Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №8/2008

ПРЕДСТАВЛЯЕМ КНИГУ

 

Об учебнометодическом комплекте
по русскому языку под ред. С.И. Львовой

Учебно-методический комплект по русскому языку под редакцией С.И. Львовой (изд-во «Мнемозина» М., 2007) полностью соответствует требованиям, предъявляемым к учебникам нового поколения.

Направленность на всестороннее развитие личности ребенка средствами предмета – вот отличительная особенность комплекта.

Комплект бережно хранит и развивает традиционную методику и в то же самое время имеет новаторский характер. В учебнике прежде всего реализуется деятельностно-системный подход: активное усвоение системы лингвистических знаний в процессе формирования и совершенствования речевой деятельности учащихся, что развивает врожденное языковое чутье и речемыслительные способности школьников.

Синтез языкового и речевого развития, а также интеллектуальных и творческих способностей учащихся отражается в системе упражнений, в особенностях предъявления учебного материала и организации учебного процесса. Каждый учебный шаг ребенка (чтение теоретического материала, выполнение задания, творческой работы, написание диктанта, изложения, работа с наглядными пособиями, мультимедийными средствами и т.п.) связан не только с освоением системы лингвистических понятий, проведением языкового анализа, но и с развитием интеллектуальных способностей, языкового чутья и эмоциональной сферы ученика.

Нацеленность на успешное овладение всеми видами речевой деятельности в их единстве и взаимосвязи формирует способность осознанно воспринимать и понимать звучащую речь (умение слушать) и печатное слово (умение читать); грамотно, точно, логически стройно, выразительно передавать в устной и письменной форме собственные мысли (умение говорить и писать).

Учебник формирует информационную культуру учащихся и предполагает целенаправленное совершенствование таких важных умений, как использование разных видов чтения (просмотровое, ознакомительное, изучающее, поисковое и др.); извлечение необходимой информации из различных типов текста; овладение основными способами информационной переработки текста; создание собственных речевых высказываний разных стилей и жанров на основе прочитанного или прослушанного текста (конспект, реферат, аннотация и др.); осмысленный выбор вида чтения; оценка и редактирование текста; владение основными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута) и т.п.

Основной обучающей единицей в данной методике становится текст. Работая с учебно-научным текстом, школьники учатся извлекать информацию, предъявленную в разнообразной форме: в виде связных текстов различных стилей, жанров и типов речи; в виде таблиц, схем, простого, сложного или тезисного планов; в виде словарных статей и даже в форме рисунков, в которых лингвистическая информация представлена в виде образов, символов.

Формирование системного представления о языке, его строении и функционировании – одна из актуальных проблем методики. Учебный материал дается преимущественно в системно-блоковом виде. Каждый конкретный фрагмент лингвистической теории рассматривается как компонент определенной системы понятий.

Учебник предлагает большой арсенал средств и приемов, вырабатывающих у школьника привычку анализировать языковое явление не изолированно, а в связи с другими языковыми явлениями. Успешность в овладении, например, орфографией во многом объясняется не тем, что на ее изучение тратится больше времени, а тем, что специальным образом организованная «неорфографическая» работа помогает раскрыть суть законов русского письма и вооружает правильным способом действия. Таким приемом является, к примеру, поморфемное письмо, широко и последовательно реализующееся в учебнике.

В учебнике даются представления о языковых моделях (морфемная модель, модель сложноподчиненного предложения, коммуникативная модель диалога и т.п.), что позволяет ученикам быстрее овладеть обобщенными, абстрактными понятиями и легче понять суть лингвистического явления.

Широкое использование различного типа словарей (этимологического, идеографического; эпитетов, омонимов, крылатых слов, сочетаемости слов и традиционных лингвистических словарей, отражающих современные тенденции русской лексикографии) формирует навыки работы со справочной литературой и потребность обращаться к лингвистическим словарям и справочной литературе.

Основное требование к курсу родного языка – развитие навыков правильного, уместного и выразительного использования языковых средств в собственной речи, также реализовано в учебнике. Особое внимание уделено культуре речи, которая впервые рассматривается не как отдельный аспект обучения русскому языку, а как самостоятельный раздел лингвистики (понятия, система норм, правила), помогающий совершенствовать речь.

Еще одна особенность учебника – многоаспектный дифференцированный подход, который реализуется как на уровне предъявления теоретического материала, так и в системе упражнений. Такой подход позволяет и сильному, и слабому ученику уверенно и успешно овладевать необходимыми умениями и навыками. Разработка специальных учебных пособий для каждого класса (например, рабочие тетради «Проверяю себя», «Дневник учащегося по русскому языку» и т.п.) позволяет «поддержать» усилия слабых детей и развить навыки работы с учебником.

Наблюдение за использованием различных языковых средств в лучших образцах художественной литературы демонстрирует эстетическую функцию родного языка и формирует языковой вкус. Уроки русского языка становятся, по сути, уроками русской словесности, на которых осознаются выразительность и красота русской речи, развиваюется вкус, способность оценивать эстетическую сторону художественного высказывания.

Культуроведческий аспект, реализуемый в учебниках, способствует формированию представления о родном языке как духовной ценности и национальном культурном достоянии. Широко представлены сведения по истории языка и русистике, информация о русских ученых-лингвистах, материалы по этимологии.

К сожалению, ученик не видит органичной связи между языковым материалом, изучаемым на уроке, и своими ежедневными и естественными речевыми потребностями.

Интерес к предмету формируется в учебнике разнообразными средствами, цель которых – приблизить речь к ребенку, представить современный русский язык во всем многообразии его функционирования в современной жизни, используя примеры живой коммуникации для учебных целей. Каждая страница учебника – это не только языковые примеры и задания, но и знакомство с окружающим миром, с речевой действительностью в самых разнообразных ее проявлениях. Цветные репродукции, иллюстрации, фотографии и фотоколлажи помогают погрузиться в речевую проблему, которую необходимо осознать, проанализировать и решить.

Предложенная методическая система обучения русскому языку обеспечивает единство процессов познания окружающего мира через родной язык, осмысления основных его закономерностей, овладения способностью нормативного, уместного и выразительного использования языковых средств в разнообразных условиях общения.

Основным действующим лицом становится ученик. Любой ребенок при обучении по данной системе становится активным участником обучающего процесса: он читает, слушает, отвечает на вопросы, рассуждает, проводит языковый анализ, сопоставляет и делает выводы, пробует в кратком виде сформулировать тезис, объяснить, в чем причина ошибки, всматривается в рисунок или картину и пытается найти слова, чтобы выразить свои чувства или свое отношение к обсуждаемому предмету, и т.п. Школьник учится думать и использовать речевое богатство родного языка не только для выполнения учебных заданий, но и для самовыражения, для успешного решения коммуникативных проблем в своей повседневной речевой практике, в том числе и учебной.

С.И. ЛЬВОВА,
д-р пед. наук, проф.,
Институт содержания и методов обучения РАО, г. Москва

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru