ГОТОВИМСЯ К ЭКЗАМЕНАМ
К экзамену по новой форме в 9-м классе
Внимательно прочитайте текст и выполните
задания А1–А9, В1–В14.
РЯБИНКА
(1) Выросла рябинка при дороге.
(2) Она выросла случайно, незаконно,
пристроилась на обочине, у высокого дощатого
забора.
(3) Все тянулась к свету и вот поднялась,
долговязая, как подросток, угловатая и милая,
мотая на ветру кудрявой головой.
(4) Наступил август. (5) Тонкие ветки рябины
согнулись под тяжестью пышных богатых гроздьев,
ярко и празднично окрашенных. (6) Деревце
запылало, как костер на юру. (7) Хороша была
рябинка и в погожий день, когда гроздья смеялись
навстречу солнцу, и после дождя, когда каждая
ягода дрожала в капле воды и ветки застенчиво
протягивали свои добрые длинные листья,
склеенные, как пальцы после долгого рукопожатья.
(8) Шла мимо девочка. (9) Увидела рябинку,
поахала.
(10) – Возьму-ка я одну веточку. (11) Одна веточка –
это так мало, ничего с деревцем не случится.
(12) И она была по-своему права.
(13) Ехал на машине усатый дядька.
(14) – Ух ты... (15) Прямо картинка... (16) Шикарно!
(17) Он остановил машину, вылез из-за руля. (18)
Ветки рябины так и затрещали под его сильной
рукой.
(19) – Вот какая стоит богатая, небось не
обеднеет, если я прихвачу для жинки две-три ветки.
(20) Что ж, он был тоже по-своему прав.
(21) Под вечер шли туристы.
(22) – Хорошая рябинка, правда, ломаная. (23) Ну,
Зинка, чур всем по одной! (24) Зря не брать, слышишь,
Витька, только по одной! (25) Мы народ
организованный, должны подавать пример...
(26) Шел в сумерках влюбленный.
(27) – Эх, какое дерево искорежили, смотреть
больно. (28) Бездушные люди, не умеют беречь
красоту!
(29) На рябинке горела одна-единственная яркая
кисть, которую никто, видимо, не смог достать.
(30) Влюбленный был высокого роста, он встал на
цыпочки и сумел-таки дотянуться. (31) Все равно
последняя кисть, она уже дереву не поможет... (32) А
Люсенька обрадуется.
(33) На другой день приехал хозяйственник.
(34) – Что это еще за уродец? – строго спросил он,
наткнувшись на рябинку.
(35) – Убрать. (36) Срубить. (37) А то весь вид портит.
(38) И он был по-своему прав.
(39) В этой истории все правы. (40) Виноватых нет. (41)
Но и рябинки тоже нет.
(По Н.Соколовой)
К каждому заданию А1–А9 даны 4 варианта ответа,
из которых только один правильный.
Ответы на задания А1–А9 обведите кружком.
А1. Каков смысл этой притчи? Исключите из
перечня ответов лишний.
1) У каждого человека своя правда.
2) Надо задумываться над последствиями своих
поступков.
3) Не кивайте на других, когда сами виноваты.
4) Надо беречь красоту.
А2. Какая из указанных фраз звучит особенно
иронично, потому что обнаруживает противоречие
между словами героя и его действиями?
1) 11;
2) 19;
3) 25;
4) 37.
А3. Определите стиль и тип речи.
1) Художественный стиль, повествование.
2) Разговорный стиль, повествование.
3) Художественный стиль в сочетании с
разговорным; описание и повествование с
элементами рассуждения.
4) Разговорный стиль; описание в сочетании с
повествованием.
А4. Какое из данных слов употреблено в тексте в
прямом значении?
1) Согнулись (предложение 5);
2) запылало (предложение 6);
3) смеялись (предложение 7);
4) протягивали (предложение 7).
А5. Какой смысл вкладывает автор в
характеристику «усатого дядьки»?
(Предложение 13.)
1) То, что у героя были большие усы.
2) То, что герой похож именно на «дядьку».
3) Герой плохо одет.
4) Единственная примечательная деталь
героя – его усы, больше ничего не выделяется.
А6. Какие средства выразительности
использованы в предложениях 2–7?
1) Олицетворение, сравнение;
2) анафора, олицетворение;
3) градация, сравнение;
4) олицетворение, восклицание.
А7. Какие предложения связаны друг с другом с
помощью контекстных синонимов?
1) 2 и З;
2) 5 и 6;
3) 9 и 10;
4) 13 и 17.
А8. Какую роль играют разговорные слова: чур,
небось, шикарно? (Предложение 23.)
1) Автор приближает текст к молодежному языку.
2) Придают живость, красоту тексту.
3) Речь героя помогает представить характер.
4) Автор не знал, как заменить эти слова
литературными.
А9. Какой смысл вложен в слово незаконно?
1) Нарушение закона, конституции;
2) никто не посадил – сама выросла;
3) преступно;
4) безответственно.
Ответы на задания В1–В14 записывайте словами
или цифрами, разделяя их, если нужно, запятыми.
В1. Из предложения 2 выпишите слово с
чередующейся безударной гласной в корне.
В2. Из предложений 30–33 выпишите слово,
правописание нн в котором определяется
правилом: «В существительном, образованном от
прилагательного, пишется столько н, сколько и
в прилагательном».
В3. Из предложений 17–20 выпишите слово, в
котором правописание определяется правилом:
«Если у наречия есть приставка по- и
суффикс -ому-/-ему-, оно пишется через
дефис».
В4. Из приведенного ниже предложения 7
выпишите цифру, при помощи которой пронумерована
запятая, выделяющая сравнительный оборот.
Хороша была рябинка и в погожий день (1) когда
гроздья смеялись навстречу солнцу (2) и после
дождя (3) когда каждая ягода дрожала в капле воды и
ветки застенчиво протягивали свои добрые
длинные листья (4) склеенные (5) как пальцы после
долгого рукопожатья.
В5. Из приведенного ниже предложения 29
выпишите цифры, при помощи которых пронумерованы
запятые, выделяющие вводное слово.
На рябинке горела одна-единственная яркая
кисть (1) которую никто (2) видимо (3) не смог
достать.
В6. Из предложений 1–6 выпишите номер
предложения, осложненного обособленным
обстоятельством.
В7. Из предложений 29–34 выпишите номера
бессоюзных сложных предложений.
В8. Из предложений 10–25 выпишите номер
сложноподчиненного предложения с придаточным
условия.
В9. Из предложения 3 выпишите
словосочетание со связью примыкание.
В10. Сколько грамматических основ в
предложении 19?
В11. Из предложения 20 выпишите
грамматическую основу.
В12. В предложениях 9–11 замените диалог косвенной
речью. Напишите получившееся предложение.
В13. Определите часть речи слова влюбленный
(предложение 30).
В14. Определите способ образования слова бездушные
(предложение 27).
Первые задания и текст взяты из книги
«Учебно-тренировочные материалы для подготовки
к ЕГЭ. Русский язык. 2005». «Интеллект-Центр», 2005.
Внимательно прочитайте текст и выполните
задания А1–А9, В1–В14.
ИГРУШКА
(1) 3адумывались ли вы над тем, что игрушка –
это не просто забава? (2) Игрушка – духовный образ
идеальной жизни, идеального мира, источник
радости, условие для развития творческих
способностей ребенка. (3) Она закладывает в душу
первоначальные понятия добра и зла. (4) Она
должна учить добру, мудрости и способности
сопереживать другим. (5) Игрушка должна быть
доброй. (6) Однако современные психологи все
как один твердят, что растет поколение,
воспитанное на игрушках, которые не только не
выполняют этой роли, но и воспитывают в ребенке
жестокость и черствость. (7) Черепашки-ниндзя,
трансформеры-роботы, Бэтман, Человек-паук –
эти игрушки способствуют накоплению агрессивных
фантазий ребенка, часто реализуемых в жизни по
отношению к более слабым. (8) Став взрослым,
такой ребенок будет запрограммирован на
служение тем, чьим пластмассовым подобиям
отдавал он первые в своей жизни моменты игры, с
чьей помощью происходило познание мира. (9) Но
что же плохого в монстрах? (10) Это же только
игрушки! (11) Оказывается, любое проигранное
ребенком действие способно воспроизводить себя
в реальности. (12) Если ребенок в игре способен
вести себя гуманно, милосердно, заботливо, то у
него есть некий образец того, как это нужно
делать. (13) И наоборот, если ребенок в игре
вынужден быть агрессивным, грубым, жестоким, это
обязательно проявится когда-нибудь в той или
иной ситуации. (14) Игрушка программирует жизнь
ребенка. (15) Покупая игрушку, важно понимать,
как она будет воздействовать на ребенка.
(16) Кстати, добрую игрушку не обязательно
покупать. (17) Достаточно прогуляться по парку и
набрать желудей, палочек, шишек, камушков,
проверить мамины запасы кусочков ткани и лент,
собрать всякую безделицу и сделать игрушку из
всего этого подручного материала.
(По В.Абраменковой)
К каждому заданию А1–А9 даны 4 варианта ответа,
из которых только один правильный.
Ответы на задания А1–А9 обведите кружком.
А1. Какое из высказываний, приведенных ниже, не
содержит ответ на вопрос: «Почему игрушка – это
не просто забава?»?
1) Игрушка – это источник радости.
2) Она закладывает в душу первоначальные
понятия добра и зла.
3) Любое проигранное действие способно
воспроизвести себя в реальности.
4) Игрушку можно сделать из любого подручного
материала.
А2. Почему автор текста считает, что
современные игрушки плохие?
1) Пластмассовые игрушки быстро ломаются.
2) Они способствуют накоплению агрессивной
фантазии ребенка.
3) Это в основном игрушки-монстры.
4) Такие игрушки не передать по наследству.
А3. В каком предложении текста раскрывается
основная идея?
1) 2;
2) 5;
3) 11;
4) 15.
А4. В каких предложениях текста содержится
аргумент, подтверждающий мысль автора о том, что
«...игрушка должна быть доброй»?
1) 6;
2) 7;
3) 8;
4) 12.
А5. В каком предложении текста содержится
объяснение негативного влияния игрушек-монстров
на ребенка?
1) 10;
2) 11;
3) 12;
4) 13.
А6. О каком свойстве игрушки говорит
информация, заключенная в предложениях 16–17?
1) Лучшая игрушка сделана своими руками.
2) Добрую игрушку можно сделать своими руками.
3) Игрушку можно сделать своими руками.
4) Игрушка, сделанная своими руками, – символ
такой игрушки, которая связывает поколения.
А7. Какое значение вкладывает автор в слово гуманно
(предложение 12)?
1) Человечно;
2) по-доброму;
3) хорошее отношение к людям;
4) альтруистично.
А8. В каком варианте ответа указаны средства
речевой выразительности, использованные
автором в предложениях 6–15?
1) Метафора, восклицание, вопрос;
2) метафора, вопросно-ответная форма
повествования;
3) анафора, эпитет;
4) эпитет, градация.
А9. В каком варианте ответа верно
определен(ы) тип(ы) речи указанных предложений?
1) Предложения 6–15 – повествование;
2) предложения 6–15 – рассуждение;
3) предложения 16–17 – описание;
4) предложения 1–5 – описание.
Ответы на задания В1–В14 записывайте словами
или цифрами, разделяя их, если нужно, запятыми.
В1. Из предложений 4–6 выпишите слово с
чередующейся безударной гласной в корне.
В2. Из предложений 10–13 выпишите слово,
правописание нн в котором определяется
правилом: «Пишется нн, если слово
образовано от приставочного глагола
совершенного вида».
В3. Из предложений 7–9 выпишите слово, в
котором правописание приставки определяется
правилом: «Приставка с- пишется в том
случае, если следующий согласный является
глухим».
В4. Из приведенного ниже предложения 7
выпишите все цифры, при помощи которых
пронумерованы запятые, выделяющие однородные
члены предложения.
Черепашки-ниндзя (1) трансформеры-роботы (2) Бэтман
(3) Человек-паук – эти игрушки способствуют
накоплению агрессивных фантазий ребенка (4) часто
реализуемых в жизни по отношению к более слабым.
В5. Из приведенного ниже предложения 12
выпишите цифры, при помощи которых пронумерована
запятая, разделяющая главную и придаточную
части сложноподчиненного предложения.
Если ребенок в игре способен вести себя
гуманно (1) милосердно (2) заботливо (3) то у него
есть некий образец того (4) как это нужно делать.
В6. Из приведенного ниже предложения 15 выпишите
цифру(ы), при помощи которой(ых) обозначена(ы)
запятая(ые), выделяющая(-ие) обособленное
обстоятельство.
Покупая игрушку (1) важно понимать (2) как она
будет воздействовать на ребенка.
В7. Выпишите из предложения 11
словосочетание со связью примыкание.
В8. Из предложения 15 выпишите грамматическую(ие)
основу(ы).
В9. Укажите количество грамматических основ
в предложении 17.
В10. Среди предложений 3–8 найдите
предложения с обособленными определениями. Напишите
номера этих предложений.
В11. Среди предложений 6–15 найдите
предложения с придаточным условия. Напишите
номера этих предложений.
В12. Определите часть речи слова став (предложение
8).
В13. Определите способ образования слова
подручного (предложение 17).
В14. В предложении 8 замените
обособленное обстоятельство на придаточное
предложение. Напишите получившееся предложение.
Ответы к вариантам
«РЯБИНКА»
Задания А
1) 1;
2) 3;
3) 3;
4) 1;
5) 4;
6) 1;
7) 2;
8) 3;
9) 2 .
Задания В
1) Выросла;
2) хозяйственник;
3) по-своему;
4) 5;
5) 2, 3;
6) 3;
7) 30, 31;
8) 19;
9) поднялась, мотая;
10) 3;
11) он был прав;
12) Увидела рябинку, поахала и решила взять
одну веточку;
13) существительное;
14) приставочно-суффиксальный.
«ИГРУШКА»
Задания А
1) 2;
2) 2;
3) 3;
4) 4;
5) 4;
6) 4;
7) 1;
8) 1;
9) 2 .
Задания В
1) Растет;
2) проигранное;
3) происходило;
4) 1, 2, 3;
5) 3, 4;
6) 1;
7) способно воспроизводить;
8) важно понимать, она будет воздействовать;
9) 1;
10) 6, 7;
11) 12, 13;
12) деепричастие;
13) приставочно-суффиксальный;
14) Когда ребенок станет взрослым, он будет
запрограммирован...
Е.В. ДАВЫДОВА,
школа № 10,
г. Сочи |