Я ИДУ НА УРОК
9-й класс
Виды сложносочиненных предложений.
Закрепление
(1 час)
Цель: закрепление навыка определения
вида придаточного в сложноподчиненном
предложении.
ХОД УРОКА
I. Разминка.
а) Какое слово состоит из приставки, корня,
суффикса и окончания?
1) Перечитав, 2) прочитанный, 3) удивляет, 4) удивил.
б) В каком слове ударение падает на второй
слог?
1) Избаловать, 2) ходатайство, 3) свекла, 4) тортов.
в) В каком слове все согласные глухие?
1) Чтение, 2) пьет, 3) сказка, 4) каталог.
II. Подготовка к работе по тексту.
1) В каком слове из последнего примера
фонетической разминки букв меньше, чем звуков?
(Чтение.) Это понятие и будет темой нашего
разговора на уроке!
2) Проверка домашнего задания.
Только книга мож_т научить как и в какой
последовательност_ двигат_ся (в)перед как
изб_гать бездн и взб_рат_ся на вершины как
почес_нее людям следу_т вести себя на земле
согласно своему человеческому званию.
– Определите вид придаточных предложений.
3) Цицерон говорил: «Дом в котором нет книг
подобен телу лише_ому души». (Предложение
предварительно записано на развороте доски и до
этого этапа скрыто от учащихся.)
– Запишите предложение, вставьте знаки
препинания, найдите грамматические основы, дайте
характеристику, определите вид придаточного.
– Как вы понимаете слова Цицерона?
4) Беседа с классом.
– Любите ли вы читать? Что значат книги в вашей
жизни?
– Можете ли вы назвать книгу, которая вас в
жизни чему-то научила?
– Говорят, что сейчас мы из самой читающей
страны превратились в мало читающую. Есть ли пути
решения этой проблемы?
– Читали ли вам дома книги в детстве?
– Как вы думаете: нужно ли человеку семейное
чтение? Почему?
III. Работа с текстом.
1. Прочитайте текст. (Текст вслух
выразительно читает заранее подготовленный
ученик.)
(1) Домашнее чтение вслух очень сближает.
(2) Когда вся семья вместе несколько вечеров
подряд читает одну книгу, это невольно влечет за
собой обмен мыслями. (3) Если это книга большая и
ее читают долго, она превращается в друга семьи,
ее герои оживают и входят в наш дом.
(4) Когда я смотрю на книги, что стоят у нас на
полках, я могу их мысленно разделить на несколько
отделов: настоящие фолианты, сочинения
классиков, современные книги, справочники,
словари, учебники и так далее. (5) Но я могу
мысленно собрать на особую полку книги, которые
мы читали вместе и вслух. (6) Их мы знаем, помним,
любим, как никакие другие.
(7) Как же выбрать время, чтобы несколько членов
семьи могли сразу собраться за столом? (8) Не
выбрать времени? (9) Находится же оно для того,
чтобы вместе смотреть телевизор! (10) Разве мы не
просиживаем перед ним иногда часами, даже когда
ничего особенного не показывают? (11) Страница
книги – это огромный экран, который и не «снился»
самому лучшему телевизору!
(12) Советую вам, прошу вас, уговариваю:
попробуйте! (13) Попробуйте читать дома вместе и
вслух! (14) Было же что-то такое в совместном
домашнем чтении, если о нем с волнением и
благодарностью вспоминают люди разных
поколений.
(15) Когда книгу читает вслух кто-нибудь из
домашних, то, что происходит на ее страницах,
отражается на лицах всех, кто собрался за столом.
(16) Все чувства усиливаются и обостряются.
(17) А тот, кто уже раньше читал эту книгу, читая
ее теперь своим близким, испытывает радость,
приобщая их к тому, что ему дорого, делясь тем, что
принадлежало ему одному и чем он теперь
одаривает других. (18) Словом, попробуйте, и я
надеюсь, я уверен: вы не пожалеете об этом.
(С.Львова)
2. Определите тему и основную мысль текста. (Домашнее
семейное чтение;
• домашнее чтение вслух сближает людей;
• воспитывает любовь к чтению и читательский
вкус;
• обязательно нужно находить время для этого
занятия.)
3. Определите стилистическую принадлежность
текста и тип речи. Обоснуйте свое мнение.
IV. Определение видов придаточных во 2-, 3-, 7-м
предложениях.
Домашнее задание. Внимательно просмотрите
текст, обдумав знаки препинания и орфограммы;
подготовьтесь писать текст под диктовку;
составьте отзыв о книге – рекомендацию для
совместного домашнего чтения.
На следующем уроке можно предложить ребятам
вопросы, составленные на основе данного текста
(по спецификации ЕГЭ). Некоторые задания взять из
книги КИМов*.
1. Каково лексическое значение слова фолиант
(предложение 4)?
1) Пользующаяся большим спросом книга,
издаваемая большим тиражом;
2) любая старинная книга;
3) книга с яркими иллюстрациями;
4) толстая книга большого формата (обычно
старинная).
2. Укажите способ словообразования слова испытывает.
(Суффиксальный.)
3. Из предложений 1–2 выпишите слово(а),
построенное(ые) по модели: приставка + корень +
суффикс + окончание. (Сближает.)
4. Из предложений 1–2 выпишите слово(а),
образованное(ые) бессуффиксным способом. (Обмен.)
5. Из предложения 18 выпишите подчинительное
словосочетание со связью управление. (Не
пожалеете об этом.)
6.
Среди предложений 7–14 найдите простое
односоставное безличное предложение. Напишите
его номер. (8.)
7. Среди предложений 12–18 найдите такое, где есть
три обособленных обстоятельства, выраженных
деепричастными оборотами. Напишите его номер. (17.)
8. Среди предложений 1–12 найдите
сложноподчиненные с придаточным цели. Напишите
их номера. (7, 9.)
9. Укажите номер предложения с подчинительной и
бессоюзной связью. (3.)
10. Сколько простых предложений в составе
предложения 17? (5.)
11. Среди предложений 1–5 найдите такое, которое
связано с предыдущим с помощью указательного
местоимения и лексического повтора. Напишите его
номер. (3.)
12. Объясните кратко постановку двоеточия в
предложении 18. (Бессоюзное сложное предложение,
вторая часть поясняет первую.)
13. Из предложений 4–6 выпишите
определительное(ые) местоимение(я). (Другие.)
14. Какой частью речи является слово, с которого
начинается предложение 10? (Частица.)
15. Выпишите из предложения 18 слово(а), где
встречается звук [й]. (Попробуйте, я, надеюсь, не
пожалеете.)
* Единый государственный
экзамен: Русск. яз.: Контрольн.-измерит. материалы
// В.И. Капинос, Л.И. Пучкова, С.И. Львова и
др. / Под ред. Г.С. Ковалевой; Минобразования
РФ. М.: Просвещение, 2003. С. 118–119.
О.Д. САБАШНИКОВА,
школа № 1,
пос. Первомайский,
Оренбургский р-н,
Оренбургская обл. |