ГОТОВИМСЯ К ЭКЗАМЕНАМ
Уважаемые коллеги,
буду рада, если вас заинтересует система работы
над подготовкой учеников выпускного класса
школы к выполнению одного из заданий ЕГЭ по
русскому языку. Когда ее выстраивала,
ориентировалась на слабых детей, имеющих большие
пробелы в знаниях, испытывающих затруднения в
выражении собственных мыслей. Таких, к сожалению,
с каждым годом становится все больше и больше.
Хотелось помочь им не только потренироваться в
выполнении конкретного задания, но и
разнообразить, обогатить собственную речь. |
Учимся выполнять задание А28
Среди заданий из демонстрационных вариантов
ЕГЭ 2007/08 учебного года А28 – одно из вызывающих
наибольшие затруднения у ребят. При подготовке к
его выполнению и учитель, и ученик испытывают
целый ряд трудностей, обусловленных разными
причинами. Обычно сказывается недостаточное
усвоение темы «Причастие». Редко кто из детей в
7-м классе запоминает и впоследствии использует
положение, на которое учитель, конечно же,
обращал внимание: каждое причастие, поскольку
выражает признак предмета по действию, может
быть заменено сочетанием «местоимение который
+ глагол»: читающий – который читает;
привлекаемый – которого(-ый) привлекают; ждавший
– который ждал; нарисованный – которого(-ый)
нарисовали. Неудивительно, что сегодня мало
кто из учеников употребляет причастные обороты,
чаще стремятся к краткости и выразительности
иного рода. С другой стороны, с образцами
правильной, красивой, богатой речи современные
дети сталкиваются, к сожалению, все реже и реже, в
русской литературе последнего времени не так
много произведений, которые можно было бы
привести как пример ее использования.
Предложения, насыщенные разнообразными
синтаксическими конструкциями, в том числе
причастными и деепричастными оборотами,
встречаются сегодня, пожалуй, лишь в переводной
литературе. При подготовке к итоговому контролю
в 11-м классе, как правило, не приходится надеяться
и на широкий кругозор учеников, на свободное
владение родным языком, на языковое чутье, их
собственные работы (за редким исключением)
катастрофически бедны (к сочинению-то ведь
теперь как бы и не нужно готовиться, любой
эксперт, проверявший задание С, знает, что лишь один
дополнительный балл (К6) ребенок может получить
за богатство и выразительность речи, так что
средние работы оцениваются чуть ли не наравне с
отличными). Приступая к решению заданий типа А28 в
11-м классе, учителю приходится начинать сначала.
Так сложилась предлагаемая система работы.
Она направлена не только на то, чтобы научить
выполнять задание, связанное с заменой
придаточного определительного в составе
сложноподчиненного предложения причастным
оборотом, но и на то, чтобы повторить сведения о
придаточных предложениях этого вида,
потренировать в их нахождении и (едва ли не в
большей степени) показать богатые возможности
русской синтаксической системы передать одну и
ту же мысль различными способами, разнообразить
речь учащихся.
Занятие обязательно включает в себя
теоретический блок, цель которого в том, чтобы
ликвидировать пробелы и пополнить знания
учеников о придаточных определительных,
актуализировать знания о причастии и его
признаках, способах образования, функциях, о
причастных оборотах и условиях их
пунктуационного и интонационного выделения.
Особое внимание приходится обращать на то, что
вид придаточного предложения нельзя определять
по союзному слову, роль которого может выполнять
как относительное местоимение (кто, что, какой,
который), так и относительное наречие (где,
когда, откуда). Следует предупредить учеников,
чтобы они внимательнее рассматривали смысловые
отношения между главной и придаточной частями,
грамотно задавали вопрос.
В 2007 г. с благодарностью воспользовалась
знаниями, почерпнутыми из лекционного курса
А.Г. Нарушевича «Методика подготовки к ЕГЭ»
(например, «Синтаксис и культура речи» // «Русский
язык» № 21/2007. С. 2–12), порадовалась, что все, к чему
пришла интуитивно, делаю правильно. Правда, для
слабых учеников и детей, не чувствующих языка
(бывают, к сожалению, и такие), не помешали бы
кое-какие уточнения.
1. Сказуемое в придаточном определительном
должно быть выражено только глаголом
изъявительного наклонения. То есть если в
придаточном определительном использован глагол
условного наклонения (такой пример был в тесте 2006
г.), его замена причастием невозможна:
1) Неприязни, которая должна была бы
существовать у крестьян к васильку как к сорной
траве, никогда не было. (Цыбулько И.П. ЕГЭ
2006/07. Русский язык. Тренировочные задания /
И.П. Цыбулько, С.И. Львова, В.А. Коханова. М.:
Просвещение, Эксмо, 2006. С. 23);
2) Это путешествие могло дать мне такие
впечатления, которых я не мог бы приобрести, сидя
дома. (Там же. С 73);
3) Главная задача пейзажиста – создать образ,
от которого пахло бы не красками, а цветами. (Там
же)
Это ведь для нас с вами очевидно, что если
причастие обозначает признак предмета по
действию, то действие должно совершиться или
совершаться в настоящем или прошедшем времени на
самом деле.
2. В главной части сложноподчиненного
предложения с придаточным определительным не
должно быть указательного местоимения, иначе его
замену причастным оборотом осуществить не
удастся, например:
1) Уже в ранних произведениях Достоевского
явственно обнаружились такие черты реализма,
которые выделили его из круга писателей
натуральной школы (один из вариантов 2007 г.);
2) При воспоминании об Аделине Патти я
переживаю вновь то состояние, которое испытал,
слушая ее колоратуру. (Пучкова Л.И.
ЕГЭ-2006. Русский язык. Типовые тестовые задания /
Л.И. Пучкова. М.: Изд-во «Экзамен», 2006. С. 17);
3) Среди существующих уже ныне технологий есть
такие, которые оказывают позитивное воздействие
на окружающую среду. (Там же. С. 47).
Взятые в отдельности от контекста сочетания которые
выделили, которое испытал, которые оказывают
без особых сложностей могут быть заменены
причастиями. Приведенные примеры позволяют
показать то, чего дети обычно не осознают: если у
существительного есть зависимое определение,
выраженное указательным местоимением (например, такие,
то), то в предложении актуализируется признак
предмета, производящего или испытывающего
действие, на само действие обращается меньшее
внимание.
3. Не следует забывать и о том, что причастия
образуются не от всех глаголов; полезно
напомнить ребятам: действительные причастия
настоящего времени не могут быть образованы от
глаголов совершенного вида (т.к. у них нет основы
настоящего времени и они обозначают действие
одноразовое или краткое, ограниченное пределом),
а страдательные причастия не образуются от
непереходных глаголов:
1) Но ведь есть же на свете человек, который
поймет меня. (Цыбулько И.П. ЕГЭ-2006/07.
Русский язык. Тренировочные задания /
И.П. Цыбулько, С.И. Львова, В.А. Коханова. М.:
Просвещение, Эксмо, 2006. С. 106);
2) Грядущая третья технологическая революция,
которая изменит саму природу труда, будет
основываться на силе умственной активности
человека. (Пучкова Л.И. ЕГЭ-2006. Русский
язык. Типовые тестовые задания / Л.И. Пучкова.
М.: Изд-во «Экзамен», 2006. С. 37).
4. Полезно акцентировать внимание и на том, что
такие глаголы, как жать, мять, бить, вить, пить,
шить, печь, сечь, пасти, красть, класть, мести,
мазать, колоть, молоть, знать, писать, держать,
резать, являясь глаголами несовершенного вида,
переходными, все-таки не образуют форм
страдательных причастий настоящего времени,
следовательно, замена придаточных
определительных причастиями будет невозможна:
Лисица – зверь нередкий, которого обычно все
знают, даже маленькие дети.
Нерегулярно образуются и страдательные
причастия прошедшего времени. Глаголы, которые
обозначают длительный незавершенный процесс и
имеют формальное выражение длительности или
повторяемости (суффиксы -ива-, -ва-, -а-),
например, спрашивать, переделывать, снимать и
подобные, как правило, не образуют страдательных
причастий прошедшего времени (см. подробнее:
Краткая русская грамматика / Белоусов В.Н.,
Ковтунова И.И., Кручинина И.Н. и др. / Под
ред. Шведовой Н.Ю. и Лопатина В.В. М.: Русский
язык, 1989. С. 330–304):
Среди мастеров старшего поколения
И.И. Шишкин представлял своим искусством
явление исключительное, какого не знали в
области пейзажной лирики предыдущие эпохи. (Цыбулько И.П.
ЕГЭ 2006/07. Русский язык. Тренировочные
задания / И.П. Цыбулько, С.И. Львова,
В.А. Коханова. М.: Просвещение, Эксмо, 2006. С. 63)
Все эти положения постаралась учесть при
подборе дидактического материала.
Практическую часть занятия легко представить,
рассмотрев последовательность предлагаемых
упражнений. Для развития языкового чутья могут
оказаться полезными упражнения № 5–8, особенно
если сопоставить получившиеся предложения с
исходными, авторскими. Это и способствует
развитию речи учащихся, и показывает богатейшие
возможности русского языка, и знакомит (пусть
опосредованно) с некоторыми особенностями стиля
того или иного писателя.
ТРЕНИРОВОЧНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ
Упражнение 1. Укажите среди приведенных
предложений сложноподчиненные с придаточными
определительными. Ответ дайте в виде цифрового
ряда.
1. За стеной маленькой гостиной, где они сидели,
слышалась музыка, шелест и шорох платьев. (А.Н. Толстой)
2. Я решил стать на бивак там, где остались
лошади. (В.Арсеньев)
3. Я считаю, что лес – прекрасное выражение силы
природы и самый ясный образчик совершенства. (К.Паустовский)
4. До Сосновки, небольшой деревеньки, что стояла
на середине пути, оставалось полчаса езды. (Ф.Абрамов)
5. Егорушка в надежде, что туча, может быть,
уходит, выглянул из рогожи. (А.Чехов)
6. Опустив штору, мы зажгли настольную лампу и
прохаживались туда и назад по комнате до тех пор,
пока доктор не вернулся. (В.Каверин)
7. Деревня, где скучал Евгений, была прелестный
уголок. (А.Пушкин)
8. Вслед за громом пролился такой страшный
ливень, что, казалось, озеро опрокинулось вдруг
на Степанчиково. (Ф.Достоевский)
9. Земля и море погрузились в глубокий мрак, так
что в нескольких шагах нельзя было увидеть рядом
идущего человека. (В.Арсеньев)
10. Счастлив день, когда встречаешь друга по
сердцу. (Н.Тихонов)
11. На дворе гнулась и металась акация, как будто
сердитый ветер трепал ее за волосы. (А.Н.
Толстой)
12. Но страшен миг, когда стремленья нет. (И.Бунин)
13. Нам незнакомая дорога, где внове каждый
бугорок, длиннее кажется намного уже исхоженных
дорог. (К.Ваншенкин)
14. Ветер воет во всю мочь, так что я у себя не мог
спать. (И.Гончаров)
15. Вечер теплый, и такая тишина, словно должно
что-то в такой тишине случиться. (М.Пришвин)
16. От Крымского брода Герасим повернул по
берегу, дошел до одного места, где стояли две
лодочки с веслами, привязанные к колышкам... (И.Тургенев)
Ответ:______________________________ .
Упражнение 2. Замените, где это возможно,
придаточные определительные в составе
сложноподчиненных предложений обособленными
определениями, выраженными причастными
оборотами.
1. Фукус – морская водоросль, химический состав
которой практически идентичен составу плазмы
крови.
2. Фукус содержит более 20 микроэлементов и
практически все витамины, а также альгиновые
кислоты, которые отсутствуют в наземных
растениях.
3. Двойное небо, когда облака шли в разные
стороны, кончилось дождем на два дня. (М.Пришвин)
3. Альгиновые кислоты, которые способствуют
выведению токсинов из организма, являются
мощными антиоксидантами.
4. Я видел перед собой первобытного охотника,
который всю жизнь провел в тайге.
5. Ниже лежал третий слой, где было много
остатков римских времен.
6. В воздухе уже не чувствовалось той
пронизывающей сырости, которая заметна в первую
весеннюю пору, когда реки в разливе.
7. На теплоходе, на котором ехали участники
фестиваля молодежной песни, было много
пассажиров.
8. Наши крылья настолько подросли и окрепли, что
мы сами пустились на поиски чтения, которое могло
бы утолить юношески жадный интерес к новым
чувствам и мыслям. (С.Маршак)
9. Это была одна из тех ужасных гроз, которые
разражаются иногда над большими низменностями. (А.Куприн)
10. Можно без ошибки сказать, что среди живущих
нет сейчас человека, кто бы лучше его знал
природу центра России и особенно Подмосковья. (В.Песков)
11. Граф Шереметев, видный знаток боярской
старины, выступал в роли режиссера
костюмированных балов, которые устраивались с
азиатской пышностью. (В.Пикуль)
12. Маленький дом, где я живу в Мещере,
заслуживает описания. (К.Паустовский)
13. Единственной гордостью семьи Андерсенов
была необыкновенная чистота в их доме, ящик с
землей, где густо разрастался лук, и несколько
вазонов на окнах. (К.Паустовский)
14. Уехала девушка, которую я любил, которой я
ничего не сказал о своей любви, и так как шел мне
тогда двадцать второй год, то казалось, что я
остался один на этом свете. (И.Бунин)
Упражнение 3. Замените, где это возможно,
обособленные определения, выраженные
причастными оборотами, придаточными
определительными в составе сложноподчиненных
предложений.
1. Морские водоросли концентрируют элементы,
растворенные в морской воде.
2. Я вышел на поляну, освещенную солнцем, и
остановился.
3. Дождь, до этого лишь приятно освежавший,
усиливается и осложняет наше движение через
перевал.
4. Зарю, вспыхнувшую на востоке, тотчас опять
заволокло тучами.
5. Человек, не помнящий прошлого, лишает себя
грядущего. (М.Дудин)
6. Мягкий ветер, дувший со всех сторон, иногда
усиливался. (И.Бунин)
7. Небо, сплошь покрытое осенними низкими
тучами, отразилось в воде реки.
8. Туман наглухо заткал реку, так что огонь,
зажженный на той стороне в доме хозяев, был похож
на мутное желтое пятно. (Ф.Абрамов)
9. Утомленный дневным переходом, Семенов заснул
скоро. (В.Короленко)
10. Пущин, служивший в уголовном департаменте
надворного суда, жил у тетки, старосветской
барыни, в захолустном особняке в приходе Пятницы
Божедомской на Старой Конюшенной. (Д.Мережковский)
11. На поворотах тропинка, покрытая черной
глубокой грязью и крупными камнями, образовывала
маленькие площадки между домами. (М.Волошин)
12. Колеи дороги, разъезженной тракторами,
наполнились мутной водой.
13. За окном шумит дождь, не прекращающийся с
самого утра.
14. Вся поверхность лесного озера покрылась
пыльцой растений, цветущих по обоим берегам.
Упражнение 4. Укажите предложения, в
которых придаточные определительные в составе
сложноподчиненных предложений невозможно
заменить причастными оборотами. Ответ дайте в
виде цифрового ряда.
1. От мысли, что он отравился, его бросало и в жар,
и в холод. (А.Чехов)
2. Последним пришел знакомый садовник из нашего
городка, что был расположен в тридцати
километрах вверх по реке. (К.Паустовский)
3. Особенная тишина, какой никогда не бывает в
городе, не давала спать. (А.Серафимович)
4. И почему-то мне пришли на память слова
композитора о вечном отблеске, что бросает на нас
искусство. (К.Паустовский)
5. На том управдоме, что вчера швырнул ему кольцо
с ключами, свет клином не сходился. (К.Симонов)
6. Крик петухов, который вместе с утренним
ветром врывался в раскрытые окна, прерывал наш
сон.
7. Берег, в виду которого шли мы, зарылся в
тумане. (И.Гончаров)
8. Пожар, который разносил ветер, быстро
распространялся.
9. В тот зимний вечер, о котором я рассказываю, у
нас в семье украшали елку. (К.Паустовский)
10. Бабочки, которых привлек свет, прилетели и
кружились около фонаря.
11. Из-за скалистого холма, где тек ручей,
возвышался другой, поглаже и пошире; на нем
лепился небольшой поселок из пяти-шести дворов. (А.Чехов)
12. Маша Макарова получила в Беломорске
известие, что на фронте убит ее брат,
артиллерийский капитан. (К.Симонов)
13. Особенно хорошо в беседке в тихие осенние
ночи, когда в саду шумит вполголоса неторопливый
отвесный дождь. (К.Паустовский)
Ответ:_________________________ .
Упражнение 5. Восстановите авторские
предложения, заменив (если это возможно)
придаточные определительные в составе
сложноподчиненных предложений обособленными
определениями, выраженными причастными
оборотами.
1. Серебряные кусты дикой маслины, которые
окружал кипящий воздух, дрожали над пропастью.
2. Багряная листва, которую покрыла морозная
роса, шуршит в аллее под моей ногою.
3. Человек, который не помнит прошлого, лишает
себя грядущего.
4. Желтый месячный свет, который глядел в
пустоты окон, не мешался с темнотой.
5. Мягкий ветер, который дул со всех сторон,
иногда усиливался.
6. Лес, который был оторван от сна, эхом взвыл
протяжно.
7. Слепит глаза морозный, жгучий день, который
рассыпал скрипучие морозы.
8. И я с удовольствием смотрю на значительное, с
окладистой бородой, лицо Филиппа и на толстые
жилы и мускулы, которые резко обозначились на его
голых мощных руках.
9. В ярком солнечном блеске иль в тумане глухом
залегли перелески, которые сплошь заросли мхом.
10. Грянул грязный городской ливень, что был
перемешан с пылью.
11. Антон Павлович Чехов, который пересекал еще
на лошадях в конце прошлого века Сибирь в поездке
на Сахалин, проскучал до самого Енисея.
12. Мастер, что дремал на травке, встал навстречу
и кивнул.
13. Рыхлые тучи, которые напитала темная вода,
низко неслись над морем.
14. Всех занимала мысль, как машина прорвется
через стену гор, которая казалась непроходимой.
15. Идти было не очень удобно. Куртка, что
промокла до нитки, неприятно прилипала к телу.
Упражнение 6. Восстановите авторские
предложения, заменив причастные обороты
придаточными определительными в составе
сложноподчиненных предложений.
1. В жизни человека бывает момент, никогда потом
не забывающийся и надолго определяющий его
биографию.
2. Знаменитая «Русалочка», сидящая на камне у
входа в Копенгагенскую гавань, стала как бы
символом датской столицы.
3. Любовь Васильевна, жена Иванова, три дня
подряд выходила ко всем поездам, прибывавшим с
запада.
4. На другой день Петя пошел к своему товарищу
Оболенскому, которому было 15 лет, тоже
поступившему в полк.
5. В эти дни произошли события, до дна
перевернувшие всю деревню.
6. Егорушка, задыхаясь от зноя, особенно
чувствовавшегося теперь, после еды, побежал к
осоке и отсюда оглядел местность.
7. Прощай, уникальный уголок первозданной земли,
покидаемый с верой, что он останется таким
навсегда, потому что этого пожелал человек,
разглядев в нем своего рода эталон природы.
8. Есть люди, через всю жизнь проносящие чувства,
приобретенные ими в детстве или в юности.
9. Почитание отца и матери следует понимать
широко – как почитание всего нашего лучшего в
прошлом, являющимся отцом и матерью нашей
современности.
Упражнение 7. Внесите в предложения
необходимые изменения, чтобы устранить
однообразие синтаксических конструкций.
1. О Бородинском бое Лермонтов впервые услышал в
доме бабушки от брата Арсеньевой Афанасия
Столыпина, который был блестящим офицером,
который участвовал в этой славной баталии.
2. «Бородино», как известно, возникло не сразу.
Сначала было стихотворение «Поле Бородина»,
которое написал 16-летний поэт, в котором
ощущалось влияние изысканной речи Афанасия
Столыпина.
3. Юный Лермонтов, который приехал на побывку к
бабушке, навестил старого солдата Дмитрия
Федорова, который отслужил в армии четверть века,
а потом вернулся в Тарханы, и услышал еще один
рассказ о событии, которое давно пленяло
воображение поэта. Может быть, поэтому в
окончательной редакции победил солдатский слог.
Упражнение 8. Выполните тестовые задания.
8.1. В каком предложении придаточную часть
сложноподчиненного предложения можно заменить
обособленным определением, выраженным
причастным оборотом?
1. Язык, которым говорит человек, – это ключ к
его характеру.
2. Вдохновение – такая гостья, которая не любит
посещать ленивых.
3. Дальний берег, что был освежен и омыт грозой,
рисовался в прозрачном воздухе.
4. Умение жить с людьми должно стать наукой,
которой надо обучаться с детства.
8.2. В каком предложении придаточную часть
сложноподчиненного предложения нельзя заменить
обособленным определением, выраженным
причастным оборотом?
1. Всюду кипела жизнь, которая проснулась после
бурной ночи.
2. На одном из крайних мысов, какие были заняты
лагерем повстанцев, в синеющей полосе замелькали
кучками белые вспышки дыма.
3. Город есть книга, где каждая улица является
страницей.
4. Река еще не замерзла, и ее свинцовые волны
чернеют в однообразных берегах, которые покрыл
снег.
8.3. В каком предложении придаточную часть
сложноподчиненного предложения нельзя заменить
обособленным определением, выраженным
причастным оборотом?
1. Плох тот народ, который не помнит, не ценит, не
любит своей истории.
2. Наконец приехал мой товарищ, что возвратился
из дальней командировки.
3. На вечере, который посвятили успешному
окончанию учебного года, от души веселились
ученики, учителя, родители.
4. Небо на картине, которое полыхает багровым
заревом, играет кроваво-красными отблесками на
море.
8.4. В каком предложении придаточную часть
сложноподчиненного предложения можно заменить
обособленным определением, выраженным
причастным оборотом?
1. Вновь я посетил тот уголок земли, где я провел
изгнанником два года незаметных.
2. До сих пор история не представляла ни одного
примера, когда успех получался бы без борьбы.
3. Рисунки Пушкина дают нам возможность
проникнуть в ту мысль, образ, чувство поэта,
которые не выразились в словах, но остались
запечатленными на бумаге.
4. Долохов велел казакам, что сопровождали его,
дожидаться тут.
8.5. В каком предложении придаточную часть
сложноподчиненного предложения нельзя заменить
обособленным определением, выраженным
причастным оборотом?
1. Лицо Кутузова, который стоял в дверях,
несколько мгновений оставалось совершенно
неподвижно.
2. Несвицкий оглянулся и увидел Денисова,
которого отделила от него живая масса
двигающейся пехоты.
3. Хороший человек – это тот, вблизи которого
мне легче дышится.
4. Он нагнулся над крошечной клумбой, которую
разбили перед домом, и сосредоточенно сажал
цветочные семена.
8.6. В каком предложении придаточную часть
сложноподчиненного предложения нельзя заменить
обособленным определением, выраженным
причастным оборотом?
1. Тишина прерывается звуками песни, которая
долетает откуда-то издалека.
2. Магеллан, что совершил первое кругосветное
путешествие, доказал, что Земля похожа на
огромный шар.
3. Мне видно было неровное летное поле, которое
со всех сторон окружили угрюмые барханы.
4. Труд составляет самую крепкую и надежную
связь между тем человеком, который трудится, и
тем обществом, на пользу которого направлен этот
труд.
8.7. В каком предложении придаточную часть
сложноподчиненного предложения можно заменить
обособленным определением, выраженным
причастным оборотом?
1. Наш приезд заставил потесниться всех
обитателей старого дома, где выросла наша мать.
2. Такая тишина бывает только безветренной
ночью, когда легкий хруст сухой травинки застает
вас врасплох и заставляет сердце биться глухо и
торопливо.
3. Скалы – досадная преграда на пути, которую
нужно преодолеть, чтобы идти дальше, а вернее,
выше.
4. В суровые дни осады Севастополя Толстой,
которого охватило горячее чувство патриотизма,
сражался на бастионе вместе с русскими
солдатами.
8.8. В каком предложении придаточную часть
сложноподчиненного предложения нельзя заменить
обособленным определением, выраженным
причастным оборотом?
1. Дальний берег, что был освежен и омыт грозой,
рисовался в прозрачном воздухе.
2. Всюду кипела жизнь, которая проснулась после
бурной ночи.
3. Машина прошла до того места, где тропа огибала
высохший осокорь, и остановилась.
4. Иногда я отрывался от книги и прислушивался к
завыванию метели, которая разгулялась на дворе.
8.9. В каком предложении придаточную часть
сложноподчиненного предложения можно заменить
обособленным определением, выраженным
причастным оборотом?
1. Я, перехватив поводья покрепче, вцепился в них
с такой силой, что конь задрал голову и
остановился.
2. Максим, чья машина стояла уже возле дома, нас
опередил.
3. Солдат, которого ранило осколком гранаты, был
подобран санитарами.
4. Я запомнил это утро, потому что оно было
связано с внезапным и сильным ощущением, что
немцы уже ничего не смогут с нами сделать.
8.10. В каком предложении придаточную часть
сложноподчиненного предложения можно заменить
обособленным определением, выраженным
причастным оборотом?
1. Дела определяются их целями; то дело
называется великим, у которого великая цель.
2. Я живу недалеко, в здании, что отчетливо
вырисовывается на фоне голубого неба.
3. Поздно вечером мы взбираемся на каланчу,
откуда открывается красивый вид на окрестности.
4. Я поселился в гостинице, где останавливались
все проезжие.
8.11. В каком предложении придаточную часть
сложноподчиненного предложения можно заменить
обособленным определением, выраженным
причастным оборотом?
1. Настала минута, когда я понял всю цену
сказанных слов.
2. Мы условились встретиться за садом, что
тянулся вдоль всей улицы.
3. При удачном стечении обстоятельств
путешественники достигли бы вершины, с которой
открывался чудесный вид на восток.
4. Мы подъехали к крепости, куда нам надлежало
явиться.
ОТВЕТЫ
Упражнение 1. 1, 4, 5, 6, 7, 10, 12, 13, 15, 16.
Упражнение 4. 1, 3, 4, 5, 7, 9, 11, 12, 13.
Упражнение 5. Авторские предложения.
1. Серебряные кусты дикой маслины, окруженные
кипящим воздухом, дрожали над пропастью. (В.Короленко)
2. Багряная листва, покрытая морозною росой,
шуршит в алее под моей ногою. (И.Бунин)
3. Человек, не помнящий прошлого, лишает себя
грядущего. (М.Дудин)
4. Желтый месячный свет, глядевший в пустоты
окон, не мешался с темнотой. (И.Бунин)
5. Мягкий ветер, дувший со всех сторон, иногда
усиливался. (И.Бунин)
6. Лес, оторванный от сна, эхом взвыл протяжно. (М.Исаковский)
7. Слепит глаза морозный, жгучий день,
рассыпавший скрипучие морозы. (Вс.
Рождественский)
8. И я с удовольствием смотрю на значительное, с
окладистой бородой, лицо Филиппа и на толстые
жилы и мускулы, резко обозначившиеся на его голых
мощных руках. (Л.Толстой)
9. В ярком солнечном блеске иль в тумане глухом
залегли перелески, сплошь заросшие мхом. (А.Прокофьев)
10. Грянул грязный городской ливень,
перемешанный с пылью. (Б.Пастернак)
11. Антон Павлович Чехов, пересекавший еще на
лошадях в конце прошлого века Сибирь в поездке на
Сахалин, проскучал до самого Енисея. (В.Распутин)
12. Мастер, дремавший на травке, встал навстречу
и кивнул. (С.Залыгин)
13. Рыхлые тучи, напитанные темной водой, низко
неслись над морем. (К.Паустовский)
14. Всех занимала мысль, как машина прорвется
через стену гор, казавшуюся непроходимой. (К.Паустовский)
15. Идти было не очень удобно. Промокшая до нитки
куртка неприятно прилипала к телу. (В.Быков)
Упражнение 6. Авторские предложения.
1. В жизни человека бывает момент, который
никогда потом не забывается и который надолго
определяет его биографию. (Б.Полевой)
2. Знаменитая «Русалочка», которая сидит на
камне у входа в Копенгагенскую гавань, стала как
бы символом датской столицы.
3. Любовь Васильевна, жена Иванова, три дня
подряд выходила ко всем поездам, что прибывали с
запада. (А.Платонов)
4. На другой день Петя пошел к своему товарищу
Оболенскому, которому было 15 лет и который тоже
поступил в полк. (Л.Толстой)
5. В эти дни произошли события, которые до дна
перевернули всю деревню. (Ф.Гладков)
6. Егорушка, задыхаясь от зноя, который особенно
чувствовался теперь, после еды, побежал к осоке и
отсюда оглядел местность. (А.Чехов)
7. Прощай, уникальный уголок первозданной земли,
который мы покидаем с верой, что он останется
таким навсегда, потому что этого пожелал человек,
разглядев в нем своего рода эталон природы.
8. Есть люди, которые через всю жизнь проносят
чувства, приобретенные ими в детстве или в
юности. (Г.Марков)
9. Почитание отца и матери следует понимать
широко – как почитание всего нашего лучшего в
прошлом. которое является отцом и матерью нашей
современности. (Д.Лихачев)
Упражнение 8.
№ задания |
8.1 |
8.2. |
8.3 |
8.4 |
8.5 |
8.6 |
8.7 |
8.8 |
8.9 |
8.10 |
8.11 |
Ответ |
3 |
3 |
1 |
4 |
3 |
4 |
4 |
3 |
3 |
2 |
2 |
Е.В. ЮМИНОВА,
г. Ижевск |