ИНФОРМАЦИЯ
О новой версии экзаменационной работы
для проведения государственной итоговой
аттестации выпускников 9-х классов
общеобразовательных учреждений
по русскому языку (новая форма)
в 2008 году (в сокращении)
На современном этапе происходит новое
осмысление функций учебного предмета «русский
язык» как в образовательной системе в целом, так
и в системе филологического и собственно
лингвистического образования в частности.
Переосмысляется уже сложившаяся система целей
преподавания русского языка в связи с новыми
потребностями общества1.
Введение в качестве цели обучения
определенного комплекса знаний и умений,
составляющих компетенцию, выделение ведущих для
родного языка видов компетенции
(коммуникативной, лингвистической, языковой и
культуроведческой) – это попытка реализовать
деятельностный подход в обучении родному языку,
ориентированный на развитие всех сторон
личности школьника, а также важнейшей для
человека способности и готовности к
дальнейшему саморазвитию.
Девятый класс для школьника можно
рассматривать как определенный рубеж в изучении
курса русского языка. Объем знаний, круг умений,
которыми должны владеть девятиклассники,
зафиксирован в нормативных документах2.
Было принято решение включить государственную
итоговую аттестацию девятиклассников в
общероссийскую систему качества оценки
образования. Итоговая аттестация с помощью КИМов
проверяет, в какой степени выполняются (вне
зависимости от используемых учебников,
возможностей школы и т.п.) требования,
определенные нормативными документами,
Апробирование новой формы экзамена в 9-м
классе проходит в нашей стране с 2003 года.
Совершенно очевидно, что для того, чтобы
адекватно отвечать целям аттестации выпускников
основной школы и современному этапу образования,
экзаменационные материалы должны меняться.
Совершенствование КИМов 2008 года
для государственной итоговой аттестации в
основной школе
После публикации проектов материалов для
проведения государственной (итоговой)
аттестации выпускников 9-х классов
общеобразовательных учреждений в новой форме в
2008 году были получены отзывы из регионов.
В отзывах региональных органов управления
образованием высказана в целом позитивная
оценка проектов кодификатора, спецификации и
демонстрационной версии для проведения
государственной (итоговой) аттестации
выпускников 9-х классов общеобразовательных
учреждений в новой форме в 2008 году по русскому
языку.
Представленные материалы подготовлены с
учетом замечаний из регионов3.
Подходы к отбору
проверяемых элементов содержания и построению
заданий
Экзаменационная работа по русскому языку
состоит из трех частей, которые связаны между
собой общетематической направленностью. Если
первый текст (для сжатого изложения) носит
обобщенно-отвлеченный характер, то второй
раскрывает тему на живом, жизненном материале;
если первый текст – рассуждение, то во втором
могут быть представлены разные
функционально-смысловые типы речи и их
сочетания. Иными словами, тексты подобраны так,
чтобы соблюдался принцип «от общего к частному,
от отвлеченного к конкретному».
В представленной демоверсии оба текста
посвящены тому, что сближает людей, способствует
взаимопониманию.
Первая часть работы – это написание сжатого
изложения по прослушанному тексту.
Такая форма требует не просто мобилизации
памяти школьника и сосредоточенности его на
правописных нормах, но прежде всего
структурированного восприятия содержания
текста, умения выделять в нем микротемы,
определять в них главное, существенное, отсекать
второстепенное. Иными словами, сжатое изложение
побуждает выпускника выполнить информационную
обработку текста. При этом востребованным
оказывается прежде всего умение отбирать
лексические и грамматические средства,
помогающие связно и достаточно кратко передать
полученную информацию.
Заметим, что, какой бы программой ни
руководствовался учитель, комплекс этих умений
обеспечивается всей проводимой в курсе русского
языка работой по развитию речи. Не будем забывать
и о том, что подобные умения формируются как
общеучебные при изучении других предметов
(литературы, иностранного языка, истории,
биологии, географии и пр.).
Таким образом, чтобы подготовить детей к первой
части экзамена, учителю достаточно правильно
сориентировать их, обратив внимание на
особенности сжатого изложения как формы работы с
текстом.
Вторая и третья части работы выполняются
на основе одного и того же прочитанного текста.
Вторая часть экзаменационной работы
включает задания А1–А7 и задания В1–В14. При этом
буквенные обозначения связаны не с уровнем
сложности самого задания (все задания второй
части не выходят за пределы базового уровня), а с
технологией его выполнения: в заданиях типа А
необходимо, как и в Едином государственном
экзамене, выбрать один ответ из четырех
предложенных, в заданиях типа В – записать
найденный ответ цифрами или словами.
Семь заданий типа А с выбором ответа проверяют
глубину и точность понимания содержания:
понимание его основной проблемы, позиции автора
или героя, характеристики героя, понимание
отношений синонимии и антонимии, важных для
содержательного анализа; опознавание изученных
средств выразительности речи.
Четырнадцать заданий типа В с открытым ответом
проверяют комплекс умений, определяющих уровень
языковой и лингвистической компетенций
выпускников. Все задания имеют практическую
направленность, так как языковые явления,
проверяемые ими, составляют необходимую
лингвистическую базу владения орфографическими,
пунктуационными и речевыми нормами. Содержание
заданий не выходит за пределы содержания любого
из принятых в основной школе учебников для 5–9-х
классов.
Эта группа заданий представляет собой
определенную ступень к экзамену в 11-м классе, а не
аналог такого же типа заданий в ЕГЭ. Более того,
можно сказать о том, что экзаменационная работа
для итоговой аттестации в 9-м классе в целом носит
диагностический характер по отношению к ЕГЭ.
Третья часть работы содержит два
альтернативных творческих задания – С2.1 и
С2.2, – из которых выпускник должен выбрать
только одно. И то и другое задания проверяют
коммуникативную компетенцию школьников, в
частности умение строить собственное
высказывание в соответствии с заданным типом
речи. Особое внимание уделяется умению
аргументировать положения своей работы,
используя прочитанный текст.
Умение аргументировать собственные
высказывания оказывается недостаточно
сформированным у наших выпускников в 11-м классе.
Думается, что экзаменационная работа в 9-м классе
будет способствовать более активной работе
учителя в данном направлении уже в основной
школе.
Заметим, что оба задания этой части КИМов для 9-х
классов одинаковы по уровню сложности, потому
что сочинение-рассуждение на лингвистическую
тему (задание С2.1) не предполагает каких-либо
узких тем и специальных знаний. Эта тема может
быть раскрыта школьниками в широком
общекультурном плане.
Задание С2.2 направлено на самостоятельную
интерпретацию выпускниками смысла одного из
ключевых фрагментов текста.
Учет возрастных особенностей
учеников основной школы
Для того чтобы определить, соответствуют ли
предложенные задания возрастным особенностям
учащихся, были проведены апробационные
исследования как отдельных заданий, так и всего
экзаменационного теста в целом. Апробирование
проводилось в сельских и городских школах г.
Челябинска и в разных школах Москвы. Результаты
апробационных испытаний показали, что ученики
даже без всякой специальной подготовки понимают
формулировки заданий и приступают к выполнению
всех заданий теста.
Таким образом, новый вариант экзаменационной
работы соответствует возрастным особенностям
экзаменуемых, не выходит за пределы требований,
которые предъявляются к выпускнику основной
школы, и не влечет перестройки учебного процесса
при подготовке к экзамену.
ЦЫБУЛЬКО Ирина Петровна,
председатель Федеральной предметной комиссии по
русскому языку
СТЕПАНОВА Людмила Сергеевна,
руководитель предметной группы
по русскому языку (9-й класс)
1 Федеральный компонент
государственного стандарта общего образования.
Основное общее образование. Русский язык (приказ
Минобрнауки РФ «Об утверждении федерального
компонента государственных стандартов
начального общего, основного общего и среднего
(полного) общего образования» от 05.03.2004 г. № 1089).
2 Обязательный минимум
содержания основного общего образования по
предмету (приложение к приказу Минобранауки РФ
«Об утверждении временных требований к
обязательному минимуму содержания основного
общего образования» от 19.05.1998 г. № 1236).
Федеральный компонент государственного
стандарта общего образования. Основное общее
образование. Русский язык (приказ Минобрнауки РФ
«Об утверждении федерального компонента
государственных стандартов начального общего,
основного общего и среднего (полного) общего
образования» от 05.03.2004 г. № 1089).
3 Отчет о проведенной
предметной группой разработчиков КИМов
корректировке материалов для проведения
государственной (итоговой) аттестации
выпускников 9-х классов по замечаниям регионов
опубликован на сайте ФИПИ www.fipi.ru. |