ИНФОРМАЦИЯ
От редакции
В этом номере газеты «Русский язык» мы
представляем нашим читателям новую версию
выпускного экзамена по русскому языку в 9-м
классе. Публикация предваряется разъяснительным
письмом, составленным Ириной Петровной
Цыбулько, председателем Федеральной комиссии
по русскому языку, и Людмилой Сергеевной
Степановой, руководителем предметной группы
по русскому языку в 9-м классе.
В письме, в частности, объясняется
необходимость новой формы в связи с
переосмыслением целей преподавания русского
языка, а именно – переходом от обучения «в
грамматическом духе» к обучению «в риторическом
духе».
История вопроса
Как известно, почти 15 лет девятиклассники
писали изложение с элементами сочинения по
открытому сборнику изложений под ред.
Л.М. Рыбченковой и В.Л. Скляровой.
В конце 2006 года появилась новая версия экзамена
в 9-м классе, которую наша газета опубликовала (см.
№ 24/2006), одновременно предложив
учителям-словесникам реальную помощь при
подготовке к этому экзамену – методическую
разработку Н.А. Борисенко (см.
№ , 8/2007).
В том же году в апробации новой формы экзамена
участвовали 60 регионов России (около 346 тыс.
выпускников). В 2007/08 учебном году многие учителя
стали готовить своих учеников к экзамену в новой
форме (см. № 23/2007).
И вдруг совершенно неожиданно в конце января 2008
года на сайте ФИПИ (Федерального института
педагогических измерений) был вывешен для
обсуждения новый проект экзамена. Реакция на это
работающих учителей была предсказуемой:
«Четыре месяца мы готовились к экзаменам по
одной версии, привыкли к ней. Ребята неплохо
стали справляться со всеми тремя заданиями –
передавать содержание первого текста, работать
над заданиями второго, создавать свой текст,
опираясь на первый и второй. Я собиралась
провести уже пробный экзамен, но не успела»
О.Ф. Мартынова, г. Омск
Естественно, что наша редакция планировала
опубликовать новый проект в одном из очередных
номеров. Однако события стали развиваться совсем
неожиданным образом. Руководитель Рособрнадзора
В.А. Болотов в специальном письме в
Издательский дом «Первое сентября», главному
редактору газеты «Литература» С.В. Волкову
обратился с просьбой помочь с организацией
независимой экспертизы материалов нового
экзамена. По результатам этой очень быстро
организованной экспертизы ФИПИ решило внести в
проект некоторые исправления и изменения (в
частности, заменило первый текст, уменьшило
количество заданий в части А, внесло исправления
в часть В, дополнило часть С альтернативным
заданием).
В результате всех этих перипетий сложился
нынешний вариант демоверсии ЕГЭ для 9-го класса,
который мы и публикуем вместе с необходимыми
нормативными документами.
Отрывки из рецензий
В процессе обсуждения новой версии экзамена
экспертами (а это более 20 учителей-практиков из
Москвы, Санкт-Петербурга, Омска и Омской обл.,
Новосибирска, Нижнего Новгорода, Оренбурга, Сочи,
Петрозаводска) были сделаны замечания по сути
заданий. Часть этих замечаний (чему мы не можем
искренне не порадоваться) была учтена
разработчиками. А часть осталась без ответа.
Поскольку некоторые из этих предложений
представляют существенный интерес, мы публикуем
выдержки из аналитических записок экспертов.
Часть экспертов вообще ставит под сомнение
необходимость изменения формы экзамена.
А можно и дальше называть минусы и выискивать
плюсы новой экзаменационной версии.
Но при этом остается совершенно непонятным:
зачем вообще нам эти перестроения на марше, зачем
эти повторяющиеся сотрясения? К чему трепать
детям и учителям нервы с госприемкой в 9-м классе,
если она все равно повторится для всех после 11-го?
Зачем множить виды обязательной экзаменационной
деятельности? Невозможно даже вообразить, что в
результате этих нововведений учителя будут
лучше учить русскому языку, а ученики – лучше его
знать. Значит, цели этих преобразований лежат в
каких-то других, внеобразовательных сферах. И они
так важны, что ради них стоит вкладывать немалые
государственные средства, перестраивать все
привычное, загружать и перезагружать учителей.
Чем были плохи изложения, от которых планируют
теперь отказаться? Прежде всего низким качеством
исходных текстов. Но, так и не сумев приискать
достаточное количество хороших, информативных
текстов, не раздражающих интонацией и
содержанием, для ЕГЭ в 11-м классе изготовители
КИМов, похоже, берут повышенные обязательства,
ведь для каждого варианта новой версии экзамена
им понадобится по два текста. Стоит обратиться к
хорошей научно-популярной литературе, например к
детским энциклопедиям, в которых можно подобрать
толковые, школьникам адресованные статьи по
биологии, географии, лингвистике,
литературоведению, истории. Тогда и с помощью
изложения, подробного или сжатого, и
последующего маленького сочинения, как это уже
было, можно будет проверить и степень понимания,
и речевые навыки, и грамотность ученика. А иначе
придется продолжить дурную традицию, предлагая
ученикам демонстрировать знание языка, который
давно уже не используется нигде, за исключением
экзамена».
Н.А. Шапиро,
учитель школы № 57
г. Москва
Мы прекрасно понимаем, что ЕГЭ в 9-м классе
находится в стадии формирования. Но… у каждого
ребенка экзамен по предмету и в 9-м, и в 11-м классе
случается один раз в жизни, и ему очень важно, как
он этот экзамен сдаст. Детей, которые способны
без помощи учителя сдавать любой экзамен, очень
мало. А значит, учитель должен помочь в
подготовке. И учитель несет ответственность за
результат экзамена. Но варианты меняются слишком
часто, причем иногда очень существенно. Учитель
просто не успевает выбирать направления работы.
Готовишь детей к одному, а сдавать они идут очень
часто другое. И ребенок, и учитель становятся
заложниками ситуации. Тем более что на уроки
русского языка базисным учебным планом отведено
всего 2 часа в неделю и на этих уроках нужно не
только изучать и усваивать новый материал, но и
готовиться к новой форме экзамена, которая в
марте–апреле может опять измениться.
Есть еще одна сторона, которую нельзя не
учитывать. Когда в 11-м классе вводили ЕГЭ, ребенок
мог за экзамен получить «2», а в аттестат «3». У
девятиклассников этой возможности по
«Положению…» нет.
Поэтому наши предложения: пробные варианты ЕГЭ
опубликовывать в начале учебного года
(октябрь–ноябрь), а все, что изменится,
реализовывать в следующем учебном году.
Учителя гимназии № 3,
г. Новосибирск
Нельзя менять экзаменационную форму на
принципиально отличающуюся от предыдущей за 4
месяца до окончания учебного года: в 9-м
классе всего 2 часа русского языка в неделю, и они
вовсе не посвящены только подготовке к экзамену
– изучаются сложнейшие темы, требующие времени и
на осмысление, и на тренинг; при этом даже и для
необходимой подготовки нет материалов –
наконец-то появившиеся сборники предлагают
материалы по варианту 2007 года. Не говоря о том,
что есть классы (и не так уж мало), которые надо
целенаправленно готовить к совершенно
определенной форме экзамена не менее
полутора-двух лет, чтобы на самом экзамене ученик
не сидел растерянно перед грудой заданий даже и
посильного объема. У педагогов нет права на
безоглядный эксперимент.
Л.Т. Пирожкова,
зав кафедрой
общественно-гуманитарного образования
ГОУ РК «ИПКРО»,
г. Петрозаводск
Замена подробного изложения сжатым,
предлагаемая в версии-2008, в отличие от версии-2007, воспринимается
экспертами как жесткое решение.
В варианте 2008 года подробное изложение
заменено сжатым. На наш взгляд, детям необходимо
предложить задание на выбор, как в ЕГЭ в 11-м
классе: сжатое или подробное. Писать на слух
сжатое изложение тяжело. Этому в среднем звене мы
не учили. Всегда при написании сжатых изложений
перед глазами был текст. Зато в течение всех
предыдущих лет обучения хорошо научили писать
подробные изложения. Как показывает опыт прошлых
лет, на выпускном экзамене в 9-м классе сжатое
изложение пишут 1–2 ученика из параллели,
остальные выбирают подробное, причем пишут его
весьма успешно. Почему в последнем варианте ЕГЭ
такое жесткое решение?
Учителя гимназии № 3,
г. Новосибирск
Наибольшее количество претензий
относится к характеру предлагаемых текстов.
По качеству текст из новой демоверсии лучше,
чем предыдущие, хотя бы потому, что он живее
(правда, и в словах Е.Гришковца можно уловить тот
дидактический привкус, который так отчетлив в
текстах прошлого года и так отталкивает наших
школьников). Смысл его легко понимают все
носители языка, поэтому можно было бы назвать
задания А1–А7 подарком для девятиклассников,
получающих 7 баллов почти без всякого усилия.
Почти – потому что нелегки для восприятия именно
формулировки правильных ответов: «он умел быть
неожиданным, преображая обыденность», «наполнен
не внешними атрибутами праздника, а радостью
душевного общения», «умеет создать красоту в
жизни и подарить ее людям». Зато они своей
книжностью и некоторой напыщенностью явно
контрастируют стилистически и с самим текстом
Е.Гришковца, и с остальными, неправильными
ответами, и это воспринимается учениками как
подтверждение правильности их выбора.
Н.А. Шапиро,
учитель школы № 57
г. Москва
Текст из второй части требует содержательного
анализа. Обращение к современной прозе
(Е.Гришковец), несомненно, полезно и интересно. Но
в контексте указанных заданий даже легкий и
ироничный язык Гришковца приобретает
тяжеловесность и дидактичность. Вопросы А1–А7
расчленяют текст, делают его примитивным, сводя
на нет художественные достоинства и превращая в
схему.
Г.И. Еселева,
лицей «Вторая школа»,
г. Москва
Задание С2 – развернутый ответ на
лингвистическую тему – многих авторов рецензий настораживает
или вызывает протест.
Третья часть работы – сочинение на
лингвистическую тему – практически не связана с
предыдущими заданиями: текст для чтения – это
лишь лингвистический материал (оттуда надо
извлечь два примера, иллюстрирующих
теоретическое высказывание). При такой
постановке вопроса проблема не только в
структурно-смысловой отдельности этой части
(что, повторим, для девятиклассников тоже имеет
существенное значение), но и в смещении цели:
вместо проверки важного коммуникативного умения
доказательно рассуждать о
культурно-нравственных проблемах появился
заменитель устного ответа на теоретический
вопрос.
Л.Т. Пирожкова,
зав кафедрой
общественно-гуманитарного образования
ГОУ РК «ИПКРО»,
г. Петрозаводск
ИТОГ
Так какой же экзамен будут сдавать
девятиклассники в 2007/08 учебном году? По словам
специалистов ФИПИ, регионы сами выбирают, по
какому сценарию сдавать экзамен. Напоминаем, что
их в этом году три: изложение с элементами
сочинения, экзамен по демоверсии-2007 и экзамен по
демоверсии-2008. |