Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №7/2008

ИНФОРМАЦИЯ

 

Система оценивания
экзаменационной работы
по русскому языку

ЧАСТЬ 1

Текст для прослушивания

Задумаемся над тем, часто ли мы расстраиваемся, что не поняли кого-нибудь? А может быть, значительно чаще страдаем потому, что не понимают нас? Конечно, чаще случается второе. Когда не понимают нас, нам бывает обидно. Мы огорчаемся, что нас не понимают родители, учителя, одноклассники. Мы до слез переживаем, что нас не понимают те, кто нам нравится, кого мы уважаем. Мы уверены, что сами способны понять, да и понимаем их всех, а вот они…

Но пока мы уверены в этом, пока себя судим менее строго, чем других, как раз и рождается непонимание. Может быть, стоит начать именно с себя, с размышления над тем, чего нам самим не хватает? Возможно, в этом и состоит первый шаг к пониманию.

Достаточно ли, например, у нас воображения? Ведь воображение, по точному замечанию одного из писателей, нужно вовсе не для того, чтобы придумать нечто несуществующее или несбыточное. Воображение нужно для того, чтобы охватить умом и сердцем все богатство жизни, ее ситуаций, ее поворотов, чтобы увидеть мысленным взором потаенные уголки человеческой души. Без воображения нет образа мира и образа человека. А без этих образов жизнь становится плоской и упрощенной, в ней нас окружают всего лишь модели и схемы, а не живые люди.

Но чтобы понять человека, одного воображения мало, нужно еще и пристальное внимание к людям, стремление всмотреться, вслушаться с доброжелательным сочувствием, с сердечным участием. Нужно сострадание, которое побуждает нас прислушиваться не только к словам, но и к интонации, вглядываться не только в явное, но и в незаметное. При таком отношении разность взглядов и чувств никогда не переходит в непонимание.

(251 слово)
(Из Интернета)

 

Проверка и оценивание задания С1

Таблица 1

Информация о тексте для сжатого изложения
№ абзаца Микротема
1 Мы часто переживаем потому, что не понимают нас, но уверены что сами понимаем окружающих.
2 Возможно, первый шаг к пониманию состоит в размышлении над тем, чего недостает нам самим.
3 Для понимания мира и человека необходимо воображение.
4 Кроме воображения, для понимания нужно внимание к людям и сострадание к ним.

Внимание!

1. При написании изложения экзаменуемым может быть использована лексика, отличающаяся от той, которая представлена в исходном тексте или в информации о тексте.

2. Количество абзацев в сжатом изложении должно соответствовать количеству микротем исходного текста.

Ответ на задание С1 (сжатое изложение) оценивается по следующим критериям.

 

Таблица 2

Критерии оценивания изложения Баллы
ИК1

Содержание изложения (см. таблицу 1)

 
Экзаменуемый передал основное содержание прослушанного текста, отразив все перечисленные в таблице 1 важные для его восприятия микротемы. 3
Экзаменуемый передал основное содержание прослушанного текста, но упустил 1 микротему. 2
Экзаменуемый передал основное содержание прослушанного текста, но упустил 2 микротемы. 1
Экзаменуемый передал основное содержание прослушанного текста, но упустил более 2 микротем. 0
ИК2 Наличие сжатия исходного текста  
Экзаменуемый использовал один или несколько приемов сжатия текста (содержательных, языковых). 1
Экзаменуемый не использовал приемы сжатия текста. 0
ИК3 Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения  
Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения:

– логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена;

– в работе нет нарушений абзацного членения текста.

2
Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения,

но

допущена 1 логическая ошибка,

и/или

в работе имеется 1 нарушение абзацного членения текста.

1
В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел,

но

допущено более 1 логической ошибки,

и/или

имеются 2 случая нарушения абзацного членения текста.

0
Максимальное количество баллов за сжатое изложение по критериям ИК1–ИК3 6

 

ЧАСТЬ 2

Проверка заданий А1–А7; В1–В14

За верное выполнение заданий второй части экзаменационной работы (А1–А7; В1–В14) экзаменуемый получает по 1 баллу за каждое задание. За неверный ответ или его отсутствие выставляется 0 баллов.

Максимальное количество баллов, которое может набрать экзаменуемый, правильно выполнивший 21 тестовое задание второй части работы, – 21 балл.

За выполнение заданий А1–А7 с выбором ответа выставляется 1 балл при условии, если обведен только один номер верного ответа. Если обведены и не перечеркнуты два и более ответов, в том числе правильный, то ответ не засчитывается.

Таблица 3

№ задания Ответ
А1 3
А2 2
А3 3
А4 4
А5 4
А6 1
А7 2

 

Таблица 4

№ задания Ответ Баллы
В1 выключилось <отключилось> < выключиться> <отключиться> 1
В2 выбирал <выбирать> 1
В3 расставил <расставить> 1
В4 диковинных <диковинные> <диковинный> 1
В5 1, 2, <2, 1> 1
В6 1, 3, <3, 1> 1
В7 3, 4, <4, 3> 1
В8 скатертей из бумаги <скатерти из бумаги> <скатерть из бумаги> 1
В9 Серега был художником 1
В10 9, 13, <13, 9> 1
В11 23 1
В12 2 1
В13 27 1
В14 7 1

 

ЧАСТЬ 3

Проверка задания С2.1

Ответ на задание С2.1 (сочинение-рассуждение) оценивается по следующим критериям.

 

Таблица 5

Критерии оценивания сочинения-рассуждения
на лингвистическую тему (С2.1)
Баллы
С1К1 Наличие обоснованного ответа на поставленный вопрос  
Экзаменуемый дал обоснованный ответ на поставленный вопрос, указав 2 (или более) разные функции знаков препинания. 2
Экзаменуемый дал обоснованный ответ на вопрос в целом, но указал только 1 функцию знаков препинания. 1
Экзаменуемый не сумел дать обоснованный ответ на поставленный вопрос. и не указал ни одной функции знаков препинания 0
С1К2 Наличие примеров-аргументов  
Экзаменуемый привел 2 примера, из текста, которые иллюстрируют 2 разные функции знаков препинания. 2
Экзаменуемый привел 2 примера из текста, которые соответствуют теоретическим обоснованиям и иллюстрируют 1 функцию знаков препинания,

или

экзаменуемый привел 1 пример из текста, 1 функцию знаков препинания,

или

экзаменуемый привел 1 или 2 примера не из текста, однако примеры иллюстрируют 1–2 функции знаков препинания.

1
Экзаменуемый привел 1 или 2 примера из текста, однако они не соответствуют обоснованиям,

или

экзаменуемый не привел ни одного примера, иллюстрирующего функции знаков препинания.

0
С1К3 Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения  
Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения:

– логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена;

– в работе нет нарушений абзацного членения текста.

2
Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения,

но

допущена 1 логическая ошибка,

и/или

в работе имеется 1 нарушение абзацного членения текста.

1
В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел,

но

допущено более 1 логической ошибки,

и/или

имеются 2 случая нарушения абзацного членения текста.

0
С1К4 Композиционная стройность работы  
Работа характеризуется композиционной стройностью и завершенностью, ошибок в построении текста нет. 1
Работа лишена композиционной стройности, продуманности и завершенности. 0
Максимальное количество баллов за сочинение по критериям С1К1–С1К4 7

Внимание!

Если сочинение представляет собой полностью переписанный или пересказанный текст, то такая работа оценивается нулем баллов по всем критериям проверки (С1К1–С1К4; ГК1–ГК4, ФК1).

Грамотность письменной речи экзаменуемого и фактическая точность его письменной речи оценивается отдельно (см. таблицу 7).

Проверка задания С2.2

Ответ на задание С2.2 (сочинение-рассуждение) оценивается по следующим критериям.

 

Таблица 5

Критерии оценивания сочинения-рассуждения на тему,
связанную с анализом содержания текста (С2.2)
Баллы
С2К1 Понимание смысла фрагмента текста  
Экзаменуемый дал верное объяснение содержания фрагмента текста. 1
  Экзаменуемый дал неверное объяснение содержания фрагмента текста,

или

объяснение содержания фрагмента в работе экзаменуемого отсутствует.

0
С2К2 Наличие примеров-аргументов  
Экзаменуемый привел из текста 2 примера, которые соответствуют объяснению содержания данного фрагмента. 3
Экзаменуемый привел из текста 1 пример, который соответствует объяснению содержания данного фрагмента. 2
Экзаменуемый привел примеры не из прочитанного текста. 1
Экзаменуемый не привел ни одного примера, объясняющего содержание данного фрагмента. 0
С2К3 Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения  
Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения:

– логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена;

– в работе нет нарушений абзацного членения текста.

2
Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения,

но

допущена 1 логическая ошибка,

и/или

в работе имеется 1 нарушение абзацного членения текста.

1
В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел,

но

допущено более 1 логической ошибки,

и/или

имеются 2 случая нарушения абзацного членения текста.

0
С2К4 Композиционная стройность  
Работа характеризуется композиционной стройностью и завершенностью, ошибок в построении текста нет. 1
Работа лишена композиционной стройности, продуманности и завершенности. 0
Максимальное количество баллов за сочинение по критериям С2К1–С2К4 7

Внимание!

Если сочинение представляет собой полностью переписанный или пересказанный текст, то такая работа оценивается нулем баллов по всем критериям проверки (С2К1–С2К4; ГК1–ГК4, ФК1).

Практическая грамотность экзаменуемого и фактическая точность его письменной речи оценивается на основании проверки изложения и сочинения в целом (с учетом грубых и негрубых, однотипных и неоднотипных ошибок).

 

Таблица 7

  Критерии оценки грамотности и фактической точности
речи экзаменуемого
Баллы
ГК1 Соблюдение орфографических норм  
Орфографических ошибок нет или допущено не более 1 ошибки. 2
Допущены 2 ошибки. 1
Допущены 3 ошибки и более. 0
ГК2 Соблюдение пунктуационных норм  
Пунктуационных ошибок нет или допущено не более 2 ошибок. 2
Допущены 3 ошибки. 1
Допущены 4 ошибки и более 0
ГК3 Соблюдение грамматических норм  
Грамматических ошибок нет или допущена 1 ошибка. 2
Допущены 2 ошибки. 1
Допущены 3 ошибки или более. 0
ГК4 Соблюдение речевых норм  
Речевых ошибок нет или допущено не более 2 ошибок. 2
Допущены 3 ошибки. 1
Допущены 4 ошибки и более. 0
ФК1 Фактическая точность сочинения-рассуждения  
Фактических ошибок в изложении материала, в понимании текста, а также в понимании и употреблении терминов нет. 2
Фактических ошибок в изложении материала нет, однако допущена 1 ошибка в понимании текста или употреблении терминов. 1
Экзаменуемым допущены фактические ошибки в изложении материала, в понимании текста,

и/или

есть 2 и более ошибки в понимании и употреблении терминов.

0
Максимальное количество баллов за сочинение и изложение по критериям ФК1, ГК1–ГК4 10

При оценке грамотности (ГК1–ГК4) следует учитывать объем изложения и сочинения.

Указанные в таблице 7 нормативы применяются для проверки и оценки изложения и сочинения, суммарный объем которых составляет 140–290 слов.

Если суммарный объем сочинения и изложения составляет 70–139 слов, то по каждому из критериев ГК1–ГК4 не ставится больше 1 балла:

ГК1 – 1 балл ставится, если орфографических ошибок нет или допущена 1 негрубая ошибка;

ГК2 – 1 балл ставится, если пунктуационных ошибок нет или допущена 1 негрубая ошибка;

ГК3 – 1 балл ставится, если грамматических ошибок нет;

ГК4 – 1 балл ставится, если речевых ошибок нет.

Если в изложении и сочинении в целом насчитывается менее 70 слов, то такая работа по критериям ГК1–ГК4 оценивается нулем баллов.

Если ученик выполнил только один вид творческой работы (или изложение, или сочинение), то оценивание по критериям ГК1–ГК4 осуществляется также в соответствии с объемом работы:

если в работе не менее 140 слов, то грамотность оценивается по таблице 7;

если в работе 70–139 слов, то по каждому из критериев ГК1–ГК4 не ставится больше 1 балла (см. выше);

если в работе менее 70 слов, то такая работа по критериям ГК1–ГК4 оценивается нулем баллов.

Максимальное количество баллов, которое может получить экзаменуемый за выполнение всей экзаменационной работы, – 44 балла.

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru