Я ИДУ НА УРОК
8–10-е классы
Конкретные имена существительные
как часть составного именного сказуемого
Урок повторения
Мы предлагаем использовать на уроках при
объяснении темы «Имена существительные» примеры
из романа Виктора Пелевина «Generation П». Задания и
работа будут носить характер межпредметной
связи в преподавании русского языка и
литературы.
Уроки, построенные на материалах современных
писателей, способствуют осуществлению
функционального подхода к изучению языковых
явлений, духовно-нравственному становлению
личности, развитию творческих и
исследовательских способностей современных
школьников, помогают формированию взгляда на
родной язык, современную жизнь, родную культуру.
В сильных классах мы предлагаем ввести научные
термины: предикат, предикативные отношения,
предикатив (краткое прилагательное).
Цели урока:
формирование умения различать составные
глагольные и составные именные сказуемые;
определять способы выражения именной части
составного именного сказуемого.
ХОД УРОКА
I. Урок начинаем с эпиграфа: «Русская
культура совершила прорыв в современность, и
русскому писателю не осталось ничего другого,
как стать современным» (А.Генис).
Чтобы иметь свое мнение о современной
литературе, нужно читать осознанно новых
авторов. Сегодня на уроке мы познакомимся с
творчеством писателя эпохи постмодернизма
Виктора Пелевина, проанализируем из романа
«Generation П» конкретные имена существительные в
роли составного именного сказуемого (предиката).
II. Повторение ранее изученного. Анализ
предложений.
Определить, какой частью речи выражен предикат
(составное именное сказуемое).
То, что товарищ Огильви, несмотря на свою
удвоенную нереальность, все-таки выплыл на
бережок, закурил трубочку, надел твидовый пиджак
и стал всемирно признанным асом рекламы…,
Жизнь – это одинокое странствие под
палящим солнцем – существительным; Все было спокойно,
Это оказалось несложно – кратким
прилагательным; В башенке для лифтов все было по-прежнему –
пустые бутылки и стол в центре комнаты –
наречием; Они явственно воплощали в себе то, что
один пьяненький преподаватель советской
литературы из Литинститута называл «наш
гештальд», и это было так жалко, смешно и
трогательно (особенно пряжки-арфы), что у
Татарского на глаза навернулись слезы –
кратким прилагательным (предикатив); Сценарий
для «Гуччи» был намного короче… –
сравнительной степенью прилагательного; Часто
бывает – говоришь с человеком и вроде нравятся
чем-то его слова, …а потом вдруг замечаешь, что
майка на нем старая, тапки стоптанные, штаны заштопаны
на колене, а мебель в его комнате потертая и
дешевая – полным причастием, кратким
причастием; Татарский пришел в себя – он
сидел на диване, держа пальцами страницу, которую
так и не успел перевернуть –
фразеологизмом; Григорий оглянулся по
сторонам, вытащил из-под стола бутылку водки и
сделал большой глоток из горлышка – ОГИО
(описательный глагольно-именной оборот).
III. Ученики делают сообщения (рассказывают)
о жизни и творчестве писателя, краткий обзор
анализируемого романа.
IV. На доске записаны слова:
бандит, буддист, бусина, двигатель, дерево,
дизайнер, женщина, зритель, коллаж, клетка,
концепция, кретин, личность, лотерея, люди,
магазин, мужчина, облако, организм, парадокс,
пачка, помещение, пятнышко, реклама, сотрудник,
стол, стрелка, столб, столп, сценарий, субстанция,
судорога, тень, телефон, телепередача, телевизор,
урка, человек, экономист.
Ваша задача – сгруппировать данные имена
существительные по свойствам, выявить, какие
языковые средства использованы автором для
передачи эмоциональной окраски в предложении,
сделать вывод, что же интересует современного
автора – человек или мир предметов, – с помощью
предиката.
V. У учеников на столах листы с
предложениями для анализа текста.
Но бессознательно слитый с телепередачей Homo
Sapiens – это уже не личность, а просто состояние,
Андреев писал, что она женщина и зовут ее
Навна, Секвойя – это хвойное дерево, …субъект
номер один постоянно смотрит телепередачу про
самого себя, постепенно забывая, что он зритель,
и отождествляясь с передачей, Это своего рода
социальный вечный двигатель; его секрет в
том, что любая identity должна постоянно сверять себя
с другой, которая находится ступенькой выше, …держась
за руки, они (два человека. – Е.Д.) смотрели
вверх, и было видно, что они почти истаяли и
утекли в этот огонь, а их тела, улица вокруг и весь
город – просто тени, Йохохори-сан – старейший
сотрудник фирмы «Панасоник», поэтому ему и
доверена такая честь, Это был телефон Азадовского,
Это была пачка сигарет, к ней была
приклеена полая картонная коробка такого же
размера, По своей природе любой политик– это
просто телепередача, Облачное тело – это
цифровое облако, Не будь он (Татарский.
– Е.Д.) сам автором сценария, он никогда бы
не догадался, что зеленый контур, перенесенный
тонкими желтыми пунктирами, – это стол, на
котором разложена «монополия», Фишки были
одинаковыми красными стрелками, а
игральные кости – двумя синими пятнышками, А
этот юноша – главный дизайнер Семен Велин,
Плакат был не настоящим – это был коллаж, Азадовский
криво улыбнулся – эта улыбка была больше
похожа на нервную судорогу, Это был
мужчина в остром железном колпаке, с
загадочной полупьяной улыбкой на губах, Он (лама. –
Е.Д.) сказал, что Че Гевара не вполне буддист
и поэтому для буддиста не вполне авторитет,
Наш бизнес – это лотерея, Заказчик –
это урка из Ростова, которому один митрополит
два миллиона долларов сигаретами отдал, Это
был не сценарий, а концепция, т.е.
произведение довольно парадоксального жанра…
Душа Татарского на секунду оторопела, а потом
ее заполнила мрачная догадка, что «Путь к
себе» – это магазин.
– Я вообще-то не экономист, но точно
чувствую – дело гнилое, какая-то тут лажа зарыта,
У зрителя остается ощущение, что заказчик и
исполнители – полные кретины…, При этом
каждая из его клеток потенциально способна
осознать, что она вовсе не клетка орануса, а,
наоборот, оранус – всего лишь один из ничтожных
объектов ее ума, По природе оранус –
примитивный виртуальный организм
паразитического типа, Когда бусины с
ожерелья великой богини решили, что они люди,
и расселились по всему водоему…, Человек является
человеком потому, что ничего, кроме этого
мира, не видит, Можешь считать, что тофет –
это обычный телевизор, Башенка оказалась
техническим помещением, где должны были
стоять моторы лифтов, Довольно долго
Татарский ждал продолжения, пока не понял, что
Гусейн – это столб с прибитым плакатом
«Костров не жечь!»…, Столпотворение – это столп
и творение, Если человек, наоборот, сам бандит,
то последний кредит перекидывается на
Государственный банк, а человек объявляет себя
банкротом, Такой вот парадокс.
Часто внимание даже к одному слову помогает
понять произведение как словесное целое, понять
стиль автора. Разгадывая авторские тайны, мы
находим путь к пониманию произведения, а также к
загадкам и истокам родной культуры и духовности.
Для этого нам понадобятся литературоведческие
знания, справочники (у учеников они имеются на
столе).
VI. Лингвистический анализ предложений.
– Можете ли вы определить, выбрать из данных
предложений, какой образ нам представляется?
– Определите эпитеты при существительных. При
каких существительных они чаще используются? В
каком контексте они употреблены? (Цифровой,
виртуальный – при существительных,
обозначающих одушевленный предмет – облако,
организм.)
– Какие языковые средства передают
эмоциональное напряжение? (Эпитеты, метафоры,
сравнения.)
Работа со словарем
– Каково значение слова облако? Что
можно сказать об этом слове? (Огромный мир, в
котором живут и работают герои романа, требует
таких слов, которые бы выразили, представили все
его тайны и попытку разгадать бытие.)
Для справок. Облако – 1. Светло-серые
клубы, волнистые слои в небе, скопление
сгустившихся в атмосфере водяных капель и
ледяных кристаллов. 2. перен., чего. Сплошная
масса каких-нибудь мелких летучих частиц. 3. перен.
Отражение какого-либо внутреннего состояния
(печали, задумчивости и т.п.) на лице, в глазах
человека.
– Найдите специальные слова, термины,
жаргонизмы, с какой целью они использованы
В.Пелевиным? (Коллаж, парадокс, субстанция,
столп, клетка, урка.)
Для справок. Субстанция – 2. книжн.
Основа, сущность чего-либо.
Коллаж – 2. Произведение, целиком
выполненное этим приемом. (Словарь иностранных
слов)
Урка – пренебр. 1. Угол.
Профессиональный преступник; вор. (БСЖ)
Клетка – биол. Простейшая единица
строения живого организма, состоящая из
протоплазмы, ядра и оболочки.
Столп – 2. устар. и архит. Башня или
колонна.
Мастер художественного слова может
преобразовать звуковую, грамматическую,
словообразовательную структуру слов,
лексическое значение, синтаксис предложения и
структуру текста, превратить их в средство
искусства.
– С помощью каких синтаксических средств автор
выражает внутреннее состояние героя? (Отрешенное
состояние героя в анализируемом контексте
подчеркивается одним из синтаксических средств
– тире.)
– Определите, какие связки употребляются при
предикате. (В данных предложениях употреблены
типичные (основные) связки русского языка: связка
быть во всех формах, включая нулевую, связка
отождествления и сходства являться, связка
подобия похож.)
– Как можно охарактеризовать предложения с
нулевой связкой? (Предложения с такой
конструкцией делают его четче, строже, ритмичнее.
Можем видеть скрытое движение.)
«Глагол-связка участвует в формировании
логической пропозиции, отражающей ментальную,
когнитивную деятельность человека».
Разобрав данные предложения, мы можем четко
определить группы конкретных имен
существительных и ответить на вопрос,
поставленный в начале урока. («1. Характеристика,
состояние лица – бандит, буддист, бусина,
двигатель, дизайнер, женщина, зритель, кретин,
личность, люди, мужчина, облако, организм,
сотрудник, судорога, урка, человек, экономист. 2.
Нелицо. Представления о жизни с помощью
предметов быта – дерево, коллаж, концепция,
лотерея, магазин, парадокс, пачка, помещение,
пятнышко, реклама, стол, стрелка, столб, столп,
сценарий, тень, телевизор, телефон, телепередача».)
Можем сделать вывод: В.Пелевина интересует
прежде всего представление об окружающем мире, о
предметах быта, выраженных конкретными
существительными, а потом уже человек, его
интересы, духовный мир. Данная концепция
характерна для писателей постмодернизма,
человек уходит на второй план.
VII. Домашнее задание:
1) выберите из романа примеры на составное
глагольное сказуемое;
2) письменно ответьте на вопрос: «Нужно ли
изучать произведения современной литературы?».
Е.И. ДАШЕВСКАЯ,
канд. филол. наук,
г. Ногинск,
Московская обл. |