ГОТОВИМСЯ К ЭКЗАМЕНАМ
Морфологический практикум
Уже четвертый год готовлю выпускников к сдаче
ЕГЭ. Поначалу, конечно, было сложно: пришлось
полностью пересмотреть подходы к преподаванию
русского языка в 10–11-х классах. Не скажу, что
сейчас стало очень легко, однако смогла найти
свой путь. Результатами в принципе довольны и я, и
мои ученики: в 2005 году одна моя выпускница
получила 100 баллов, другая – 97, в 2006-м наша школа
заняла 1-е место в Краснодарском крае по
результатам ЕГЭ. Конечно, подготовка к урокам
занимает много времени, стараюсь регулярно
повторять те задания, которые вызывают
наибольшие трудности. Спасибо газете и ее
авторам за прекрасный материал по орфоэпии.
Карточки на ударение и натолкнули меня на мысль,
что по такому же принципу можно повторять и
морфологию. Почему-то нахождение предлогов,
союзов, частиц, отличие страдательных от
действительных причастий вызывает затруднение у
выпускников. Не хватает именно практики, поэтому
небольшая работа, на 5–7 минут, бывает очень
полезной. Может, мой опыт кому-то пригодится. Е.Д. |
Карточка 1
Подчеркните частицы.
Вот об этом и поговорим; ведь ты прав; вот-вот
приедет; лишь он; не только ты, но и он; только не
читай! Что за красота! Разве я не права? Где бы ты
ни был…; не знал ни правил, ни формул; точно
янтарь; как он красив! Спросил, знал ли он это;
пусть всегда будет солнце! Сделал бы правильно.
Карточка 2
Подчеркните частицы.
Неужели у меня двойка? Возьми-ка ручку; пусть
отвечает; вон за тем домом; ну просто красота! Как
раз сегодня; вот глупость какая; ни у кого не было;
давай погуляем; только ты; чуть не уронила стакан;
даже я не знаю; не рано ли? Неужто вы боитесь?
Именно это задание; приставка и суффикс; вот мои
друзья и готовы; уж вы будьте так добры.
Карточка 3
Подчеркните прилагательные, перешедшие в
существительное.
Прошлого не вернуть; взрослые люди не всегда
бывают правы; взрослых на встречу пришло много;
ничего нового не услышал; таблетка снотворного
не помогла; влюбленная пара; не ходи в столовую;
гостиная занимала много места; люди, влюбленные в
поэзию; не только чужое, но и свое; прохожие на
мостовой; поищи в кладовой; больные улыбались;
столовая посуда из фарфора.
Карточка 4
Напишите разряд местоимений.
Каждый (___), у меня (___), передо мной (___), кое у кого
(___), весь (___), собой (___), его книга (___), некий (___),
самый умный (___), который (___), кто? (___), наш такой (___),
чей-нибудь (___), иной (___), встретил их (___), любой (___),
каждый из нас (___,___), некоторый (___), другой (___), эти
(___), тем (___), ничто (___), каков (___), себе (___), вам (___), к
тебе (___).
Карточка 5
Подчеркните действительные причастия.
Указанный, рассматривающий, играючи,
подходившего, рисуемый, подчеркнутый, завядший,
носящее, играющий, кружащиеся, покрытый, похожий,
способный, видимый, рокочущий, полоскавшим,
обшитая, линючий, сидючи, пообедавши, сдержавший,
насытившись, бурча.
Карточка 6
Подчеркните страдательные причастия
прошедшего времени.
Блестящий, подвернуты, пахучий, замерзшая,
званый, стелющегося, замороженный,
асфальтированный, жаренный в сметане,
брошенному, понятый, отвергнутым, похожий,
вмурованы, приближено, ответивший.
Карточка 7
Подчеркните все предлоги.
Болел
в течение недели; бегал вокруг дома; зайдешь
после меня; посиди рядом; в квартире много
безделушек; мимо дома; за тобой не угонишься;
провел год в заключении; в продолжение трех дней;
через два дня; уехал на месяц; посередине комнаты;
по-над речкой; встретимся впоследствии; не
проходи мимо; в отличие от брата; средь зеленой
дубравы.
Карточка 8
Подчеркните предлоги.
В связи с отъездом; из-за непогоды; по мере
необходимости; ушел, благодаря за помощь; увидел
впоследствии; вследствие дождя; благодаря тебе;
через какое-то время; гостил в течение недели;
бегал вокруг; вместе с тобой; несмотря на
непогоду; по мере того как; двигался навстречу; в
продолжение дня; пройти мимо дома.
Карточка 9
Подчеркните все союзы.
Он не верил ей несмотря на то, что говорила она
искренне; спросил, долго ли здесь пробудет; я
говорил, однако он не слушал; они не писали, с тех
пор как уехали; опоздал, потому что проспал; ни
дождь, ни ветер нам не помешали; необходимый, хотя
и нелюбимый предмет; прежде чем сказать, подумай;
пусть ты и прав, сделаю по-своему; если они и
встречаются, то лишь как знакомые; как зимой, так
и осенью…; я тоже могу ошибаться; префикс, то есть
приставка, стоит перед корнем.
Карточка 10
Подчеркните все союзы.
То ли ветер, то ли снег; сообщи, когда уедешь;
мал, зато дорог; не верь, что бы ни говорили; лишь
только бой угас, звучит другой приказ; читай, пока
не поймешь; если не прав, признай свою вину; я живу
в доме, в котором ценят покой; сверкает, словно
бриллиант; ответил все точно; кабы я была царица;
пока! Я скоро приду! Не только газеты, но и
журналы. Итак, она звалась Татьяной.
Е.В. ДАВЫДОВА,
почетный работник
общего образования РФ,
школа № 10,
г. Сочи |