ИНФОРМАЦИЯ
Спецификация
экзаменационной работы для проведения
государственной итоговой аттестации
выпускников 9-х классов
общеобразовательных учреждений
2008 года (в новой форме)
по русскому языку
1. Назначение экзаменационной работы –
оценить уровень общеобразовательной подготовки
по русскому языку учащихся 9-х классов
общеобразовательных учреждений с целью их
государственной (итоговой) аттестации.
Результаты экзамена могут быть использованы при
приеме учащихся в профильные классы средней
школы.
2. Документы, определяющие содержание
экзаменационной работы
1) Обязательный минимум содержания основного
общего образования по русскому языку (приложение
к Приказу Минобразования России «Об утверждении
временных требований к обязательному минимуму
содержания основного общего образования» от
19.05.1998 г. № 1236).
2) Федеральный компонент государственного
стандарта общего образования. Основное общее
образование. Русский язык (Приказ Минобразования
России «Об утверждении федерального компонента
государственных стандартов начального общего,
основного общего и среднего (полного) общего
образования» от 05.03.2004 г. № 1089).
3. Характеристика структуры и содержания
экзаменационной работы
По полноте охвата курса экзаменационная работа
соотносится с целями обучения русскому языку в
основной школе. В контрольные измерительные
материалы включены задания, проверяющие
следующие виды компетенций:
– лингвистическую компетенцию, то есть
умение проводить элементарный лингвистический
анализ языковых явлений;
– языковую компетенцию, то есть
практическое владение русским языком, его
словарем и грамматическим строем, соблюдение
языковых норм;
– коммуникативную компетенцию, то есть
владение разными видами речевой деятельности,
умение воспринимать чужую речь как в устной, так
и в письменной форме, а также умение обрабатывать
воспринятую информацию и создавать собственные
высказывания на ее основе.
В работу по русскому языку включено 2 задания с
развернутым ответом (сжатое изложение и
сочинение-рассуждение), а также 14 заданий с
кратким ответом и 7 заданий с выбором ответа из 4
предложенных.
Экзаменационная работа по русскому языку
состоит из трех частей, которые последовательно
выполняются учениками. Выполнение трех частей
обязательно для всех экзаменуемых.
Часть 1 выполняется на основе прослушанного
текста и содержит задание с развернутым ответом
(сжатое изложение), проверяющее в основном такие
важнейшие коммуникативные умения, как умение
обрабатывать информацию и создавать в
письменной форме высказывание по заданным
параметрам.
Часть 2 выполняется на основе прочитанного
текста и содержит 21 задание: 7 заданий с выбором
ответа, связанных с содержательным анализом
текста и проверяющих умение извлекать основную
информацию из текста при чтении, аргументировать
те или иные тезисы, квалифицировать средства
речевой выразительности; 14 заданий с кратким
ответом, проверяющих языковую и лингвистическую
компетенции (умение анализировать прочитанный
текст с использованием знания орфографии,
пунктуации и синтаксиса; владение основным
понятийным аппаратом русского языка в этих
областях).
Часть 3 выполняется на основе прочитанного
текста и содержит 2 альтернативных задания с
развернутым ответом (сочинение-рассуждение),
каждое из которых проверяет умение создавать в
письменной форме высказывание по заданным
параметрам.
С помощью этого задания проверяется уровень
сформированности ряда речевых умений и навыков,
в том числе умение понимать читаемый текст и
аргументировать свою точку зрения, используя
прочитанное.
Значительная часть дидактических единиц
содержания контрольных измерительных
материалов представлена в экзаменационной
работе в рамках коммуникативно-деятельностного
подхода, то есть не только в заданиях, целью
которых является определение уровня
сформированности аналитических языковых умений,
но и в заданиях, выявляющих умения в различных
видах речевой деятельности (аудировании, чтении,
письме).
Варианты экзаменационной работы равноценны по
трудности, одинаковы по структуре, параллельны
по расположению заданий: под одним и тем же
порядковым номером во всех вариантах работы
находится задание, проверяющее один и тот же
элемент содержания.
Распределение заданий по частям
экзаменационной работы представлено в таблице 1.
Таблица 1
Распределение заданий по частям
экзаменационной работы
№ п/п |
Части
работы |
Число
заданий |
Максимальный первичный
балл |
Процент максимального
первичного балла за задания данной части от
максимального первичного балла за всю работу,
равного 44 баллам |
Тип
заданий |
1 |
Часть 1 |
1 (С1) |
6 |
14% |
Задание с развернутым ответом |
2 |
Часть 2 |
7 |
7 |
16% |
Задания с выбором ответа |
|
|
14 |
14 |
32% |
Задания с кратким ответом |
3 |
Часть 3 |
1 (С2.1 или С2.2) |
7 |
16% |
Задание с развернутым ответом |
Части 1, 3 (соблюдение фактической
точности, а также языковых и речевых норм в
заданиях с развернутым ответом) |
2 (С1, С2.1 или С2.2) |
10 |
22% |
Задания с развернутым ответом |
|
Итого |
23 |
44 |
100% |
|
4. Распределение заданий
экзаменационной работы по содержанию,
проверяемым умениям и видам деятельности.
Распределение заданий по основным
содержательным разделам учебного предмета
«Русский язык» представлено в таблице 2.
Таблица 2
Распределение заданий по основным
содержательным разделам
учебного предмета «Русский язык»
Содержательные
разделы |
Число
заданий |
Максимальный
первичный балл |
Процент максимального
первичного балла за задания данного блока
содержания от максимального первичного балла за
всю работу, равного 44 баллам |
Речь. Адекватное понимание
устной речи. |
1 |
6 |
14% |
Речь. Письменное
воспроизведение текста с заданной степенью
свернутости (сжатое изложение содержания
прослушанного текста) |
|
|
|
Речь. Адекватное понимание
письменной речи. |
5 |
5 |
11% |
Речь. Основные особенности
разговорной речи, функциональных стилей, языка
художественной литературы. |
2 |
2 |
5% |
Лексика и фразеология |
1 |
1 |
2% |
Синтаксис |
7 |
7 |
16% |
Речь. Создание текста в
соответствии с заданной темой и
функционально-смысловым типом речи. |
1 |
7 |
6% |
Языковые нормы. Лексические
нормы. Орфографические нормы. Пунктуационные
нормы. Грамматические нормы. Выразительность и
точность русской речи |
6 (81) |
16 |
36% |
Итого |
23 |
44 |
100% |
___________
1 Часть 1 – 1 задание, часть 2 – 6
заданий, часть 3 – 1 задание.
Задания экзаменационного теста по русскому
языку различны по способам предъявления
языкового материала (см. таблицу 3). Экзаменуемый
работает с языковыми явлениями, предъявленными в
тексте; создает собственное письменное
монологическое высказывание.
Таблица 3
Распределение заданий по видам
работы с языковым материалом
Виды работы
с языковым
материалом |
Число
заданий |
Максимальный
первичный балл |
Процент максимального
первичного балла
за выполнение заданий,
предусматривающих
различные
виды работы
с языковым материалом,
от максимального
первичного балла
за всю работу, равного
44 баллам |
Написание изложения и
сочинения |
2 |
232 |
52% |
Работа с текстом: работа с
языковыми явлениями, предъявленными в тексте
(языковой анализ текста) |
14 |
14 |
32% |
Работа с текстом:
содержательный анализ прочитанного текста |
7 |
7 |
16% |
Итого |
23 |
44 |
100% |
___________
2 Максимальное количество баллов,
включающее баллы за грамотность и фактическую
точность речи.
При разработке содержания экзаменационной
работы учитывается необходимость проверки не
только усвоения элементов знаний, но и, в равной
мере, проверки овладения умениями,
представленными в таблице 4.
Таблица 4
Перечень проверяемых умений
1 |
Умение адекватно понимать
информацию устного сообщения (цель, тему, главную
мысль, основную и дополнительную, ясную и скрытую
информацию). |
2 |
Умение сжато излагать
содержание прослушанных публицистических и
научных текстов различных
функционально-смысловых типов речи. |
3 |
Умение обрабатывать информацию
звучащего текста. |
4 |
Умение адекватно понимать
информацию письменного сообщения (цель, тему,
главную мысль, основную и дополнительную, ясную и
скрытую информацию). |
5 |
Умение понимать отношение
автора к поставленной в прочитанном тексте
проблеме. |
6 |
Умение интерпретировать
информацию прочитанного текста. |
7 |
Умение использовать информацию,
содержащуюся в прочитанном тексте, в качестве
аргумента. |
8 |
Умение различать разговорную
речь, научный, публицистический,
официально-деловой стили, язык художественной
речи. |
9 |
Умение определять
функционально-смысловой тип речи. |
10 |
Умение определять лексическое
значение слова и фразеологического оборота. |
11 |
Умение проводить морфемный и
словообразовательный анализ слова. |
12 |
Умение определять
принадлежность слова к определенной части речи
по его грамматическим признакам. |
13 |
Умение определять
принадлежность предложения к определенной
синтаксической модели по его смыслу, интонации и
грамматическим признакам. |
14 |
Умение находить грамматическую
основу предложения. |
15 |
Умение применять знания по
фонетике, лексике, морфемике, словообразованию,
морфологии и синтаксису в практике правописания. |
16 |
Умение создавать текст в
соответствии с заданной темой и
функционально-смысловым типом речи. |
17 |
Умение последовательно излагать
собственные мысли. |
18 |
Умение осуществлять выбор и
организацию языковых средств в соответствии с
темой, целью, стилем и функционально-смысловым
типом речи. |
19 |
Умение использовать в
собственной речи разнообразные грамматические
конструкции и лексическое богатство языка. |
20 |
Умение оформлять речь в
соответствии с орфографическими,
грамматическими, пунктуационными и речевыми
нормами литературного языка. |
5. Время выполнения работы
На выполнение экзаменационной работы
отводится 4 часа (240 минут).
6. Дополнительные материалы и оборудование
На экзамене учащимся разрешается пользоваться
орфографическими словарями.
7. Условия проведения и проверки экзамена
(требования к специалистам)
Сначала экзаменуемые прослушивают исходный
текст. После второго прочтения текста
экзаменуемые пересказывают его сжато в
письменной форме. Затем знакомятся с текстом для
чтения, который предъявляется каждому из них в
распечатанном виде. Экзаменуемым предлагается
выполнить задания, связанные с содержательным и
языковым анализом прочитанного текста. После
этого экзаменуемые приступают к написанию
небольшого сочинения-рассуждения на
лингвистическую или морально-этическую тему.
Таблица 5
№ |
Действия
организатора |
Действия
экзаменуемого |
Рекомендуемое
время |
|
1-я часть работы |
100 мин. |
1 |
Первое чтение текста |
Слушание текста |
10 мин. |
|
|
Осмысление прочитанного текста |
5 мин. |
2 |
Второе чтение текста |
Слушание текста |
10 мин. |
|
|
Написание сжатого изложения
прочитанного текста |
75 мин. |
|
За 30 минут до завершения
этого вида работы объявить учащимся о
возможности пользоваться словарями |
|
|
|
За 10 минут до завершения
этого вида работы напомнить учащимся о
необходимости завершения написания изложения |
|
|
|
2-я часть работы |
85 мин. |
|
|
Чтение текста и решение
тестовых заданий |
|
|
За 5 минут напомнить учащимся
о необходимости завершить этот вид работы |
|
|
|
3-я часть работы |
55 мин. |
|
|
Написание
сочинения-рассуждения
(С2.1 или С2.2) |
|
3 |
По истечении времени,
отведенного на выполнение всей работы,
собрать словари; собрать выполненные
экзаменационные работы. |
|
|
Организатором в аудитории во время
проведения экзаменационной работы по русскому
языку должен быть учитель-словесник, не
работающий в данном классе.
8. Рекомендации по подготовке к экзамену
При подготовке к экзамену рекомендуется
использовать учебники, имеющие гриф
Министерства образования и науки РФ.
1. Ладыженская Т.А., Баранов М.Т.,
Тростенцова Л.А. и др. Русский язык: учебники
для 5-,
6-, 7-х кл. общеобразовательных учреждений /
Научный ред. акад. РАО Н.М. Шанский. – М.:
Просвещение.
2. Тростенцова Л.А., Ладыженская Т.А. и др.
Русский язык: учебники для 8-, 9-х кл.
общеобразовательных учреждений. – М.:
Просвещение.
3. Разумовская М.М., Львова С.И.,
Капинос В.И. и др. Русский язык: Учебники для
5-, 6-, 7-,
8-, 9-х кл. общеобразовательных учреждений / Под
ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта. – М.:
Дрофа.
4. Львова С.И., Львов В.В. Русский язык:
Учебники для 5-, 6-, 7-, 8-х кл. общеобразовательных
учреждений. – М.: Мнемозина.
5. Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д. Русский
язык. Теория. Учебник для 5–9-х кл.
общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа.
6. Бабайцева В.В., Еремеева А.П.,
Купалова А.Ю., Лидман-Орлова Г.К. и др.
Русский язык. Практика. Учебники для 5-, 6-, 7-, 8-, 9-х
кл. общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа; Никитина Е.И.
Русская речь. 5–9-е классы. – М.: Дрофа.
7. Бархударов С.Г., Крючков С.Е.,
Максимов А.Ю. и др. Русский язык:
Учебники для 8-,
9-х кл. общеобразовательных учреждений. – М.:
Просвещение.
К экзамену можно готовиться также по другим
учебникам, включенным в «Федеральный перечень
учебников, рекомендованных (допущенных)
Министерством образования и науки Российской
Федерации к использованию в образовательном
процессе в общеобразовательных учреждениях».
Перечень учебников размещен на Федеральном
образовательном портале www.edu.ru в разделе
«Федеральный перечень учебников для общего
образования».
9. Изменения в контрольных измерительных
материалах по русскому языку 2008 года по
сравнению с 2007 годом.
Как и в 2007 году, в экзаменационном тесте 2008 года
проверяются три из четырех основных видов
речевой деятельности: слушание, чтение, письмо.
Изменен вид изложения: вместо полного
изложения текста экзаменуемым предлагается
написать сжатое.
Изменено количество заданий к прочитанному
тексту.
В третьей части работы даны два альтернативных
задания.
Изменены критерии оценивания выполнения
заданий с развернутым ответом.
Изменено максимальное количество баллов за
выполнение работы в целом и ее частей.
10. План экзаменационной работы
Для формирования вариантов экзаменационной
работы по русскому языку разработан план
демонстрационного варианта, представленный в
Приложении 1.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
План демонстрационного варианта по русскому
языку
№ п/п |
Обозначение задания в работе |
Проверяемые
элементы
содержания |
Коды проверяемых элементов
содержания по кодификатору |
Коды проверяемых умений
(п. 4 спецификации) |
Примерное время выполнения
задания (мин.) |
|
|
Часть 1 |
|
|
100 |
1 |
С1 |
Адекватное понимание устной
речи. Письменное воспроизведение текста с
заданной степенью свернутости (сжатое изложение
содержания прослушанного текста). Текст как
продукт речевой деятельности |
8.5 8.9
8.10
8.11
9.2
9.3
9.4 |
1 2
3
16–20 |
|
|
|
Часть 2 |
|
|
85 |
2 |
А1 |
Адекватное понимание письменной
речи в различных сферах и ситуациях общения |
8.6 |
4 6
10 |
3 |
3 |
А2 |
Текст как продукт речевой
деятельности. Смысловая и композиционная
целостность текста |
8.2 |
4 5
6
10 |
3 |
4 |
А3 |
Извлечение информации из
различных источников |
8.7 |
4 6
10 |
3 |
5 |
А4 |
Синонимы. Антонимы. Омонимы |
2.2 |
4 6
10 |
4 |
6 |
А5 |
Лексическое значение слова |
2.1 |
4 6
7
10 |
3 |
7 |
А6 |
Лексический анализ слова |
2.4 |
4 6
10 |
3 |
8 |
А7 |
Выразительность русской речи |
10.1–10.4 |
8 |
6 |
9 |
В1 |
Выбор и организация языковых
средств в соответствии с темой, целями, сферой и
ситуацией общения |
8.11 |
8 |
4 |
10 |
В2 |
Правописание корней |
6.1 |
20 |
4 |
11 |
В3 |
Правописание приставок |
6.2 |
20 |
4 |
12 |
В4 |
Правописание суффиксов |
6.3 |
20 |
4 |
13 |
В5 |
Знаки препинания в простом
осложненном предложении |
7.3 |
20 |
4 |
14 |
В6 |
Знаки препинания в
сложносочиненном предложении |
7.5 |
20 |
4 |
15 |
В7 |
Знаки препинания в
сложноподчиненном предложении |
7.6 |
20 |
4 |
16 |
В8 |
Словосочетание |
5.1 |
13 |
4 |
17 |
В9 |
Предложение. Грамматическая
(предикативная) основа предложения |
5.3 |
14 |
5 |
18 |
В10 |
Простое предложение |
5.8 |
13 |
4 |
19 |
В11 |
Простое осложненное предложение |
5.8 |
13 |
4 |
20 |
В12 |
Синтаксический анализ сложного
предложения |
5.15 |
13 |
5 |
21 |
В13 |
Сложные бессоюзные предложения |
5.11 |
13 |
5 |
22 |
В14 |
Сложные предложения с разными
видами связи |
5.12 |
19 |
5 |
Часть 3 |
55 |
23 |
С2 |
Создание текста в соответствии с
заданной темой и функционально-смысловым типом
речи |
8.6 8.7
8.10
9.2–9.4
7.1–7.8 |
7 |
|
Примечание: при
оценке практической грамотности и фактической
точности письменной речи экзаменуемого
максимальный балл за сочинение и изложение в
целом равен 10. |
Всего заданий – 23. Общее
время выполнения работы – 240 мин. |
|