Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №8/2008

ПРЕДСТАВЛЯЕМ КНИГУ

 

Изучаем русский язык
по учебникам С.И. Львовой и В.В. Львова

Новые учебники для 5–9-х классов С.И. Львовой и В.В. Львова с 2004 года выходят в издательстве «Мнемозина» и имеют гриф Министерства образования и науки Российской Федерации.

Чем они отличаются от других учебников?

Системой подачи материала, заданий, упражнений, подчиненной главной задаче – формированию школьника как субъекта обучения. Ребенку, подростку необходимо знать, как учиться: откуда можно взять информацию, как ее переработать, уметь спланировать и организовать самостоятельную работу. А еще необходимо владеть целым рядом умений: читать и излагать прочитанное, выдвигать гипотезы, уметь ставить цели и задачи, себя контролировать, оценивать, корректировать и т.п.

Учебники С.И. Львовой и В.В. Львова формируют у школьников общеучебные знания и умения, учат читать, т.е. осмыслять прочитанное и перерабатывать приобретенные сведения. Помогает этому продуманная система заданий, шаг за шагом обучающая школьников работе с текстом (посредством специальных вопросов и заданий к художественным, а также к учебным лингвистическим текстам).

Учебники насыщены такими заданиями, которые учат школьника анализировать то, что он знает и чего не знает, что умеет и чего не умеет (изложите одну из частей текста, проанализируйте, с какими трудностями вы столкнулись, пересказывая фрагмент текста; выпишите слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами, попробуйте объяснить, почему в этом тексте много слов с такими морфемами; объясните, с какой целью в школьных учебниках по разным предметам используется прием толкования лексического значения слов, и др.).

Построение учебного материала помогает формировать все виды компетенций – лингвистическую, языковую, коммуникативную и культуроведческую.

Особое место занимают тексты, разнообразные по стилю, жанру и тематике, обогащающие знания школьников о знакомых им с детства понятиях.

Авторы с помощью различных методических приемов приводят учеников к осознанию важнейших функций языка, например познавательной. Немалую роль в этом играют упражнения под рубрикой «Русский язык на других уроках».

В конце концов ученики начинают понимать, что при помощи языка мы мыслим, познаем окружающий мир, даем определение всего сущего на земле. И для того, чтобы найти свое место в жизни, понимать не только себя, но и других людей, необходимо стремиться глубже изучать родной язык, свободно владеть им.

Л.В. ЧЕРЕПАНОВА,
д-р пед. наук, проф.,
Забайкальский государственный
гуманитарно-педагогический
университет им. Н.Г. Чернышевского,
г. Чита

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru