Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №8/2008

Я ИДУ НА УРОК

 

7-й класс

Что такое частицы?

Цели урока: 1) разобраться в том, что такое частицы; рассмотреть отличие частиц от знаменательных частей речи, сходство частиц с другими служебными частями речи и отличие от них; роль частиц в предложении и в образовании форм глагольных наклонений;

2) вырабатывать умение отличать частицы от других неизменяемых частей речи;

3) познакомиться с использованием частиц в различных стилях речи, учиться выразительному чтению предложений с частицами.

Оборудование: у каждого ученика лист с отпечатанными текстами и заданиями.

ХОД УРОКА

1. Диалог, подводящий к теме.

Прочитайте предложения.

Оля стала есть, опустив голову.
Оля стала бы есть, опустив голову.

Сравните эти предложения. О чем вы узнали из первого? (О реальном действии: Оля стала есть.)

А из второго? (Действия не происходит, оно только предположительно, возможно при каком-либо условии. Например, если была бы еда; если бы пригласили; если бы разрешили и т.д.)

Какое служебное слово «превратило» реальное действие в возможное? (Частица бы.)

Коротенькое, казалось бы, словечко, а как меняет смысл! Или вот еще.

Прочитайте следующую пару предложений.

Оля стала есть.
Оля не стала есть.

Как частица не изменила смысл высказывания?

А вот еще пара предложений. (Читаю.) Оля не стала есть. Только Оля не стала есть. Какое значение внесла частица только во второе предложение?

И так со всеми частицами: словечко маленькое, а смысл большой. Тема урока: «Что такое частицы?». (Запись в тетрадях.)

2. Объяснение нового материала.

Частица – служебная часть речи. Что это значит? (Не изменяется, не является членом предложения, в предложении может употребляться только с самостоятельными частями речи.)

Все это так. Вы назвали важные признаки частиц. Но если мы будем знать только это о частицах, как мы сможем отличать их от других служебных частей речи? Кстати, каких? (Предлогов и союзов.)

Что нужно знать о частицах, чтобы не перепутать их с союзами или предлогами? (Мы должны знать, для чего необходимы частицы в предложении.)

Правильно. Вспомните предложения, которые мы сравнивали в начале урока. Попытайтесь ответить: для чего служат частицы? (Вносят дополнительный оттенок значения в предложение.)

На основании вышесказанного дайте определение частицам.

Прочитайте § 62, стр 164?(учебник «Русский язык для 7-го класса», авторы: М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др. М.: Просвещение, 2005). Разберитесь с тем, что говорит нам учебник о частицах. Подумайте: какие – очень важные! – мысли учебника, к сожалению, не прозвучали при объяснении? (То, что частицы служат для образования форм слов.)

Рассмотрим на примере. Вернемся к первой паре предложений. Для образования формы какого наклонения служит частица бы?

Дайте определение частицы более точно.

Самостоятельно заполните пропуски в задании № 2. (Работаем с заданием на листе.) Затем сверьте с учебником (стр. 164).

3. Закрепление – исследование текстов.

А. Теперь, зная определение частиц, поработаем «исследователями» текста. Начнем поиск частиц в тексте И.С. Тургенева из «Записок охотника» («Лес и степь»). (Текст у каждого ученика.)

Задание. Сначала текст перепишите, вставьте пропущенные буквы, отметьте частицы условным значком.

А между тем з_ря разг_рается; вот уже золотые полосы прот_нулись по небу, в оврагах клубятся пары; жаворонки звонко поют, предрассветный ветер подул, и тихо всплыва_т багровое солнце… Свеж_, весело, любо! Далеко видно кругом. Вон за рощей деревня; вон подальше другая, с белой церковью, вон б_резовый лесок на горе…

Как вольно дыш_т грудь, как крепнет человек, охвач_нный свежим дыханьем весны!..

Правописание каких слов с пропущенными буквами нуждается в объяснении?

Докажите, что в тексте есть частицы, назовите их.

(Все встретившиеся частицы выписываем на поля рабочей тетради!)

Прочитайте текст без частиц. Изменился ли он? Для чего же необходимы частицы?

Б. Частицы очень широко используются в разговорной речи.

Задание. Проанализируйте текст, определите, к какому стилю он относится, отыщите частицы, отметьте их в тексте, вставьте пропущенные буквы.

Вот пош_л он по грибы и заблудился. Вот и присел он под дерево. Давай, мол, дождусь до утра. Пр_сел и задремал. Вот задремал и слышит вдруг, кто-то его зовет. Смотр_т – никого. Опять глядит, а перед ним на ветк_ русалочка сидит, кача_тся и его к себе зовет. А сама помирает со смеху.

(И.С. Тургенев. Бежин луг)

(Каждую частицу, о которой ведем речь, выписываем на поля тетради.)

К какому стилю относится данный текст? Почему?

Какие частицы вы отыскали? Какой оттенок значения вносит каждая из них в текст?

(Повторяющаяся частица вот содержит эмоциональный оттенок и не теряет своего указательного значения, является средством приближения к читателю, слушателю того, о чем повествует рассказчик: а, вот и – усилительные частицы; частица мол подтверждает разговорный характер высказывания. Кстати, частицы мол и дескать всегда выделяются на письме запятыми!)

Вот сколько частиц встретилось в таком маленьком отрывочке! Благодаря им текст стал ярче, эмоциональнее, точнее, конкретнее.

Обилие частиц в разговорной речи объясняется тем, что в условиях устного и не подготовленного заранее общения собеседникам нужно не просто передать определенную информацию, но одновременно выразить свое отношение к ней и к собеседнику, причем сжато, эмоционально, энергично. Это удается сделать с помощью частиц.

В. Лингвистический эксперимент. (Цель – обучение целесообразному употреблению частиц в тексте.)

Задание. Прочитайте выразительно текст. Какие факты вам показались интересными? Дополните текст необходимыми, на ваш взгляд, частицами. Докажите целесообразность употребления каждой вставленной вами частицы.

(Именно) у птиц забавные встречаются имена. (Едва ли) поверишь, что водится птица поганка. Поганка (да еще и) рогатая. (Ведь) и птичка завирушка есть. Или (просто) юла.

(А вот) совсем милые имена: овсянка, просянка, коноплянка и (даже) чечевица. А (разве) плохое название чиж или чечетка? (Неужели) непонятными будут для нас имена: зеленушка, синехвостка, белолобик? (Все-таки) названия-прозвища лучше всего!

(По. Н.И. Сладкову)

Читаем созданные тексты.

Сравните ваш вариант с текстом Н.И. Сладкова. Какой интереснее, точнее? Почему? Сделайте вывод о роли частиц в данном тексте.

Г. Есть еще частицы, которые находятся на службе у глагола. Сейчас будем отмечать предложения с такими частицами в упр. 357 (стр. 165).

Списываем только те предложения, в которых частицы служат для образования наклонения глагола, не забываем выписывать частицы на поля тетради.

4. Итог урока.

Прочитайте последнее записанное предложение. (Что бы вы еще включили в программу вечера самодеятельности?)

А что бы вы спросили в конце урока по теме «Что такое частицы?», если бы именно вы были учителем?

Запишите эти вопросы.

(Что такое частицы?

С какой целью употребляются частицы в предложении, в тексте?

Что общего у частиц и других служебных частей речи?

Чем отличаются частицы от предлогов и союзов?)

Много ли частиц в русском языке?

Очень! Даже сегодня, на первом уроке изучения темы, о многих мы успели поговорить. На следующем уроке мы с вами начнем составлять таблицу «Море частиц».

Подтверждением нашей мысли служит текст Н.Ильиной «Всякая всячина».

Название «частицы» объединяет очень разные по значению и по роли служебные слова. Одни обеспечивают образование грамматических форм, другие выражают цель высказывания, третьи просто делают речь живой, яркой. Похоже, частицы – это такие служебные слова, которые не вошли ни в одну другую группу. Словом, всякая всячина.

5. Домашнее задание.

1) Подготовьтесь к лингвистическому изложению по тексту «Всякая всячина»;

2) устно докажите справедливость утверждений, содержащихся во втором предложении текста Н.Ильиной;

3) выучите определение частицы;

4) выпишите отрывок из рассказа И.С. Тургенева «Бежин луг», отметьте в нем частицы.

Н.В. КОТОВА,
Смоленская обл.

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru