Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №7/2008

ИНФОРМАЦИЯ

 

От редакции

В этом номере газеты «Русский язык» мы представляем нашим читателям новую версию выпускного экзамена по русскому языку в 9-м классе. Публикация предваряется разъяснительным письмом, составленным Ириной Петровной Цыбулько, председателем Федеральной комиссии по русскому языку, и Людмилой Сергеевной Степановой, руководителем предметной группы по русскому языку в 9-м классе.

В письме, в частности, объясняется необходимость новой формы в связи с переосмыслением целей преподавания русского языка, а именно – переходом от обучения «в грамматическом духе» к обучению «в риторическом духе».

История вопроса

Как известно, почти 15 лет девятиклассники писали изложение с элементами сочинения по открытому сборнику изложений под ред. Л.М. Рыбченковой и В.Л. Скляровой.

В конце 2006 года появилась новая версия экзамена в 9-м классе, которую наша газета опубликовала (см. № 24/2006), одновременно предложив учителям-словесникам реальную помощь при подготовке к этому экзамену – методическую разработку Н.А. Борисенко (см.
№ , 8/2007).

В том же году в апробации новой формы экзамена участвовали 60 регионов России (около 346 тыс. выпускников). В 2007/08 учебном году многие учителя стали готовить своих учеников к экзамену в новой форме (см. № 23/2007).

И вдруг совершенно неожиданно в конце января 2008 года на сайте ФИПИ (Федерального института педагогических измерений) был вывешен для обсуждения новый проект экзамена. Реакция на это работающих учителей была предсказуемой:

«Четыре месяца мы готовились к экзаменам по одной версии, привыкли к ней. Ребята неплохо стали справляться со всеми тремя заданиями – передавать содержание первого текста, работать над заданиями второго, создавать свой текст, опираясь на первый и второй. Я собиралась провести уже пробный экзамен, но не успела»

О.Ф. Мартынова, г. Омск

 

Естественно, что наша редакция планировала опубликовать новый проект в одном из очередных номеров. Однако события стали развиваться совсем неожиданным образом. Руководитель Рособрнадзора В.А. Болотов в специальном письме в Издательский дом «Первое сентября», главному редактору газеты «Литература» С.В. Волкову обратился с просьбой помочь с организацией независимой экспертизы материалов нового экзамена. По результатам этой очень быстро организованной экспертизы ФИПИ решило внести в проект некоторые исправления и изменения (в частности, заменило первый текст, уменьшило количество заданий в части А, внесло исправления в часть В, дополнило часть С альтернативным заданием).

В результате всех этих перипетий сложился нынешний вариант демоверсии ЕГЭ для 9-го класса, который мы и публикуем вместе с необходимыми нормативными документами.

Отрывки из рецензий

В процессе обсуждения новой версии экзамена экспертами (а это более 20 учителей-практиков из Москвы, Санкт-Петербурга, Омска и Омской обл., Новосибирска, Нижнего Новгорода, Оренбурга, Сочи, Петрозаводска) были сделаны замечания по сути заданий. Часть этих замечаний (чему мы не можем искренне не порадоваться) была учтена разработчиками. А часть осталась без ответа. Поскольку некоторые из этих предложений представляют существенный интерес, мы публикуем выдержки из аналитических записок экспертов.

Часть экспертов вообще ставит под сомнение необходимость изменения формы экзамена.

А можно и дальше называть минусы и выискивать плюсы новой экзаменационной версии.

Но при этом остается совершенно непонятным: зачем вообще нам эти перестроения на марше, зачем эти повторяющиеся сотрясения? К чему трепать детям и учителям нервы с госприемкой в 9-м классе, если она все равно повторится для всех после 11-го? Зачем множить виды обязательной экзаменационной деятельности? Невозможно даже вообразить, что в результате этих нововведений учителя будут лучше учить русскому языку, а ученики – лучше его знать. Значит, цели этих преобразований лежат в каких-то других, внеобразовательных сферах. И они так важны, что ради них стоит вкладывать немалые государственные средства, перестраивать все привычное, загружать и перезагружать учителей.

Чем были плохи изложения, от которых планируют теперь отказаться? Прежде всего низким качеством исходных текстов. Но, так и не сумев приискать достаточное количество хороших, информативных текстов, не раздражающих интонацией и содержанием, для ЕГЭ в 11-м классе изготовители КИМов, похоже, берут повышенные обязательства, ведь для каждого варианта новой версии экзамена им понадобится по два текста. Стоит обратиться к хорошей научно-популярной литературе, например к детским энциклопедиям, в которых можно подобрать толковые, школьникам адресованные статьи по биологии, географии, лингвистике, литературоведению, истории. Тогда и с помощью изложения, подробного или сжатого, и последующего маленького сочинения, как это уже было, можно будет проверить и степень понимания, и речевые навыки, и грамотность ученика. А иначе придется продолжить дурную традицию, предлагая ученикам демонстрировать знание языка, который давно уже не используется нигде, за исключением экзамена».

Н.А. Шапиро,
учитель школы № 57
г. Москва

 

Мы прекрасно понимаем, что ЕГЭ в 9-м классе находится в стадии формирования. Но… у каждого ребенка экзамен по предмету и в 9-м, и в 11-м классе случается один раз в жизни, и ему очень важно, как он этот экзамен сдаст. Детей, которые способны без помощи учителя сдавать любой экзамен, очень мало. А значит, учитель должен помочь в подготовке. И учитель несет ответственность за результат экзамена. Но варианты меняются слишком часто, причем иногда очень существенно. Учитель просто не успевает выбирать направления работы. Готовишь детей к одному, а сдавать они идут очень часто другое. И ребенок, и учитель становятся заложниками ситуации. Тем более что на уроки русского языка базисным учебным планом отведено всего 2 часа в неделю и на этих уроках нужно не только изучать и усваивать новый материал, но и готовиться к новой форме экзамена, которая в марте–апреле может опять измениться.

Есть еще одна сторона, которую нельзя не учитывать. Когда в 11-м классе вводили ЕГЭ, ребенок мог за экзамен получить «2», а в аттестат «3». У девятиклассников этой возможности по «Положению…» нет.

Поэтому наши предложения: пробные варианты ЕГЭ опубликовывать в начале учебного года (октябрь–ноябрь), а все, что изменится, реализовывать в следующем учебном году.

Учителя гимназии № 3,
г. Новосибирск

 

Нельзя менять экзаменационную форму на принципиально отличающуюся от предыдущей за 4 месяца до окончания учебного года: в 9-м классе всего 2 часа русского языка в неделю, и они вовсе не посвящены только подготовке к экзамену – изучаются сложнейшие темы, требующие времени и на осмысление, и на тренинг; при этом даже и для необходимой подготовки нет материалов – наконец-то появившиеся сборники предлагают материалы по варианту 2007 года. Не говоря о том, что есть классы (и не так уж мало), которые надо целенаправленно готовить к совершенно определенной форме экзамена не менее полутора-двух лет, чтобы на самом экзамене ученик не сидел растерянно перед грудой заданий даже и посильного объема. У педагогов нет права на безоглядный эксперимент.

Л.Т. Пирожкова,
зав кафедрой
общественно-гуманитарного образования
ГОУ РК «ИПКРО»,
г. Петрозаводск

 

Замена подробного изложения сжатым, предлагаемая в версии-2008, в отличие от версии-2007, воспринимается экспертами как жесткое решение.

В варианте 2008 года подробное изложение заменено сжатым. На наш взгляд, детям необходимо предложить задание на выбор, как в ЕГЭ в 11-м классе: сжатое или подробное. Писать на слух сжатое изложение тяжело. Этому в среднем звене мы не учили. Всегда при написании сжатых изложений перед глазами был текст. Зато в течение всех предыдущих лет обучения хорошо научили писать подробные изложения. Как показывает опыт прошлых лет, на выпускном экзамене в 9-м классе сжатое изложение пишут 1–2 ученика из параллели, остальные выбирают подробное, причем пишут его весьма успешно. Почему в последнем варианте ЕГЭ такое жесткое решение?

Учителя гимназии № 3,
г. Новосибирск

 

Наибольшее количество претензий относится к характеру предлагаемых текстов.

По качеству текст из новой демоверсии лучше, чем предыдущие, хотя бы потому, что он живее (правда, и в словах Е.Гришковца можно уловить тот дидактический привкус, который так отчетлив в текстах прошлого года и так отталкивает наших школьников). Смысл его легко понимают все носители языка, поэтому можно было бы назвать задания А1–А7 подарком для девятиклассников, получающих 7 баллов почти без всякого усилия. Почти – потому что нелегки для восприятия именно формулировки правильных ответов: «он умел быть неожиданным, преображая обыденность», «наполнен не внешними атрибутами праздника, а радостью душевного общения», «умеет создать красоту в жизни и подарить ее людям». Зато они своей книжностью и некоторой напыщенностью явно контрастируют стилистически и с самим текстом Е.Гришковца, и с остальными, неправильными ответами, и это воспринимается учениками как подтверждение правильности их выбора.

Н.А. Шапиро,
учитель школы № 57
г. Москва

 

Текст из второй части требует содержательного анализа. Обращение к современной прозе (Е.Гришковец), несомненно, полезно и интересно. Но в контексте указанных заданий даже легкий и ироничный язык Гришковца приобретает тяжеловесность и дидактичность. Вопросы А1–А7 расчленяют текст, делают его примитивным, сводя на нет художественные достоинства и превращая в схему.

Г.И. Еселева,
лицей «Вторая школа»,
г. Москва

 

Задание С2 – развернутый ответ на лингвистическую тему – многих авторов рецензий настораживает или вызывает протест.

Третья часть работы – сочинение на лингвистическую тему – практически не связана с предыдущими заданиями: текст для чтения – это лишь лингвистический материал (оттуда надо извлечь два примера, иллюстрирующих теоретическое высказывание). При такой постановке вопроса проблема не только в структурно-смысловой отдельности этой части (что, повторим, для девятиклассников тоже имеет существенное значение), но и в смещении цели: вместо проверки важного коммуникативного умения доказательно рассуждать о культурно-нравственных проблемах появился заменитель устного ответа на теоретический вопрос.

Л.Т. Пирожкова,
зав кафедрой
общественно-гуманитарного образования
ГОУ РК «ИПКРО»,
г. Петрозаводск


ИТОГ

Так какой же экзамен будут сдавать девятиклассники в 2007/08 учебном году? По словам специалистов ФИПИ, регионы сами выбирают, по какому сценарию сдавать экзамен. Напоминаем, что их в этом году три: изложение с элементами сочинения, экзамен по демоверсии-2007 и экзамен по демоверсии-2008.

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru