НАШИ РЕЦЕНЗИИ
И снова об учебниках…
Передо мной два учебника для пятого класса.
Один – изданный в 1995 году в издательстве МИКО
«Коммерческий вестник» под редакцией
М.В. Панова (и достаточно потрепанный, потому
что уже два поколения школьников по нему
учились). Другой – новенький, с иголочки,
«Русский язык. Учебник для общеобразовательных
учреждений. В трех частях» авторов С.И. Львовой
и В.В. Львова. Выпущен в издательстве
«Мнемозина» в 2006 году уже с исправлениями и
дополнениями (как же первое издание мимо нас
проскочило?). Первый так и не приобрел заветного
грифа Министерства образования и науки
Российской Федерации «Допущен» или
«Рекомендован», в отличие от второго.
Сравним эти два учебника, чтобы понять, какой из
них более интересен детям, какой больше отвечает
новым образовательным стандартам, развивает
речь и мышление, поддерживает интерес к изучению
родного языка, открывает в нем новые глубины и
высоты.
В оформлении выигрывает учебник Львовых. В нем
все картинки цветные, много фотографий.
Почти каждая страница учебника снабжена
наглядным материалом. Какова их методическая
цель? Во-первых, видимо, старое как мир «сочинение
по картинкам». Вот, например, упражнение 420 из
части 1 – «Рассмотрите картинки и напишите
рассказ о том, как дети помогают птицам зимой.
Озаглавьте текст». Не скрою, для моих
пятиклассников такое сочинение интереса не
представило. Мы его пропустили. Во-вторых, многие
фотографии сопровождаются заданием «Составьте
предложения». Например, «Составьте несколько
повествовательных предложений по фотографии «В
аптеке», затем переделайте (как вам термин –
«переделайте»? – Прим. автора) их в
вопросительные. Прочитайте получившиеся
предложения, ставьте логическое ударение на
разных словах».
В учебнике Панова тоже есть картинки, но они все
рисованные (иллюстрации Ю.М. Аратовского) в
стиле юмористических картинок Х.Бидструпа с
использованием только синего и черного цветов.
Вот, например, картинка, иллюстрирующая омонимы.
Две лисицы (достаточно условные) смотрят
задумчиво на две лисички и задаются вопросом: не
родственники ли они? А вот лодка, у которой есть
почти человеческий нос, а у Пети – звериный хвост
(иллюстрация многозначности слов).
А теперь о содержании учебников. Учебник Панова
построен по линейному принципу: лексика,
фонетика, морфология, синтаксис; учебник
Львовых – по концентрическому: 1-я часть –
введение в лингвистику, где всего понемногу: два
параграфа фонетики, два – орфоэпии, три –
графики, два – морфемики, два – лексикологии,
два – морфологии, два – культуры речи,
более обширно представлена орфография – четыре
параграфа, текстоведение – четыре параграфа и
синтаксис с пунктуацией – одиннадцать
параграфов; 2-я часть – основные разделы
лингвистики: словообразование, лексикология и
фразеология, морфология: имя существительное,
имя прилагательное, глагол. Объем знаний в
учебнике Панова – 396 стр., в учебнике
Львовых – 384 стр.
Есть различия в методике изложения материала.
Начнем с условных обозначений.
По количеству условных обозначений первый
учебник превосходит второй. Однако создается
впечатление, что обозначения в учебнике Львовых
больше предназначены для учителя, нежели для
ученика. Все типы работ запланированы и
расписаны так, будто учебник создавался
специально для ленивых учителей.
Ключ – «Теоретические сведения»;
ЗП – информация о том, как применять ТС;
ОВ – рубрика «Обратите внимание!» –
дополнительный материал;
? – вопросы и задания.
Типовые упражнения: «Пишем творческую работу»;
«Проводим наблюдение»;
«Русский язык на других уроках»; «Речевой
этикет»; «Конкурс художников».
Отмечено, что номера упражнений повышенной
сложности выделяются в учебнике цветом.
Идея дифференцированного подхода, заявленная в
программе Львовой, выражается в наличии
дополнительного материала. Если что-то дается
дополнительно, тогда зачем называть рубрику
«Обратите внимание»?
А вот обозначения в учебнике Панова:
«Внимание! Трудное правило орфографии»;
«Только для любознательных! Нелюбознательные
могут не читать».
Призыв к школьнику в учебнике Панова –
признать себя любознательным и прочесть что-то
дополнительно – кажется более удачным и
действенным.
К заданиям повышенной трудности в учебнике
Львовых относятся и почти все письменные работы:
«Письмо по памяти» (задания 31, 82, 231 и др.),
сочинения (задания 88, 124, 218, 298 и др.). В таком случае
о каком развитии речи каждого ученика можно
говорить?
В учебнике Панова почти каждый параграф,
содержащий лингвистический материал, предлагает
творческое задание по развитию речи,
предусматривающее отработку словарных слов. Вот,
например, задание на стр. 44: дается перечень
трудных для написания слов из тематической
группы «Морские обитатели» (акула, дельфин,
кашалот, медуза и др.) и предлагается по началу
рассказа придумать продолжение, используя слова
из приведенного списка. А в конце учебника
приведен и весь словарь, что упрощает работу как
ученика, так и учителя.
И в учебнике Львовых в конце каждой темы
приводится задание «Орфографический минимум»,
однако чаще всего работа с приведенным
материалом не связана тематически с творческими
заданиями. Так, на стр. 81 (ч. 1) приведен
орфографический минимум с написаниями «трудных»
корней с проверяемыми безударными гласными: удивительное
происшествие, разрядить обстановку, престарелые
родители и др., а творческие работы – на тему
«Осенний дождь» (задания 218), изложение – «Добрая
береза» (задания 206). Создается впечатление, что
работа над орфографическим минимумом проводится
чисто механически.
Сравним подачу материала на одну и ту же тему,
например, самую первую. Что предлагает сделать
пятикласснику на самом первом уроке учебник
Львовых? Познакомиться с лингвистикой – наукой о
языке. До сих пор выпускник начальной школы не
встречался с этим термином – «лингвистика».
Может быть, есть объяснение, что такое «лингва» и
на каком языке? Нет. Хотя приведены два синонима
этого термина – языкознание и языковедение (в
теоретическом материале). Перед текстом –
задание: сначала рассказать, что знает
пятиклассник о науке, которая изучает устройство
языка (это в первый день после долгих летних
каникул, вот все лето думал об этой науке!), а
затем вдумчиво прочитать текст, который приведем
с купюрами: «Понять тайны языка человек мечтал с
незапамятных времен... Из этих волнующих людей
вопросов и родилась лингвистика... Первые
сочинения по языкознанию появились в глубокой
древности, примерно в V веке до нашей эры...
Например, вам известно, что изучают фонетика,
графика, орфография. В этом учебном году вы
подробнее познакомитесь с орфоэпией,
фразеологией, текстоведением и другими
разделами…». Научно? Несомненно. На глубокую
научность указывает обилие научных терминов,
незнакомых пятикласснику или давно забытых.
Доступно? Сомнительно. Занимательно? Вовсе нет.
Надо сказать, что все статьи, содержащие
теоретические сведения в учебнике Львовых,
научны, но далеки от занимательности и
доступности для пятиклассников.
Гораздо более доступен для пятиклассников
научный язык учебника Панова, хотя он содержит
подчас такие изыски, которые по плечу только
студентам-филологам. Вот как звучит статья,
посвященная науке лингвистике (сам термин не
упоминается). Статья называется «Из чего состоит
язык»: «Прочтите любой текст. Или послушайте
любую речь (даже теоретические сведения
содержат опору на практический опыт
ребенка. – Прим. автора). Она состоит из
предложений, слов, морфем, звуков. Предложение
передает смысл. Слово называет. Морфемы –
мельчайшие единицы смысла (далее идет пример).
…Звуки для того, чтобы мы могли воспринимать
единицы языка» (стр. 11).
Если в учебнике Львовых преобладают задания к
теоретическим статьям типа: прочитайте, ответьте
на вопросы, перескажите, – то в учебнике Панова
таких заданий почти нет. Зато в практической
части темы обязательно дается такое задание, в
процессе выполнения которого нужны знания
теории. А в конце каждой темы есть вопросы для
повторения и обобщения. Вот, например, в теме
«Лексика» есть глава 9: «Почему слов в языке
много, но не бесконечно много?» (Кстати, названия
глав занимательного характера не исключение в
учебнике Панова, но совершенно отсутствуют в
учебнике Львовых). После этой главы предлагается
найти в классе разные предметы, которые
называются одним и тем же словом.
Формулировки заданий в сравниваемых учебниках
резко отличаются друг от друга. Задания в
учебнике Львовых пусть и методически грамотные,
но слишком скучны: приведите примеры,
перескажите текст, спишите текст, определите
тему текста, выпишите слова, образуйте слова
(стр. 67–69 ч. 1) – и только одно «веселое»,
№ 180: «Придумайте веселые рассказы о том, как
из-за неправильного написания одинаково
звучащих слов (приводятся примеры) возникают
ошибки и недоразумения в письменном общении» (каково?).
Задания в учебнике Панова не оставляют места
для скуки. Вот разговаривают Настя Кувшинчикова
и Вова Бутузов о паронимах, следующее задание
предлагает поиграть, далее подключается Корней
Чуковский со своими замечательными наблюдениями
над детской речью, потом думаем, почему М.Горький
рассердился, когда получил строчку «Вернее ставь
ступень ноги!» (стр. 78 – 80). Это не значит, что
нет «серьезных» заданий, вот оно, домашнее: из
ряда паронимов выбрать 1–3 пары, объяснить
значение, придумать предложение с каждым словом
(№ 71). Но и «занимательные» задания не так просты,
какими кажутся на первый взгляд, они будят мысль
как учителя, так и ученика.
Как хочется, чтобы учебник для детей был и
доступным языком написан, и не грешил
«невнятностями», и был красочным, увлекательным,
развивающим. Вот если бы к носу Ивана Ивановича
да приложить уши Ивана Никифоровича…
Конечно, для проверки того, какой учебник лучше,
стоило бы поставить масштабный эксперимент:
подобрать классы с примерно одинаковым
стартовым уровнем детей, выпустить их в 9-м
классе, но проверку устроить не с помощью ЕГЭ (на
этот тип теста можно и за месяц натаскать), а
проверить именно развитие детей, их
мышление, художественный вкус, языковое чутье,
отношение к родному языку.
С.В. СТОЛБУНОВА,
кандидат филологических наук,
НОУ «Гуманитарный колледж»,
г. Ярославль |