ИНФОРМАЦИЯ
Вести с Марафона2008: новые учебники
Новая линия учебников русского языка под
научным руководством академика РАО, д-ра психол.
наук, проф., Г.Г. Граник (5–9-е кл.).
Чем наши учебники отличаются от традиционных?
Эти учебники построены на научном фундаменте,
на психолого-дидактической основе. При создании
учебников учитывались возрастные особенности
учащихся, особенности их мышления, внимания,
памяти, психологические закономерности
овладения речью.
Это не учебники-скороспелки. Были проведены
многосторонние исследования в области
психологии, психодидактики, возрастной фантазии,
методики – в общей сложности исследования
велись около сорока лет. Это позволило создать учебники
нового типа, принципиально отличающиеся от
всех, существующих к настоящему времени, прежде
всего по лингвистическому и
психолого-дидактическому содержанию и по
принципам подачи материала.
Сегодня мы имеем целостный курс русского
языка с 1-го по 9-й класс. Учебники 5–9-х
классов – продолжение курса начальной школы
(1–4-е кл.). Однако начинать курс можно и с 5-го
класса. В учебники специально введена рубрика «В
Стране воспоминаний», в которой повторяется все
необходимое для изучения систематического курса
русского языка в средней школе.
Апробация учебников в Москве и других городах
проводилась в течение 9 лет (1999–2008 гг.).
Об отличительных особенностях нового
курса
1. Учебник решает одну из главных задач обучения
– пробуждение у учащихся любви и интереса к
школьному предмету «русский язык». Думаю, что
нет необходимости говорить о том, что русский
язык у большинства детей относится к числу самых
нелюбимых. (По данным опросов, у 79% учащихся
русский язык ассоциируется с такими понятиями: скука,
тоска, нудно, однообразно, много правил, много
исключений, мало практики, ошибки, нелюбимый с
детства предмет… Проведите сами такой опрос!)
Наш учебник – это учебник для ученика, по нему
детям хочется учиться и интересно учиться.
Учебник разговаривает с учеником-читателем,
беседует с ним. В нем особая интонация, знакомая
читателям по книгам авторского коллектива
Г.Г. Граник.
2. При построении учебника решалась проблема
мотивации и познавательного интереса.
Все мы обеспокоены тем, что современные дети не
хотят учиться. Школе приходится конкурировать с
такими мощными и яркими источниками информации,
как Интернет, телевидение, компьютерные игры.
Современного ребенка «ничем не удивишь».
Как же вызвать интерес у ребенка и как его
поддержать? (Заметим, что подлинный
познавательный интерес не имеет ничего общего с
развлекательностью и занимательностью.)
О сложном говорится просто, доступно, образно.
В учебнике предусмотрены разные возможности
пробуждения интереса к обучению русскому языку.
Одной из таких возможностей является форма
изложения материала, одновременно
адресованная и к эмоционально-образному, и к
абстрактно-логическому мышлению. «Сухие»
грамматические понятия гораздо эффективнее
усваиваются детьми, если их лингвистическое
содержание воплощено в образной форме. Примерами
«образной грамматики» являются образы
предложений-«гусей» и предложений-«матрешек»,
синтаксических «карликов» и «великанов»,
«ошибкоопасного места», «звуков-волшебников» и
др.
Хочу обратить ваше внимание на образные
названия параграфов: «Застывшие звуки», «Любую
часть речи узнаю при встрече», «Операция Ы, или
Буква Ы в корне после приставок», «Русский язык
берет на работу пришельцев»…
3. Учебники – и это очень важно! – построены на
текстовой основе. Это позволило решить одну
из основных проблем современного
образования – проблему понимания как
учебного, так и художественного текста.
Вводятся приемы работы с текстом и – шире – с
книгой: работа с заголовком, умение выделить
главную мысль (концепт) текста, составление
плана, обучение различным видам пересказа,
диалог с текстом и др.
В курсе, который называется «Русская
филология», решается задача соединения
русского языка и литературы.
Учебник русского языка на небольших текстах
готовит учащихся к восприятию и пониманию
больших художественных произведений. Такая
задача ставится впервые.
Много самых разных и больших текстов. Это
тексты, которые радуют детей и которые им
интересны. Их авторы – известные детские
писатели Т.Крюкова, Р.Коваленко, С.Козлов,
И.Токмакова – специально писали тексты для наших
учебников.
От текста и живой (!) речи на уроке – через
слово – ученик идет к языку (правилам), а не
наоборот.
Практически каждое упражнение в учебнике –
это текст. На уроках русского языка дети много
читают, учитель организует разговор о
прочитанном. В ходе такой коллективно
распределенной деятельности происходит развитие
речи и творческих способностей детей.
4. Фундаментом всего курса является синтаксис.
На его основе даются другие разделы лингвистики.
Исследования психологов показали: тот факт, что в
программах и массовых учебниках на начальном
этапе обучения синтаксис и пунктуация даются в
упрощенном виде, приводит к существенным потерям
в развитии у школьников грамотной устной и
письменной речи. Это в итоге негативно
сказывается на интеллектуальном росте
школьника.
5. Части речи рассматриваются как
грамматические классы слов. В основу
определения частей речи положен единый принцип
– грамматическая форма слов (связь
грамматического значения с грамматическим
способом его выражения). Иными словами, принцип
их изменяемости по родам, числам, падежам, лицам,
наклонениям, временам и т.п.
В современной лингвистике части речи
рассматриваются как грамматические классы слов.
В классификации частей речи мы опираемся на
лингвистическую концепцию ученых Института
русского языка РАН, и прежде всего М.В. Панова.
6. Фундаментом курса орфографии является фонемный
принцип, позволяющий проверить 80 процентов
орфографических трудностей. А так как фонема
«живет» в морфеме, сам принцип правильнее
назвать фонемно-морфемным.
7. Даются ответы-ключи, позволяющие
формировать самоконтроль и снимать тревожность.
Таковы основные, принципиальные отличия
созданных учебников.
О некоторых других особенностях
учебников
Вы уже поняли, что это учебник для ученика.
Он разговаривает с учеником-читателем, беседует.
Текст параграфа – это рассказ, а не сжатая
экспресс-информация.
Психологические исследования подтверждают,
что для понимания того или иного учебного
материала в тексте должна быть заложена не
только существенная, но и избыточная
информация. Эта информация, располагаясь
вокруг существенной, должна также помогать
созданию возбуждения и поддержания
познавательного интереса. Познавательные тексты
об истории письменности, экскурсы в историю слов,
биографические рассказы о писателях и
лингвистах, различные «лирические отступления»,
обращенность к ученику, а также введение в
учебник «перемен», позволяющих ребенку
отдохнуть и переключиться на другой вид
деятельности, помогают решить эти задачи. Если в
учебнике не учитываются закономерности
понимания, школьники, чтобы запомнить изучаемый
материал, многократно читают его и
пересказывают. В результате у них в головах
остается «пустотелая словесная оболочка»
учебного материала, а не его понимание. Кроме
того, избыточная информация нужна и для лучшего
запоминания. Дело в том, что подача в учебнике
слишком сжатой экспресс-информации противоречит
нормативам памяти: запоминание также требует
избыточной информации.
Особую роль при работе с текстом играет развитие
воображения (не только творческого, но и
воссоздающего). Без него невозможны понимание и
запоминание текста. Цель, которую ставили перед
собой авторы курса, состоит в том, чтобы
разбудить воображение у одних детей, развить, не
дать ему угаснуть у других. Для этого в учебники
вводятся специальные задания типа «Включите
воображение», «Включите свой мысленный экран».
…Говорить о наших учебниках можно долго. Для
этого понадобился бы не один семинар.
Станете по ним работать – у вас будут другие
дети, и вы сами изменитесь. Все
учителя-экспериментаторы отмечают, что в
результате обучения по новой программе
изменилось отношение ребят к русскому языку: у
большинства школьников русский язык стал
любимым предметом.
Проблема не в детях, а в учителе! Он не хочет
переучиваться, боится новых учебников. На самом
деле переучиваться и не нужно, нужно просто
прочитать эти учебники, войти в них, понять, что цели,
которые мы ставим: пробуждение у учащихся
осознанной любви и интереса к школьному предмету
«русский язык», воспитание культурного человека,
свободно владеющего грамотной устной и
письменной речью, понимание школьниками
лингвистических понятий, законов лингвистики –
востребованы сегодняшней школой. Они реальны и
достижимы.
Н.А. БОРИСЕНКО,
г. Москва |