Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №9/2008

Я ИДУ НА УРОК

 

8–10-е классы

 

Конкретные имена существительные
как часть составного именного сказуемого

Урок повторения

Мы предлагаем использовать на уроках при объяснении темы «Имена существительные» примеры из романа Виктора Пелевина «Generation П». Задания и работа будут носить характер межпредметной связи в преподавании русского языка и литературы.

Уроки, построенные на материалах современных писателей, способствуют осуществлению функционального подхода к изучению языковых явлений, духовно-нравственному становлению личности, развитию творческих и исследовательских способностей современных школьников, помогают формированию взгляда на родной язык, современную жизнь, родную культуру.

В сильных классах мы предлагаем ввести научные термины: предикат, предикативные отношения, предикатив (краткое прилагательное).

Цели урока:

формирование умения различать составные глагольные и составные именные сказуемые;

определять способы выражения именной части составного именного сказуемого.

ХОД УРОКА

I. Урок начинаем с эпиграфа: «Русская культура совершила прорыв в современность, и русскому писателю не осталось ничего другого, как стать современным» (А.Генис).

Чтобы иметь свое мнение о современной литературе, нужно читать осознанно новых авторов. Сегодня на уроке мы познакомимся с творчеством писателя эпохи постмодернизма Виктора Пелевина, проанализируем из романа «Generation П» конкретные имена существительные в роли составного именного сказуемого (предиката).

II. Повторение ранее изученного. Анализ предложений.

Определить, какой частью речи выражен предикат (составное именное сказуемое).

То, что товарищ Огильви, несмотря на свою удвоенную нереальность, все-таки выплыл на бережок, закурил трубочку, надел твидовый пиджак и стал всемирно признанным асом рекламы…, Жизнь – это одинокое странствие под палящим солнцем – существительным; Все было спокойно, Это оказалось несложно – кратким прилагательным; В башенке для лифтов все было по-прежнему – пустые бутылки и стол в центре комнаты – наречием; Они явственно воплощали в себе то, что один пьяненький преподаватель советской литературы из Литинститута называл «наш гештальд», и это было так жалко, смешно и трогательно (особенно пряжки-арфы), что у Татарского на глаза навернулись слезы – кратким прилагательным (предикатив); Сценарий для «Гуччи» был намного короче… – сравнительной степенью прилагательного; Часто бывает – говоришь с человеком и вроде нравятся чем-то его слова, …а потом вдруг замечаешь, что майка на нем старая, тапки стоптанные, штаны заштопаны на колене, а мебель в его комнате потертая и дешевая – полным причастием, кратким причастием; Татарский пришел в себя – он сидел на диване, держа пальцами страницу, которую так и не успел перевернуть – фразеологизмом; Григорий оглянулся по сторонам, вытащил из-под стола бутылку водки и сделал большой глоток из горлышка – ОГИО (описательный глагольно-именной оборот).

III. Ученики делают сообщения (рассказывают) о жизни и творчестве писателя, краткий обзор анализируемого романа.

IV. На доске записаны слова:

бандит, буддист, бусина, двигатель, дерево, дизайнер, женщина, зритель, коллаж, клетка, концепция, кретин, личность, лотерея, люди, магазин, мужчина, облако, организм, парадокс, пачка, помещение, пятнышко, реклама, сотрудник, стол, стрелка, столб, столп, сценарий, субстанция, судорога, тень, телефон, телепередача, телевизор, урка, человек, экономист.

Ваша задача – сгруппировать данные имена существительные по свойствам, выявить, какие языковые средства использованы автором для передачи эмоциональной окраски в предложении, сделать вывод, что же интересует современного автора – человек или мир предметов, – с помощью предиката.

V. У учеников на столах листы с предложениями для анализа текста.

Но бессознательно слитый с телепередачей Homo Sapiens – это уже не личность, а просто состояние, Андреев писал, что она женщина и зовут ее Навна, Секвойя – это хвойное дерево, …субъект номер один постоянно смотрит телепередачу про самого себя, постепенно забывая, что он зритель, и отождествляясь с передачей, Это своего рода социальный вечный двигатель; его секрет в том, что любая identity должна постоянно сверять себя с другой, которая находится ступенькой выше, …держась за руки, они (два человека. – Е.Д.) смотрели вверх, и было видно, что они почти истаяли и утекли в этот огонь, а их тела, улица вокруг и весь город – просто тени, Йохохори-сан – старейший сотрудник фирмы «Панасоник», поэтому ему и доверена такая честь, Это был телефон Азадовского, Это была пачка сигарет, к ней была приклеена полая картонная коробка такого же размера, По своей природе любой политик– это просто телепередача, Облачное тело – это цифровое облако, Не будь он (Татарский. – Е.Д.) сам автором сценария, он никогда бы не догадался, что зеленый контур, перенесенный тонкими желтыми пунктирами, – это стол, на котором разложена «монополия», Фишки были одинаковыми красными стрелками, а игральные кости – двумя синими пятнышками, А этот юноша – главный дизайнер Семен Велин, Плакат был не настоящим – это был коллаж, Азадовский криво улыбнулся – эта улыбка была больше похожа на нервную судорогу, Это был мужчина в остром железном колпаке, с загадочной полупьяной улыбкой на губах, Он (лама. – Е.Д.) сказал, что Че Гевара не вполне буддист и поэтому для буддиста не вполне авторитет, Наш бизнес – это лотерея, Заказчик – это урка из Ростова, которому один митрополит два миллиона долларов сигаретами отдал, Это был не сценарий, а концепция, т.е. произведение довольно парадоксального жанра… Душа Татарского на секунду оторопела, а потом ее заполнила мрачная догадка, что «Путь к себе» – это магазин.

Я вообще-то не экономист, но точно чувствую – дело гнилое, какая-то тут лажа зарыта, У зрителя остается ощущение, что заказчик и исполнители – полные кретины…, При этом каждая из его клеток потенциально способна осознать, что она вовсе не клетка орануса, а, наоборот, оранус – всего лишь один из ничтожных объектов ее ума, По природе оранус – примитивный виртуальный организм паразитического типа, Когда бусины с ожерелья великой богини решили, что они люди, и расселились по всему водоему…, Человек является человеком потому, что ничего, кроме этого мира, не видит, Можешь считать, что тофет – это обычный телевизор, Башенка оказалась техническим помещением, где должны были стоять моторы лифтов, Довольно долго Татарский ждал продолжения, пока не понял, что Гусейн – это столб с прибитым плакатом «Костров не жечь!»…, Столпотворение – это столп и творение, Если человек, наоборот, сам бандит, то последний кредит перекидывается на Государственный банк, а человек объявляет себя банкротом, Такой вот парадокс.

Часто внимание даже к одному слову помогает понять произведение как словесное целое, понять стиль автора. Разгадывая авторские тайны, мы находим путь к пониманию произведения, а также к загадкам и истокам родной культуры и духовности. Для этого нам понадобятся литературоведческие знания, справочники (у учеников они имеются на столе).

VI. Лингвистический анализ предложений.

– Можете ли вы определить, выбрать из данных предложений, какой образ нам представляется?

– Определите эпитеты при существительных. При каких существительных они чаще используются? В каком контексте они употреблены? (Цифровой, виртуальный – при существительных, обозначающих одушевленный предмет – облако, организм.)

– Какие языковые средства передают эмоциональное напряжение? (Эпитеты, метафоры, сравнения.)

Работа со словарем

– Каково значение слова облако? Что можно сказать об этом слове? (Огромный мир, в котором живут и работают герои романа, требует таких слов, которые бы выразили, представили все его тайны и попытку разгадать бытие.)

Для справок. Облако – 1. Светло-серые клубы, волнистые слои в небе, скопление сгустившихся в атмосфере водяных капель и ледяных кристаллов. 2. перен., чего. Сплошная масса каких-нибудь мелких летучих частиц. 3. перен. Отражение какого-либо внутреннего состояния (печали, задумчивости и т.п.) на лице, в глазах человека.

– Найдите специальные слова, термины, жаргонизмы, с какой целью они использованы В.Пелевиным? (Коллаж, парадокс, субстанция, столп, клетка, урка.)

Для справок. Субстанция – 2. книжн. Основа, сущность чего-либо.

Коллаж – 2. Произведение, целиком выполненное этим приемом. (Словарь иностранных слов)

Уркапренебр. 1. Угол. Профессиональный преступник; вор. (БСЖ)

Клеткабиол. Простейшая единица строения живого организма, состоящая из протоплазмы, ядра и оболочки.

Столп – 2. устар. и архит. Башня или колонна.

Мастер художественного слова может преобразовать звуковую, грамматическую, словообразовательную структуру слов, лексическое значение, синтаксис предложения и структуру текста, превратить их в средство искусства.

– С помощью каких синтаксических средств автор выражает внутреннее состояние героя? (Отрешенное состояние героя в анализируемом контексте подчеркивается одним из синтаксических средств – тире.)

– Определите, какие связки употребляются при предикате. (В данных предложениях употреблены типичные (основные) связки русского языка: связка быть во всех формах, включая нулевую, связка отождествления и сходства являться, связка подобия похож.)

– Как можно охарактеризовать предложения с нулевой связкой? (Предложения с такой конструкцией делают его четче, строже, ритмичнее. Можем видеть скрытое движение.)

«Глагол-связка участвует в формировании логической пропозиции, отражающей ментальную, когнитивную деятельность человека».

Разобрав данные предложения, мы можем четко определить группы конкретных имен существительных и ответить на вопрос, поставленный в начале урока. («1. Характеристика, состояние лица – бандит, буддист, бусина, двигатель, дизайнер, женщина, зритель, кретин, личность, люди, мужчина, облако, организм, сотрудник, судорога, урка, человек, экономист. 2. Нелицо. Представления о жизни с помощью предметов быта – дерево, коллаж, концепция, лотерея, магазин, парадокс, пачка, помещение, пятнышко, реклама, стол, стрелка, столб, столп, сценарий, тень, телевизор, телефон, телепередача».) Можем сделать вывод: В.Пелевина интересует прежде всего представление об окружающем мире, о предметах быта, выраженных конкретными существительными, а потом уже человек, его интересы, духовный мир. Данная концепция характерна для писателей постмодернизма, человек уходит на второй план.

VII. Домашнее задание:

1) выберите из романа примеры на составное глагольное сказуемое;

2) письменно ответьте на вопрос: «Нужно ли изучать произведения современной литературы?».

Е.И. ДАШЕВСКАЯ,
канд. филол. наук,
г. Ногинск,
Московская обл.

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru