Я ИДУ НА УРОК
Сложноподчиненное предложение
Урок-практикум
(2 ч.)
Тип урока: повторение и закрепление
знаний по теме СПП.
Цели урока: отработать умения отличать
простые предложения от ССП и СПП; указывать
средства связи простых предложений в составе
сложного; расставлять знаки препинания в
предложенных конструкциях; заменять
сложносочиненные предложения
сложноподчиненными; повторить и закрепить в
сознании учащихся главные признаки, по которым
выделяется придаточное предложение; развивать
орфографическую зоркость; показать роль СПП в
тексте.
ХОД УРОКА
– Здравствуйте. Садитесь. Сегодня наш урок
пройдет в форме урока-практикума. Цель урока –
повторить и закрепить те знания, которые вы уже
получили по теме СПП. Отработать умения отличать
ССП от СПП и указывать средства связи простых
предложений в составе сложного. Работать сегодня
вы будете на специальных тематических листочках,
они лежат перед вами на парте.
I. Тестирование (цель – настроить учащихся
на работу, выявить, насколько успешно усвоены
полученные знания).
Начнем проверку ваших знаний с небольшого
теста. В специальном поле вам нужно будет только
вставить нужную букву. На работу у вас 5 минут.
1. Укажите верное утверждение:
а) Придаточное предложение может стоять после
главного, в середине его или перед ним.
б) Придаточное предложение всегда стоит после
главного предложения.
в) Придаточное предложение не может стоять в
середине главного предложения.
2. Укажите неверное утверждение:
а) придаточное предложение присоединяется к
главному с помощью союзов и союзных слов;
б) по смыслу придаточное поясняет только все
главное предложение;
в) вопрос помогает выяснить значение
придаточного.
3. В каком предложении что является
союзным словом?
а) Вспомни песни, что пел соловей.
б) Таня говорит, что трава по ночам растет.
в) Спасибо, что не забываете старика.
4. В каком предложении когда является
союзным словом?
а) Когда труд – удовольствие, жизнь хороша.
б) Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело
не пойдет.
в) Я сделаю это тогда, когда начнется праздник.
5. Найдите предложение с речевой ошибкой:
а) Я учусь в школе, во дворе которого находится
стадион.
б) Утро, когда начинается этот рассказ,
наступило пасмурное, но тихое.
в) Поднявшись на небольшой холмик, откуда
начинается узкая, едва заметная лесная тропинка,
он оглянулся.
6. Найдите лишнее предложение:
а) Знания, которые не пополняются ежедневно,
убывают с каждым днем.
б) Чтобы почувствовать обаяние Москвы, надо
побродить по ее старым переулкам.
в) Морозы стали слабее, и начал падать мелкий
снежок.
Работа закончена, проверяем свои результаты.
Отметьте задания, в которых вы допустили ошибки.
Значит, на уроке и дома нужно постараться
восполнить пробелы в знаниях.
II. Работа с отдельными предложениями и
текстом.
1. Прочитайте формулировку задания № 2 и
выполните его.
2. Восстановление деформированного текста по
схемам (задание № 3). О каком чуде идет речь?
Согласны ли вы с точкой зрения автора текста?
Какие предложения кажутся вам наиболее
убедительными? Почему? Дополните устно данный
текст своими предложениями.
3. Прочитайте текст Л.Леонова (текст распечатан
каждому ученику) и определите его тему.
Озаглавьте текст.
Книгу надо считать опорным камнем фундамента
цивилизации. Именно по книгам, как по ступенькам,
поднимался человек в свою нынешнюю высоту.
Книга – это кристаллический, плотно
упакованный в страницы наш многовековой опыт,
делающий бессмертным род людской на земле.
Только благодаря книге накопленные знания
обретают могущество лавины, которая способна с
тысячелетнего разгона преодолеть любое
препятствие на столбовой дороге человеческого
прогресса.
Сегодня, когда на наших глазах некоторые люди
размахивают чадной атомной головней с риском
пустить по континентам огненного петуха, страшно
становится порой, что величайшие сокровища мысли
вверены беспомощно-хрупкой бумаге. Книге
человечество доверило свои священные прозрения,
открытия, рецептуру осмысленного существования
на планете Земля, и книга есть кратчайший отчет о
пройденном пути человечества. Если бы
беспримерная геологическая катастрофа отрезала
у человека весь его громадный обоз неоценимых
материальных орудий, книга еще внушила бы ему
надежду и силы на возрождение. Без нее человек
сразу бы стал затерявшимся путником в огромной
безвестной ночной пустыне. Только книга может
научить, как и в какой последовательности
двигаться вперед, как избегать бездн и
взбираться на вершины, как почестнее людям
следует вести себя на земле согласно своему
человеческому званию.
(По Л.Леонову.)
|
Л.М. Леонов
|
Докажите, что данный отрывок является
текстом. (Предложения связаны по смыслу и
грамматически; связь предложений –
параллельная; предложения объединены одной
темой; основное средство связи предложений –
повтор слова.)
К какому стилю и типу речи относится этот текст?
Почему? (Стиль публицистический, цель –
убедить читателя в огромном значении книги в
жизни всего человечества. Тип речи –
рассуждение, так как есть тезис в первом
предложении, аргументы и вывод.)
Как вы считаете: в каком предложении выражена
основная мысль текста? (Книгу надо считать
опорным камнем фундамента цивилизации.)
Сколько в этом тексте простых предложений?
Сложных? ССП? СПП? Как отличить ССП от СПП?
Какова роль СПП в выражении авторской позиции?
Давайте немножко отдохнем и отвлечемся. Решим
несколько этимологических задачек.
1. Древнерусское слово уль превратилось
в улитку и «поползло» в пространстве между
рядами домов. О каком словарном слове речь? (Улица.)
2. «Биться не на живот, а на смерть». О каком
животе речь? (Жизнь.)
3. Какое русское слово служит рядовым в армии в
паре с итальянским сольдо? (Солдат.)
4. Какое слово произошло от французского баг,
что значит «пакет»? (Багаж.)
5. Какое слово образовалось от старорусского дол,
что значит «низ», а теперь это низина или длинная
впадина вдоль реки либо среди гор? (Долина.)
III. Самостоятельная работа.
1. Восстановите предложения. Начертите схемы.
• ______ у меня в руках новая книга, я чувствую, _____
в мою жизнь вошло что-то живое, говорящее,
чудесное. • Читая хорошие книги, мы должны
зорко следить за тем, _____ обращается с языком тот
или иной писатель. (В.Инбер)
• Талант имеет то драгоценное свойство, _____ он
не может лгать. (А.Гончаров)
• Постарайтесь выбирать книгу по своему вкусу,
отвлекитесь на время от всего на свете, сядьте с
книгой поудобнее, ______ вы поймете, ______ есть много
книг, без которых нельзя жить. (Д.Лихачев)
2. Дополнительное задание. По возможности
переделайте в тексте простые и сложносочиненные
предложения в сложноподчиненные.
Библиотеку
посещали тысячи самых разных людей, объединенных
одним желанием – знать. И возраст был у них
разный, и профессии самые разные, и совсем разный
уровень знаний, но каждый стремился знать больше,
чем уже знает. В этом выражалась потребность
миллионов и миллионов людей, жадно вбиравших в
себя все тайны мира, все накопленные
человечеством познания и умения. Посетители
библиотеки либо где-нибудь учились, либо мечтали
учиться. Им всем нужны были книги, но, приходя в
библиотеку, они терялись в книжном океане,
путались, блуждали, начинали со сложного, не имея
представления о простом.
(К.Чуковский)
Можно ожидать от учеников примерно такой текст
после выполнения задания:
Библиотеку посещали тысячи самых разных людей,
которых объединяло одно желание – знать. Хотя у
них был разный возраст, и профессии самые разные,
и совсем разный уровень знаний, но каждый
стремился знать больше, чем уже знает. В этом
выражалась потребность миллионов и миллионов
людей, которые жадно вбирали в себя все тайны
мира, все накопленные человечеством познания и
умения. Посетители библиотеки либо где-нибудь
учились, либо мечтали учиться. Им всем нужны были
книги, но, когда люди приходили в библиотеку, они
терялись в книжном океане, путались, блуждали,
начинали со сложного, потому что не имели
представления о простом.
IV. Итоги урока. Домашнее задание.
Напишите сочинение-размышление «Книга в моей
жизни», используя СПП.
С.Л. УРЕКЕ,
учитель года–2007,
г. Мурманск |