ПРЕДСТАВЛЯЕМ КНИГУ
Об учебнометодическом комплекте
по русскому языку под ред. С.И. Львовой
Учебно-методический комплект по русскому языку
под редакцией С.И. Львовой (изд-во «Мнемозина»
М., 2007) полностью соответствует требованиям,
предъявляемым к учебникам нового поколения.
Направленность на всестороннее развитие
личности ребенка средствами предмета – вот
отличительная особенность комплекта.
Комплект бережно хранит и развивает
традиционную методику и в то же самое время имеет
новаторский характер. В учебнике прежде
всего реализуется деятельностно-системный
подход: активное усвоение системы
лингвистических знаний в процессе формирования
и совершенствования речевой деятельности учащихся,
что развивает врожденное языковое чутье и
речемыслительные способности школьников.
Синтез языкового и речевого развития, а также
интеллектуальных и творческих способностей
учащихся отражается в системе упражнений, в
особенностях предъявления учебного материала и
организации учебного процесса. Каждый
учебный шаг ребенка (чтение теоретического
материала, выполнение задания, творческой
работы, написание диктанта, изложения, работа с
наглядными пособиями, мультимедийными
средствами и т.п.) связан не только с освоением
системы лингвистических понятий, проведением
языкового анализа, но и с развитием
интеллектуальных способностей, языкового чутья
и эмоциональной сферы ученика.
Нацеленность на успешное овладение всеми
видами речевой деятельности в их единстве и
взаимосвязи формирует способность осознанно
воспринимать и понимать звучащую речь (умение
слушать) и печатное слово (умение читать);
грамотно, точно, логически стройно, выразительно
передавать в устной и письменной форме
собственные мысли (умение говорить и писать).
Учебник формирует информационную культуру
учащихся и предполагает целенаправленное
совершенствование таких важных умений, как
использование разных видов чтения (просмотровое,
ознакомительное, изучающее, поисковое и др.);
извлечение необходимой информации из различных
типов текста; овладение основными способами
информационной переработки текста; создание
собственных речевых высказываний разных стилей
и жанров на основе прочитанного или
прослушанного текста (конспект, реферат,
аннотация и др.); осмысленный выбор вида чтения;
оценка и редактирование текста; владение
основными видами публичных выступлений
(высказывания, монолог, дискуссия, полемика),
следование этическим нормам и правилам ведения
диалога (диспута) и т.п.
Основной обучающей единицей в данной методике
становится текст. Работая с учебно-научным
текстом, школьники учатся извлекать информацию,
предъявленную в разнообразной форме: в виде
связных текстов различных стилей, жанров и типов
речи; в виде таблиц, схем, простого, сложного или
тезисного планов; в виде словарных статей и даже
в форме рисунков, в которых лингвистическая
информация представлена в виде образов,
символов.
Формирование системного представления о
языке, его строении и функционировании –
одна из актуальных проблем методики. Учебный
материал дается преимущественно в
системно-блоковом виде. Каждый конкретный
фрагмент лингвистической теории
рассматривается как компонент определенной
системы понятий.
Учебник предлагает большой арсенал средств и
приемов, вырабатывающих у школьника привычку
анализировать языковое явление не изолированно,
а в связи с другими языковыми явлениями.
Успешность в овладении, например, орфографией во
многом объясняется не тем, что на ее изучение
тратится больше времени, а тем, что специальным
образом организованная «неорфографическая»
работа помогает раскрыть суть законов русского
письма и вооружает правильным способом действия.
Таким приемом является, к примеру, поморфемное
письмо, широко и последовательно реализующееся в
учебнике.
В учебнике даются представления о языковых
моделях (морфемная модель, модель
сложноподчиненного предложения,
коммуникативная модель диалога и т.п.), что
позволяет ученикам быстрее овладеть
обобщенными, абстрактными понятиями и легче
понять суть лингвистического явления.
Широкое использование различного типа
словарей (этимологического, идеографического;
эпитетов, омонимов, крылатых слов, сочетаемости
слов и традиционных лингвистических словарей,
отражающих современные тенденции русской
лексикографии) формирует навыки работы со
справочной литературой и потребность обращаться
к лингвистическим словарям и справочной
литературе.
Основное требование к курсу родного языка – развитие
навыков правильного, уместного и выразительного
использования языковых средств в собственной
речи, также реализовано в учебнике. Особое
внимание уделено культуре речи, которая
впервые рассматривается не как отдельный аспект
обучения русскому языку, а как самостоятельный
раздел лингвистики (понятия, система норм,
правила), помогающий совершенствовать речь.
Еще одна особенность учебника – многоаспектный
дифференцированный подход, который
реализуется как на уровне предъявления
теоретического материала, так и в системе
упражнений. Такой подход позволяет и сильному, и
слабому ученику уверенно и успешно овладевать
необходимыми умениями и навыками. Разработка
специальных учебных пособий для каждого класса
(например, рабочие тетради «Проверяю себя»,
«Дневник учащегося по русскому языку» и т.п.)
позволяет «поддержать» усилия слабых детей и
развить навыки работы с учебником.
Наблюдение за использованием различных
языковых средств в лучших образцах
художественной литературы демонстрирует
эстетическую функцию родного языка и формирует
языковой вкус. Уроки русского языка
становятся, по сути, уроками русской словесности,
на которых осознаются выразительность и красота
русской речи, развиваюется вкус, способность
оценивать эстетическую сторону художественного
высказывания.
Культуроведческий аспект, реализуемый в
учебниках, способствует формированию
представления о родном языке как духовной
ценности и национальном культурном достоянии.
Широко представлены сведения по истории языка и
русистике, информация о русских
ученых-лингвистах, материалы по этимологии.
К сожалению, ученик не видит органичной связи
между языковым материалом, изучаемым на уроке, и
своими ежедневными и естественными речевыми
потребностями.
Интерес к предмету формируется в учебнике
разнообразными средствами, цель которых –
приблизить речь к ребенку, представить
современный русский язык во всем многообразии
его функционирования в современной жизни,
используя примеры живой коммуникации для
учебных целей. Каждая страница учебника – это не
только языковые примеры и задания, но и
знакомство с окружающим миром, с речевой
действительностью в самых разнообразных ее
проявлениях. Цветные репродукции, иллюстрации,
фотографии и фотоколлажи помогают погрузиться в
речевую проблему, которую необходимо осознать,
проанализировать и решить.
Предложенная методическая система обучения
русскому языку обеспечивает единство
процессов познания окружающего мира через
родной язык, осмысления основных его
закономерностей, овладения способностью
нормативного, уместного и выразительного
использования языковых средств в разнообразных
условиях общения.
Основным действующим лицом становится
ученик. Любой ребенок при обучении по данной
системе становится активным участником
обучающего процесса: он читает, слушает, отвечает
на вопросы, рассуждает, проводит языковый анализ,
сопоставляет и делает выводы, пробует в кратком
виде сформулировать тезис, объяснить, в чем
причина ошибки, всматривается в рисунок или
картину и пытается найти слова, чтобы выразить
свои чувства или свое отношение к обсуждаемому
предмету, и т.п. Школьник учится думать и
использовать речевое богатство родного языка
не только для выполнения учебных заданий, но и
для самовыражения, для успешного решения
коммуникативных проблем в своей повседневной
речевой практике, в том числе и учебной.
С.И. ЛЬВОВА,
д-р пед. наук, проф.,
Институт содержания и методов обучения РАО, г.
Москва |