ЯЗЫК И ОБЩЕСТВО
Не пасть на поле брани
Попробуем разобраться в психологических
механизмах брани, в тех мотивах, которыми
руководствуется человек, сдабривая свою речь
этой острой специей. Ибо, как заметил еще Фрейд,
ни одно слово не говорится просто так, а отражает
наши глубинные склонности и влечения.
Фрейду принадлежит еще одно наблюдение на эту
тему. По его мнению, «человек, который первым
вместо камня бросил в своего противника бранное
слово, заложил основы нашей цивилизации». То есть
словесное оскорбление, ругательство – это
символическое замещение физической агрессии,
позволяющее разрядить конфликт в бескровной
форме. А путь от грубого насилия к словесному
выяснению отношений – это и есть путь прогресса
цивилизации (пройденный, увы, не до конца).
В качестве оскорбления испокон веку у всех
народов используются разнообразные выражения,
призванные умалить достоинства противника (дурак,
слабак…), приписать ему недостатки и пороки (урод,
подлец…). Преобладание в ругательствах
сексуальных мотивов вообще свидетельствует о
чрезвычайной значимости для человека этой сферы
– сексуальные угрозы и обвинения в
ненормальности (кровосмешении, извращении,
неполноценности) уязвляют сильнее любого
другого оскорбления. Того же Фрейда часто
упрекают в повышенном внимании к вопросам пола.
Но о чем, однако, свидетельствует тот
эмоциональный акцент, которым окрашены
словесные выражения этой темы?
Особенность нынешней языковой ситуации в том,
что традиционно оскорбительные слова и
выражения в современном языке почти утратили
свой изначальный смысл и употребляются в
широчайшем спектре значений, как
лингвистических, так и эмоциональных. Матом уже
не ругаются, матом разговаривают. И если
оскорбительное значение мата понять легко, то
его более широкая роль в современном языке
требует пояснений.
По одной из версий (которая вполне согласуется
с идеями Фрейда) ругательство выступает средством
разрядки эмоционального напряжения. Для очень
многих людей окружающий мир не очень уютен и
населяющие его люди не очень дружелюбны.
Силясь защититься от угрожающего несовершенства
мира и возможной агрессии со стороны ближних,
человек отвечает, порой превентивно, встречной
агрессией. Это позволяет почувствовать себя не
жертвой, а активно обороняющейся стороной, и сама
способность дать отпор приносит утешение. Так,
неловко ударив молотком по пальцу, мы поминаем
женщину легкого поведения не потому, что наши
мысли в этот момент посвящены продажной любви, а
единственно ради того, чтобы дать ответ на вызов
недружелюбного мира. (Даже академик
Д.С. Лихачев, воплощение интеллигентности, по
рассказам, признавался в приватных беседах, что,
столкнувшись с несовершенством мира в самой
банальной форме, например, споткнувшись о кочку,
реагирует на это не самыми деликатными словами.)
Оскорбительные слова и выражения по традиции
считаются нежелательными, запретными. Но столь
же нежелательно для нас покушение на наше
благополучие. В нашем мироощущении любое
посягательство на наше благо нарушает
правильный порядок вещей, и мы соответственно
реагируем на него нарушением принятых норм. Око
за око!
Если принять эту версию, невольно ужасаешься:
каким же несовершенным представляется мир
большинству наших сограждан, если они так
активно защищаются от него!
Представление о брани как эмоциональной
разрядке породило и соответствующие
практические рекомендации, причем отнюдь не
запретительные, а наоборот. Британский
психотерапевт К.Уоллес в результате многолетних
наблюдений пришел к выводу: люди, хорошо
воспитанные, деликатные, избегающие
сквернословия, оказываются более уязвимы для
стресса и в результате чаще страдают различными
психосоматическими расстройствами. Доктор
Уоллес советует: во избежание
нервно-психического перенапряжения ежедневно
уединяться (приличия все-таки следует соблюдать!)
и давать волю своим чувствам в самых
непристойных выражениях. При этом Уоллес, однако,
указывает, что его совет вряд ли будет полезен
тем, кто и так сквернословит по многу раз на дню,
– им «психотерапевтическая» разрядка
практически ничего не прибавит.
Так что совет английского психотерапевта,
пускай и не бесспорный, пригоден не многим. Для
остальных брань давно не может выступить
лекарством ввиду ее обыденности и привычности. И
вызвано это также весьма определенными
психологическими причинами. Чтобы в них
разобраться, попробуем понять, зачем человек
впервые произносит запретные слова.
Большинство взрослых сходятся в едином мнении:
нецензурные слова – это «взрослая» лексика, и
ребенку непозволительно их употреблять ни в коем
случае. Если же из детских уст вылетает запретное
слово, немедленно следует резкая отрицательная
реакция: взрослые стремятся пресечь и наказать
подобную распущенность. Но маленькому ребенку
такая реакция не очень понятна. В первые годы
жизни ребенок – существо поначалу бессловесное
– стремительно овладевает родным языком. Все
слова для него – новые. И он активно, как губка,
впитывает их и усваивает, с каждым днем обогащая
свой словарный запас. Ребенок прислушивается к
речи окружающих, улавливает незнакомые слова,
как бы пробует их на вкус и пытается включить в
свой словарь. Причем малыш слышит не только те
слова, с которыми обращаются к нему родители и
которыми они обмениваются между собой, но и те,
что на улице бормочет неопрятный красноносый
дядя с нетвердой походкой. Маленький ребенок еще
не может понять, почему одни слова хуже, чем
другие. Для него все они интересны и достойны
внимания.
Когда малыш в первый раз произносит
нецензурное слово, оно, как это ни покажется
странным, в его устах вполне невинно. Для него это
еще одно усвоенное слово, почти ничем не
отличающееся от всех прочих. «Почти» касается
того, что смысл практически любого слова ребенку
ясен, а вот смысл ругательства он еще постичь не в
состоянии. Он лишь смутно ощущает, что такими
словами в речь вносится сильный эмоциональный
акцент.
Родительский гнев возникшей проблемы не
решает, а только усугубляет ее. В сознании
ребенка непечатное слово обретает еще более
сильную эмоциональную окраску. Не в силах понять
причину строгого запрета, малыш может попытаться
использовать запретный плод как символ своей
независимости. «Если кому-то можно так говорить,
то, значит, можно и мне. Не надо только нарочно
сердить родителей!» И запретное слово начинает
мелькать в его речи, становясь от многократного
употребления привычным.
По мере взросления проблема становится все
более серьезной. Нецензурная лексика
приобретает роль важного символа зрелости и
независимости. Подросток быстро усваивает: если
мат – лексика старших, запретная для ребенка,
то приобщиться к вожделенному взрослому миру
можно, нарушив это табу. Тем более что дело-то
нехитрое! Понадобятся еще долгие годы, чтобы
делами доказать свою личностную автономию и
состоятельность. А вот затянуться сигаретой,
лихо сплюнуть на пол или грязно выругаться можно
хоть сию минуту!
Не в том ли состоит проблема, что для очень
многих взрослых задача личностного
самоопределения так и осталась нерешенной, и
самоутверждаться приходится инфантильным
подростковым способом? Впрочем, иной может и
вполне состояться как личность, добиться в жизни
многого, однако с юных лет усвоенная привычка уже
вошла в кровь, и отказаться от нее невозможно.
Так, начав в подростковом возрасте курить, многие
потом и хотели бы бросить, да уже не могут.
Немаловажно и то, что сквернословие стало
общепринятым, и отказаться от него во многих
случаях означает противопоставить себя тому
кругу, к которому хотелось бы или приходится
принадлежать. Иной подросток начинает
материться в кругу товарищей, дабы просто не
оказаться белой вороной, не прослыть «ботаником»
и маменькиным сынком. И с возрастом эта проблема
лишь усугубляется – круг культурных людей,
избегающих сквернословия, ныне настолько узок,
что вращаться в основном приходится за его
пределами.
К тому же не следует преувеличивать
интеллектуальный уровень среднестатистического
обывателя, для которого внятно выразить свою
мысль (коли таковая имеется) – большая проблема.
Для таких людей ругательство даже не выступает
как таковое, а является своего рода междометием,
заполняющим неизбежные пустоты в убогой речи.
Из-за бедного словарного запаса затруднительно
подобрать подходящие слова. Тогда на помощь
приходят слова-«джокеры» – ими легко заменить
почти любое слово родного языка и вызвать у
собеседника более или менее адекватную
ассоциацию. И если в массовом масштабе эта
тенденция усилится, человек постепенно сползет
на интеллектуальный уровень пещерного дикаря,
изъясняющегося десятком универсальных речевых
символов.
Можно ли эту тенденцию преодолеть, как-то
выбраться из языкового кризиса? Решение этой
проблемы слишком сложное и требует множества
шагов в разных направлениях. Но один из них,
пожалуй, наиболее важный, видится в том, чтобы
убедительным позитивным примером
демонстрировать народу, и прежде всего
юношеству, что достойные люди выше брани. Пока
сохраняется вредная иллюзия, будто мата избегают
лишь погруженные в науку очкарики, а сильные,
серьезные, деловитые люди не должны стесняться
«называть вещи своими именами», до той поры мы
будем без стеснения посылать друг друга «куда
подальше». А вот когда те, кому большинство и в
самом деле хотело бы подражать, подадут
достойный пример и своей речью, мат постепенно
вернется туда, откуда пришел, – в лексикон
подзаборного сброда.
Тем более что любую мысль или эмоцию можно
гораздо более сильно и хлестко выразить в
деликатной форме. Как, например, в анекдотическом
письме одного бизнесмена своему
недобросовестному партнеру:
«Дорогой сэр! Поскольку моя
секретарша дама, я не решаюсь продиктовать ей
те слова, которых вы заслуживаете. Более того, так
как сам я – джентльмен, мне не подобает даже
знать эти слова. Но поскольку вы – ни то и ни
другое, вы поймете, что я имею в виду».
С.С. СТЕПАНОВ,
г. Москва |