ПАМЯТИ УЧИТЕЛЯ
2
февраля 2008 года ушла из жизни Зоя Александровна
БЛЮМИНА – один из легендарных московских
педагогов-словесников. Зоя Александровна начала
преподавать в 1949 г. в 46-й мужской средней школе
Фрунзенского района. Затем была учеба в
аспирантуре, работа в ИМЛИ. Зое Александровне
прочили блестящую научную карьеру, но она
выбрала школу. На рубеже 60–70-х годов она
преподавала в знаменитой 2-й школе, затем в школе
№ 56. В 1985 г. Зоя Александровна пришла в школу № 57 и
работала в ней до 2000 года. Но и после выхода на
пенсию она продолжала вести домашние семинары
для учителей.
Она была основателем гуманитарных классов 57-й и
вела в них русский язык и литературу. Параллельно
она преподавала в математических и
общеобразовательных классах. В годы перестройки
она одной из первых в стране начала
разрабатывать новую авторскую программу
литературного образования, на которую перешли
многие школы в разных городах. Интервью с З.А.
Блюминой, ее статьи и работы ее учеников не раз
публиковались на страницах газет «Русский язык»
и «Литература».
1 мая Зое Александровне исполнилось бы 84 года.
Публикуем воспоминания ее учеников.
О Зое Александровне Блюминой
Зоя Александровна Блюмина пришла в 57-ю школу в
1985 году.
Гуманитарных классов тогда еще не было. Мы были
10 «Б», класс математический. Для нас этот год был
выпускной. Наш классный руководитель, Б.П.,
грозился:
– Приведу в школу Зою Александровну. Узнаете,
что такое настоящий учитель литературы.
Мы сказали:
– Уже знаем Марину Михайловну.
Молодая учительница Букина М.М. ставила двойки
с тройками за стандартную «птичью» речь из
учебника и учила читать энциклопедистов, о
которых мы понятия не имели.
Б.П. ответил:
– Марина Михайловна – это еще цветочки.
(Вскоре они с Букиной поженились.)
По-видимому, в самом деле он ее и привел:
когда-то они работали вместе. С первого дня
знакомства она от нас была в ужасе. Мы не знали,
кто такой Надсон. (З.А., кажется, не слишком любила
Надсона, ее возмущало отсутствие какого бы то ни
было представления о литературном процессе: у
нас в головах вместо исторической перспективы
был в лучшем случае полуразрушенный пантеон.) Мы
вообще мало что знали. Теперь в 57-й школе принято
думать, что гуманитарии – это такие люди, которые
читают толстые книжки, а матшкольники – такие
люди, которые решают много задач (говоря это, я
цитирую слово в слово одного из преподавателей).
Тогда думали иначе. Считалось, что все люди
читают толстые книжки, а если школьник их не
читает – значит, его учителя и родители сделали
что-то не так. Можно сказать, что Зою
Александровну потрясло наше невежество. Она
говорила:
– Вы же маткласс. Бывает, что вы дома берете в
руки книжку?
Или:
– Почему у вас проблемы с терминологией?
Почему, когда вам задают простые вопросы из сферы
общей культуры, вы стоите и смотрите на меня,
открыв рот? Фридман, что такое символизм?
(Тогда об этом не говорилось в учебнике.) Я
встала, открыла рот и посмотрела на З.А. Потом
сказала:
– Это у декадентов... когда одно слово всегда
означает... означает другое... Например, Бальмонт...
Брюсов...
– «Бальмонт» всегда означает «Брюсов»? –
уточнила З.А.
Под дружный хохот я, покраснев, возразила:
– Нет, это обычно не слово, а сочетание слов!
Сидевшие за первой партой уверяли, что в таких
случаях губы З.А. артикулировали нецензурное.
Скорее всего так и было: ей случалось сказать это
вслух. Еще она ломала линейки. Школьник N списал
домашнее сочинение из предисловия к какой-то
книге. З.А. сказала, вертя в руках угольник,
поднятый с чьей-то парты:
– Переписать слово в слово почти десять листов
– титанический труд, как вам себя не жалко? N, что
такое рефрен?
Он не знал, конечно.
– В твоем сочинении, N, это слово встречается на
каждой странице! Повторюсь: что такое рефрен? –
От угольника остались две половинки.
Вот, воспоминание не мое, из письма: школьница Ю.
на уроке читала спрятанных под партой «Братьев
Карамазовых». З.А., уже совсем приготовившись
сделать ей замечание, вдруг смотрит на обложку,
расплывается в улыбке и произносит: «Читай-читай.
Не буду говорить, чем кончилось».З.А. картавила
по-вельможному, ревниво относилась к своим
находкам и излюбленным темам, была злопамятна,
горда и великодушна. Хитрые школьники из младших
классов догадались, как, ничего не делая, жить у
нее в отличниках: нужно вставить в сочинение ее
собственную мысль из тех, что ей дороги, – она не
заметит прямого плагиата и очень обрадуется
единомышленнику (или же,если плагиат очевиден,
вообразит, будто школьники хорошо усвоили
материал). Диссертация ее, защищенная давно
когда-то, была о второстепенных поэтах XIX века, но
об этом мы не много услышали: курс десятого
класса был посвящен советской литературе. Это
значило: Горький, Маяковский, Есенин, Шолохов,
Фадеев, Константин Симонов. Но и Блок тоже, потому
что он сочинил революционную поэму «Двенадцать»,
а вот Брюсова не было почему-то в официальном
курсе. З.А. и советскими поэтами старалась
интересоваться, выискивала хорошие стихи у
Александра Межирова (они и правда есть, только
мало); Маяковского не любила, но с какой-то
филологической вежливостью рассказывала о нем
так, что поклонники его полюбили его еще больше.
Меня она не жаловала вначале, говорила: «Энтов и
Фридман – это салон!» – что в данном случае
следует читать как грубое ругательство, мы
выпендривались. Позже как-то полюбила (и меня, и
одноклассника Энтова) и даже вполне незаслуженно
спасла меня на экзамене. (Беспристрастность не
была в числе ее добродетелей, отчего были и
пострадавшие, правда не слишком сильно.) Это было
так. Я писала сочинения быстро и вышла из
аудитории раньше. Оказалось, что коридор полон
родителей (но не моих). Совершенно непонятно, что
они тут делали, – видимо, стояли и волновались.
Вышел кто-то еще, мы стали что-то писать по слову
(такая игра: каждый из участников пишет слово по
очереди, получаются пьеса (обычно трагедия),
басня или мадригал, ужасающего качества).
Внезапно дверь распахнулась так, как будто
привратник вот-вот стукнет алебардой и начнет
выкрикивать титулы. Вышла Зоя Александровна,
огромная, в ярости. Она направилась ко мне
большими шагами, взяла меня за воротник и хотела
душить. Она сказала: «Я тебя сейчас убью». Я
спросила: «Что-нибудь случилось?». З.А.
заскрежетала зубами, кажется. Родители нас
окружили, наверное, надеялись задать ей вопросы о
том, как идет экзамен, но боялись. З.А. приподняла
меня за шиворот над полом и спросила: «Кто
отправил Пушкина в ссылку?». Тут у меня потемнело
в глазах, и я ясно увидела страничку беловика, где
почему-то значилось: «Александр III Романов
отправил Пушкина...» – «Кто? Какой государь?» –
не отпускала меня З.А., требуя ответа. Я с трудом
пропищала: «Николай II!». З.А. уронила меня на пол,
всплеснула руками и отчаянно выругалась.
Одноклассники хохотали, а родители – нет. (В
черновике стоял нужный Александр; может быть, это
позволяло не снижать оценку, но риск некоторый
был. У нас было два медалиста, а в таких случаях
журналы и экзаменационные материалы проверяет
особая комиссия.)
Человека очень трудно научить тому, чего он не
знает. Это способность магическая, если это
вообще возможно, и уж точно она не всегда
работает. Казалось бы, любой учитель чему-то учит,
но на самом деле случаи, когда человек в своей
жизни узнал от кого-то другого что-то
по-настоящему новое, можно пересчитать по
пальцам. Эти случаи и вспоминаются как открытия:
тебе дали возможность увидеть новый
географический объект, реку или море, раньше его
не было на твоей карте, а теперь есть. Дальнейшее
счастливое исследование этого объекта уже
происходит само собой. Вот так было у меня с
литературоведением и случилось как раз в школе в
последний год.
Сейчас очень многие люди вспоминают уроки З.А.;
оказывается, что она помогла выбрать свой путь
государственным чиновникам, журналистам,
которых приглашают в администрацию президента,
– вне всякого сомнения, это они пишут искренне.
Другое дело, что мне, например, страшно себе
представить, как это прокомментировала бы сама
Зоя Александровна. Тем более не уверена, что у нее
нашлось бы для меня доброе слово, разве за
детский журнал, – но тут хуже, что больше некому
вовремя поднять над полом за шиворот.
Зоя Александровна, не знаю, говорили ли Вам, что
Вы Прекрасная Дама. Я Вас люблю.
Юля Фридман, выпуск 1986 г.
И мне Зоя поставила «профессиональный голос», и
это был голос… математика.
1985 год. До первого телемоста ССCР – США остается
год, до избрания академика Сахарова народным
депутатом – 3 года, до развала СССР (вдумайтесь:
фантастика!!!) – шесть с половиной лет. Но мы
ничего этого не знаем. Мы знаем лишь об
антиалкогольном указе и прикидываем, как же
все-таки провести последний звонок и выпускной
вечер в столь невыносимых условиях. Да еще
заранее начинаем оплакивать потерянные
студенческие годы, о которых так мечтали. Мы –
это выпускной класс средней школы № 56. Классный
руководитель и учитель литературы – Блюмина
Зоя Александровна.
Я прекрасно отдаю себе отчет, что 2-я и 57-я
матшколы – явления как минимум московского, а то
и национального масштаба. 56-я к категории таких
феноменов, конечно, не относится, но во времена
Зои… Достаточно сказать, что в нашем 10-м «Б» трое
(и я в том числе) брали первые места на Московской
олимпиаде по литературе. Это в обычной-то школе!
Так уж получилось, что вокруг Зои собралась
стайка кутузовско-филевско-кунцевской шпаны,
безумно ей преданной и, может быть, чуть-чуть
талантливой. Помню свои ощущения весны
1985 г. – это чувство избранности и
элитарности. Перед тобою открыт весь мир! Вопрос
один: куда поступать? Собственно, варианта у меня
было два – на физтех, учиться физике, или на
филфак МГУ. Такие у меня были интересы. Я наивно
полагал, что меня ждут там везде с распростертыми
объятиями, и мои ожидания подогревались
грамотами с городских и физтеховских олимпиад, а
также «комплексом полноценности», который Зоя
так искусно вкладывала в тех, кого любила. Это я
сейчас понимаю, что вполне мог провалиться, но
тогда – сомнений не было. Вот с этим-то вопросом я
и пошел к Зое. Честно говоря, я немного поеживался
и между лопатками пробегал неприятный
холодок – а вдруг будет взрыв типа: «Какая
физика! Я учила тебя литературе, предатель,
изменник…» – ну и т.д. Ну да ладно, авось
пронесет… вообще-то Зоя – человек с
понятием… хотя и крута иной раз. А теперь,
представьте, как меня ошеломил Зоин ответ:
– Иди-ка, дружок, учись математике.
Система аргументов была убийственна:
– Во-первых, ты – холерик и антисоветская
сволочь и на филфаке МГУ имеешь все шансы
вылететь из комсомола, института и т.д. со всеми
вытекающими последствиями. Там не будет Зои,
которая тебя прикрывает перед директором.
– Во-вторых, я не знаю еще ни одного литератора,
хобби которого – математика, но знаю изрядное
количество математиков, хобби которых –
сочинительство. Любишь писать – пиши на
здоровье, сменятся времена и система – меняй
профессию, но сейчас получи ту, которая позволит
тебе выживать.
– И последнее, самое главное – убери подальше в
стол на долгие времена все свои грамоты, кроме
одной – с олимпиады по математике. Что там у тебя?
Сопливое второе место по району? Писать я тебя
худо-бедно научила, а теперь – иди, дружок, учись
математике.
К физичке с тем же вопросом я, конечно, не пошел.
Я ворочался ночами и искал брешь в системе
аргументов. Я не любил математику. Я любил физику
и литературу. Зачем заниматься тем, что не любишь?
В результате я подал документы на самый,
извините, на тот момент раздолбайский из
физико-математических факультетов МГУ – ВМиК,
куда благополучно поступил и который не без
приключений окончил. Такие дела…
Теперь, когда я вижу перед собой чистый лист
бумаги, я радостно понимаю, что могу связно
изложить на нем свои мысли на двух прекрасных
языках – языке вербального общения и языке
математических выражений.
Прощаться с Зоей из «кутузовской стайки»
нашего выпуска пришли 8 человек. И думаю, что все
мы во время траурной церемонии еще раз отчетливо
ощутили, что встреча с ней была для нас, в
сущности балбесов, большим и незаслуженным
счастьем. Просто повезло.
Илья Сафонов, выпуск 1985 |