КУЛЬТУРА РЕЧИ
Институт русского языка им. В.В. Виноградова РАН
«Чей туфля?!», или Что делать,
если ботинок остался один…
«У меня двое сыновей, они – близнецы, вкусы
у них сходятся, в гардеробе тоже много похожих
вещей. Увы, бросают они свои вещи и башмаки как
попало. Поэтому, собираясь в школу, спорят: «Это
мой кроссовок! – Нет, смотри: вот тут пятнышко, а
тут – дырочка крошечная, эта кроссовка точно
моя!». И так до тех пор, пока у каждого не окажется
в руках по паре. Слушала я, слушала их споры, и
задумалась: когда два башмака рядом стоят – все
просто, это кроссовки. А если на поверхности
остался один башмак? Что искать – кроссовку? или
кроссовок?» – вот такой неожиданный вопрос
последовал от внимательной не только к проблемам
своих детей, но и к вопросам грамматики мамочки. |
Вообще-то кроссовки освоены нашим
языком всерьез. Кроссовки (от кросс –
«обувь на пружинящей подошве с высокими
наружными задниками из прорезиненной ткани, с
вентиляционными отверстиями и другими
усовершенствованиями для активного отдыха,
первоначально – для бега») «наследили» на
страницах словарей. И во всех авторитетных
справочниках есть четкое указание: это –
существительное женского рода, в единственном
числе – кроссовка, без вариантов! Но народ
почему-то об одном спортивном башмаке говорит: кроссовок.
Мне еще попалось сообщение о рекламной акции, в
ходе которой на берег – от штата Вашингтон до
Аляски – морской прибой должен был выбросить
тысячи пар кроссовок... Производители
чудо-обуви предупреждали: у тех, кто найдет на
берегу кроссовки, будет одна проблема –
придется подбирать правый и левый кроссовки
одного размера». Заметили? Левый и правый! Для
переводчика этого информационного сообщения кроссовок
– мужского рода.
В принципе нечто похожее происходит и с туфлями.
В современных нормативных словарях – то же
указание, в единственном числе – туфля –
женского рода, а вот в словаре В.Даля есть и туфель
(м.р.), и туфля (ж.р.). Но вот на что стоит
обратить внимание: невзирая на «вольницу»,
классики русской литературы предпочитали форму
женского рода. Вот, например, есть у Н.Лескова
рассказ «Полунощники», так его героя однажды
«просто ужас обхватил»: представил он себе, как
какой-то мерзавец заденет ночью «туфлею за
какое-нибудь легкое стуло или табуретку и
загремит...». Или у А.Куприна в «Реке жизни»
дамочка появляется: «вся раскрасневшаяся, с
сияющими глазами и губами, как кровь, сняла под
столом одну туфлю и горячей ногой в чулке
жмет ногу околоточному»… А народ опять-таки шел
«не в ногу» с литературной нормой! Почему же так
происходит? А дело все в том, что туфель – это
самый что ни на есть настоящий башмак (от
старонемецкого его названия tuffel), а кроссовки
– тоже «башмаки», ассоциация с башмаком,
ботинком и определяет выбор формы мужского рода.
А форма женского рода откуда? От слова обувь,
наверное. И с тем, что и туфля, и кроссовка – это
обувь, трудно спорить.
Есть еще одно слово – кеды. Когда они
вместе, эти «спортивные матерчатые ботинки на
ребристой резиновой подошве» – проблем нет: кеды
– они и есть кеды, во множественном числе род
не так уж и важен. А в единственном числе как?
Словари разрешают нам выбрать форму по вкусу:
либо форму мужского рода – кед, либо форму
женского рода – кеда, если есть кед или кеда,
то нет уже (род. падеж) кеда или кеды. А во
множественном числе кеды есть, а нет – либо кедов,
либо кед, здесь тоже можно выбрать ту форму,
которая нравится.
Что касается сапог, то этот вид обуви ведет
себя в единственном и множественном числе
по-разному. Сапог «в одиночестве» выступает
как существительное мужского рода, это ни у кого
сомнений не вызывает. Но вот в чем проблема: во
множественном числе должно было бы быть по всем
правилам сапогов. Так и было в XIX в., этот
вариант встречался у Гоголя, Пушкина, Лермонтова,
Некрасова, Тургенева, Достоевского и мн. др.
Например, у Л.Толстого в романе «Воскресение» «за
девушкой пробежал мужик, стуча гвоздями толстых сапогов».
Но «правильный» вариант устарел, теперь в
родительном падеже множественного числа
окончание, как ни странно, по женскому роду: сапог.
Сняв сапоги, кеды, кроссовки, мы дома надеваем тапочки.
Если пара не разрознена, все просто. А если что-то
куда-то задевалось… то это тапочка. Так и
только так!
Ольга СЕВЕРСКАЯ,
кандидат филологических наук,
старший научный сотрудник ИРЯ РАН,
ведущая программы «Говорим по-русски!»
на радио «Эхо Москвы» |