РАЗВИТИЕ РЕЧИ
7-й класс
Как написать киносценарий?
ЭТАПЫ УРОКА
I. Выразительное чтение текста «Звезды» (4–5
мин.)
Нас было в спальне одиннадцать человек. У
каждого из нас отец был на фронте. И при каждой
похоронке, приходившей в детдом, одиннадцать
маленьких сердец замирало в тревожном ожидании
страшной вести. Но черные листки шли в другие
спальни, и мы с облегчением выдыхали задержанный
воздух и продолжали опять ждать отцов. Это было
единственное чувство, не угасающее всю войну.
В чистое майское утро, наполненное запахом
клейких молодых листочков, мы узнали, что война
кончилась. Кто-то открыл настежь окна и крикнул
громогласно: «Ура! Победа!». С наших лиц как будто
сошла пелена. На порозовевших, посветлевших
лицах появилась почти забытая улыбка. И вдруг мы,
все одиннадцать человек, громко рассмеялись. Мы
поняли, что дождались отцов и нам больше нечего
бояться почтальонши.
В честь праздника Победы в детдоме готовился
праздничный концерт. Витька Козырев разучивал
песенку, в которой говорилось о долгожданной
встрече с родной армией. Эту песенку хотели петь
и другие ребята, но Витька сказал: «Я ждал отца
дольше, чем вы, он ушел на фронт еще в 1939-м…
Поэтому лучше, чем я, никто ее не споет». Мы
согласились с ним. Надо было видеть, как
преображалось лицо Витьки, когда он репетировал.
Глаза утрачивали тоскливое выражение и
приобретали особенную яркость. Казалось, они
светились от счастья и разбрызгивали искры
радости на все вокруг. На загорелом лице
напряженные мускулы беспрестанно двигались, как
будто тоже испытывали необъяснимый восторг и
веселость.
Накануне праздника никто не спал. Заблестевшие
на ночном небе звезды казались нам звездочками
на отцовских погонах. Вот они, совсем рядом, –
протяни руку, и она коснется небритой отцовской
щеки. Все лежали и представляли себе, как они
встретят родных, как примеряют отцовскую
пилотку, как прикоснутся к боевым наградам…
Внезапно Сашка нарушил тишину: «А вы знаете, что
свет от звезды идет очень долго. Может так
случиться, что звезда погасла миллионы лет назад,
а ее свет мы видим сейчас». Но ребята,
замечтавшись, казалось, не обратили внимания на
эти слова, и они растаяли в тишине.
Когда утром появилась почтальонша, никто не
насторожился. Все носились по школе, как
угорелые. Мы спросили, кому письмецо. Почтальонша
молча протянула Витьке черный листок. Вдруг все
смолкло. Было непонятно и страшно. Лицо Витьки
потемнело, лучистые глаза погасли, высокий
чистый лоб прорезала глубокая складка. Взгляд
его был не то чтобы скорбным, а каким-то
виноватым, рассеянным, беспомощным. «Сообщаем
вам, что ваш отец, майор Козырев, пал смертью
храбрых 7 мая 1945 года…» – чеканя каждое слово,
сказал чужой, не Витькин голос. И всем стало ясно,
что свет от далекой звезды шел действительно
долго.
(По А.Приставкину)
II. Беседа с классом (до 5 мин.)
1. О чем этот текст?
2. Какова его главная мысль?
3. Докажите, что в этом отрывке из произведения
использованы все три типа речи
(повествование – о жизни ребят в детдоме;
описание – описание состояния природы и
человека; рассуждение – о свете далеких
звезд).
III. Лексическая работа (2 мин.)
Похоронка – определите значение слова;
найдите текстовый синоним (черный листок).
Почтальонша – разговорное слово, обратите
внимание на его орфографию.
IV. Слово учителя: постановка задачи (3 мин.)
Сегодня нам с вами предстоит необычная работа с
этим текстом: попробуем по нему написать
киносценарий.
Кто может дать толкование слова киносценарий?
Прежде чем снимать фильм, режиссеру (а снимает
фильм или ставит спектакль именно он) необходим
сценарий фильма. В сценарии указываются не
только реплики говорящих (для актеров), но и
указываются их костюмы (для костюмера),
описываются лица (для гримера), интерьер (для
декоратора), каким и где должен быть свет (для
осветителя) и т.д. В съемках фильма заняты люди
более чем 500 профессий.
Но главное все же – сценарий. Сценарий
отличается от исходного текста, и сегодня мы с
вами в этом убедимся.
Сколько героев участвует в нашем «фильме»? (12:
одиннадцать ребят и почтальонша.)
Сколько реплик произносят герои? (Четыре.)
Достаточно ли этого для того, чтобы были поняты
тема и основная мысль текста? Нет. Поэтому, нам
надо составить такие диалоги, чтобы без ремарок
(замечаний сценариста) было понятно, о чем пойдет
речь в нашем фильме.
В нашем тексте 5 абзацев. Будем считать, что это 5
сцен фильма. Сейчас вы разобьетесь на 5 групп, и
каждая группа распишет реплики для своей сцены.
Потом мы соединим все сцены в сценарий и
«прорепетируем» (прочтем в лицах) его. Главный
вывод, который мы должны сделать: донесли ли мы до
зрителей ту идею, которую поднимает в данном
тексте А.Приставкин?
V. Формирование групп. Работа в группах (до 10
мин.)
Номер группы соответствует номеру сцены. Пока
дети составляют диалоги, учитель контролирует
процесс, подсказывает необходимое. При желании
можно дать имена «безымянным» мальчикам, но об
этом надо условиться заранее. Лучше всего список
составить на доске.
VI. Защита проекта по группам (до 10 мин.)
Представители от групп разыгрывают
приготовленную сцену в лицах.
Сцена 1. Будни в детдоме.
– Почтальонша идет!
– Какое у нее лицо, видел?
– Печальное.
– Опять, значит, с похоронкой.
Пусть пройдет мимо нашей спальни, Господи! Ну
пожалуйста…
– …
– Мимо! Мимо! Мимо!
– Папа, милый мой папа, увидимся, значит, скоро
увидимся…
Сцена 2. Победа!
– Ребята, я сейчас нашего учителя видел, что-то
случилось необычное.
– Что может быть еще хуже того, что мы пережили?
– Нет, Сашка, это «что-то» хорошее. – Его глаза
так и светились от счастья.
– Неужели, конец войне?
– Слышали, нас собирают в столовой всех…
Побежали!
– Значит, все-таки победа!
– Ты что делаешь, Колька? За открытое окно
ругать будут.
– Ну и пусть. Пусть меня ругают, наказывают, мне
теперь все равно. Я об этом кричать буду на весь
свет, понимаешь? Вот так громко и радостно: «Ура!
Победа!».
Сцена 3. Подготовка к концерту.
– Ребята, от нашей спальни нам поручили
приготовить стихотворение и вот эту песню. Кто
хочет петь?
– Я!
– И я!
– А почему ты? Я тоже хочу петь. У меня и голос
есть.
– Здесь голос не важен. Такую песню споет любой,
ведь она о долгожданной встрече с нашей армией.
Ее буду петь я!
– Ребята, прекратим спор. Эту песню буду петь я.
Я отца дольше всех вас ждал и думаю, что я
заслужил это право.
– Как это ты дольше всех ждал? Мой отец тоже на
войне с первых же дней…
– Мой ушел воевать еще в 39-м…
– Да, ты прав. Твой отец воюет больше всех. Бери
текст, учи. Эта песня твоя по праву.
Сцена 4. Ночь накануне концерта.
– Коль, ты почему не спишь?
– Не могу. Я об отце думаю. Вот бы было здорово,
если бы он завтра во время концерта в зал вошел…
– Это невозможно. Между нами знаешь какое
огромное расстояние!
– Знаю. Но ведь так хочется…
– А я отца последние ночи во сне вижу. Смотрю на
звезды, глаза слипаются, и вот эти звезды уже на
погонах моего отца. А он такой радостный, меня
прижимает к себе и все рассказывает,
рассказывает…
– А у моего звезды не только на погонах. Он еще и
Звезду Героя получил. Поскорее бы ее увидеть. Она,
наверное, светится в темноте, как звезда на небе.
– …
– А вы знаете, что свет от звезды идет очень
долго? Может так случиться, что звезда погасла
миллионы лет назад, а ее свет мы видим сейчас. Эй,
вы что, спите? Не слышат. Ладно, и я буду спать…
Сцена 5. Похоронка.
– Здравствуйте, тетя Галя. Кому письмо?
–Тетя Галя, у нас концерт через 10 минут.
Проходите в столовую. Там есть еще места.
– Тетя Галя, вы не с хорошими вестями?
– Нет, мои родные, к сожалению, нет.
– Но ведь уже победа! Ведь уже все кончено!
– Видать, задержалось в дороге…
– А кому, тетя Галя?
– Козыреву.
– Витьке?
– Не может быть. А где Витька?
– Вон идет.
– …
– Сообщаем вам, что ваш отец, майор Козырев, пал
смертью храбрых 7 мая 1945 года…
– …
– Оставьте его, ребята, он стойкий, он это
переживет. Просто ему надо побыть одному…
– Теперь ясно.
– Что тебе ясно?
– Что свет от далеких звезд действительно идет
долго.
VII. Учитель подводит итог (2 мин.)
1. Удалось ли нам сохранить авторский замысел?
2. Что особенно хотелось передать автору в
тексте? (Настроение, чувства.)
3. Смогли ли мы в сценарии это сделать?
4. Как вы думаете, когда снимается кино, с
помощью еще каких средств передаются оттенки
чувств и настроений? (Крупный план, акцент на
отдельных частях лица, мимика, жест, походка,
свет, грим и т.д.)
VIII. Творческое задание: ответьте на вопросы (2
мин.)
Как
вы думаете, выступал ли на концерте Витька с
песней?
Каким было его душевное состояние?
Витька на концерте пел. Сначала его голос
дрожал, но потом он взял себя в руки, вспомнил, что
эта песня не только о его отце, но еще и обо всех
защитниках нашей Родины, справился с волнением и
допел ее до конца. Но сразу же после выступления
он сбежал со сцены и убежал в сад. Никто не
проронил ни слова – все знали, какую страшную
весть он получил сегодня.
IX. Итоги урока. Выставление оценок
При выставлении оценок следует принять во
внимание работу в группах (заслушивание
руководителей групп), умение воспроизводить
реплики диалога и активность на уроке. Эта оценка
может быть суммарной: работа в группе = диалог =
работа в классе.
X. Домашнее задание. Эпизод изучаемого вами
произведения по литературе (абзац) представьте в
виде одной сцены киносценария. Назовите фильм и
сцену.
С.М. ВОВК,
пос. Софрино,
Московская обл. |