ПОДСПОРЬЕ
Итоговые годовые контрольные диктанты
5-й класс
Длинная
Маша – первоклассница. Когда она появляется в
школе с тяжелым портфелем, то слышит: «Жирафа,
здравствуй!». Маша не обижается и обещает вырасти
еще выше.
Вечерами, когда Маша забирается под одеяло,
вещи в ее комнате превращаются в животных.
Круглый стол становится гигантской черепахой,
черный шкаф – слоном. Маша расспрашивает их о
прошедшем дне. Черепахе она говорит: «Уважаемая
Черепаха, как ваше здоровье? Вам надо беречь себя.
На вас сегодня раскалывали орехи». «Что вы, милая,
я даже не заметила! Видите, какой у меня крепкий
панцирь», – отвечает Черепаха. «Кто это
стреляет?» – шепотом спрашивает Слон. Маша
объясняет: «Это часы бьют время, приветствуют
ночь. Не волнуйтесь, ложитесь спать». Звери
засыпают.
(102 слова)
(По Г.Галаховой)
Грамматическое задание
1. Выполните синтаксический разбор предложения.
1-й вариант. Маша расспрашивает их о
прошедшем дне.
2-й вариант. Это часы бьют время,
приветствуют ночь.
2. Выполните морфологический разбор слов.
1-й вариант: (в) школе, отвечает, (с) тяжелым
(портфелем).
2-й вариант: (с) портфелем, забирается,
гигантской (черепахой).
3. Выполните фонетический разбор слова.
1-й вариант: объясняет.
2-й вариант: бьют.
4. Выпишите из текста обращения.
6-й класс
Я с нетерпением жду последнего номера. Наконец
на арене появляется клоун в матросском костюме.
Он надувает огненно-красные щеки, вскакивает на
барьер и обращается к зрителям: «Сегодня в цирк
вы пришли не зря: увидите клоуна-богатыря!». Из-за
занавеса выкатываются две тележки со
стокилограммовыми гирями. Люди в форменных
костюмах с серебряными полосками на рукавах
везут тележки медленно, тяжело дышат, то и дело
останавливаются и вытирают пот со лба. Видно, что
работа у них вовсе не легкая. «Мои помощники!» –
сообщает клоун и начинает заниматься
гимнастикой. Он вытягивает руки, и мускулы его
вздымаются, как крутые пригорки на ровной дороге.
«Никто на всей планете не сдвинет гири эти!» –
объявляет клоун. И тут же предлагает: «Может, вы
не верите? Может, вы проверите?».
(115 слов)
(По А.Алексину)
Грамматическое задание
1. Выполните морфологический разбор слов.
1-й вариант: (в) матросском (костюме), увидите,
мои (помощники).
2-й вариант: (на) ровной (дороге), дышат, (на)
всей (планете).
2. Выполните морфемный и словообразовательный
разбор слов.
1-й вариант: серебряными, огненно-красные.
2-й вариант: форменных, стокилограммовыми.
7-й класс
Навстречу Наталье Савельевне встала половина
первого «А». Остальные болели. Сильная эпидемия
гриппа свалила переутомленных новой программой
первоклассников. Головы их, раскаленные высокой
температурой, не знали покоя ни днем, ни ночью.
Стоило забыться, как откуда ни возьмись налетало
на них чудовище Х и хрипело, обвивая щупальцами,
точь-в-точь как спрут: «Чему я равно?».
Выскакивали, скрипя и раскачиваясь, углы: тупые,
прямые и острые. Исчезали углы, и перед едва
шепчущими от страха малышами появлялись в
детских снах буквы шипящие. Они водили хороводы и
шипели: «Жи, ши – трепещите, малыши!». Иванов Саня,
несмотря на хорошие отметки, никак не может
выбраться из хоровода, вскрикивает, заливаясь
слезами. Ничему не верящий Федя Гончаров
отбивается от буквы щ, карабкающейся ему
на грудь. Распадается щ на букву ц и
крючок. Отступает прочь грипп.
(121 слово)
(По Г.Галаховой)
Грамматическое задание
1. Выполните синтаксический разбор предложения.
1-й вариант. Сильная эпидемия гриппа свалила
переутомленных новой программой
первоклассников.
2-й вариант. Головы их, раскаленные высокой
температурой, не знали покоя ни днем, ни ночью.
2. Выполните морфологический разбор.
1-й вариант: обвивая, шепчущими.
2-й вариант: заливаясь, (не) верящий.
* 3. Выпишите из текста производные предлоги.
Придумайте и запишите предложения, в которых
выписанные вами слова будут не служебными, а
самостоятельными (т.е. существительным, наречием,
деепричастием).
8-й класс
Дед
Мороз, как и вчера, стоит в центре зала с
секундомером в руке, будто судья на стадионе.
Снова ко мне подводят под уздцы «старого, но
боевого коня» – облезлый зеленый велосипед
(конем его величает дядя Гоша – помощник Деда
Мороза). Я опять, как заправский спортсмен-гонщик,
взбираюсь на кожаное седло, нажимаю на педали, но,
несмотря на состязание, не тороплюсь. Ведь
соревноваться мне приходится с самим собой.
Счастливый, я вижу себя двукратным чемпионом
Елки. «Никто, – думаю я, от удовольствия совсем
замедляя ход, – никто не сможет догнать меня!»
Размечтавшись, подъезжаю к финишу на самой
медленной скорости. Сразу же объявляют, что я был
быстрее всех, и вручают приз, конечно, не такой,
как накануне. На этот раз мне дарят красивый
бумажный пакет, раскрашенный в красный и зеленый
цвета. Внутри мои любимые лакомства: белая и
розовая пастила, шоколадная медаль в золотой
обертке и мятные пряники. Только успеваю
откусить кусочек сладкой коричневой медали, как
Дед Мороз провозглашает: «Кто всех ловчее?!». И я,
не задумываясь, выхожу вперед.
(154 слова)
(По А.Алексину)
Грамматическое задание
1. Выполните синтаксический разбор.
1-й вариант. На этот раз мне дарят красивый
бумажный пакет, раскрашенный в красный и зеленый
цвета.
2-й вариант. Размечтавшись, подъезжаю к
финишу на самой медленной скорости.
2. Выпишите из текста:
1-й вариант: а) составное глагольное
сказуемое; б) сказуемое из определенно-личного
предложения; в) сравнительный оборот
2-й вариант: а) составное именное сказуемое;
б) сказуемое из неопределенно-личного
предложения; в) распространенное приложение.
Диктанты предложены А.В. Волковой
9-й класс
Мама и папа очень много размышляли о том, как
меня правильно воспитывать. Мама считала, что
главное – это книги и школа, а папа неизменно
напоминал, что именно физический труд сделал из
обезьяны человека и что поэтому я прежде всего
должен помогать взрослым дома, во дворе, на улице,
на бульваре и вообще всюду и везде. Я с ужасом
думал, что, если когда-нибудь мои родители
наконец договорятся между собой, я пропал: тогда
мне придется учиться только на пятерки, с утра до
вечера читать книги, мыть посуду, натирать полы,
бегать по магазинам и помогать всем, кто старше
меня, таскать по улице сумки.
Итак, мама и папа спорили, а я не подчинялся
кому-нибудь одному, чтобы не обидеть другого, и
делал все так, как хотел сам.
Накануне зимних каникул беседы о моем
воспитании разгорались особенно жарко. Мама
утверждала, что размеры моего веселья должны
находиться в прямой пропорциональной
зависимости от отметок в дневнике, а папа
говорил, что веселье должно быть в такой же точно
зависимости от моих трудовых успехов. Поспорив
между собой, оба они приносили мне по билету на
елочные представления.
(174 слова)
(А.Алексин)
Грамматическое задание
1. Выполните синтаксический разбор.
1-й вариант. Итак, мама и папа спорили, а я не
подчинялся кому-нибудь одному, чтобы не обидеть
другого, и делал все так, как хотел сам.
2-й вариант. Мама считала, что главное – это
книги и школа, а папа неизменно напоминал, что
именно физический труд сделал из обезьяны
человека и что поэтому я прежде всего должен
помогать взрослым дома, во дворе, на улице, на
бульваре и вообще всюду и везде.
2. Выпишите из текста:
1-й вариант: а) составное глагольное
сказуемое; б) словосочетание с примыканием.
2-й вариант: а) составное именное сказуемое;
б) словосочетание с управлением.
3. Подчеркните в тексте:
1-й вариант: сказуемое в безличном
предложении.
2-й вариант: сказуемое в двусоставном
неполном предложении.
Диктант предложен Н.А. Шапиро |