Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №12/2008

ИНФОРМАЦИЯ

 

Вести с Марафона­2008: новые учебники

Новая линия учебников русского языка под научным руководством академика РАО, д-ра психол. наук, проф., Г.Г. Граник (5–9-е кл.).

Чем наши учебники отличаются от традиционных?

Эти учебники построены на научном фундаменте, на психолого-дидактической основе. При создании учебников учитывались возрастные особенности учащихся, особенности их мышления, внимания, памяти, психологические закономерности овладения речью.

Это не учебники-скороспелки. Были проведены многосторонние исследования в области психологии, психодидактики, возрастной фантазии, методики – в общей сложности исследования велись около сорока лет. Это позволило создать учебники нового типа, принципиально отличающиеся от всех, существующих к настоящему времени, прежде всего по лингвистическому и психолого-дидактическому содержанию и по принципам подачи материала.

Сегодня мы имеем целостный курс русского языка с 1-го по 9-й класс. Учебники 5–9-х классов – продолжение курса начальной школы (1–4-е кл.). Однако начинать курс можно и с 5-го класса. В учебники специально введена рубрика «В Стране воспоминаний», в которой повторяется все необходимое для изучения систематического курса русского языка в средней школе.

Апробация учебников в Москве и других городах проводилась в течение 9 лет (1999–2008 гг.).

Об отличительных особенностях нового курса

1. Учебник решает одну из главных задач обучения – пробуждение у учащихся любви и интереса к школьному предмету «русский язык». Думаю, что нет необходимости говорить о том, что русский язык у большинства детей относится к числу самых нелюбимых. (По данным опросов, у 79% учащихся русский язык ассоциируется с такими понятиями: скука, тоска, нудно, однообразно, много правил, много исключений, мало практики, ошибки, нелюбимый с детства предмет… Проведите сами такой опрос!)

Наш учебник – это учебник для ученика, по нему детям хочется учиться и интересно учиться. Учебник разговаривает с учеником-читателем, беседует с ним. В нем особая интонация, знакомая читателям по книгам авторского коллектива Г.Г. Граник.

2. При построении учебника решалась проблема мотивации и познавательного интереса.

Все мы обеспокоены тем, что современные дети не хотят учиться. Школе приходится конкурировать с такими мощными и яркими источниками информации, как Интернет, телевидение, компьютерные игры. Современного ребенка «ничем не удивишь».

Как же вызвать интерес у ребенка и как его поддержать? (Заметим, что подлинный познавательный интерес не имеет ничего общего с развлекательностью и занимательностью.)

О сложном говорится просто, доступно, образно.

В учебнике предусмотрены разные возможности пробуждения интереса к обучению русскому языку. Одной из таких возможностей является форма изложения материала, одновременно адресованная и к эмоционально-образному, и к абстрактно-логическому мышлению. «Сухие» грамматические понятия гораздо эффективнее усваиваются детьми, если их лингвистическое содержание воплощено в образной форме. Примерами «образной грамматики» являются образы предложений-«гусей» и предложений-«матрешек», синтаксических «карликов» и «великанов», «ошибкоопасного места», «звуков-волшебников» и др.

Хочу обратить ваше внимание на образные названия параграфов: «Застывшие звуки», «Любую часть речи узнаю при встрече», «Операция Ы, или Буква Ы в корне после приставок», «Русский язык берет на работу пришельцев»…

3. Учебники – и это очень важно! – построены на текстовой основе. Это позволило решить одну из основных проблем современного образования – проблему понимания как учебного, так и художественного текста. Вводятся приемы работы с текстом и – шире – с книгой: работа с заголовком, умение выделить главную мысль (концепт) текста, составление плана, обучение различным видам пересказа, диалог с текстом и др.

В курсе, который называется «Русская филология», решается задача соединения русского языка и литературы.

Учебник русского языка на небольших текстах готовит учащихся к восприятию и пониманию больших художественных произведений. Такая задача ставится впервые.

Много самых разных и больших текстов. Это тексты, которые радуют детей и которые им интересны. Их авторы – известные детские писатели Т.Крюкова, Р.Коваленко, С.Козлов, И.Токмакова – специально писали тексты для наших учебников.

От текста и живой (!) речи на уроке – через слово – ученик идет к языку (правилам), а не наоборот.

Практически каждое упражнение в учебнике – это текст. На уроках русского языка дети много читают, учитель организует разговор о прочитанном. В ходе такой коллективно распределенной деятельности происходит развитие речи и творческих способностей детей.

4. Фундаментом всего курса является синтаксис. На его основе даются другие разделы лингвистики. Исследования психологов показали: тот факт, что в программах и массовых учебниках на начальном этапе обучения синтаксис и пунктуация даются в упрощенном виде, приводит к существенным потерям в развитии у школьников грамотной устной и письменной речи. Это в итоге негативно сказывается на интеллектуальном росте школьника.

5. Части речи рассматриваются как грамматические классы слов. В основу определения частей речи положен единый принцип – грамматическая форма слов (связь грамматического значения с грамматическим способом его выражения). Иными словами, принцип их изменяемости по родам, числам, падежам, лицам, наклонениям, временам и т.п.

В современной лингвистике части речи рассматриваются как грамматические классы слов. В классификации частей речи мы опираемся на лингвистическую концепцию ученых Института русского языка РАН, и прежде всего М.В. Панова.

6. Фундаментом курса орфографии является фонемный принцип, позволяющий проверить 80 процентов орфографических трудностей. А так как фонема «живет» в морфеме, сам принцип правильнее назвать фонемно-морфемным.

7. Даются ответы-ключи, позволяющие формировать самоконтроль и снимать тревожность.

Таковы основные, принципиальные отличия созданных учебников.

О некоторых других особенностях учебников

Вы уже поняли, что это учебник для ученика. Он разговаривает с учеником-читателем, беседует. Текст параграфа – это рассказ, а не сжатая экспресс-информация.

Психологические исследования подтверждают, что для понимания того или иного учебного материала в тексте должна быть заложена не только существенная, но и избыточная информация. Эта информация, располагаясь вокруг существенной, должна также помогать созданию возбуждения и поддержания познавательного интереса. Познавательные тексты об истории письменности, экскурсы в историю слов, биографические рассказы о писателях и лингвистах, различные «лирические отступления», обращенность к ученику, а также введение в учебник «перемен», позволяющих ребенку отдохнуть и переключиться на другой вид деятельности, помогают решить эти задачи. Если в учебнике не учитываются закономерности понимания, школьники, чтобы запомнить изучаемый материал, многократно читают его и пересказывают. В результате у них в головах остается «пустотелая словесная оболочка» учебного материала, а не его понимание. Кроме того, избыточная информация нужна и для лучшего запоминания. Дело в том, что подача в учебнике слишком сжатой экспресс-информации противоречит нормативам памяти: запоминание также требует избыточной информации.

Особую роль при работе с текстом играет развитие воображения (не только творческого, но и воссоздающего). Без него невозможны понимание и запоминание текста. Цель, которую ставили перед собой авторы курса, состоит в том, чтобы разбудить воображение у одних детей, развить, не дать ему угаснуть у других. Для этого в учебники вводятся специальные задания типа «Включите воображение», «Включите свой мысленный экран».

…Говорить о наших учебниках можно долго. Для этого понадобился бы не один семинар.

Станете по ним работать – у вас будут другие дети, и вы сами изменитесь. Все учителя-экспериментаторы отмечают, что в результате обучения по новой программе изменилось отношение ребят к русскому языку: у большинства школьников русский язык стал любимым предметом.

Проблема не в детях, а в учителе! Он не хочет переучиваться, боится новых учебников. На самом деле переучиваться и не нужно, нужно просто прочитать эти учебники, войти в них, понять, что цели, которые мы ставим: пробуждение у учащихся осознанной любви и интереса к школьному предмету «русский язык», воспитание культурного человека, свободно владеющего грамотной устной и письменной речью, понимание школьниками лингвистических понятий, законов лингвистики – востребованы сегодняшней школой. Они реальны и достижимы.

Н.А. БОРИСЕНКО,
г. Москва

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru