УЧЕНИЕ С УВЛЕЧЕНИЕМ
БИНОМ ФАНТАЗИИ
Учимся писать сочинение.
Развиваем воображение
(На основе книги Дж. Родари
«Грамматика фантазии.
Введение в искусство придумывания историй»)
Знаменитый итальянский писатель Джанни Родари
во второй половине XX века написал книгу
«Грамматика фантазии». Ее можно считать
интересным и полезным пособием для детей и
взрослых, желающих развивать воображение и
придумывать истории. Писатель предложил
множество способов и приемов создания
творческого сочинения. Познакомимся с
некоторыми из них.
ФАНТАСТИЧЕСКАЯ ГИПОТЕЗА
Что было бы, если бы…?
Берем любые подлежащее и сказуемое, их
сочетание и дает гипотезу.
Что было бы, если бы наш город внезапно оказался
посреди моря?
Что было бы, если бы во всем мире исчезли деньги?
Что было бы, если бы человек вдруг проснулся в
обличье насекомого?
(На этот вопрос ответил Ф.Кафка в известном
рассказе «Превращение».)
ЛИМЕРИК
Ли'мерик (англ.) – нонсенс, нелепица.
Наиболее известны лимерики Э.Лира. Схема
строения лимерика такова.
Первая строка – герой.
Вторая строка – характеристика героя.
Третья и четвертая – действия героя.
Пятая – итоговая характеристика.
Жил да был старик болотный,
Вздорный дед и тягомотный,
На колоде он сидел,
Лягушонку песни пел.
Въедливый старик болотный.
(Э.Лир)
Возможен другой вариант строения лимерика.
Первая строка – выбор героя.
Вторая строка – действие героя.
Третья и четвертая – реакция окружающих на
героя.
Пятая – вывод.
Старый дед в Граньери жил,
Он на цыпочках ходил.
Все ему наперебой:
«Обхохочешься с тобой!».
Да, чудной старик в Граньери жил.
(Дж. Родари)
КОНСТРУИРОВАНИЕ ЗАГАДКИ
Выберем любой предмет.
Первая операция – остранение.
Дадим предмету такое определение, словно видим
его впервые в жизни.
Вторая операция – ассоциация и сравнение.
Объектом ассоциаций является не предмет в целом,
а одна из его характеристик. Выбираем другой
предмет для сравнения.
Третья операция – метафора (скрытое
сравнение). Даем предмету метафорическое
определение.
Четвертая операция (необязательная) –
привлекательная форма загадки.
Например, придумаем загадку о карандаше.
Первая операция. Карандаш – это палочка,
которая оставляет след на светлой поверхности.
Вторая операция. Светлая поверхность – это
не только бумага, но и снежное поле. След
карандаша напоминает тропинку на белом поле.
Третья операция. Карандаш – это нечто
такое, что прочерчивает черную тропу на белом
поле.
Четвертая операция.
Он на белом-белом поле
Оставляет черный след.
СКАЗКИ «НАИЗНАНКУ»
Большое удовольствие всем доставляет игра в
«перевирание» сказок. Возможно умышленное
«выворачивание наизнанку» сказочной темы.
Красная Шапочка злая, а Волк добрый.
Мальчик-с-пальчик сговорился с братьями
убежать из дома, бросить бедных родителей, но те
продырявили ему карман и насыпали туда риса.
Золушка,
дрянная девчонка, издевалась над замечательной
мачехой, отбила у сестры жениха…
ПРОДОЛЖЕНИЕ СКАЗКИ
Сказка закончилась. А что было потом? Ответ на
этот вопрос и будет новой сказкой.
Золушка вышла замуж за Принца. Она неряшливая, в
засаленном фартуке, вечно торчит на кухне у
плиты. Такая жена Принцу надоела. Зато весело
можно проводить время с ее сестрами,
привлекательной мачехой…
САЛАТ ИЗ СКАЗОК
Это история, в которой живут персонажи
различных сказок.
Буратино оказался в домике семи гномов, стал
восьмым другом Белоснежки…
Красная Шапочка повстречала в лесу
Мальчика-с-пальчика и его братьев…
КАРТЫ ПРОППА
Русский филолог В.Я. Пропп утверждал, что все
народные волшебные сказки имеют одну структуру.
В основе лежат функции действующих лиц. Эти
функции варьируются, видоизменяются, но их всего
31.
1. Отлучка кого-либо из членов семьи.
2. Запрет, обращенный к герою.
3. Нарушение запрета.
4. Выведывание.
5. Выдача.
6. Подвох.
7. Невольное пособничество.
8. Вредительство или недостача.
9. Посредничество.
10. Начинающееся противодействие.
11. Герой покидает дом.
12. Даритель испытывает героя.
13. Герой реагирует на действия будущего
дарителя.
14. Получение волшебного средства.
15. Герой переносится, доставляется,
приводится к месту, где находится предмет
поисков.
16. Герой и антагонист вступают в борьбу.
17. Героя метят.
18. Антагонист побежден.
19. Беда или недостача ликвидируется.
20. Возвращение героя.
21. Герой подвергается преследованиям.
22. Герой спасается от преследования.
23. Герой неузнанным прибывает домой или в
другую страну.
24. Ложный герой предъявляет необоснованные
притязания.
25. Герою предлагается трудная задача.
26. Задача решается.
27. Героя узнают.
28. Ложный герой или антагонист изобличается.
29. Герою дается новый облик.
30. Враг наказывается.
31. Герой вступает в брак.
Не во всех сказках есть все функции.
Последовательность может нарушаться, но схема
остается та же.
На основе этих функций можно строить множество
сказочных историй. (Обязательные функции,
которые встречаются в любой волшебной сказке,
выделены здесь жирным шрифтом. Можно предложить
детям сначала проверить на одной из сказок,
действительно ли эти функции в ней есть. – Ред.)
«СТАРАЯ СКАЗКА В НОВОМ КЛЮЧЕ»
В любой волшебной сказке можно изменить время
или место действия. И сказка приобретет
необычную окраску.
Приключения Колобка в XXI веке…
МАТЕРИАЛ ДЛЯ ПЕРСОНАЖА
Из
характерных особенностей персонажа можно
вывести и его приключения.
Пусть героем будет стеклянный человек. Стекло
прозрачное. Можно читать мысли нашего героя, он
не может говорить неправду. Мысли можно скрыть,
только надев шляпу. Стекло хрупкое. Все вокруг
должно быть обито мягким, рукопожатия отменены.
Врачом будет стеклодув…
Деревянный человек должен опасаться огня, в
воде он не тонет…
Человек из мороженого может жить только в
холодильнике, там же происходят и его
приключения…
БИНОМ ФАНТАЗИИ
Возьмем любые два слова: пес и шкаф.
Возникают такие варианты соединения слов:
пес со шкафом,
шкаф пса,
пес на шкафу,
пес в шкафу и т.д.
Каждая из этих картин служит основой для
придумывания истории.
По улице бежит пес со шкафом на спине. Это его
будка, он всегда ее таскает на себе…
С.Г. ЯСИНСКАЯ,
г. Череповец,
Вологодская обл. |