Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №8/2008

ДИСКУССИОННЫЙ КЛУБ

 

К чему приведут тесты
на выпускных экзаменах

В прошедшем 2007 году русский язык был модной темой. В газетах регулярно печатали колонки «Как правильно…», по радио объясняли, что значит то или иное слово и как его надо произносить, печатались новые словари, на улицах вывешивали рекламные щиты с цитатами из русских классиков и т.п. Да, еще тестировали государственных служащих на знание русского языка и проводили Единый государственный экзамен по русскому языку для всех выпускников общеобразовательных школ.

И, в сущности, Год русского языка протекал благостно. А участники дискуссий о причинах катастрофического положения с уровнем грамотности носителей этого самого русского языка (вы знаете, например, что слово еще можно написать с пятью ошибками – «изсчо»?) приходили к выводам о том, что во всем виноваты компьютеры и Интернет.

Но в действительности-то причины совершенно иные.

Сейчас русский язык (в реальности, а не декларативно) – это школьный предмет, равный другим школьным предметам. На него отводится столько же (или даже меньше) часов, сколько и на остальные предметы (в 11-м классе на русский язык отводится 1 час в неделю, а на историю – 3 часа, обществоведение и основы государства и права – по 2 часа).

Но русский, как и любой другой естественный язык (не как школьный предмет, а как знаковая система), выступает одновременно и как инструмент мышления и взаимодействия, и как пространство, в котором осуществляются это мышление и взаимодействие.

Во многих случаях неуспехи школьников на уроках физики, химии, географии, истории оказываются связаны с тем, что они плохо владеют родным языком: не понимают смысла написанного в учебниках и сказанного учителем, не могут сами сформулировать собственные мысли грамотно.

И здесь необходимо назвать вторую причину – реальная грамотность не является целью изучения русского языка в общеобразовательной школе.

Загляните в Стандарт среднего (полного) общего образования по русскому языку. Там сказано следующее:

«Изучение русского языка на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:

• воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения;

• развитие и совершенствование способности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; информационных умений и навыков; навыков самоорганизации и саморазвития; готовности к трудовой деятельности, осознанному выбору профессии;

• освоение знаний о русском языке как многофункциональной знаковой системе и общественном явлении; языковой норме и ее разновидностях; нормах речевого поведения в различных сферах общения;

• овладение умениями опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности; различать функциональные разновидности языка и моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения;

• применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике; повышение уровня речевой культуры, орфографической и пунктуационной грамотности» (Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Часть II. Среднее (полное) общее образование /Министерство образования и науки Российской Федерации. М., 2004. 266 с. С. 11–12).

То есть предполагается, что «орфографическая и пунктуационная грамотность» у учеников уже сформирована в начальной школе и ее просто надо повышать. Однако в Стандарте основного общего образования по русскому языку слово грамотность вообще не упоминается. (Кстати, как будут перерабатывать нынешние Стандарты после принятия закона об обязательном среднем образовании?)

Более того, когда мы говорим о грамотном человеке, мы имеем в виду не только «орфографическую и пунктуационную грамотность».

На уровне орфографии и пунктуации высокий уровень грамотности, то есть умения говорить, читать и писать без ошибок, достигается не просто за счет хорошего знания правил русского языка, а в результате формирования автоматизма при их применении, когда собственно знания оттесняются в область бессознательного, а грамотная речь или грамотное письмо превращается в навык, то есть ставшее привычным, осуществляемое без контроля сознания действие. При этом по-настоящему грамотный человек не только «автоматически» пишет без ошибок, но и умеет в сложных случаях проверять себя с помощью «опорных вопросов и подсказок», словарей и справочников.

Но уровень орфографии и пунктуации – это только начальный уровень грамотности, необходимый, но недостаточный, чтобы называть «носителя русского языка» грамотным.

Действительная грамотность (или, как модно сейчас говорить, языковая компетентность) проявляется, когда мы с вами (используем формулировку из Стандарта) «применяем полученные знания и умения в собственной речевой практике».

Что это означает? Это означает, что мы умеем строить свою речь (в устном общении) или текст (в письменном общении) так, чтобы речь или текст были понятны нашим собеседникам, соответствовали ситуации общения (все равно, устного или письменного) и обеспечивали эффективность взаимодействия. На уровне мышления при этом мы должны уметь осуществлять так называемую операцию синтеза.

А еще, если мы с вами грамотные люди, мы умеем осознавать собственные языковые ошибки и исправлять их. На уровне мышления это умение обеспечивается операцией анализа.

Синтез не существует без анализа, а анализ  без синтеза. Только для человека, который занимается русским (как, впрочем, и любым другим) языком профессионально, то есть для филолога, лингвиста, главное – научиться, как сказано в Стандарте, «опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности».

Однако для подавляющего большинства людей, которые говорят и пишут на русском языке (как, впрочем, и на любом другом), главное – научиться «синтезировать» тексты (устные и письменные), адекватные ситуации общения. Разговаривать со своим ребенком нужно совершенно иначе, чем со своим подчиненным. Любовное письмо невозможно написать деловым стилем. Но и деловое письмо невозможно написать, используя метафоры и гиперболы. Неадекватность подобных писем будет восприниматься как комическая, а у их авторов, несомненно, возникнут, помимо языковых, и иные проблемы. Логика изложения в докладе не должна быть похожа на логику изложения в воспоминаниях о прожитом…

Умение создавать «грамотные» тексты – это общекультурная компетенция, которой каждый человек должен овладеть к концу обучения в средней школе.

И вот тут мы не можем избежать обсуждения идеи введения Единого государственного экзамена по русскому языку и того, в какой форме этот экзамен проводится.

Вы задумывались, почему раньше не было ЕГЭ по русскому языку? Мне кажется, что ответ очевиден: русский язык, как и любой другой естественный язык, для подавляющего большинства его носителей существует не сам по себе, а в виде литературы, истории, биологии, даже математики. И, сдавая экзамены по литературе, истории, биологии и даже математике, мы опосредованно сдаем экзамен и по русскому языку.

Единый государственный экзамен по русскому языку в той форме, в которой он существует сегодня, не дает возможности с достаточной объективностью оценить уровень грамотности всех выпускников общеобразовательных школ. Он скорее рассчитан на будущих филологов и лингвистов.

Ну, например, для большинства выпускников школы не является значимой проблема фонетического разбора слова (кстати, в каком классе изучают фонетику и орфоэпию? Не в пятом ли?). Никогда в жизни они не будут подсчитывать, «в каком ряду во всех словах звуков больше, чем букв», «в каком ряду написание всех слов не совпадает с их произношением», «в каком ряду все согласные звуки глухие» и т.п., а что касается правильного произношения, то проверять его в рамках письменного экзамена абсурдно.

Большинство выпускников школы не будут после экзаменов определять, «в каком предложении есть контекстуальные антонимы», «какое предложение является безличным», выписывать «слова, образованные суффиксальным способом», «словосочетания со связью согласование», вставлять «в места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка» и т.п.

Можно было бы и дальше перечислять, чего никогда не будут делать после окончания школы девяносто девять из ста ее выпускников. Конечно, это не значит, что они не должны знать разницу между звуками и буквами, антонимами и синонимами, сложносочиненными и сложноподчиненными предложениями. Однако эти и подобные им знания сами по себе не делают человека грамотным.

Именно озаботившись резким снижением грамотности граждан России, решили, видимо, ввести экзамен по русскому языку. Однако это вряд ли приведет к всеобщему повышению грамотности. Школьников просто «натаскивают» на выполнение тестов, а использовать полученные знания в реальной практике общения они так и не умеют. И, кстати, перевод выпускных экзаменов в целом в тестовую форму приведет к еще большему снижению языковой культуры. Уже нынешние школьники не умеют выражать свои мысли связно и логично (и письменно, и устно), а следующее поколение выпускников общеобразовательных школ, если тестовые формы экзаменов и в целом проверочных работ прочно войдут в школьную практику, будет вообще не способно самостоятельно и творчески мыслить.

Радикальным вариантом ответа на вопрос «что делать?» были бы отмена ЕГЭ по русскому языку (как, впрочем, и по всем остальным предметам) и пересмотр программ по русскому языку для всех классов общеобразовательных школ. Более мягким вариантом – изменение формы и содержания ЕГЭ.

Во всяком случае следует признать, что Год русского языка не закончился.

Е.В. СЕЛЕЗНЕВА,
д-р психол. наук,
проф., кафедра акмеологии и
психологии
профессиональной деятельности,
Российская академия
государственной службы
при Президенте РФ, г. Москва

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru