ИНФОРМАЦИЯ
Экзаменационная работа
для проведения государственной (итоговой)
аттестации выпускников 9-х классов
общеобразовательных учреждений
2008 года (в новой форме)
по русскому языку
Демонстрационный вариант 2008 года
Район __________________________________
Город (населенный пункт) _________________
Школа __________________________________
Класс ___________________________________
Фамилия ________________________________
Имя ____________________________________
Отчество ________________________________
Инструкция по выполнению работы
На выполнение экзаменационной работы по
русскому языку дается 4 часа (240 минут). Работа
состоит из 3 частей.
Часть 1 включает 1 задание (С1) и представляет
собой небольшую письменную работу по
прослушанному тексту (сжатое изложение).
Исходный текст для сжатого изложения
прослушивается вами 2 раза.
Это задание выполняется на отдельном
подписанном листе.
Часть 2 выполняется на основе прочитанного
текста.
Она состоит из 7 заданий с выбором ответа (А1–А7)
и 14 заданий с кратким ответом (В1–В14).
К каждому заданию с выбором ответа (А1–А7) даны 4
варианта ответа, из которых только один
правильный. Обведите номер правильного ответа кружком.
Если вы обвели не тот номер, то зачеркните этот
обведенный номер крестом, а затем обведите номер
правильного ответа.
Ответы к заданиям В1–В14 вы должны
сформулировать самостоятельно. Записывайте
ответы на эти задания словами или цифрами, разделяя
их при необходимости запятыми. В случае записи
неверного ответа зачеркните его и запишите рядом
новый.
Часть 3 выполняется на основе того же
текста, который вы читали, работая над
заданиями второй части.
Приступая к третьей части работы, выберите одно
из двух предложенных заданий (С2.1 или С2.2) и дайте
письменный развернутый аргументированный ответ
Это задание выполняется на отдельном
подписанном листе.
Через 70 минут после начала экзамена разрешено
пользоваться орфографическими словарями.
Советуем выполнять задания в том порядке, в
котором они даны. Для экономии времени
пропускайте задание, которое не удается
выполнить сразу, и переходите к следующему. Если
после выполнения всей работы у вас останется
время, вы можете вернуться к пропущенным
заданиям.
Правильный ответ в зависимости от сложности
каждого задания оценивается одним или
несколькими баллами. Баллы, полученные вами за
все выполненные задания, суммируются.
Постарайтесь выполнить как можно больше заданий
и набрать как можно больше баллов.
Желаем успеха!
ЧАСТЬ 1
Прослушайте текст и
выполните задание С1 на отдельном подписанном
листе. Сначала напишите номер задания, а затем
текст сжатого изложения. |
Прослушайте текст и напишите сжатое
изложение.
Учтите, что вы должны передать главное
содержание как каждой микротемы, так и всего
текста в целом.
Объем изложения – не менее 90 слов.
Пишите изложение аккуратно, разборчивым
почерком.
ЧАСТЬ 2
Прочтите текст и
выполните задания А1–А7, В1–В14. |
(1) Серега был настоящим художником. (2) Нет,
рисовать он не умел.
(3) Но, например, он умел быть желанным гостем. (4)
Он удивлял меня тем, что у него всегда находилась
идея, с которой можно к кому-нибудь прийти. (5)
Иногда у него оказывалось несколько диковинных
конфет. (6) Или он дарил хозяевам какую-нибудь
необыкновенную свечку. (7) Если он знал, что идет в
гости к девушкам или там есть хозяйка дома, он не
забывал купить цветы. (8) А какие тогда можно было
купить цветы? (9) Только несколько астрочек или
гвоздичек. (10) И он обычно покупал три гвоздички.
(11) Но как он их преподносил!..
(12) Если же у Сереги совсем не было денег ни на
что, у него были рассказы. (13) И он всегда создавал
особенную атмосферу не просто ужина или
чаепития, а вечера с художником.
(14) Однажды Сереге пришло в голову отметить
Новый год в своей квартире. (15) Денег у нас было
мало, и мы купили то, что смогли. (16) Все выбирал
хозяин, и мне оставалось только удивляться,
зачем, например, нужны два десятка белых бумажных
скатертей.
(17) Когда мы пришли к нему он сказал:
(18) – Мы назовем наш праздник «Бумажный Новый
год». (19) Помогай!
(20) Сам же снял со стены большое зеркало.
(21) – Это будет наш стол, – заявил он.
(22) Потом застелил всю комнату белыми
скатертями. (23) Посреди комнаты он положил
зеркало, красиво разбросав на нем несколько
яблок, мандарины, орехи. (24) Расставил свечи,
подготовил музыку.
(25) Из оставшихся скатертей мы сделали бумажные
накидки.
(26) Когда пришли гости, в доме вдруг вырубилось
электричество. (27) Весь дом забегал, засуетился,
занервничал, люди пытались наладить свет.
(28) – Вот это подарок! – радостно сказал Серега.
(29) – Зажжем свечи!
(30) Это был, конечно, лучший Новый год в моей
жизни. (31) Без телевизора, музыки, обжорства. (32) Мы
сидели у зеркала в бумажных накидках, шелестели
этими одеждами, разговаривали. (33) Свечи горели, и
мы чувствовали себя частью странной, но красивой
картины, спектакля и книги вместе, которую Серега
никогда не напишет.
(По Е.Гришковцу)
К каждому заданию А1–А7 даны 4
варианта ответа, из которых только один
правильный. Номер этого ответа обведите кружком. |
Какое из высказываний, приведенных ниже,
содержит ответ на вопрос: «Почему рассказчик
называет Серегу настоящим художником?»
1) Серега – мастер высокого класса, создающий
материальные ценности.
2) Серега занимается созданием произведений
изобразительного искусства, живописью.
3) Серега умеет открывать и создавать красоту в
жизни и дарить ее людям.
4) Серега профессионально занимается
устройством и оформлением праздников.
Почему рассказчик называет встречу Нового
года, описанную в тексте, «лучший Новый год в
моей жизни»?
1) Рассказчик впервые отмечал Новый год в
квартире Сереги.
2) Этот Новый год был наполнен подлинной
радостью общения.
3) Рассказчик самостоятельно подготовил
встречу Нового года.
4) Герой и рассказчик смогли купить все для
изобильного новогоднего стола.
Как характеризует героя информация,
заключенная в предложениях 7–11?
1) Серега – человек практичный, расчетливый и
экономный.
2) Серега очень любил цветы и часто их покупал.
3) Серега самый обычный подарок мог преподнести
как необычный.
4) Серега – человек с плохим, неразвитым вкусом.
Укажите, в каком значении употребляется в
тексте слово атмосфера (предложение 13):
1) оболочка;
2) распорядок;
3) окружение;
4) настроение.
Ниже даны пары предложений из прочитанного
текста. В какой из этих пар содержание второго
предложения противопоставлено содержанию
первого?
1) (4) Он удивлял меня тем, что у него всегда
находилась идея, с которой можно к кому-нибудь
прийти. (5) Иногда у него оказывалось несколько
диковинных конфет.
2) (8) А какие тогда можно было купить цветы?
(9) Только несколько астрочек или гвоздичек.
3) (22) Потом застелил всю комнату белыми
скатертями. (23) Посреди комнаты он положил
зеркало, красиво разбросав на нем несколько
яблок, мандарины, орехи.
4) (27) Весь дом забегал, засуетился, занервничал,
люди пытались наладить свет. (28) – Вот это
подарок! – радостно сказал Серега.
Выберите верное продолжение ответа на вопрос:
«Почему рассказчик называет героя не Сергеем, не
Сережей, а Серегой?».
Такая форма имени говорит о…
1) теплых, доверительных отношениях рассказчика
и героя.
2) пренебрежительном отношении рассказчика к
герою.
3) значительной разнице в возрасте героя и
рассказчика.
4) разнице в социальном положении героя и
рассказчика.
Укажите, какое средство речевой
выразительности используется в предложении: «Иногда
у него оказывалось несколько диковинных конфет».
1) Олицетворение;
2) эпитет;
3) метафора;
4) сравнительный оборот.
Ответы на задания В1–В14
записывайте словами или цифрами, разделяя их,
если нужно, запятыми. |
Замените слово вырубилось из предложения 26
стилистически нейтральным синонимом. Напишите
этот синоним.
Ответ: _________________________________
Из предложений 15–16 выпишите слово с чередующейся
безударной гласной в корне.
Ответ: _________________________________
Из предложений 22–24 выпишите слово,
правописание приставки в котором
определяется правилом: «На конце приставки
пишется -с, если после нее следует буква,
обозначающая глухой согласный».
Ответ: _________________________________
Из предложений 3–5 выпишите слово, в котором правописание
нн определяется правилом: «В
прилагательном, образованном при помощи
суффикса -н- от существительного, основа
которого оканчивается на -н, пишется нн».
Ответ: _________________________________
В приведенном ниже предложении из прочитанного
текста пронумерованы все запятые. Выпишите
цифры, обозначающие запятые при вводном слове.
Это был, (1) конечно, (2)
лучший Новый год в моей жизни. Без телевизора, (3)
музыки, (4) обжорства.
Ответ: _________________________________
В приведенном ниже предложении из прочитанного
текста пронумерованы все запятые. Выпишите
цифры, обозначающие запятые между частями сложносочиненного
предложения.
Денег у нас было мало, (1) и мы купили
то, (2) что смогли. Все выбирал хозяин, (3)
и мне оставалось только удивляться, (4) зачем,
(5) например, (6) нужны два
десятка белых бумажных скатертей.
Ответ: _________________________________
В приведенном ниже предложении из прочитанного
текста пронумерованы все запятые. Выпишите
цифры, обозначающие запятые между частями сложноподчиненного
предложения.
Но, (1) например, (2) он умел
быть желанным гостем. Он удивлял меня тем, (3)
что у него всегда находилась идея, (4) с
которой можно к кому-нибудь прийти.
Ответ: _________________________________
Замените словосочетание бумажных скатертей
(предложение 16), построенное на основе связи согласование,
синонимичным словосочетанием со связью управление.
Напишите получившееся словосочетание.
Ответ: _________________________________
Выпишите грамматическую основу
предложения 1.
Ответ: _________________________________
Среди предложений 7–13 найдите предложения с однородными
членами. Напишите номера этих предложений.
Ответ: _________________________________
Среди предложений 22–27 найдите предложение с
обособленным обстоятельством. Напишите номер
этого предложения.
Ответ: _________________________________
Укажите количество грамматических основ в
предложении 12.
Ответ: _________________________________
Среди предложений 26–33 найдите сложное бессоюзное
предложение. Напишите номер этого предложения.
Ответ: _________________________________
Среди предложений 3–11 найдите сложноподчиненное
предложение с однородными придаточными.
Напишите номер этого предложения.
Ответ: _________________________________
ЧАСТЬ 3
Используя прочитанный текст
части 2, выполните на отдельном подписанном листе
только одно из заданий: С2.1 или С2.2. Перед
написанием сочинения запишите номер задания: С2.1
или С2.2. |
Ознакомьтесь с мнением Антона и Кирилла о
роли пунктуации в письменной речи.
Антон
На письме без знаков препинания обойтись
невозможно…
Кирилл
Зачем нужны все эти абзацы, запятые, тире,
двоеточия? Неужели без них нельзя обойтись? Вот
до XV века в книгах вообще не было знаков
препинания. А сейчас их столько! Попробуй
разберись, где какой знак ставить!
Помогите Антону доказать свою точку зрения.
Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Зачем
нужна пунктуация?».
Обдумывая ответ на вопрос, прочитайте еще раз
текст Е.Гришковца.
Найдите и приведите 2 примера из прочитанного
текста, иллюстрирующие разные функции знаков
препинания.
Приводя примеры, указывайте номера нужных
предложений или применяйте цитирование
(избегайте чрезмерного цитирования).
Начать сочинение вы можете как фразой,
принадлежащей Антону, так и собственным
высказыванием.
Вы можете писать работу от своего имени или от
имени Антона.
Объем сочинения должен составлять не менее 50
слов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым
почерком.
Напишите сочинение-рассуждение.
Объясните, как вы понимаете смысл последней
фразы текста: «Свечи горели, и мы чувствовали
себя частью странной, но красивой картины,
спектакля и книги вместе, которую Серега никогда
не напишет».
Приведите в сочинении два аргумента из
прочитанного текста, подтверждающие ваши
рассуждения.
Приводя примеры, указывайте номера нужных
предложений или применяйте частичное
цитирование (избегайте чрезмерного цитирования).
Объем сочинения должен составлять не менее 50
слов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым
почерком. |