение
нескольких слов, что повышает лаконизм фразы,
например: Пусть не удастся, не выйдет ничего, –
ничего. Если же удастся – ого! (Д.Фурманов)
Использование междометий передает особенности
живой речи, богатой эмоциями, придает тексту
живость, непринужденность, экспрессию.
Междометия играют важную роль в характеристике
персонажа.
Задание 12. Все вы читали комедию
А.С. Грибоедова «Горе от ума». Как вы думаете:
почему речь Репетилова насыщена междометиями?
Репетилов, как следует из его же собственных
слов, способен только «шуметь». Его пустая
восторженность естественно выливается в
восклицания, пересыпанные междометиями. (О!
Познакомься с ним; О! Диво!; ...Ах! Скалозуб, душа
моя...)
Вспомните
знаменитую Эллочку Щукину из романа И.Ильфа и
Е.Петрова «Двенадцать стульев». Сколько
междометий включает ее лексикон? О чем это
свидетельствует?
Ответ. Эллочка легко обходилась
тридцатью словами, из которых три междометия (хо-хо!,
подумаешь!, ого!). Это свидетельствует о
языковой и умственной убогости персонажа.
Задание 13. Прокомментируйте знаки
препинания. Ученики получают таблицу, состоящую
из двух граф. В первой графе записаны примеры.
Вторая графа пустая. Во вторую графу ученики
записывают комментарий.
Примеры |
Комментарий |
1. Ахти, ребята, вор! (И.Крылов) Ушица,
ей-же-ей, на славу сварена. (И.Крылов)
Жизнь, увы, не вечный дар! (А.Пушкин)
Эй, завяжи на память узелок! (А.Грибоедов)
Как я люблю море, ах, как я люблю море! (А.Чехов)
Увы, на разные забавы я много жизни погубил! (А.Пушкин)
Эге, да это я совсем не туда попал! (И.Тургенев)
Изволь-ка в избу, марш, за птицами ходить! (А.Грибоедов) |
Междометие отделяется или
выделяется запятыми, если произносится без
восклицательной интонации (в начале и середине
предложения) |
2. Тьфу! Оплошал... (А.Грибоедов) Эх!
Да ты, как я вижу, слова не дашь вымолвить. (Н.Гоголь)
Караул! Лови, лови, да дави его, дави... (А.Пушкин)
А ныне, ах! За весь его любовный жар готовится
ему несносный столь удар. (И.Крылов)
Я до сих пор не могу позабыть двух старичков
прошедшего века, которых, увы! уже нет. (Н.Гоголь) |
Если междометие произносится с
восклицательной интонацией, то после него
ставится восклицательный знак. Если междометие
стоит в начале предложения, то следующее за ним
слово пишется с прописной буквы. Если междометие
стоит в середине предложения, то следующее за ним
слово пишется со строчной буквы |
3. О, это была бы райская жизнь!.. (Н.Гоголь)
– О поле, поле! Кто тебя усеял мертвыми костями? (А.Пушкин)
Ну, давай плясать! (А.Н. Островский)
– Ну как не порадеть родному человечку! (А.Грибоедов) |
Следует различать междометия и
одинаково звучащие частицы (после первых запятая
ставится, после вторых нет) |
4. Ай да мед! (А.Пушкин) Ах он
лиса!
Ах ты горе какое!
Ох и жарко сегодня!
Ух и парень!
Эх и танцы!
Эх эти озорники!
Хорошо здесь, ах хорошо!
Трудно было ему сначала, ох трудно! |
Внутри цельных сочетаний, в
которые входят междометия и местоимения или
частицы, запятая не ставится (ах ты, ах вы, ах он,
ух ты, эх ты, ай да, ах и, эх и, ух и, эй и, ох эти и
т.п.). В предложениях с повторяющимися словами
указанные междометия также не отделяются
запятой |
5. Эк его разобрало! (Н.Гоголь) Эк
ты храпишь, за две комнаты слышно. (И.Гончаров)
Эка раненых-то валится, господи! (Вс.Гаршин) |
Конструкции с междометиями эк,
эка не разделяются запятой |
6. Отстал я от хороших людей, ах
как отстал! (А.Чехов) ...Подчас в каждом
приятном слове ее торчала ух какая булавка. (Н.Гоголь)
Это, брат, ух как горько и ух как подло! (Глеб
Успенский)
Мы могли бы получить ой какие увечья. (Д.Бедный) |
Не отделяются запятой
междометия, стоящие перед словами как, какой
и в сочетании с ними выражающие высокую степень
признака (в значении «очень», «весьма»,
«замечательный», «изумительный», «ужасный») |
7. До сих пор, благодарение Богу,
подбирались к другим городам. (Н.Гоголь) |
Междометные выражения
отделяются или выделяются запятыми |
8. Он застрелиться, слава Богу,
попробовать не захотел... (А.Пушкин) Но старик
не выдержал и со слезами в голосе заговорил о том,
что делиться он не даст, пока жив, что дом у него
слава Богу, а разделить – все по миру пойдут. (Л.Толстой) |
Сочетание слава богу
выделяется запятыми, если употребляется для
выражения радости, успокоения, облегчения,
удовлетворения по поводу чего-либо. В значении же
«хорошо», «благополучно» или «в хорошем
состоянии» сочетание слава богу выполняет
роль сказуемого и запятыми не отделяется |
9. – Уж я вам отвечаю, что
Печорин струсит, – на шести шагах их поставлю,
черт возьми! (М.Лермонтов) Разбудил меня,
черт его возьми, сказал, что придет опять! (Л.Толстой)
– Черт знает на что расходовался ум
воспитанника! (Н.Помяловский)
– Черт же его дернул ночью с пьяным
разговаривать! (М.Лермонтов) |
Сочетание черт возьми
отделяется или выделяется запятыми. Сочетания черт
знает, черт дернул запятыми не отделяются и не
выделяются |
Подведение итогов урока.
Что нового о междометии вы узнали на
сегодняшнем уроке?
Домашнее задание. Напишите сочинение
«Междометие! Так ли все туманно и неясно?».
Н.М. РУХЛЕНКО,
г. Белгород |