ПРЕДСТАВЛЯЕМ КНИГУ
Изучаем русский язык
по учебникам С.И. Львовой и В.В. Львова
Новые учебники для 5–9-х классов С.И. Львовой
и В.В. Львова с 2004 года выходят в издательстве
«Мнемозина» и имеют гриф Министерства
образования и науки Российской Федерации.
Чем они отличаются от других учебников?
Системой подачи материала, заданий, упражнений,
подчиненной главной задаче – формированию
школьника как субъекта обучения. Ребенку,
подростку необходимо знать, как учиться:
откуда можно взять информацию, как ее
переработать, уметь спланировать и организовать
самостоятельную работу. А еще необходимо владеть
целым рядом умений: читать и излагать
прочитанное, выдвигать гипотезы, уметь ставить
цели и задачи, себя контролировать, оценивать,
корректировать и т.п.
Учебники С.И. Львовой и В.В. Львова
формируют у школьников общеучебные знания и
умения, учат читать, т.е. осмыслять
прочитанное и перерабатывать приобретенные
сведения. Помогает этому продуманная система
заданий, шаг за шагом обучающая школьников
работе с текстом (посредством специальных
вопросов и заданий к художественным, а также к
учебным лингвистическим текстам).
Учебники насыщены такими заданиями, которые
учат школьника анализировать то, что он знает и
чего не знает, что умеет и чего не умеет (изложите
одну из частей текста, проанализируйте, с
какими трудностями вы столкнулись,
пересказывая фрагмент текста; выпишите слова с
уменьшительно-ласкательными суффиксами, попробуйте
объяснить, почему в этом тексте много слов с
такими морфемами; объясните, с какой целью в
школьных учебниках по разным предметам
используется прием толкования лексического
значения слов, и др.).
Построение учебного материала помогает
формировать все виды компетенций –
лингвистическую, языковую, коммуникативную и
культуроведческую.
Особое место занимают тексты, разнообразные по
стилю, жанру и тематике, обогащающие знания
школьников о знакомых им с детства понятиях.
Авторы с помощью различных методических
приемов приводят учеников к осознанию важнейших
функций языка, например познавательной.
Немалую роль в этом играют упражнения под
рубрикой «Русский язык на других уроках».
В конце концов ученики начинают понимать, что
при помощи языка мы мыслим, познаем окружающий
мир, даем определение всего сущего на земле. И для
того, чтобы найти свое место в жизни, понимать не
только себя, но и других людей, необходимо
стремиться глубже изучать родной язык, свободно
владеть им.
Л.В. ЧЕРЕПАНОВА,
д-р пед. наук, проф.,
Забайкальский государственный
гуманитарно-педагогический
университет им. Н.Г. Чернышевского,
г. Чита |