Я ИДУ НА УРОК
УРОКИ РУССКОГО ЯЗЫКА
в старших классах лицея
Углубленное изучение лингвистических тем в
старших классах совмещается с повторением
правописания.
Основная задача данной разработки –
способствовать развитию исследовательского и
творческого отношения к языку и речи. Поэтому
ведущим дидактическим приемом становится
проблемная беседа. Объяснение нового материала
начинается с проблемного вопроса, на который
учащиеся сразу же предлагают несколько
вариантов ответа. По этим ответам видно, какие
смежные представления нужно скорректировать,
чтобы обсуждаемая тема правильно размещалась в
системе представлений о языке. После того как
выясняется, почему должны быть отброшены те или
иные неадекватные варианты ответа, остаются
два-три здравых суждения, авторам которых
предлагается их аргументировать. В дальнейшем
аудитория либо находит слабое место в
аргументации одного из суждений, либо приходит к
выводу, что суждения не противоречат друг другу.
В заключение учитель предлагает
терминологически точную формулировку
проработанного суждения. В начале тематического
цикла такие беседы могут затягиваться на 15 и даже
20 минут. Но если на первых занятиях удалось
правильно выстроить базовые представления о
языке, в дальнейшем проблемная беседа будет
занимать 3–5 минут. Ее ход зависит от суждений,
выдвинутых учениками, поэтому в сценарии урока
ее можно отразить лишь конспективно: указать
проблемный вопрос и терминологически верный
итог, к которому желательно прийти.
Другой немаловажной целью школьного курса по
изучению родного языка является развитие
творческих способностей и художественного
отношения к слову. Наряду с поисковыми задачами и
закрепительными упражнениями предлагаем
творческие задания на лингвистические темы.
ИСТОРИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА
Цикл уроков по изучению истории русского языка
закладывает основы понимания процессов,
происходящих в языке; формирует представление о
динамичности языковых явлений, о генетических
связях между языками, о причинах дистанции между
живой разговорной и литературной разновидностью
языка.
Увлекательность материала цикла «История
русского языка» позволяет почти в полном объеме
использовать его на уроках не только в 10-м, но и в
5–9-х классах, а также в качестве элективного
курса.
Основные проблемы цикла
1. Родственные языки.
2. Фонетические изменения и фонетические
соответствия.
3. Славянские языки.
4. Устная и письменная речь; история
литературного и живого разговорного языка.
5. Орфографические и графические реформы в
истории русского литературного языка.
6. Праславянский, старославянский,
церковнославянский и древнерусский языки.
7. Грамматические особенности
церковнославянского и старославянского языка.
Литература (для учащихся)
Энциклопедия для детей (Аванта +), т. 10:
Языкознание. Русский язык. М., 1998.
Реформатский А.А. Введение в языкознание
(любое изд.).
Новикова-Грунд М.В. Язык: открытый колодец
времени. М., 1995.
Дополнительная литература (для учителя)
Живов В.М. Язык и культура в России XVIII века.
М., 1996.
Плетнева А.А., Кравецкий А.Г. Церковнославянский
язык. М., 2005.
Ремнева М.Л. Пути развития русского
литературного языка XI–XVII вв. М., 2003.
Улуханов И.С. О языке Древней Руси. М., 2002.
Источники текстов
Киево-Печерский патерик. Киев, 1806.
Остромирово Евангелие 1056–1057. Л., 1988.
Факсимильное воспроизведение.
Толстой Л.Н. Сочинения графа Л.Н. Толстаго.
Тт. 1–2. М., 1889.
Юности честное зерцало. СПб., 1717.
Продолжение материала
представлено в формате .pdf
В.В. ПАЗЫНИН,
Донской лицей,
г. Москва |